«Антология»

Антология в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Антология»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  8. Толковый словарь Ушакова
  9. Толковый словарь Ефремовой
  10. Большой энциклопедический словарь
  11. Современная энциклопедия
  12. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  19. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  20. Литературная энциклопедия
  21. Энциклопедический словарь
  22. Тезаурус русской деловой лексики
  23. Большой Энциклопедический словарь
  24. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (греч., т. е. цветослов, лат. florilegium) — служит обыкновенно заглавием сочинения, представляющего сборник избранных статей, стихов, изречений или афоризмов. Уже в древности составлялись такие сборники, особенно маленьких, по большей части эпиграфических, стихотворений различных авторов; из числа таких А. более всех известна греческая. Первый составитель такого сборника был Мелеагр из Гадары в Сирии, около 60 г. до Р. Х.; потом на этом поприще известны: Филипп из Фессалоники, вероятно, во времена Траяна, Диогениан из Гераклеи, Стратон из Сард (оба последние жили при Адриане) и в VI в. после Р. Х. Агафий. Но все эти древние сборники, которые, впрочем, носили разнообразные заглавия, не дошли до нас. Мы имеем только два более поздние сборника: один составленный в Х в. Константином Кефалом, который пользовался своими предшественниками, в особенности Агафием; второй — Максимом Планудом в XIV в., константинопольским монахом, который, вообще, своим выбором из "Антологии" Кефала обнаружил совершенное отсутствие вкуса, но, с другой стороны, присовокупил известное число любопытных эпиграмм, относящихся в особенности к произведениям искусства. Последний сборник издан был впервые ученым греком Иоанном Ласкарисом во Флоренции 1494 и был еще потом несколько раз перепечатан, напр. в Венеции 1503 г. и во Флоренции 1519 г. Из всех до сих пор упомянутых сборников исключительно последний был известен долгое время, и только Генрих Степан выпустил издания в Париже 1566 года, пополненное и из других источников и перепечатывавшееся впоследствии много раз. Известно еще издание с латинским метрическим переводом Гуго Греция, начатое де Бошем и оконченное Леннепом (5 т., Утрехт, 1795—1822). Между тем Салмазий нашел 1606 в гейдельбергской библиотеке единственный уцелевший список Ант. Константина Кефала, сравнил его со списком Плануда и выписал из него все поэмы, которых у Плануда не было. Однако обещанное им издание не явилось в свет, равным образом как и издание, предпринятое д'Орвиллем. Гейдельбергская рукопись в Тридцатилетнюю войну была перенесена в Рим, оттуда во времена революционных войн в Париж и наконец в 1816 г. возвратилась в Гейдельберг. В это время несколько раз выдержки из нее, Салмазия и Сильбурга являлись в печати во всем своем объеме или в отрывках под заглавием: "Anthologia inedita". Весь материал, увеличенный отрывками древнейших писателей, идиллиями буколических поэтов, гимнами Каллимаха и эпиграммами, найденными в надписях и других сочинениях, издан Брунком в "Analecta veterum poetarum Graecorum" (3 т., Страсб., 1776) и потом, но с некоторыми пропусками, Якобсом в его "Anthologia Graeca sive poetarum Graecorum lusus ex recensione Brunckii" с объяснениями (13 т., Лейпц., 1794—1814). Затем Якобс приготовил второе издание на основании копии, сделанной в Риме 1776, из пфальцской рукописи; в основание этого издания вошла рукопись "Ант-ии" Константина Кефала, к которой присоединены эпиграммы, найденные у Плануда и в других источниках: "Anthologia Graeca ad fidem codicis olim Palatini nunc Parisini ex apographo Gothano edita" (3 тома, Лейпциг, 1813—17). Велькер присовокупил сюда два дополнения из различных источников в "Sylloge epigrammatum Graecorum" (Бонн, 1828—29). Новое издание по подобному плану с латинским переводом и комментариями Дюбнера (умершего до окончания второго тома) появилось в Париже (т. 1 и 2, 1864—72). Переводили также на немецкий язык некоторые избранные отрывки: Штольберг, Фосс, Конц, в особенности же Гердер в своих "Zerstreute Blätter" (ч. I и II) и Якобс в "Leben und Kunst der Alten" (2 т., Гота, 1824); в новейшее время Регис (Штутгарт, 1856). Полный перевод предпринят был Вебером и Тудихумом (Штутг., 1838 и след.).

    Мы не имеем ни одной древней римской А.; только более поздние писатели стали составлять сборники наподобие греческих; они черпали материал из одного большого сборника, относящегося к VI в. после Р. Х., или же выбирали разбросанный в рукописных сочинениях и надписях. Первым таким составителем был Скалигер, издавший "Catalecta veterum poetarum" (Лейд., 1573); к этому сборнику примкнули: т. н. "Priapeia" и изданные Питеем в Париже 1590 г. "Epigrammata et poemata vetera ex codicibus et lapidibus collecta". Этими изданиями пользовался Петр Бурман Младший для своей "Anthologia veterum Latinorum epigrammatum et poematum" (2 тома, Амстердам, 1759—73), которая заключает в себе 1544 отдельных стихотворений и во второй раз, пополненная и исправленная, издана Майером (2 т., Лейпциг, 1835). В 1869 г. было предпринято Ризом новое критическое издание, из которого многое было исключено.

    Литературы восточных культурных народов весьма богаты подобными сборниками, в которых или сгруппированы по отдельным предметам извлечения из лучших поэтов, или же выдержки из стихотворений одного поэта; к ним часто присоединены биографические заметки, изложенные в хронологическом порядке, по национальностям. Древнейшую известную А. имеют китайцы в книге Ши-кинг, которая принадлежит к каноническим книгам и авторство ее приписывается Конфуцию. Санскритская литература имеет сравнительно только немногие антологические сборники. Зато богаче в этом отношении арабская литература, от которой обычай составлять антологии перешел в персидскую литературу; персидские же многочисленные и часто очень обширные сборники, называющиеся "Tedskireh", послужили образцом для тюркских, османских и мусульмано-индусских сборников.

    Многочисленные сборники избранных отрывков из произведений поэтов или других писателей, которые являются во всех европейских странах, носят тоже часто названия А.; их цель обыкновенно педагогического и популярно-исторического характера, и поэтому они имеют весьма малое литературное значение. А. весьма сродна хрестоматия.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (греч. anthologiа, от ánthos — цветок и légo — собираю)

    сборник, содержащий избранные стихи или различные изречения и фрагменты многих авторов. А. известны с древних времён на Востоке и в Греции; были распространены в древнерусской литературе («изборники») и в литературе конца 18 — начала 19 вв. В начале 20 в. вышли А.: П. Я. (П. Ф. Якубович) — «Русская муза» (1907), «Поэзия Армении с древнейших времён до наших дней в переводе русских поэтов» (под редакцией В. Я. Брюсова, 1916) и др. В советское время издан ряд А. поэзии народов СССР в переводах на русский яз.

    Антологические стихи (термин 1-й половины 19 в.) — стихи в античном духе, например «К постарелой красавице» К. Н. Батюшкова или «Нереида» А. С. Пушкина, позднее — некоторые стихи Н. Ф. Щербины, А. Н. Майкова.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. антоло́гия;
    2. антоло́гии;
    3. антоло́гии;
    4. антоло́гий;
    5. антоло́гии;
    6. антоло́гиям;
    7. антоло́гию;
    8. антоло́гии;
    9. антоло́гией;
    10. антоло́гиею;
    11. антоло́гиями;
    12. антоло́гии;
    13. антоло́гиях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    жен., греч. * цветник; сборник мелких образцовых статеек или стихотворений; антологичный, антологический, к этому роду поэзии принадлежащий, относящийся

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    АНТОЛО́ГИЯ, -и, жен. Сборник избранных художественных произведений разных авторов. А. античной поэзии.

    | прил. антологический, -ая, -ое.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , ж. лит.

    Сборник избранных произведений, преимущественно стихотворений, разных авторов.

    Антология советской поэзии.

    [От греч. ’ανθολογία — собрание цветов (название сборников избранных произведений древнегреческой поэзии)]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (иноск.) — сборник стихотворений, собств. собрание цветов (поэзии), намек на "антологию", сборник греческих эпиграмм X в

    Ср. Природа и люди здесь будто другие, как будто картины из ярких цветов антологии древней Эллады.

    А. Майков. Очерки Рима.

    Ср. ανθολογία (άνθος, цветок — λέγειν, собирать).

  13. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  14. Толковый словарь Ушакова

    АНТОЛО́ГИЯ, антологии, жен. (от греч. antos - цветок и lego - собираю) (лит.). Собрание мелких лирических стихотворений, преим. разных авторов. (От названия древнегреческих и римских сборников эпиграмм.)

  15. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  16. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Сборник избранных - обычно поэтических - произведений разных авторов, представляющий литературу определённого периода, направления и т.п.

  17. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    АНТОЛОГИЯ (греч. anthologia - букв. - собрание цветов), сборник избранных произведений (литературных, философских, музыкальных) разных авторов.

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Современная энциклопедия

    АНТОЛОГИЯ (греческое anthologia, буквально - собрание цветов), сборник избранных произведений (литературных, философских, музыкальных) разных авторов.

  21. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  22. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  23. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    лит. anthologyж. anthology.

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж лит.

    Anthologie f, pl -gien

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    антология ж лит. Anthologie f, pl -gi|en

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    антологияAnthologie {f}

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    anthologie f

    антология современной поэзии — anthologie de la poésie contemporaine

  33. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  34. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    antología f, florilegio m

  35. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  36. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    antologia

  37. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  38. Литературная энциклопедия

    Антология

    АНТОЛОГИЯ (греч. — выбор цветов) — первоначальное название сборников избранных произведений древнегреческой поэзии. Из таких сборников одним из древнейших и первым по богатству и разнообразию содержания является сборник, составленный поэтом Мелеагром из Гадары (в Сирии) в I в. до христ. эры и названный им «Stefanos» (Венок). В него вошли, вместе с произведениями самого Мелеагра, песни, элегии и эпиграммы сорока греческих поэтов, начиная от классиков VII в. до христ. эры и кончая современниками составителя. «Венок» Мелеагра послужил образцом для всех последующих А. По примеру греческой А., это название перешло и к сборникам латинской поэзии, а также применяется и к собранию стихов в восточных литературах. Из латинских А. дошли до нас сборники поздних латинских поэтов в рукописях VI-XIV вв. Из них наиболее известна парижская рукопись, составленная в Африке в VI в. Первым издателем латинской А. был Иосиф Скалигер (Лейпциг, 1573). В первой половине XIX в. под А. разумели сборник античной поэзии. Дворянская литература того времени изобиловала подражаниями этой поэзии. Отсюда возникло понятие антологической поэзии, к-рое развил Белинский (Полн. собр. сочин. Под редакцией С. А. Венгерова, т. VI, ст. «Гёте, Римские элегии»). Сущность этой поэзии он видел «не столько в содержании, сколько в форме и манере». Отличительными признаками антологического стихотворения, по его мнению, являются: «простота и единство мысли, способной выразиться в небольшом объеме, простодушие и возвышенность в тоне, пластичность и грация формы». «Антологическая» поэзия была у нас в большом ходу в первой половине XIX в. (Батюшков, Пушкин и поэты «Плеяды»). Впоследствии она возродилась у Фета, Щербины и Аполлона Майкова, а затем у символистов, особенно у Вяч. Иванова. В настоящее время слову «А.» придается широкий смысл, означающий название вообще всякого сборника избранных произведений литературы как античной или восточной, так и современной, будь то проза или стихи, или изречения, афоризмы, мысли и т. п., так что под это название может подойти любая хрестоматия или «Чтец-декламатор». Появление А. нередко служит признаком упадка литературного творчества, как было напр. в античной поэзии. Спрос на А. в наше время объясняется главным образом потребностью ознакомления широких читательских масс с итогами литературы по образцам вследствие невозможности полностью охватить ее колоссальный объем.

  39. Источник: Литературная энциклопедия



  40. Энциклопедический словарь

    АНТОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. anthologia - собрание цветов]. Сборник избранных произведений (преимущественно стихотворных). разных авторов, представляющих одну эпоху или одно литературное направление. А. советской поэзии. По названию сборников избранных произведений древнегреческой поэзии.

    Антологи́чный, -ая, -ое.

    * * *

    антоло́гия

    (греч. anthología, буквально — собрание цветов), сборник избранных произведений (поэтических, философских, музыкальных) разных авторов, чаще представляющих литературу одного народа. В начале XIX в. в России антологией называли сборники античной поэзии, а антологическими — стихи на мотивы античных авторов, с преимущественным описанием природы и образцов искусства.

    * * *

    АНТОЛОГИЯ

    АНТОЛО́ГИЯ (греч. anthologia, букв. — собрание цветов), сборник избранных произведений (литературных, философских, музыкальных) разных авторов.

  41. Источник: Энциклопедический словарь



  42. Тезаурус русской деловой лексики

  43. Источник:



  44. Большой Энциклопедический словарь

  45. Источник:



  46. Толковый словарь Даля

  47. Источник: