искусственное возвышение в виде вала, большею частью из земли, иногда же из фашин, камня или соединения этих материалов. Д. строятся в низких местах долин, в болотах и руслах рек, а также вдоль морских берегов, для проведения полотна дорог над водою или же для целей гидротехнических (см. Внешние портовые сооружения, Плотины). Высота Д., назначенной для железной или шоссейной дороги, должна быть настолько значительна, чтобы дорожное полотно не затоплялось высокою водою (см. Горизонт воды в реках), причем полотно возвышается над высокими водами не менее 1 м (для русских железных дорог установлено 0,6 саж.). Ширина Д. поверху определяется установленным размером полотна дороги, а для речных и морских Д. — условием устойчивости. Ширина основания Д. зависит от ширины ее гребня, высоты Д. и допускаемой крутизны откосов, смотря по роду материала. Для возведения железнодорожных и шоссейных Д. предпочитают грунт, не удерживающий в себе воду, песчаный, гравелистый; глина же для этой цели не пригодна. Откосам земляных Д. придают уклон одиночный или полуторный, т. е. ширину 1 или 1,5 м на каждый метр высоты. В откосах высоких Д. устраиваются через каждые 2-8 м уступы в виде горизонтальных площадок, так наз. бермы, шириной в 0,5 м, которые увеличивают устойчивость Д. и затрудняют размыв откоса водою. Д. насыпаются слоями в 0,25-0,5 м высоты, причем каждый слой утрамбовывается для большего уплотнения земли. Если грунт, употребляемый на насыпку Д., неудобен для засевания, то откосы дернуются или покрываются слоем растительной земли толщиною 15-20 см, который засевается травою; речные же Д. часто засаживаются кустарником ивовой или другой быстро растущей породы для закрепления поверхности. Откосы Д., подверженные напору текучей воды или ударам волн, замащиваются камнем до горизонта высоких вод. Часто также откосы Д. к стороне воды делаются более пологими сравнительно с противоположным (нагорным) откосом. Для укрепления откосов Д. употребляются также фашины, колья, забитые рядами, плетни из хвороста и т. д. Если Д. строится на болотистой почве, то вода может просачиваться под основанием Д. и способствовать ее разрушению. В таком случае надо предварительно выкопать в болотном грунте ров достаточной глубины и ширины, утрамбовать его глиной и на этом искусственном основании возвести Д. При постройке наших железных дорог в Полесье, искусственные основания для Д. в болотах устраивались из деревянных ростверков. При пересечении дорогами обширных впадин почвы, где сооружение Д. значительной длины и высоты становится невыгодным, их заменяют виадуками (см.). В недавнее время для увеличения устойчивости речных Д. стали делать ядро насыпи из камня или бетона (Д. нового Кротонского водопровода близ Нью-Йорка).
А. Таненбаум.
(от голл. dam)
гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине (См. Земляная плотина). Различают Д. напорные и безнапорные. Напорные Д. сооружают для защиты речных и морских прибрежных низменностей от затопления, обвалования каналов (оградительные Д.) и для сопряжения напорных гидротехнических сооружений гидроузлов с берегами (сопрягающие Д. ). Безнапорные Д. возводят для направления потока с целью регулирования и выправления русел (см. Регуляционные сооружения); для улучшения условий судоходства и работы водопропускных и водозаборных гидротехнических сооружений (ГЭС, водосливных плотин, отверстий мостов, насосных станций и т. п.). Безнапорные Д. могут быть незатопляемыми и затопляемыми; в зависимости от расположения Д. относительно направления потока их называются продольными или поперечными. Д. строятся обычно из местных материалов (главным образом каменной наброски); небольшие Д. — из земли, хворостяной, фашинной кладки и т. п.
жен., нем. насыпь валом, от воды или для запруды; гать, гребля, запруда, оплот, плотина. Дамбовый, плотинный.
ДА́МБА, -ы, жен. Гидротехническое сооружение вал для предохранения от затопления водой низких мест, для ограждения водохранилища. Оградительная д.
| прил. дамбовый, -ая, -ое.
-ы, ж.
Гидротехническое сооружение, искусственная насыпь для предохранения местности от затопления, для ограждения водохранилищ и т. п.
[От голл. dam]
ДА́МБА, дамбы, жен. (нем. Damm) (спец.). Насыпь или вал на берегах для предохранения от затопления или размывания или для удержания воды в водохранилище.
ж.
Гидротехническое сооружение, вал для предохранения низких мест от затопления, для ограждения водохранилища, регулирования речного русла и т.п.
ДАМБА (от голл. dam) - гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные оградительные (ограждающие валы или защитные дамбы), предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления, и сопрягающие - для соединения сооружений гидроузла с берегами; безнапорные - для регулирования русел рек.
ДАМБА, гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные, например ограждающие валы для защиты прибрежных низменностей от затопления, и безнапорные - для регулирования русел рек, улучшения условий судоходства и т.д.
гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от затопления, ограждения искусственных водоёмов и водотоков, направленного отклонения потока воды и других целей
(Болгарский язык; Български) — дига
(Чешский язык; Čeština) — hráz; ochranná hráz
(Немецкий язык; Deutsch) — Deich; Damm
(Венгерский язык; Magyar) — töltés; gát
(Монгольский язык) — далан
(Польский язык; Polska) — obwałowanie; wal
(Румынский язык; Român) — dig
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — nasip
(Испанский язык; Español) — dique
(Английский язык; English) — dike; embankment; dam
(Французский язык; Français) — digue; jetée; mole
Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках
да́мба стар. дам, у Петра I; см. Смирнов 99. Из голл. dam или нж.-нем. damm. Относительно б ср. Лаш, Mnd. Gr. 145 и сл. и лтш. dam̃bis – то же; см. М. – Э. 1, 436.
жен. dam, levee;
dike, dyke строить дамбу ≈ to causewayж. dam;
(защитная) dike.
bank, banking, bund, dike dam, dam, dike, embankment, water stop, stop
ж
Damm m (умл.)
дамба ж Damm m 1a*
ж.
digue f; jetée f; môle m(мол)
ж.
dique m, espolón m
ж.
diga, argine m
ДАМБА, барьер или прибрежная насыпь, которые служат для сдерживания или регулирования течения воды. Дамбы служат для осушения земель на побережье (как издавна делается в Нидерландах), а также для предотвращения наводнений.
ДА́МБА -ы; ж. [от голл. dam] Гидротехническое сооружение, искусственная насыпь для предохранения местности от затопления, для ограждения водохранилищ и т.п. Земляная д. Строить дамбу в Невской губе.
* * *
да́мба(от голл. dam), гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные — оградительные (ограждающие валы, или защитные дамбы), предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления, и сопрягающие — для соединения сооружений гидроузла с берегами; безнапорные — для регулирования русел рек.
* * *
ДАМБАДА́МБА (от голл. dam), гидротехническое сооружение, аналогичное по устройству земляной плотине. Различают дамбы: напорные оградительные (ограждающие валы или защитные дамбы), предназначенные для защиты низменностей в долинах крупных рек и морских побережий от затопления, и сопрягающие — для соединения сооружений гидроузла с берегами; безнапорные — для регулирования русел рек.
[галл. dam] — 1. Береговой естественный высокий прирусловый вал, преимущественно в нижней части крупных рек, текущих по аккумулятивной равнине, приуроченной к тект. прогибу (реки По, Миссисипи, Сырдарья, Терек, Кубань и др.). Образуется в результате осаждения приносимого рекой материала, особенно во время половодья. Высота Д. достигает 6—8 м над поймой, поэтому иногда уровень воды в реке бывает выше поймы и сдерживается лишь Д., прорыв которой вызывает катастрофическое наводнение на пойме. В густонаселенных местах естественные Д. используются и искусственно укрепляются дополнительно. 2. Искусственная Д.— гидротехническое сооружение в виде вала (из земли, камня и бетона), предохраняющее берег от затопления, размывания, служит для удержания воды в водохранилище.
(от голл. dam) - гидротехнич. сооружение, аналогичное по устройству грунтовой плотине. Различают Д. напорные (для защиты реч. и мор. прибрежных низменностей от затопления, обвалования каналов, сопряжения напорных гидротехнич. сооружений гидроузлов с берегами) и б е з н а п о р н ы е (для регулирования реч. русел, улучшения условий судоходства и работы водопропускных и водозаборных сооружений).
ДАМБА — гидротехническое сооружение в виде вала (из земли, камня и бетона); предохраняет низкие места от затопления, а берег от размывания, служит для удержания воды в водохранилище, для прокладки пути над водой и улучшения условий судоходства и работы водопропускных и водозаборных сооружений.
bank, banking, bund, dike dam, dam, dike, embankment, water stop, stop
* * *
да́мба ж.embankment, dike, levee
да́мба обвалова́ния — (river) embankment
огради́тельная да́мба — dike
да́мба с прое́здом по гре́бню — causeway
струенаправля́ющая да́мба — training wail, repelling groyne, guide bank
* * *
banking
ж. гидр.
diga f; argine m
- береговая дамба
- верховая дамба- запрудная дамба
- затопляемая дамба
- защитная дамба
- земляная дамба
- кольцевая дамба
- морская дамба
- насыпная дамба
- незатопляемая дамба
- низовая дамба
- оградительная дамба
- опоясывающая дамба
- основная дамба
- портовая дамба
- противопаводковая дамба
- речная дамба
- дамба с двойной стенкой
- дамба смешанной конструкции
- фашинная дамба
гидр., техн.
га́тка, да́мба
- оградительная дамба
- струеотводная дамбагидр., техн.
га́тка, да́мба
- оградительная дамба
- струеотводная дамбагидр.; техн. да́мба
1) гидротехническое сооружение в виде насыпи для защиты территории от наводнений, для ограждения искусственных водоемов и водотоков, для направленного отклонения потока воды;
2) гидротехническое сооружение из намывного грунта (речного аллювия), земли, камня, бетона, предназначенное для защиты территории, инженерного объекта от затопления, разрушения водным потоком, занесения наносами (защитная Д.), для изменения направления течения воды в реке или стеснения потока при выправительных и регуляционных работах (струенаправляющая Д.), а также для образования подпора на водохранилищах. Д. могут перегораживать все русло и пойму (плотины водохранилищ), пойму (подходы к мостовым переходам), рукава реки, часть русла (полузапруды), быть вытянутыми вдоль русла (продольные Д.), представлять собой искусственные валы, возвышающиеся над максимальным уровнем половодья (Д. обвалования, возведенные для противопаводковой защиты). Высота струенаправляющих Д. (полузапруд, продольных Д.) зависит от регулирования русла в межень или половодье (Д, меженного или весеннего регулирования).