«Сани»

Сани в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Сани»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  11. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  15. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  16. Литературная энциклопедия
  17. Энциклопедический словарь
  18. Словарь индуизма
  19. Русско-английский политехнический словарь
  20. Dictionnaire technique russo-italien
  21. Автомобильный словарь
  22. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"
  23. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"
  24. Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  25. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (древн.) — были древнейшей повозкой, развившейся из первоначальной волокуши и употреблявшейся не только в странах северных, но и в южных, напр. в Египте. В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны С. они были наиболее распространенными даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний С. употребляются летом и до сих пор. В Древней Руси езда на С. считалась более почетной, чем на колесах, отчего С. употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII ст. Старинные С. имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них большею частью запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и особенно у великих князей и царей С. отличались богатым убранством; царские С. часто стоили 200—300 руб. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но при выездах, напр., царя Алексея Михайловича в С. стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на особо приделанных уступах, или "полках". Одинаковые по форме с мужскими женские С. были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом С. закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали С. при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предлагались самые нарядные С., покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, при чем соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви — с женихом. Первое летописное известие об употреблении С. при похоронах находим при описании похорон Владимира Святославича, под 1015 г.: тело покойника не только везли до церкви в С., но и ставили в ней его тоже на С. Позднейшие известия, до XVII в., также указывают на употребление С. при похоронах членов великокняжеской и царской семьи. Иногда С. служили носилками для сопровождавшей гроб вдовы или матери покойного. По исследованию профессора Д. Н. Анучина, С. употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, но и у финнов, и в Западной Европе, и даже в Египте (где мумии были возимы в С., в стоячем положении). Слово "сани" — славянское, заимствованное от славян латышами, мадьярами и румынами; происходит оно, по мнению проф. Р. Ф. Брандта и В. Ф. Миллера, от "сань", что значит "змея"; относится оно собственно к полозьям ввиду их сходства со змеей. Синонимами С. на Руси были "возила", "дровни", позже "каптана" и "избушка". См. Н. И. Костомаров, "Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII ст." (СПб., 1887); Д. Н. Анучин, "С., ладья и кони как принадлежности похоронного обряда. Археологическо-этнографический этюд". (М., 1890).

    В. Р—в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    распространённый тип повозки без колёс, обычно имеют полозья (С. без полозьев — некоторые виды волокуши (См. Волокуша), Тобогган канадских индейцев, кережка лопарей и др.). С. возят лошади, олени, собаки. К С. относятся дровни, Нарты народов Севера и разные виды С. с кузовом: открытые С. с верхом (балочок или кибитка) и др. С. древнее, чем колёсная повозка, они были известны не только в северных, но и в южных странах. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались С. в похоронном обряде (Древний Египет, Древняя Русь и др.). В России до конца 17 в. торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными, т.к. езда на С. считалась более почётной, чем в экипаже. В районах бездорожья на Крайнем Севере, а местами и в Южной Сибири С. нередко заменяли колёсную повозку и в летнее время. С. применяются в сельских местностях тех стран, где зима снежная. С. используются также в спортивных целях (см. Санный спорт). В различных областях народного хозяйства применяются и Аэросани.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. са́ни;
    2. сане́й;
    3. саня́м;
    4. са́ни;
    5. саня́ми;
    6. саня́х.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    жен., мн. санки, саночки; санишки; санищи; вообще, полозья, на коих скользит, едеть груз по наклонному или вообще по гладкому пути; скользучие полозья, замест колес.

    | Зимняя, езжалая повозка на полозьях; сани открытые; сани с верхом, болочок или кибитка; сани троичные, парные, одиночные. Дорожные сани, пошевни, обшевни; крестьянские сани, дровни; маленькие, городские, козыречки, козырьки, сиб. скачки; сани под карету, полозки; ручные санки, или для катанья с гор, салазки, первые также чунки. Оленьи, собачьи сани, нарта; в камч. санка жен. собачьи сани.

    | Сани, мор. подделанные под вновь выстроенное судно полозья, на которых оно съезжает в воду по спуску.

    | Санки, пск., твер. салазки, челюсти, нижние скулы;

    | грудная кость у птиц, дужка, вилка. Говорят и санка, скула, челюсть.

    | На канатн. ·заводск. сани, тяжелые, грубого устройства полозья со стойками, в кои вставлена чурка; спускаемый канат обнимает прядями своими чурку, и скручиваясь, пятит сани по просаку. Главные части в ездовых санях: полозья, коих загнутые концы головки; в полозья вставляются копылья, связанные поперек вязками; на копыльях грядки, на них (буде есть) кузов; в грядки вдалбливаются отводы, к головкам привертываются закрутками оглобли. Привыкла собака за возом бежать, бежит и за саньми. Мои саночки, малеваночки, саночки самокаточки! Гужем на полозу, зимним путем, на санях. Летом на санях только по просаку ездят. Мерина украдем, а сани сделаем сами. Олончане воеводу летом на санях возили, по непроезжим болотам. Седя на санех говорят (Владимир Мономах), ·т.е. будучи на смертном одре. Саночки расписные, а дома есть нечего. Будут сани - поедем и сами. Телега дом собирает, а сани разоряют (т. е. лето и зима). Телега хлеб в дом возит, сани на базар. Выигрыш с проигрышем на одних санях ездят. Готовь летом сани, а зимою телегу. На семеры сани, по семеры в сани. Не садись в боярские сани. Не в свои сани не садись. Тот же Савка, на тех же санках. Каковы сами, таковы и сани. Сани заартачились, оттого и лошадь стала. Сенька везенька, вези бабу на санках; санки скок, Сеньку в лоб. Сани бегут, самокатки бегут, а оглобли стоят? (река и берега). Санные подреза, оковка полозьев. Санный путь, зимний. Саночная полость, ковер. Санник, мастер, работающий сани или дровни. У нас вся деревня санники, зимой этим промышляем. Санник да тележник, а выехать не на чем!

    | Санник, олон. городские сани.

    | Санник, ·стар. санный конь; при тогдашних дорогах, зимой всегда ездили гусем, к чему лошади должны быть приучены. Санничий, ·стар. придворная должность, заведующий саньми. Пожаловал есть Ознобишу санничим в путь.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    СА́НИ, -ей.

    1. Зимняя повозка на полозьях. Ехать в санях или на санях. Не в свои с. не садись (посл.).

    2. Спортивный снаряд на полозьях для скоростного спуска по специально оборудованной ледяной трассе. Гоночные с. Одноместные, двухместные с.

    | прил. санный, -ая, -ое. С. обоз. С. путь. С. спорт.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    -е́й, мн.

    Зимняя повозка на полозьях.

    Готовь летом сани, а зимой телегу. Поговорка.

    Сани извозчиков скользили по мягкому снегу почти бесшумно. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.

    не в свои сани сесть

    занять неподобающее место, положение на службе, в обществе, не соответствовать занимаемому месту, положению.

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    СА́НИ, саней, ед. нет.

    1. Зимняя повозка на двух полозьях. Ехать в санях или на санях. «Не велеть ли в сани кобылку бурую запрячь?» Пушкин. Парные сани.

    2. Название различных транспортных средств на полозьях с моторизованной тягой (тех.). Арктические сани-вездеходы. Сани с пропеллером (аэросани).

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    мн.

    Зимняя повозка на полозьях.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    са́ни мн., укр. са́ни мн., са́нка "полоз", др.-русск. сани мн., др.-русск., цслав. сань ж. "змея", болг. са́нка "санки", сербохорв. са̏они "сани", са̑њкати се "кататься на санях", словен. sanȋ мн., sȃnjkati sе, чеш. sáně "сани, челюсть, скула", saň ж. "дракон, змей", слвц. sane мн. "сани", saň ж. "дракон, змей", польск. sanie, sanki мн. "сани", sannice "полозья", в.-луж. sanje, н.-луж. sańe мн. "сани". Ввиду знач. "сани, санный полоз" и "змея" (ср. по́лоз, чеш. рlаz "пресмыкающееся") исконнослав. происхождение вероятнее, чем заимств. Сравнивают с лит. šónas "бок, сторона", лтш. sãns – то же, первонач. "ребро"; недостоверна связь с греч. σανίς, род. п. -ίδος ж. "свая, балка, толстая доска" (с возможным *ks-); см. Зубатый, AfslPh 16, 410 и сл.; М.–Э. 3, 804 и сл.; Траутман, ВSW 298; Цупица, ВВ 25, 93; Брюкнер, KZ 45, 106 и сл.; 48, 170; AfslPh 11, 138; Шрадер–Неринг 2, 322. Ср. греч. σηνίκη ̇ ἄτροχος ἅμαξα (Гесихий), в котором предположили "восточноевропейский" элемент (Хирт, Idgmanen 699; Розвадовский, RS 5, 255; Шрадер–Неринг, 1, 450; Якобсон, ᾽Αντίδωρον 205). Следует отклонить попытки объяснения слова сани как заимств. из фин.-угорск. (ср. саам. к. čiønnе "вид саамских саней", манси šun), вопреки Калиме (WuS 2, 183 и сл; RS 6, 82), Фасмеру (RS 4, 166), а также попытки сблизить это слово с тат. čаnа "сани", казах. šаnа, монг. čаnа, бурят. sаnа, калм. tsanǝ "сани, лыжи" (о последних ср. Радлов 4, 286, 1856; Рамстедт, KSz 15, 135), поскольку эта близость носит исключительно случайный характер, вопреки П. Шмидту (JSFOu 42, 5). Др.-русск. обычай везти покойника на кладбище на санях даже летом (Срезн. III, 258) объясняет др.-русск. выражение: сидѣти на саньхъ "стоять одной ногой в могиле" (Шрадер–Неринг, I, 129).

    • [См. еще из литературы: Кипарский, "Охfоrd Slavonic Рареrs", 3, 1952, стр. 68; Мошинский, Zasiąg, стр. 215; Рясянен, UAJb., 25, 1953, стр. 23 (где отстаивается мысль о заимствовании из фин.), а также Абаев, Ист.-этимол. словарь, I, 1958, стр. 398, который сравнивает славянские слова еще с осет. ǯоnуǧ / conæǧ "сани; челюсть". – Т.]

  17. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    мн. sledge, sleigh;
    toboggan, luge ед.;
    спорт ехать на/в санях ≈ to drive in a sledge/sleigh не в свои сани не садись ≈ don't bite off more than you can chew, don't try to do smth. yor are not fit forмн. sledge sg., sleigh sg., sled sg. амер.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    мн. ч.

    Schlitten m; Rodelschlitten m(спортивные)



    готовь сани летом, а телегу зимой посл. — der kluge Mann baut vor

    не в свои сани не садись посл. — Schuster, bleib bei deinem Leisten

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    сани мн. Schlitten m 1d; Rodelschlitten m (спортивные) а готовь сани летом, а телегу зимой посл. @ der kluge Mann baut vor не в свои сани не садись посл. @ Schuster, bleib bei deinem Leisten

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    мн.

    traîneau m

    ехать на санях, в санях — aller(ê.) en traîneau

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    мн.

    trineo m; спорт. luge m, tobogán m

    лесово́зные са́ни — trineo arrastratroncos



    не в свои́ са́ни не сади́сь посл. — no te metas en camisa de once varas; no te metas en libros de caballerías

    гото́вь са́ни ле́том посл. — prepara tu trineo en verano

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    мн.

    slitta f

    ехать на санях — andare in slitta



    не в свои сани не садись — ognuno stia al suo posto; ognuno faccia il suo mestiere

  29. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  30. Литературная энциклопедия

    Сани

    САНИ Сулейман Ахундов (1875—) — современный тюркский беллетрист и драматург. Получил образование в Закавказской учительской семинарии. Первое произведение С. — пьеса «Тамахкяр» (Жадный), 1899. С. писал для детей (популярны его «Курхулу Нагылар», «Карадже Кыз» и др.).

    Творчество С., несмотря на ярко выраженные прогрессивные тенденции, не чуждо элементов романтической идеализации феодального прошлого («Кан-Булаги» — Кровавый родник: пьеса «Лачин Ювасы»).

    Для С. характерно лирическое восприятие дйствительности («Караджеа Кыз»). Язык С. отличается доступностью.

  31. Источник: Литературная энциклопедия



  32. Энциклопедический словарь

    СА́НИ -е́й; мн.

    1. Зимняя повозка на полозьях. Ехать на санях, в санях. * Готовь сани летом (Погов.). Не в свои сани не садись (Посл.: не занимай положение, должность, не подходящие тебе). Финские сани (санки для катания с длинными узкими полозьями).

    2. Спортивный снаряд на полозьях для скоростного спуска по специально оборудованной трассе. Одноместные сани.

    Са́нищи, -ей; мн. Увелич. (1 зн.). Са́нки (см.). Са́нный, -ая, -ое; С-ые полозья. С. путь. С-ая дорога. С. спорт. С. поезд.

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. Словарь индуизма

    название планеты Сатурн, а также имя персонифицированного божества этой планеты в астрологии народов Юж. Азии. С ним связано название шестого дня недели (субботы). Астрологически влияние С. считается постоянным и наиб, вредоносным; одним взглядом С. может нанести непоправимое увечье. В иконографии С. — нередко уродливый, злой старик. Символический цвет — черный, растение — Mimosa albida.

    Н. Краснодембская

  35. Источник: Словарь индуизма



  36. Русско-английский политехнический словарь

    са́ни мн.

    sledge, sleigh

    трелё́вочные са́ни — yarding stedge

  37. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  38. Dictionnaire technique russo-italien

    мн. ч.

    slitta f

    - тракторные сани

    - трелёвочные сани

  39. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  40. Автомобильный словарь

    – тип повозки.

  41. Источник: Автомобильный словарь



  42. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Копыто (1):

    Чръна земля подъ копыты костьми была посѣяна, а кровію польяна: тугою взыдоша по Рускои земли. 17—18

    1092: По семь же начаша в дне являтися (бесы) на конихъ, и не бѣ ихъ видѣти самѣхъ, но конь их видѣти копыта. Пов. врем. лет, 141 (1377 г. ← нач. XII в.). 1169: (Полки рускыя) съмятошяся, и начаша ся бити между собою. Се же видевше новгородци изыдоша на поле, овы избиша, а другыя руками яша, а прочии побѣгошя, ничтоже вземше ни полонивше, толко взяша земли копытомъ. Псков. 2 лет., 21 (XV в.). Черна земля под копыты, костьми татарскими поля насѣяша, кровью земля пролита. Задон. Ист.-1, 543 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.). Се скот иже ясте от всѣх скот земских, весь скот на дву дѣля пазнокот, и копыто копытяно на двое. Библ. Генн., Лев. XI, 2—3 (1499 г.). А глава у нее (птицы страуса), аки утечья, а у ногъ копыта на двое. Хож. Триф. Кор.-1, 69 (XVII в. ← 1593—1594 гг.).

    ∆ При край было синего моря, / При усть было Тихаго Дунаю / Тут роспахана была пашня: / Не плугами и не сохами, — / Добрыих коней копытами; / Посеяна была пашня / Еще теми же драгунскими телами; / Взборонована была пашня / Еще теми же мурзавецкими копьями / Поли́вана была пашня / Тою ли християнской кровью. Киреевск. Песни, VIII, 127. Не черным-то зачернелось, / Зачернелось турецкое чисто поле. / Не плугами поле — не сохами пораспахано, / А распахано поле конскими копыта́ми, / Засеяно поле не всхожими семянами, / Засеяно казачьими головами. Там же, IX, 220. Вже почав вон (Хмельницкий) землю коньскими копытами орати, / Кровъю Молдавьскою поливати! Максим. Нар. укр. песни, 1, 41. Коли по̃до мною (березой) татаре стояли, / Копытами землю грасовали, / Мечами го̃льє обтинали. Головацк. Галицк. нар. песни, 1, 101. Вушками конь ўсе войско сослыхаиць, / Вочками конь ўсёе войско сосмотраиць... / Грыўкою конь ўсе поле усцилаиць, / Копытом конь белы камень разбиваиць. Шейн. Белор. сб., I, 1, 478.
    Копыты — твор. пад. мн. ч.
  43. Источник:



  44. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    [Сани] — ? (1):

    Всю нощь съ вечера бусови врани възграяху у Плѣсньска, на болони бѣша дебрьски сани (дебрь Кисаню?), и несошася къ синему морю. 23—34.

    1. Зимняя повозка на двух полозьях.

    1146: И бысть многое множество вои идоша к Галичю на Володимирка; и бысть дожчь и стече снѣгъ божиимъ промысломъ, и тако идяху на колихъ и на санехъ. Ипат. лет., 319 (XV в.). 1277: И избиша ѣ всѣ, а другиѣ изоимаша и в городъ ведоша, а Тюима на санехъ везоша: бѣ бо раненъ велми. Там же, 877. Рече: даи мудрому вину, и он премудрее явится; а безумнаго, аще и кнутьем бьешь, развязавъ на санех, не отъимеши безумия его. Посл. Дан. Заточ., 65 (XVII в. ← XIII в.).

    Ср. Даль (ТСЖВЯ): Сани — вообще, полозья, на коих скользит, едет груз ... || Зимняя, езжалая повозка на полозьях.
    || Сани как мера количества товара.

    А у Торопчи урока 40 гривенъ и 15 лисиць и 10 черныхъ кунъ ... трои сани рыбы, полавачникъ. Уставная грам. 1150 г. ДАИ, I, 8.

    2. Сани как принадлежность и символ похоронного ритуала.

    Святополъкъ потаи съмьрть отьца своего ... и въ ковъръ обьртѣвъше, съвѣсивъше ужи на землю, везъше на саньхъ, поставиша и въ церкви святыя богородица. Ж. Бор. Глеб. (Усп.), 9 а-б (XII в. ← XI в.). Посемь възьмъше Глѣба въ рацѣ камянѣ, въставивъше на сани, и имъше ужи повезоша. Там же, 20 г. 1054: Всеволодъ же спрята тѣло отца своего, възложьше на сани, везоша и́ Кыеву, попове поюще обычныя пѣсни. Пов. врем. лет, 108 (1377 г. ← нач. XII в.). 1078: И вземше тѣло его (Изяслава), привезоша и́ в лодьи, и поставиша противу Городьцю ... и възложивше тѣло его на сани повезоша и́. Там же, 133. 1288—1289: И тако преставися благовѣрныи христолюбивыи великии князь Володимѣръ ... и увиша и́ оксамитомъ со круживомъ, якоже достоить цесаремь, и возложиша и́ на сани и повезоша до Володимѣря ... и тако поставиша и на санѣхъ во церкви! Ипат. лет., 918—919 (XV в.).

    ∆Приказали ему попы соборныя тотъ часъ на саняхъ привести ко тоя церкви соборныя, поставить тело на паперти. Кирша Д., 92.
    Сѣдя на санѣхъ — приближаясь к смерти, находясь одной ногой в могиле.

    Сѣдя на санех, помыслих в души своей и похвалих бога, иже мя сихъ дневъ грѣшнаго допровади. Поуч. Вл. Моном., 153 (1377 г. ← нач. XII в.). Аще ли кому не люба грамотиця си, а не поохритаються, но тако се рекуть: на далечи пути, да на санех сѣдя, безлѣпицю си молвилъ. Там же, 153.

    Ср. Д. Н. Анучин (Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда. М., 1890, с. 1—2): „Употребление саней при похоронном обряде не только зимой, но и летом было делом обычным в допетровской Руси, особенно в княжеском и царском обиходе... В данном случае под «санями» следует разуметь какую-то особую повозку на колесах, — мнение, разделявшееся, между прочим, Успенским (в его «Опыте о русских древностях») и Котляревским (в его сочинении «О погребальных обычаях славян»)“. С. 30: „Успенский («Опыт повествования о древностях русских». Изд. 2-е, ч. 1. Харьков, 1818, стр. 140, примеч.) считает, что «слово „сани“ имело в древности троякое знаменование: 1) означало обыкновенный простой зимний экипаж; 2) одр или повозку, на которой относили или отвозили к погребению покойников и, наконец, 3) род носилок, на коих нашивали иногда знаменитых особ, а особливо женского пола»“. С. 38: „Сани вообще составляли, по-видимому, в древности наиболее парадный царский экипаж, и только к концу XVII в. с ними стали соперничать кареты“. С. 71: „Сани (дровни) развились из волокуши и были древнейшей повозкой. ... В некоторых странах, особенно в России, сани продолжали еще долго играть роль наиболее распространенной повозки, которой пользовались и летом, особенно в болотистых, лесистых и гористых местностях, где сани употребляются местами в летнее время года еще и теперь. Кроме того, при несовершенстве тряске) колесных экипажей и их дороговизне санями продолжали пользоваться летом еще долго и в городах во всех тех случаях, когда требовалось более покойное и солидное, хотя и медленное передвижение. Употребление саней при похоронном обряде могло обусловливаться, кроме того, большей древностью их, чем колесницы, а равно практиковавшимся ранее обычаем оставлять сани на могиле, что в применении к телеге или колеснице было менее удобно, вследствие ее большей ценности и редкости в прежнее время. ... Особенность русских (по крайней мере великокняжеских и царских) похорон состояла еще в том, что сани служили и носилками для несения тела (и гроба умершего), а иногда и для несения сопровождавшей гроб вдовы покойного“. Л. Нидерле (Славянские древности. М., 1956, с. 358—359): „На своей прародине славяне пользовались только санями. Это был первый вид их транспорта, древность которого подтверждается тем, что сани являются у славян обязательным составным элементом некоторых старинных обрядов (например, похорон и свадеб), даже в летнее время, когда сани вообще не употребляются. ... Термин «сани» (мн. ч.) является древним славянским названием, и интересно то, что сходное слово встречается в древнем греческом языке у Гесиода в форме σηνικη (σανικη), я полагаю, что это слово было заимствовано купцами, приходившими в славянские области, теми самыми купцами, которые принесли в греческий и латинский языки славянские слова вевера — лат. vivera и куна — греч. καυνακη“.
    3. ● Сани съ нарядомъ — стенобитное орудие, таран.

    Татарове же возбаяшася видя Еупатии крепка изполина. И наводиша на Еупатиа множество саней с нарядом, и едва одолеша его. Пов. о Ник. Зараз., 315 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.).

    ◊ Сани — им. пад.
    См. комментарий к словам дебрьскъ, [кисаню] и слово [санъ].
  45. Источник:



  46. Русско-английский словарь пословиц и поговорок

  47. Источник:



  48. Толковый словарь Даля

  49. Источник: