(древн.) — были древнейшей повозкой, развившейся из первоначальной волокуши и употреблявшейся не только в странах северных, но и в южных, напр. в Египте. В допетровской Руси вследствие неудовлетворительности дорог и улиц, а также сравнительной дешевизны С. они были наиболее распространенными даже в летнее время. В болотистых и лесистых местах Архангельской, Вологодской, Олонецкой и Костромской губерний С. употребляются летом и до сих пор. В Древней Руси езда на С. считалась более почетной, чем на колесах, отчего С. употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом до конца XVII ст. Старинные С. имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них большею частью запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. У знатных бояр и особенно у великих князей и царей С. отличались богатым убранством; царские С. часто стоили 200—300 руб. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но при выездах, напр., царя Алексея Михайловича в С. стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на особо приделанных уступах, или "полках". Одинаковые по форме с мужскими женские С. были немного шире и снабжались по сторонам жердями, на которые навешивалось сукно; таким образом С. закрывались и сверху, и с боков. Особенное значение в смысле обрядности придавали С. при бракосочетании и при похоронах. В первом случае для невесты предлагались самые нарядные С., покрытые атласом, бархатом, богатыми коврами, при чем соответственно украшалась и упряжь. Невеста ехала в церковь со свахами, державшими над нею соболей, а из церкви — с женихом. Первое летописное известие об употреблении С. при похоронах находим при описании похорон Владимира Святославича, под 1015 г.: тело покойника не только везли до церкви в С., но и ставили в ней его тоже на С. Позднейшие известия, до XVII в., также указывают на употребление С. при похоронах членов великокняжеской и царской семьи. Иногда С. служили носилками для сопровождавшей гроб вдовы или матери покойного. По исследованию профессора Д. Н. Анучина, С. употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, но и у финнов, и в Западной Европе, и даже в Египте (где мумии были возимы в С., в стоячем положении). Слово "сани" — славянское, заимствованное от славян латышами, мадьярами и румынами; происходит оно, по мнению проф. Р. Ф. Брандта и В. Ф. Миллера, от "сань", что значит "змея"; относится оно собственно к полозьям ввиду их сходства со змеей. Синонимами С. на Руси были "возила", "дровни", позже "каптана" и "избушка". См. Н. И. Костомаров, "Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII ст." (СПб., 1887); Д. Н. Анучин, "С., ладья и кони как принадлежности похоронного обряда. Археологическо-этнографический этюд". (М., 1890).
В. Р—в.
распространённый тип повозки без колёс, обычно имеют полозья (С. без полозьев — некоторые виды волокуши (См. Волокуша), Тобогган канадских индейцев, кережка лопарей и др.). С. возят лошади, олени, собаки. К С. относятся дровни, Нарты народов Севера и разные виды С. с кузовом: открытые С. с верхом (балочок или кибитка) и др. С. древнее, чем колёсная повозка, они были известны не только в северных, но и в южных странах. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались С. в похоронном обряде (Древний Египет, Древняя Русь и др.). В России до конца 17 в. торжественные выезды царей, патриархов даже летом были санными, т.к. езда на С. считалась более почётной, чем в экипаже. В районах бездорожья на Крайнем Севере, а местами и в Южной Сибири С. нередко заменяли колёсную повозку и в летнее время. С. применяются в сельских местностях тех стран, где зима снежная. С. используются также в спортивных целях (см. Санный спорт). В различных областях народного хозяйства применяются и Аэросани.
жен., мн. санки, саночки; санишки; санищи; вообще, полозья, на коих скользит, едеть груз по наклонному или вообще по гладкому пути; скользучие полозья, замест колес.
| Зимняя, езжалая повозка на полозьях; сани открытые; сани с верхом, болочок или кибитка; сани троичные, парные, одиночные. Дорожные сани, пошевни, обшевни; крестьянские сани, дровни; маленькие, городские, козыречки, козырьки, сиб. скачки; сани под карету, полозки; ручные санки, или для катанья с гор, салазки, первые также чунки. Оленьи, собачьи сани, нарта; в камч. санка жен. собачьи сани.
| Сани, мор. подделанные под вновь выстроенное судно полозья, на которых оно съезжает в воду по спуску.
| Санки, пск., твер. салазки, челюсти, нижние скулы;
| грудная кость у птиц, дужка, вилка. Говорят и санка, скула, челюсть.
| На канатн. ·заводск. сани, тяжелые, грубого устройства полозья со стойками, в кои вставлена чурка; спускаемый канат обнимает прядями своими чурку, и скручиваясь, пятит сани по просаку. Главные части в ездовых санях: полозья, коих загнутые концы головки; в полозья вставляются копылья, связанные поперек вязками; на копыльях грядки, на них (буде есть) кузов; в грядки вдалбливаются отводы, к головкам привертываются закрутками оглобли. Привыкла собака за возом бежать, бежит и за саньми. Мои саночки, малеваночки, саночки самокаточки! Гужем на полозу, зимним путем, на санях. Летом на санях только по просаку ездят. Мерина украдем, а сани сделаем сами. Олончане воеводу летом на санях возили, по непроезжим болотам. Седя на санех говорят (Владимир Мономах), ·т.е. будучи на смертном одре. Саночки расписные, а дома есть нечего. Будут сани - поедем и сами. Телега дом собирает, а сани разоряют (т. е. лето и зима). Телега хлеб в дом возит, сани на базар. Выигрыш с проигрышем на одних санях ездят. Готовь летом сани, а зимою телегу. На семеры сани, по семеры в сани. Не садись в боярские сани. Не в свои сани не садись. Тот же Савка, на тех же санках. Каковы сами, таковы и сани. Сани заартачились, оттого и лошадь стала. Сенька везенька, вези бабу на санках; санки скок, Сеньку в лоб. Сани бегут, самокатки бегут, а оглобли стоят? (река и берега). Санные подреза, оковка полозьев. Санный путь, зимний. Саночная полость, ковер. Санник, мастер, работающий сани или дровни. У нас вся деревня санники, зимой этим промышляем. Санник да тележник, а выехать не на чем!
| Санник, олон. городские сани.
| Санник, ·стар. санный конь; при тогдашних дорогах, зимой всегда ездили гусем, к чему лошади должны быть приучены. Санничий, ·стар. придворная должность, заведующий саньми. Пожаловал есть Ознобишу санничим в путь.
СА́НИ, -ей.
1. Зимняя повозка на полозьях. Ехать в санях или на санях. Не в свои с. не садись (посл.).
2. Спортивный снаряд на полозьях для скоростного спуска по специально оборудованной ледяной трассе. Гоночные с. Одноместные, двухместные с.
| прил. санный, -ая, -ое. С. обоз. С. путь. С. спорт.
-е́й, мн.
Зимняя повозка на полозьях.
Готовь летом сани, а зимой телегу. Поговорка.
Сани извозчиков скользили по мягкому снегу почти бесшумно. М. Горький, Жизнь Клима Самгина.
не в свои сани сесть занять неподобающее место, положение на службе, в обществе, не соответствовать занимаемому месту, положению.
СА́НИ, саней, ед. нет.
1. Зимняя повозка на двух полозьях. Ехать в санях или на санях. «Не велеть ли в сани кобылку бурую запрячь?» Пушкин. Парные сани.
2. Название различных транспортных средств на полозьях с моторизованной тягой (тех.). Арктические сани-вездеходы. Сани с пропеллером (аэросани).
мн.
Зимняя повозка на полозьях.
са́ни мн., укр. са́ни мн., са́нка "полоз", др.-русск. сани мн., др.-русск., цслав. сань ж. "змея", болг. са́нка "санки", сербохорв. са̏они "сани", са̑њкати се "кататься на санях", словен. sanȋ мн., sȃnjkati sе, чеш. sáně "сани, челюсть, скула", saň ж. "дракон, змей", слвц. sane мн. "сани", saň ж. "дракон, змей", польск. sanie, sanki мн. "сани", sannice "полозья", в.-луж. sanje, н.-луж. sańe мн. "сани". Ввиду знач. "сани, санный полоз" и "змея" (ср. по́лоз, чеш. рlаz "пресмыкающееся") исконнослав. происхождение вероятнее, чем заимств. Сравнивают с лит. šónas "бок, сторона", лтш. sãns – то же, первонач. "ребро"; недостоверна связь с греч. σανίς, род. п. -ίδος ж. "свая, балка, толстая доска" (с возможным *ks-); см. Зубатый, AfslPh 16, 410 и сл.; М.–Э. 3, 804 и сл.; Траутман, ВSW 298; Цупица, ВВ 25, 93; Брюкнер, KZ 45, 106 и сл.; 48, 170; AfslPh 11, 138; Шрадер–Неринг 2, 322. Ср. греч. σηνίκη ̇ ἄτροχος ἅμαξα (Гесихий), в котором предположили "восточноевропейский" элемент (Хирт, Idgmanen 699; Розвадовский, RS 5, 255; Шрадер–Неринг, 1, 450; Якобсон, ᾽Αντίδωρον 205). Следует отклонить попытки объяснения слова сани как заимств. из фин.-угорск. (ср. саам. к. čiønnе "вид саамских саней", манси šun), вопреки Калиме (WuS 2, 183 и сл; RS 6, 82), Фасмеру (RS 4, 166), а также попытки сблизить это слово с тат. čаnа "сани", казах. šаnа, монг. čаnа, бурят. sаnа, калм. tsanǝ "сани, лыжи" (о последних ср. Радлов 4, 286, 1856; Рамстедт, KSz 15, 135), поскольку эта близость носит исключительно случайный характер, вопреки П. Шмидту (JSFOu 42, 5). Др.-русск. обычай везти покойника на кладбище на санях даже летом (Срезн. III, 258) объясняет др.-русск. выражение: сидѣти на саньхъ "стоять одной ногой в могиле" (Шрадер–Неринг, I, 129).
•
• [См. еще из литературы: Кипарский, "Охfоrd Slavonic Рареrs", 3, 1952, стр. 68; Мошинский, Zasiąg, стр. 215; Рясянен, UAJb., 25, 1953, стр. 23 (где отстаивается мысль о заимствовании из фин.), а также Абаев, Ист.-этимол. словарь, I, 1958, стр. 398, который сравнивает славянские слова еще с осет. ǯоnуǧ / conæǧ "сани; челюсть". – Т.]
мн. sledge, sleigh;
toboggan, luge ед.;
спорт ехать на/в санях ≈ to drive in a sledge/sleigh не в свои сани не садись ≈ don't bite off more than you can chew, don't try to do smth. yor are not fit forмн. sledge sg., sleigh sg., sled sg. амер.
мн. ч.
Schlitten m; Rodelschlitten m(спортивные)
•
•
готовь сани летом, а телегу зимой посл. — der kluge Mann baut vor
не в свои сани не садись посл. — Schuster, bleib bei deinem Leisten
сани мн. Schlitten m 1d; Rodelschlitten m (спортивные) а готовь сани летом, а телегу зимой посл. @ der kluge Mann baut vor не в свои сани не садись посл. @ Schuster, bleib bei deinem Leisten
мн.
traîneau m
ехать на санях, в санях — aller(ê.) en traîneau
мн.
trineo m; спорт. luge m, tobogán m
лесово́зные са́ни — trineo arrastratroncos
•
•
не в свои́ са́ни не сади́сь посл. — no te metas en camisa de once varas; no te metas en libros de caballerías
гото́вь са́ни ле́том посл. — prepara tu trineo en verano
мн.
slitta f
ехать на санях — andare in slitta
•
•
не в свои сани не садись — ognuno stia al suo posto; ognuno faccia il suo mestiere
САНИ Сулейман Ахундов (1875—) — современный тюркский беллетрист и драматург. Получил образование в Закавказской учительской семинарии. Первое произведение С. — пьеса «Тамахкяр» (Жадный), 1899. С. писал для детей (популярны его «Курхулу Нагылар», «Карадже Кыз» и др.).
Творчество С., несмотря на ярко выраженные прогрессивные тенденции, не чуждо элементов романтической идеализации феодального прошлого («Кан-Булаги» — Кровавый родник: пьеса «Лачин Ювасы»).
Для С. характерно лирическое восприятие дйствительности («Караджеа Кыз»). Язык С. отличается доступностью.
СА́НИ -е́й; мн.
1. Зимняя повозка на полозьях. Ехать на санях, в санях. * Готовь сани летом (Погов.). Не в свои сани не садись (Посл.: не занимай положение, должность, не подходящие тебе). Финские сани (санки для катания с длинными узкими полозьями).
2. Спортивный снаряд на полозьях для скоростного спуска по специально оборудованной трассе. Одноместные сани.
◁ Са́нищи, -ей; мн. Увелич. (1 зн.). Са́нки (см.). Са́нный, -ая, -ое; С-ые полозья. С. путь. С-ая дорога. С. спорт. С. поезд.
название планеты Сатурн, а также имя персонифицированного божества этой планеты в астрологии народов Юж. Азии. С ним связано название шестого дня недели (субботы). Астрологически влияние С. считается постоянным и наиб, вредоносным; одним взглядом С. может нанести непоправимое увечье. В иконографии С. — нередко уродливый, злой старик. Символический цвет — черный, растение — Mimosa albida.
Н. Краснодембская
са́ни мн.
sledge, sleigh
трелё́вочные са́ни — yarding stedge
мн. ч.
slitta f
- тракторные сани
- трелёвочные сани– тип повозки.
Чръна земля подъ копыты костьми была посѣяна, а кровію польяна: тугою взыдоша по Рускои земли. 17—18
1092: По семь же начаша в дне являтися (бесы) на конихъ, и не бѣ ихъ видѣти самѣхъ, но конь их видѣти копыта. Пов. врем. лет, 141 (1377 г. ← нач. XII в.). 1169: (Полки рускыя) съмятошяся, и начаша ся бити между собою. Се же видевше новгородци изыдоша на поле, овы избиша, а другыя руками яша, а прочии побѣгошя, ничтоже вземше ни полонивше, толко взяша земли копытомъ. Псков. 2 лет., 21 (XV в.). Черна земля под копыты, костьми татарскими поля насѣяша, кровью земля пролита. Задон. Ист.-1, 543 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.). Се скот иже ясте от всѣх скот земских, весь скот на дву дѣля пазнокот, и копыто копытяно на двое. Библ. Генн., Лев. XI, 2—3 (1499 г.). А глава у нее (птицы страуса), аки утечья, а у ногъ копыта на двое. Хож. Триф. Кор.-1, 69 (XVII в. ← 1593—1594 гг.).
Всю нощь съ вечера бусови врани възграяху у Плѣсньска, на болони бѣша дебрьски сани (дебрь Кисаню?), и несошася къ синему морю. 23—34.
1146: И бысть многое множество вои идоша к Галичю на Володимирка; и бысть дожчь и стече снѣгъ божиимъ промысломъ, и тако идяху на колихъ и на санехъ. Ипат. лет., 319 (XV в.). 1277: И избиша ѣ всѣ, а другиѣ изоимаша и в городъ ведоша, а Тюима на санехъ везоша: бѣ бо раненъ велми. Там же, 877. Рече: даи мудрому вину, и он премудрее явится; а безумнаго, аще и кнутьем бьешь, развязавъ на санех, не отъимеши безумия его. Посл. Дан. Заточ., 65 (XVII в. ← XIII в.).
А у Торопчи урока 40 гривенъ и 15 лисиць и 10 черныхъ кунъ ... трои сани рыбы, полавачникъ. Уставная грам. 1150 г. ДАИ, I, 8.
Святополъкъ потаи съмьрть отьца своего ... и въ ковъръ обьртѣвъше, съвѣсивъше ужи на землю, везъше на саньхъ, поставиша и въ церкви святыя богородица. Ж. Бор. Глеб. (Усп.), 9 а-б (XII в. ← XI в.). Посемь възьмъше Глѣба въ рацѣ камянѣ, въставивъше на сани, и имъше ужи повезоша. Там же, 20 г. 1054: Всеволодъ же спрята тѣло отца своего, възложьше на сани, везоша и́ Кыеву, попове поюще обычныя пѣсни. Пов. врем. лет, 108 (1377 г. ← нач. XII в.). 1078: И вземше тѣло его (Изяслава), привезоша и́ в лодьи, и поставиша противу Городьцю ... и възложивше тѣло его на сани повезоша и́. Там же, 133. 1288—1289: И тако преставися благовѣрныи христолюбивыи великии князь Володимѣръ ... и увиша и́ оксамитомъ со круживомъ, якоже достоить цесаремь, и возложиша и́ на сани и повезоша до Володимѣря ... и тако поставиша и на санѣхъ во церкви! Ипат. лет., 918—919 (XV в.).
Сѣдя на санех, помыслих в души своей и похвалих бога, иже мя сихъ дневъ грѣшнаго допровади. Поуч. Вл. Моном., 153 (1377 г. ← нач. XII в.). Аще ли кому не люба грамотиця си, а не поохритаються, но тако се рекуть: на далечи пути, да на санех сѣдя, безлѣпицю си молвилъ. Там же, 153.
Татарове же возбаяшася видя Еупатии крепка изполина. И наводиша на Еупатиа множество саней с нарядом, и едва одолеша его. Пов. о Ник. Зараз., 315 (кон. XVI — нач. XVII в. ← XIV в.).