(от нем. Muffe или голл. mouwtje)
в технике, устройства для постоянного или временного соединения валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают М. соединительные, которые в зависимости от выполняемой функции обеспечивают прочность соединения, герметичность, защищают от коррозии и т. п. (см. Кабельная муфта, Соединение труб), и М. приводов машин и механизмов, которые передают вращательное движение и вращающий момент с одного вала на другой вал, обычно соосно расположенный с первым, или с вала на свободно сидящую на нём деталь (шкив, зубчатое колесо и т. п.) без изменения вращающего момента. Кроме того, М. приводов выполняют др. важные функции: компенсацию небольших монтажных отклонений, разъединение валов, автоматическое управление, бесступенчатое регулирование передаточного отношения, предохранение машин от поломок в аварийном режиме и т. д. М. применяют для передачи как ничтожно малых, так и значительных моментов и мощностей (до нескольких тыс. квт). Различные способы передачи вращающего момента, разнообразие функций, выполняемых М., обусловили большой типаж конструкций современных М. Наиболее распространённые из них стандартизованы .
Передача момента в М. может осуществляться механической связью между деталями, выполняемой в виде неподвижных соединений или кинематических пар (М. с геометрическим замыканием); за счёт сил трения или магнитного притяжения (М. с силовым замыканием); сил инерции или индукционным взаимодействием электромагнитных полей (М. с динамическим замыканием). По характеру работы и основному назначению различают М. следующих типов: постоянные соединительные; управляемые (сцепные), позволяющие соединять и разъединять валы через систему управления; самоуправляемые (автоматические), соединяющие и разъединяющие валы в процессе работы автоматически в зависимости от изменения режима; предохранительные, разъединяющие валы при опасном нарушении нормальных условий работы машины; М. скольжения, передающие момент лишь при частоте вращения ведомого вала, меньшей частоты вращения ведущего вала.
Постоянные соединительные М. выполняются с геометрическим замыканием и делятся на несколько типов. Жёсткие некомпенсирующие, или глухие, М. (рис. 1, а) соединяют валы без возможности относительного их перемещения. Жёсткие компенсирующие М. допускают небольшие отклонения от соосного расположения валов. Среди них наиболее распространены зубчатые М. (рис. 1, б). Жёсткие подвижные М. допускают значительные отклонения от соосности. Например, широко распространены асинхронные шарнирные М. (см. Карданная передача), которые допускают перекос осей до 45°, но не допускают поперечных и продольных смещений осей; сдвоенные шарнирные М., т. е. сочетание двух одинарных (рис. 1, б) и т. д. Постоянное передаточное отношение при любых углах между осями соединяемых валов обеспечивается синхронными шарнирными М., которые передают движение посредством шариков. Такие М. применяют, например, в приводе передних ведущих колёс автомобиля. К синхронным М. относятся также плавающие, или крестовые муфты (См. Крестовая муфта), называемые также кулачково-дисковыми М. (рис. 1, г), конструкции которых допускают значительные поперечные смещения осей валов и компенсацию небольших перекосов и осевых смещений. Как компенсирующие используются также упругие и упруго-демпфирующие М. К этой группе относятся втулочно-пальцевые М. (рис. 1, д), широко применяемые для соединения вала электродвигателя с валом приводимой машины, а также М. более совершенной конструкции — М. с торообразной оболочкой (рис. 1, е) и др.
Управляемые, или сцепные, М., выполняемые с геометрическим и силовым замыканием, также отличаются большим разнообразием. Группу М. с геометрическим замыканием составляют кулачковые (рис. 2, а), зубчатые и др. М., отличающиеся компактностью конструкции, но не допускающие включения на быстром ходу при большой разности угловых скоростей сцепляемых полумуфт. Этого недостатка лишены зубчатые М. с синхронизаторами (рис. 2, б). Такие М. обеспечивают безударное включение на холостом ходу, т. к. сначала в соприкосновение входят фрикционные поверхности и происходит выравнивание скорости вращения полумуфт в процессе скольжения перед введением в зацепление зубьев. М. с синхронизаторами используют в автомобильных коробках передач (См. Коробка передач). К управляемым М. с силовым замыканием механической связью относятся М. трения, или фрикционные, которые допускают включение на ходу и под нагрузкой. Конструкция этих М. может быть выполнена с одним или несколькими дисками, с цилиндрическими или коническими поверхностями трения, с механическим, пневматическим, гидравлическим или электромагнитным (рис. 2, в) управлением. Такие М. применяют в автоматических системах, т. к. они позволяют осуществлять дистанционное управление.
Группу М. с силовым замыканием электромеханической связью составляют М. с жидкой или порошкообразной ферромагнитной смесью (рис. 2, г), в которых при прохождении электрического тока в катушке возбуждения возникает магнитный поток, в результате ферромагнитная смесь, заполняющая зазор между полумуфтами, намагничивается, что обеспечивает сцепление смеси с поверхностями полумуфт. Эти М. широко используются в копировальных металлообрабатывающих станках и др. рабочих машинах. Силовое замыкание электромагнитной связью осуществляется в синхронных электроиндукционных М., которые имеют магнитопроводы с разделёнными полюсами на обеих полумуфтах (рис. 2, д). Вращающий момент между валами передаётся при прохождении через катушку возбуждения тока и возникновении при этом силы магнитного притяжения между полюсами полумуфт.
Самоуправляемые, или автоматические, М. включаются и выключаются в зависимости от изменения режима работы машины. К ним относятся: однооборотные М., срабатывающие в определенном положении через каждые один или несколько оборотов вала (применяются в прессах и молотах для остановки ползуна в верхнем положении); обгонные М., или М. свободного хода (рис. 3, а), передающие момент только при одном направлении вращения ведущей полумуфты относительно ведомой и проворачивающиеся при обратном направлении вращения (применяются в велосипедах, автоматических трансмиссиях автомобилей, станках и т. п.); центробежные М. (рис. 3, б), включающиеся и выключающиеся в зависимости от скорости вращения ведущей полумуфты (используются в качестве пусковых в приводах, а также как предохранительные муфты (См. Предохранительная муфта), ограничивающие скорость вращения приводимой машины, и т. п.): М. предельного момента, которые наиболее часто используются как предохранительные, отключающие машину при опасном увеличении вращающего момента. Функции предохранительных выполняют М. и др. типов, допускающие проскальзывание и имеющие соответствующую конструкцию и характеристику.
М. скольжения выполняются с динамическим замыканием механической связью (гидродинамические) или с электрической связью (электроиндукционные асинхронные). Такие М. передают момент только при отставании ведомой полумуфты от ведущей, т. е. при наличии скольжения. Конструктивно гидродинамическая М. выполнена как замкнутая система с жидким рабочим телом. Такие М. используют в качестве пусковых, управляемых и предохранительных, в гидродинамических передачах (См. Гидродинамическая передача). Электроиндукционные асинхронные М. работают за счёт сил магнитного взаимодействия, возникающих при скольжении ведущей полумуфты, имеющей катушку возбуждения и магнитопровод с разделёнными полюсами, относительно ведомой полумуфты, выполненной со сплошным магнитопроводом. Эти М. используются в качестве управляемых, пусковых, иногда как Вариаторы скорости.
Лит.: Решетов Д. Н., Детали машин, 3 изд., М., 1974; Краткий справочник машиностроителя, М., 1966; Детали машин, 7 изд., М., 1972; Поляков В. С., Барбаш И. Д., Муфты, 4 изд., Л., 1973: Детали машин. Справочник, под ред. Н. С. Ачеркана, т. 1, 3 изд., М., 1968.
Н. Я. Ниберг.
Рис. 1. Постоянные соединительные муфты: а — жёсткая некомпенсирующая втулочная; б — жёсткая компенсирующая зубчатая; в — сочетание двух одинарных шарнирных асинхронных муфт с промежуточным валом; г — плавающая кулачково-дисковая; д — втулочно-пальцевая; е — с торообразной оболочкой; 1 — соединяемые валы; 2 — втулка муфты; 3 — втулки с наружными зубьями; 4 — обойма с внутренними зубьями; 5 — полумуфты; 6 — промежуточный вал; 7 — промежуточный диск; 8 — торообразная эластичная оболочка; 1 и δ2 — углы перекоса шарнирных муфт.
Рис. 2. Управляемые муфты: a — кулачковая; б — зубчатая с синхронизатором; в — фрикционная с электромагнитным управлением; г — с ферромагнитной смесью; д — синхронная электроиндукционная; 1 — полумуфты; 2 — внешние зубья; 3 — конические фрикционные поверхности; 4 — передвижное кольцо с внутренними зубьями; 5 — диски полумуфт; 6 — ферромагнитная смесь; 7 — катушка возбуждения; 8, 9 — магнитопроводы полумуфт с разделёнными полюсами.
Рис. 3. Самоуправляемые муфты: а — свободного хода; б — центробежная; 1 — ведущая звёздочка; 2 — ролики; 3 — ведомая обойма; 4 — корпус; 5 — фрикционная обкладка.
жен. на юге, западе. вор., пск. мехта, меховой или стеганый нарукавник, для вкладки рук в оба конца.
| В машинах: род сквозной, гранной гайки, для скрепы двух концов составной оси, коленчатого вала и пр. Муфтовый, -точный, к ней относящийся. Мухтяная пастила, сахарная, в свертке.
МУ́ФТА 2, -ы, ж. (спец.). Устройство для соединения цилиндрических частей машин, механизмов, стальных канатов, тросов. Жёсткая м.
МУ́ФТА, -ы, жен. Предмет одежды для согревания кистей рук в виде короткого и широкого открытого с двух сторон тёплого мягкого рукава. Меховая м. М. на вате. Засунуть руки в муфту.
II. МУ́ФТА, -ы, жен. (спец.). Устройство для соединения цилиндрических частей машин, механизмов, стальных канатов, тросов. Жёсткая м.
| прил. муфтовый, -ая, -ое.
МУ́ФТА 1, -ы, ж. Предмет одежды для согревания кистей рук в виде короткого и широкого открытого с двух сторон тёплого мягкого рукава. Меховая м. М. на вате. Засунуть руки в муфту.
-ы, ж.
1.
Род открытого с двух сторон теплого, обычно мехового, мешочка для согревания рук.
[Мария Викторовна] сидела в шубке, держа обе руки в муфте. Чехов, Моя жизнь.
2. тех.
Устройство, служащее для соединения цилиндрических частей машин и сооружений.
Подвижная муфта. Неподвижная муфта. Дисковая муфта.
[От нем. Muffe]
МУ́ФТА, муфты, жен. (нем. Muft).
1. Род теплого, преим. мехового, открытого с двух сторон мешка, употр. женщинами для согревания рук.
2. Короткая металлическая трубка, служащая для соединения цилиндрических частей машин (тех.).
I
ж.Принадлежность верхней женской одежды в виде открытого с двух сторон мешочка - обычно мехового - для предохранения рук от холода.
II
ж.Устройство для соединения цилиндрических частей машин, труб, канатов, кабелей и т.п.
МУФТА - в технике - устройство для соединения (постоянного или временного) валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают муфты соединительные (жесткие и подвижные), сцепные (соединяющие и разъединяющие детали на ходу через систему управления), предохранительные и обгонные (передающие вращение только в одном направлении).
МУФТА (нем. Muffe) - род открытого с двух сторон теплого, обычно мехового, мешочка для согревания рук. В России получила распространение в 18 в. как предмет мужского и женского туалета. Их носили на шнурах и цепочках. С внутренней стороны муфты имелся карманчик для мелких предметов. В России как предмет женского гардероба сохранялся долго, в детской одежде - до 1950-х гг.
МУФТА (от немецкого Muffe или голландского mouwtje), устройство для соединения труб, тяг, канатов, кабелей, валов и т.п. По назначению различают муфты постоянные соединительные и муфты, передающие вращение либо компенсирующие смещение соединяемых деталей, сцепные предохранительные и обгонные (передают вращение только в одном направлении) и др. В зависимости от конструкции муфты могут быть зубчатые, кулачковые, центробежные, цепные, упругие, эластичные, электромагнитные и т.п.
му́фта возм., заимств. из голл. mouwtje от mouw "рукав", согласно Маценауэру (LF 10, 348). Другие предполагают происхождение из ранне-нов.-в.-н. Мuffel, ср. Мuff "муфта" (Клюге-Гётце 401), но тогда ожидалось бы *муфла; см. Преобр. I, 572; Горяев, ЭС 219. Преобразование по аналогии слова бу́хта (Преобр.) сомнительно ввиду расхождения в знач.
жен.
1) muff
2) тех. socket, sleeve;
coupling, clutch, muff сцепляющая муфта ≈ couplerж.
1. muff;
2. тех. coupling, connection;
~ кабеля cable box.
(кабеля) box, clutch, joint, muff, socket, sleeve, thimble,(трубопровода) union
f.coupling, clutch, sleeve
ж
1)Muff m
2)тех. Muffe f; Kupplung f(сцепление)
муфта ж 1. Muff m 1a 2. тех. Muffe f c; Kupplung f c (сцепление)
ж. в разн. знач.
manchon m
ж.
manguito m (тж. тех.); manchón m (Лат. Ам.)
1)ж.(для рук) manicotto m
2)тех. manicotto m, giunto m
деталь, служащая для соединения или разъединения валов. Трансмиссионные М. бывают неразъемные и разъемные. Разновидностью является М. сцепления в тракторе или автомобиле, служащая для разъединения коленчатого вала двигателя и передаточного валика коробки скоростей. М. дает возможность останавливать трактор, переключать скорость и плавно пускать его в ход. М. сцепления состоит из одного или нескольких ведущих металлических дисков и двух или нескольких ведомых. Диски прижимаются друг к другу силою пружин и разъединяются при помощи педали, отжимающей пружины. Благодаря давлению пружин на диски между ними возникает трение, дающее возможность передачи движения от коленчатого вала к передаточному валику. Для увеличения сцепления на диски наклепывается ферродо (материал, увеличивающий трение).
МУФТА, механическое соединение между двумя валами, позволяющее передавать энергию. Гибкие муфты используются для компенсации возможного смещения осей валов относительно друг друга, жесткие муфты служат для обеспечения максимальной передачи энергии при минимальном смещении. см. также ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ МУФТА.
МУ́ФТА -ы; ж. [от нем. Muffe].
1. Открытый с двух сторон меховой мешочек, в который засовывают руки для предохранения их от холода. Держать руки в муфте. Меховая м. Быть в пальто с муфтой.
2. Техн. Деталь, устройство для соединения цилиндрических частей машин, механизмов или наращивания длины проводов, труб, канатов и т.п. М. сцепления. Кабельная, водопроводная м. Установить муфту. Соединить трубы муфтой. Отвернуть муфту.
◁ Му́фтовый, -ая, -ое. М-ое соединение.
* * *
му́фта(техн.), устройство для соединения (постоянного или временного) валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают муфты соединительные (жёсткие и подвижные), сцепные (соединяющие и разъединяющие детали на ходу через систему управления), предохранительные и обгонные (передающие вращение только в одном направлении).
* * *
МУФТАМУ́ФТА (от нем. Muffe или голл. mouwtje) в технике, устройство для постоянного или временного соединения валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают муфты соединительные, которые в зависимости от выполняемой функции обеспечивают прочность соединения, герметичность, защищают от коррозии и т. п., и муфты приводов машин и механизмов, которые передают вращательное движение и вращающий момент с одного вала на другой вал, обычно соосно расположенный с первым, или с вала на свободно сидящую на нем деталь (шкив, зубчатое колесо и т. п.) без изменения вращающего момента. Кроме того, муфты приводов выполняют другие важные функции: компенсацию небольших монтажных отклонений, разъединение валов, автоматическое управление, бесступенчатое регулирование передаточного отношения, предохранение машин от поломок в аварийном режиме и т. д. Муфты применяют для передачи как ничтожно малых, так и значительных моментов и мощностей (до нескольких МВт).
Передача момента в муфте может осуществляться механической связью между деталями, выполняемой в виде неподвижных соединений или кинематических пар (муфты с геометрическим замыканием); за счет сил трения или магнитного притяжения (муфты с силовым замыканием); сил инерции или индукционным взаимодействием электромагнитных полей (муфты с динамическим замыканием). По характеру работы и основному назначению различают муфты следующих типов: постоянные соединительные; управляемые (сцепные), позволяющие соединять и разъединять валы через систему управления; самоуправляемые (автоматические), соединяющие и разъединяющие валы в процессе работы автоматически в зависимости от изменения режима; предохранительные, разъединяющие валы при опасном нарушении нормальных условий работы машины; муфты скольжения, передающие момент лишь при частоте вращения ведомого вала, меньшей частоты вращения ведущего вала.
Постоянные соединительные муфты выполняются с геометрическим замыканием и делятся на несколько типов. Жесткие некомпенсирующие, или глухие, муфты соединяют валы без возможности относительного их перемещения. Жесткие компенсирующие муфты допускают небольшие отклонения от соосного расположения валов. Среди них наиболее распространены зубчатые муфты. Жесткие подвижные муфты допускают значительные отклонения от соосности. Например, широко распространены асинхронные шарнирные муфты, которые допускают перекос осей до 45°, но не допускают поперечных и продольных смещений осей; сдвоенные шарнирные муфты, то есть сочетание двух одинарных и т. д. Постоянное передаточное отношение при любых углах между осями соединяемых валов обеспечивается синхронными шарнирными муфтами, которые передают движение посредством шариков. Такие муфты применяют, например, в приводе передних ведущих колес автомобиля. К синхронным муфтам относятся также плавающие, или крестовые муфты, называемые также кулачково-дисковыми муфтами, конструкции которых допускают значительные поперечные смещения осей валов и компенсацию небольших перекосов и осевых смещений. Как компенсирующие используются также упругие и упруго-демпфирующие муфты. К этой группе относятся втулочно-пальцевые муфты, широко применяемые для соединения вала электродвигателя с валом приводимой машины, а также муфты более совершенной конструкции — муфты с торообразной оболочкой и другие.
Управляемые, или сцепные, муфты, выполняемые с геометрическим и силовым замыканием, также отличаются большим разнообразием. Группу муфт с геометрическим замыканием составляют кулачковые, зубчатые и другие муфты, отличающиеся компактностью конструкции, но не допускающие включения на быстром ходу при большой разности угловых скоростей сцепляемых полумуфт. Этого недостатка лишены зубчатые муфты с синхронизаторами. Такие муфты обеспечивают безударное включение на холостом ходу, т. к. сначала в соприкосновение входят фрикционные поверхности и происходит выравнивание скорости вращения полумуфт в процессе скольжения перед введением в зацепление зубьев. Муфты с синхронизаторами используют в автомобильных коробках передач. К управляемым муфтам с силовым замыканием механической связью относятся муфты трения, или фрикционные, которые допускают включение на ходу и под нагрузкой. Конструкция этих муфт может быть выполнена с одним или несколькими дисками, с цилиндрическими или коническими поверхностями трения, с механическим, пневматическим, гидравлическим или электромагнитным управлением. Такие муфты применяют в автоматических системах, т. к. они позволяют осуществлять дистанционное управление.
Группу муфт с силовым замыканием электромеханической связью составляют муфты с жидкой или порошкообразной ферромагнитной смесью, в которых при прохождении электрического тока в катушке возбуждения возникает магнитный поток, в результате ферромагнитная смесь, заполняющая зазор между полумуфтами, намагничивается, что обеспечивает сцепление смеси с поверхностями полумуфт. Эти муфты широко используются в копировальных металлообрабатывающих станках и других рабочих машинах. Силовое замыкание электромагнитной связью осуществляется в синхронных электроиндукционных муфт, которые имеют магнитопроводы с разделенными полюсами на обеих полумуфтах. Вращающий момент между валами передается при прохождении через катушку возбуждения тока и возникновении при этом силы магнитного притяжения между полюсами полумуфт.
Самоуправляемые, или автоматические, муфты включаются и выключаются в зависимости от изменения режима работы машины. К ним относятся: однооборотные муфты, срабатывающие в определенном положении через каждые один или несколько оборотов вала (применяются в прессах и молотах для остановки ползуна в верхнем положении); обгонные муфты, или муфты свободного хода, передающие момент только при одном направлении вращения ведущей полумуфты относительно ведомой и проворачивающиеся при обратном направлении вращения (применяются в велосипедах, автоматических трансмиссиях автомобилей, станках и т. п.); центробежные муфты, включающиеся и выключающиеся в зависимости от скорости вращения ведущей полумуфты (используются в качестве пусковых в приводах, а также как предохранительные муфты, ограничивающие скорость вращения приводимой машины, и т. п.): муфты предельного момента, которые наиболее часто используются как предохранительные, отключающие машину при опасном увеличении вращающего момента. Функции предохранительных выполняют муфты и других типов, допускающие проскальзывание и имеющие соответствующую конструкцию и характеристику.
Муфты скольжения выполняются с динамическим замыканием механической связью (гидродинамические) или с электрической связью (электроиндукционные асинхронные). Такие муфты передают момент только при отставании ведомой полумуфты от ведущей, то есть при наличии скольжения. Конструктивно гидродинамическая муфта выполнена как замкнутая система с жидким рабочим телом. Такие муфты используют в качестве пусковых, управляемых и предохранительных, в гидродинамических передачах(см. ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА). Электроиндукционные асинхронные муфты работают за счет сил магнитного взаимодействия, возникающих при скольжении ведущей полумуфты, имеющей катушку возбуждения и магнитопровод с разделенными полюсами, относительно ведомой полумуфты, выполненной со сплошным магнитопроводом. Эти муфты используются в качестве управляемых, пусковых, иногда как вариаторы(см. ВАРИАТОР) скорости.
(от нем. Muffe или голл. mouwtje) - устройство для соединения валов, тяг, труб, канатов, кабелей и т. п. Различают М. соединительные, к-рые в зависимости от выполняемых ф-ций обеспечивают прочность соединения, герметичность, защищают от коррозии и т. д. (напр., кабельные М., нек-рые фитинги), и М. приводов машин и механизмов, передающие вращат. движение и вращающий момент с одного вала на другой или с вала на свободно сидящую на нём деталь (напр., шкив, зубчатое колесо). М. приводов выполняют и др. ф-цииэ компенсируют монтажные отклонения, разъединяют валы, предохраняют машины от поломок в аварийных режимах и т. д. Передача момента в М. может осуществляться с механич. связью между деталями (напр., глухие, зубчатые, втулочно-пальцевые, кулачковые, шарнирные М.), за счёт сил трения или магнитного притяжения (напр., фрикционные и электроиндукц. синхронные М.), сил инерции или индукц. взаимодействием электромагнитных полей (напр., гидромуфты и электроиндукц. асинхр. М.). По характеру работы различают М. приводов; постоянные соединительные; управляемые; самоуправляемые, или автоматические (включаемые и выключаемые в зависимости от режима работы); М. скольжения (напр., гидромуфты). Конструкции нек-рых пост. соединит. М. машин показаны на рис.
Некоторые муфты приводов машин: а - жёсткая втулочная; 6 - компенсирующая зубчатая; в - сочетание двух одинарных шарнирных с промежуточным валом; г - подвижная кулачково-дисковая; д - упругая втулочно-пальцевая; е - упругая с торообразной оболочкой; 1 - соединяемый вал; 2 - втулка муфты; 3 - втулка с наружными зубьями; 4 - обойма с внутренними зубьями; 5 - полумуфта; 6 - промежуточный вал; 7 - резиновое кольцо; 8 - торообразная эластичная оболочка; А - поперечное смещение валов; Б - угловое смещение валов
МУФТА — (1) соединительная де таль или узел для постоянного или временного соединения по длине двух частей труб, канатов, кабелей и др. В зависимости от выполняемых функций М. обеспечивают прочность и герметичность соединения, защищают от коррозии и др.; (2) М. приводная — разъёмное устройство для скрепления валов машин и передачи вращения с одного вала на др. без изменения крутящего момента и для компенсации отклонений от соосности соединяемых валов. В зависимости от конструкции различают М. приводные: соединительные (жёсткие и подвижные), сцепные (соединяющие и разъединяющие детали на ходу через систему управления), предохранительные и обгонные (передающие вращение только в одном направлении).
(кабеля) box, clutch, joint, muff, socket, sleeve, thimble,(трубопровода) union
* * *
му́фта ж.1. (соединительная для валов) (shaft) coupling; (соединительная для труб) (pipe) coupling; (глухая компенсирующая для валов) coupling
му́фта закреплена́ на валу́ шпо́нкой — a coupling is keyed to the shaft
му́фта компенси́рует радиа́льные или угловы́е смеще́ния вало́в — a coupling connects shafts misaligned laterally or angularly
наса́живать му́фту на вал — slip a coupling over a shaft
2. (сцепная или управляемая для валов) clutch
включа́ть му́фту принуди́тельно — force a clutch into engagement
3. (кабельная) box, head, sleeve
вертлю́жная му́фта — swivel union
винтова́я му́фта — threaded sleeve
винтова́я, стяжна́я му́фта — turn-buckle
му́фта включе́ния механи́зма пода́чи — feed clutch
враща́ющаяся му́фта — swivel union
вту́лочная му́фта — sleeve coupling
вту́лочная, концева́я му́фта — end sleeve
вту́лочно-па́льцевая му́фта — coupling with rubber-bushed studs
гидравли́ческая му́фта — hydraulic [fluid] coupling; hydraulic clutch
гидродинами́ческая му́фта — fluid coupling
глуха́я му́фта — rigid coupling
глуха́я му́фта тре́бует то́чного совмеще́ния осе́й вало́в — a rigid coupling may be used only on shafts which are perfectly aligned
двухко́нусная му́фта — double-cone clutch
ди́сковая му́фта (разновидность управляемой фрикционной муфты) — disk clutch
му́фта для сме́ны валко́в — roll changing sleeve
жё́сткая му́фта — rigid [sleeve-type] coupling
жё́сткая, компенси́рующая му́фта — fast flexible coupling
жё́сткая, некомпенси́рующая му́фта — rigid [sleeve-type] coupling
жи́дкостная му́фта
1. hydraulic [fluid] coupling
2. hydraulic clutch
зубча́тая му́фта (разновидность компенсирующей муфты) — tooth-type [gear-type] (flexible) coupling
ка́бельная му́фта — cable box, cable head, cable sleeve
ка́бельная, концева́я му́фта — cable sealing box, cable sealing end, cable terminator, cable shoe
ка́бельная, ма́чтовая му́фта — pothead
ка́бельная, проходна́я му́фта — straight(-through) joint
ка́бельная, соедини́тельная му́фта — cable connector, cable coupler, cable joint box, cable (jointing) sleeve
компенси́рующая му́фта — flexible coupling
кони́ческая му́фта (разновидность управляемой муфты) — cone clutch
ко́нусная му́фта — cone clutch
кресто́вая му́фта — double-slider [Oldham] coupling
кресто́вая му́фта с промежу́точным ди́ском — cross-sliding coupling
кулачко́вая му́фта (разновидность муфты сцепления или управляемой) — jaw clutch
кулачко́вая му́фта с прямоуго́льными кулачка́ми (муфта сцепления или управляемая муфта) — square-jaw clutch
кулачко́вая му́фта с трапецеида́льными кулачка́ми (разновидность управляемой муфты) — spiral-jaw clutch
кулачко́во-ди́сковая му́фта (разновидность постоянной соединительной муфты) — double-slider [Oldham] coupling
ламе́льная му́фта — plate [disk] coupling
ле́нточная му́фта — band clutch
магни́тная му́фта — magnetic clutch
многоди́сковая му́фта (разновидность управляемой фрикционной муфты) — multidisk clutch
многотаре́льчатая му́фта — multidisk clutch
неразъё́мная му́фта — fixed coupling
нерасцепна́я му́фта — sleeve-type clutch
нереверси́вная му́фта — non-reversible clutch
обго́нная му́фта — overrunning [free-wheel] clutch
обго́нная му́фта замыка́ется в одно́м направле́нии и размыва́ется в обра́тном — an overrunning clutch engages in one direction and free-wheels in the other
одноди́сковая му́фта — single-disk clutch
му́фта отбо́ра мо́щности — power take-off coupling
ответви́тельная му́фта — tee [branch] joint, tee connection
па́льцевая му́фта — bolt [pin] coupling
перехо́дная му́фта — adapter
пла́вающая му́фта — double-slider [Oldham] coupling
пласти́нчатая му́фта — plate [disk] coupling
пневмати́ческая му́фта — pneumatic coupling
поводко́вая му́фта — quill driver
подви́жная му́фта — movable coupling
попере́чно-свё́ртная му́фта — flange coupling
постоя́нная му́фта — fixed [permanent] coupling
му́фта преде́льного моме́нта — torque-limiting clutch
предохрани́тельная му́фта — safety clutch
предохрани́тельная му́фта со срезны́м штифто́м — shearing clutch
продо́льно-свё́ртная му́фта — ribbed-clamp coupling
му́фта прока́тного валка́, соедини́тельная — coupling box
му́фта прока́тного валка́, тре́фовая — coupling box
пружи́нная му́фта
1. spring coupling
2. coil clutch
пряма́я му́фта — straight pipe coupling
раздвижна́я му́фта — extension coupling
разрезна́я му́фта — split coupling
расцепна́я му́фта — disengaging clutch
реверси́вная му́фта — reversing clutch
резьбова́я му́фта (трубная) — threaded sleeve
самоуправля́емая му́фта — automatic clutch
самоустана́вливающаяся му́фта — self-aligning coupling
свё́ртная му́фта — clamp shaft [flanged] coupling
му́фта свобо́дного хо́да — overrunning [freewheel] clutch
сго́нная му́фта — pipe connector
му́фта скольже́ния — slip clutch (по советской классификации охватывает hydraulic coupling и eddy-current clutch )
му́фта с натяжно́й ле́нтой — band clutch
соедини́тельная му́фта — muff, sleeve coupling, union, coupler
соедини́тельная, зажи́мная му́фта — clamp sleeve
соедини́тельная, постоя́нная му́фта — coupling
соедини́тельная, постоя́нная жё́сткая му́фта — rigid coupling
спира́льно-кулачко́вая му́фта — spiral jaw clutch
му́фта с раздвижны́ми коло́дками — block clutch
стержнева́я му́фта — pin [bar] coupling
стяжна́я му́фта — turn-buckle
му́фта сцепле́ния — clutch
му́фта сцепле́ния, пневмати́ческая — air clutch
му́фта сцепле́ния с гидроуправле́нием — hydraulic-actuated clutch
му́фта сцепле́ния с накло́нными зубца́ми — bevelled-claw clutch
му́фта сцепле́ния, центробе́жная — centrifugal clutch
таре́льчатая му́фта — plate [disk] clutch
му́фта тре́ния
1. friction coupling
2. friction clutch
тре́фовая му́фта прок. — wobbler (coupling)
тройнико́вая му́фта — I-joint
тру́бная му́фта — pipe [tube] coupling
тя́говая му́фта — traction clutch
углова́я му́фта (трубная) — conduit elbow
управля́емая му́фта — clutch
управля́емая му́фта обеспе́чивает разъедине́ние вало́в во вре́мя рабо́ты — a clutch (is a coupling which) permits the disengagement of the coupled shafts during operation
упру́гая му́фта — elastic [flexible] coupling
ферропорошко́вая, жи́дкостная му́фта — fluid magnetic clutch
ферропорошко́вая, суха́я му́фта — dry powder magnetic clutch
фла́нцевая му́фта — flange coupling
фрикцио́нная му́фта
1. friction coupling
2. friction clutch
фрикцио́нная, предохрани́тельная му́фта — slipping clutch
храпова́я му́фта — jaw clutch
центробе́жная му́фта — expanding clutch
шарни́рная му́фта — articulated [joint] coupling
шарни́рная, асинхро́нная му́фта — universal joint coupling
шаровая́ му́фта — ball socket
шестерё́нная му́фта — gear coupling
штифтова́я му́фта — bolt [pin] coupling
штыкова́я му́фта — bayonet socket
электроиндукцио́нная му́фта — eddy-current clutch
электромагни́тная му́фта — electromagnetic clutch
* * *
clutch
ж.
manicotto m; accoppiamento m; giunto m; innesto m
самовыравнивающаяся муфта, самоустанавливающаяся муфта — giunto ad autoallineamento [autoallineato, autocentrante]
- автоматическая муфта
- байонетная муфта- быстродействующая муфта
- винтовая муфта
- муфта включения
- втулочная муфта
- втулочно-пальцевая муфта
- гибкая муфта
- гидравлическая муфта
- гидродинамическая муфта
- глухая муфта
- двойная сцепная муфта
- двухконусная муфта
- двухходовая муфта
- динамометрическая муфта
- дисковая муфта
- жёсткая муфта
- зажимная муфта
- зубчатая муфта
- зубчатая сцепная муфта
- изолирующая муфта
- кабельная муфта
- коленчатая муфта
- колодочная муфта
- кольцевая муфта
- компенсирующая муфта
- конусная муфта
- крестовая муфта
- кулачковая муфта
- магнитная муфта
- магнитно-порошковая муфта
- многодисковая муфта
- нарезная муфта
- обгонная муфта
- ответвительная кабельная муфта
- пальцевая муфта
- переходная муфта
- плавающая муфта
- пластинчатая муфта
- пневматическая муфта
- подвижная муфта
- полужёсткая муфта
- постоянная муфта
- предохранительная муфта
- муфта привода
- призматическая муфта
- продольно-свёртная муфта
- пружинная муфта
- раздвижная муфта
- разъёмная муфта
- распорная муфта
- расцепная муфта
- редукционная муфта
- резиновая муфта
- резинометаллическая муфта
- свинцовая кабельная муфта
- муфта свободного хода
- муфта Селлерса
- муфта с замыкающей пружиной
- муфта с клапаном
- муфта скольжения
- муфта с нарезкой
- соединительная муфта
- соленоидная муфта
- муфта с резиновой звёздочкой
- муфта с резиновой оболочкой
- срезная муфта
- стержневая муфта
- стопорная муфта
- стяжная муфта
- муфта сцепления
- сцепная муфта
- съёмная муфта
- тарельчатая муфта
- трефовая муфта
- тройниковая муфта
- трубная муфта
- универсальная муфта
- управляемая сцепная муфта
- упругая муфта
- фланцевая муфта
- фрикционная муфта
- храповая муфта
- центробежная муфта
- цилиндрическая муфта
- шариковая муфта
- шарнирная муфта
- шаровая муфта
- муфта шестерни заднего хода
- шланговая муфта
- штифтовая муфта
- эластичная муфта
- электромагнитная муфта
- электромагнитная порошковая муфта
техн.
(трубка, кольцо и т. п.) му́фта, з'є́днувач, злу́чник;(раструб) горлови́на
- асинхронная муфта
- гидравлическая муфта- глухая муфта
- делительная муфта
- дисковая муфта
- жёсткая муфта
- зажимная муфта
- зубчатая муфта
- клиновая муфта
- кольцевая муфта
- компенсационная муфта
- конденсаторная муфта
- контактная муфта
- кулачковая муфта
- натяжная муфта
- обгонная муфта
- переходная муфта
- полугибкая муфта
- предохранительная муфта
- пружинная муфта
- раздвижная муфта
- расцепная муфта
- реверсивная муфта
- скользящая муфта
- соединительная муфта
- стяжная муфта
- сцепная муфта
- тарельчатая муфта
- тройниковая муфта
- трубная муфта
- универсальная муфта
- упругая муфта
- фланцевая муфта
- фрикционная муфта
- храповая муфта
- центробежная муфта
- шарнирная муфта
- шлицевая муфта
- шомпольная муфта
- штепсельная муфта
- штифтовая муфта
- эластичная муфта
- электромагнитная муфта
техн.
(трубка, кольцо и т. п.) му́фта, з'є́днувач, злу́чник;(раструб) горлови́на
- асинхронная муфта
- гидравлическая муфта- глухая муфта
- делительная муфта
- дисковая муфта
- жёсткая муфта
- зажимная муфта
- зубчатая муфта
- клиновая муфта
- кольцевая муфта
- компенсационная муфта
- конденсаторная муфта
- контактная муфта
- кулачковая муфта
- натяжная муфта
- обгонная муфта
- переходная муфта
- полугибкая муфта
- предохранительная муфта
- пружинная муфта
- раздвижная муфта
- расцепная муфта
- реверсивная муфта
- скользящая муфта
- соединительная муфта
- стяжная муфта
- сцепная муфта
- тарельчатая муфта
- тройниковая муфта
- трубная муфта
- универсальная муфта
- упругая муфта
- фланцевая муфта
- фрикционная муфта
- храповая муфта
- центробежная муфта
- шарнирная муфта
- шлицевая муфта
- шомпольная муфта
- штепсельная муфта
- штифтовая муфта
- эластичная муфта
- электромагнитная муфта
техн. му́фта(трубка, кольцо и т. п.)