Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Крест.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. распя́тие;
    2. распя́тия;
    3. распя́тия;
    4. распя́тий;
    5. распя́тию;
    6. распя́тиям;
    7. распя́тие;
    8. распя́тия;
    9. распя́тием;
    10. распя́тиями;
    11. распя́тии;
    12. распя́тиях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    РАСПЯТИЕ, распять, см. распинать.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    РАСПЯ́ТИЕ, -я, ср.

    1. см. распять.

    2. Крест с изображением распятого Христа. Золочёное р.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ср.

    1.

    Действие по знач. глаг. распять.

    2.

    Крест с изображением распятого Христа.

    Серебряное распятие.

    Он вошел в дом, снял шапку, перекрестился на распятие, висевшее в углу столовой. Н. Островский, Рожденные бурей.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    РАСПЯ́ТИЕ, распятия, ср. (книжн. церк.).

    1. только ед. Действие по гл. распять.

    2. Крест с изображением распятого Христа.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Иконографический сюжет.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.
    1) crucifixion
    2) (изображение) cross, crucifixс. церк.
    1. (крест) Crucifix (a model of the cross, bearing an image of the Crucified Lord);

    2. (распинание) Crucifiction;
    ~ Иисуса Христа The Crucifiction of Jesus Christ.

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    с

    1)(действие) Kreuzigung f

    2)(изображение) Kruzifix n

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    распятие с 1. (действие) Kreuzigung f c 2. (изображение) Kruzifix n 1a

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с.

    crucifiement m(действие); crucifixion f(действие и изображение); crucifix m(крест)

  21. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с.

    1)(крест) crucifijo m

    2)уст.(действие) crucifixión f

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с.

    1)уст.(действие) crocifissione f

    2)(крест) crocifisso m

  25. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  26. Энциклопедия Кольера

    РАСПЯТИЕ (Пизанская школа, 12 в.)

    РАСПЯТИЕ (Пизанская школа, 12 в.)

    изображение Христа, распятого на кресте. До 4 в., когда казнь через распятие на кресте была отменена во всей Римской империи, существовали только символические изображения Христова креста: в виде буквы Т, буквы X или якоря, часто вместе с изображением рыбы или дельфина; пять букв, составляющих греческое слово ICQUS ("рыба"), рассматривались как сжатая формула христианского вероучения, поскольку эти буквы расшифровывались как начальные буквы слов греческого словосочетания "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель". Так называемый хрисмон, монограмма из греческих букв "Х" и "Р", служила сокращением имени "Христос" и символизировала крест; широкому распространению этой монограммы способствовало то, что император Константин Великий (ум. 337) использовал ее на своих знаменах и на щитах своих воинов. С 4 в. почитание креста начинает быстро распространяться. В христианском искусстве и геральдике крест представлен в нескольких основных формах (прежде всего "греческой" и "римской"). В некоторых случаях крест помещается на перекладине буквы "эта" в сокращении IHS (три первых буквы имени "Иисус" в его греческой форме), впоследствии поясняемым как аббревиатура формулы Iesus Hominum Salvator (Иисус, людей Спаситель). Вышитые кресты являются обязательной деталью литургических облачений и нередко украшают одежду священнослужителей. Существует практика целования креста (в том числе вышитого: креста над коленом у византийских епископов, на туфле у пап). Некоторые епископы чертят крест перед своей подписью (у неграмотных людей крест мог заменять подпись). Крестное знамение - ритуальный жест, осуществляемый различными способами, - ведет свое происхождение с древних времен и широко употребляется православными и католиками. Собственно распятия впервые появляются в 5-6 вв., и на древнейших из них Христос изображен живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл. Распятие в его современном виде возникло из скульптурных или живописных изображений сцены распятия Христа, причем фигуры других участников этой сцены - Девы Марии, Иоанна Богослова, Марии Магдалины, ангелов, а также различные символы голгофских страстей со временем либо упраздняются вовсе, либо изображаются на расширенных концах перекладин креста.

  27. Источник: Энциклопедия Кольера



  28. Энциклопедический словарь

    РАСПЯ́ТИЕ -я; ср.

    1. к Распя́ть. // В искусстве: изображение момента казни, мучений и смерти Иисуса Христа на кресте.

    2. Крест с изображением распятого Христа. Серебряное р. Целовать р. Перекреститься на р. Киот с распятием и иконами.

  29. Источник: Энциклопедический словарь



  30. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    расп’ятие (распинание, растягивание на кресте) — самая мучительная, позорная и страшная казнь в древности. Осужденный привязывался и прибивался (через ладони и ступни ног) к деревянным брусьям, соединенным в виде креста (в форме букв Т или Х). Крест вкапывался в землю и устанавливался вертикально, так что казненный повисал на веревках и гвоздях и так оставлялся умирать. Смерть часто наступала только через двое или трое суток, поэтому распятых охраняли, чтобы их не сняли друзья или родственники. Для ускорения смерти применялся прием перебивания костей ног, ибо казненные, как им ни было тяжело, опирались на ноги, чтобы облегчить дыхание. С перебитыми же ногами они очень скоро задыхались. Осужденного на смерть часто перед казнью отдавали в руки солдат и палачей для истязаний и были случаи, что он умирал еще до распятия. Если же оставался жив, его заставляли нести к месту казни свой собственный крест, на котором его должны были распять. Казнь эта была известна в глубокой древности и применялась еще персами, о чем есть упоминание в Священном Писании (Езд.6:11; Есф.5:14 ). Римляне применяли эту казнь только для разбойников и рабов, римский гражданин не мог быть распят. Господь Иисус Христос претерпел эту страшную казнь и все мучения, связанные с ней, и это было искупительной жертвой за всех нас, которой Он освободил всех верующих во имя Его от суда Божия (Иоан.11:50 -51). (см. крест)

  31. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  32. Реальный словарь классических древностей


    • Crux,

    казнь через распятие на кресте, которая произошла из повешения на arbor infelix. Это было самое жестокое наказание и применялось, собственно, лишь к рабам, а впоследствии к иностранцам и гражданам, которые были humiles. Грабеж, морской разбой, убийство, мятеж, государственная измена наказывалась Р. Осужденный на смерть, неся furca или patibulum, под ударами бичей и прутьев препровождался на место казни, где его поднимали на сшх, столб, утвержденный на лобном месте, таким образом, что patibulum образовывало перекладину креста. К ней осужденного плотно пригвождали за руки, а ноги прибивали к столбу. Изображение Спасителя, несущего Свой крест, противоречит римскому обычаю, потому что лишь patibulum fertur, damnati in crucem aguntur, tolluntur, cruci affiguntur, а выражения — cruci figere не встречается. Новое исследование с точки зрения христианской археологии предложил Zestermann в двух лейпцигских программах (1866-1867).

  33. Источник: Реальный словарь классических древностей



  34. Толковый словарь Даля

  35. Источник: