— здания или сараи на железных дорогах, назначенные для стоянки паровозов. Д. устраиваются для содержания паровозов вне службы в крытом, теплом помещении, в котором их промывают, чистят, производят в них мелкие исправления и готовят к следованию с поездами. Большие депо устраиваются на оконечных станциях дороги и на тех из промежуточных, на которых происходит смена паровозов; малые Д., на 1—2 паровоза, имеются на тех станциях, где требуется содержать паровоз для маневров или в резерве. Д. устраивается в виде прямоугольного здания с несколькими параллельными путями на полу, примыкающими к путям железной дороги, или же круглые и дугообразные в плане. В круглых и дугообразных Д. каждое стойло (место для одного паровоза и тендера) имеет особый путь, направленный по радиусу, в центре же круга или дуги наружной стены помещен поворотный круг, при помощи которого паровозы вводятся в Д. и выводятся из него. Между путями обыкновенно помещаются каменные рвы для осмотра паровоза снизу, для выбрасывания из них золы и остатков угольев и для выпуска воды из паровоза. Круглые Д. называются также ротондами, а дугообразные — полуротондами, или, по расположению путей — веерными. Размеры стойл определяются, принимая во внимание, что около каждого стойла должно быть достаточно места для установки верстаков и производства работ; поэтому ширина стойла делается около 5—6 метров. Длина стойла определяется сообразно длине наибольших паровозов (у нас в России — восьмиколесных), обращающихся на железной дороге, с известным запасом, так что длина одного стойла выходит от 17 до 18 метров. Сообразно с этим и в зависимости от числа паровозов, на которое рассчитывается Д., определяется его площадь. Полное же число Д. на дороге должно быть рассчитано в сложности для помещения около 70% всех имеющихся на дороги паровозов.
А. Т.
Депо
(франц. Dépôt) — склад, магазин, запас предметов известного рода для государственных и общественных надобностей. См. Военно-топографическое депо. Существуют или существовали депо образцовых мер и весов при департаменте торговли и мануфактур министерства финансов, Д. ремонтные, комиссариатские, пожарные. Д. рекрутские были сборными местами, где вновь набранные рекруты проводили первые 8—9 месяцев службы, после чего рассылались по полкам; учрежденные в 1808 г. в видах облегчения перехода от домашних занятий к военной службе, они были уничтожены вскоре после войны 1812 г. Во Франции депо префектуры есть временная тюрьма при полиции, куда заключаются лица обоего пола, обвиняемые в маловажных проступках; в ней они могут оставаться не долее суток, т. е. до первого допроса. В торговом быту Германии и России под Д. разумеют совокупность ценностей (ценных бумаг), преимущественно векселей, служащих обеспечением открытого кредита; во Франции dépôt означает депозитную сделку; сделка же, при которой кредит обеспечивается векселями и иными ценностями, называется nantissement или avances. Торговый дом в обеспечение открытого ему кредита сдает кредитору на хранение — в Д. — принадлежащие ему векселя (Depôts-Wechsel), снабжая их бланковой надписью. Такие векселя не считаются учтенными; они должны быть выкуплены до срока или путем погашения долга, или же заменой их другими векселями. Соответствующее обязательство, которым сопровождается, с другой стороны, такое временное отчуждение или передача векселей, называется реверсом. Сам кредит под обеспечение векселями открывается в форме специального текущего счета. У нас подобного рода кредиты открываются главным образом государственным банком.
(франц. dépôt, буквально — склад, хранилище)
предприятие, обеспечивающее эксплуатацию и ремонт подвижного состава (См. Подвижной состав); вагонов, локомотивов, мотор-вагонных секций ж. д. и метрополитена, трамваев, а также пожарных машин. Применительно к подвижному составу городского транспорта употребляют также название парк (например, троллейбусный, трамвайный парки).
Различают Д.: специализированные по виду и типу подвижного состава (локомотивные, вагонные, моторвагонные и т.п.) и смешанного типа, предназначенные для эксплуатации различных видов подвижного состава одновременно, например электровозов, тепловозов, моторвагонных поездов и кранов на ж.-д. ходу. Основные задачи и виды работ, осуществляемых в Д., — эксплуатация подвижного состава в соответствии с графиком движения и выполнение его ремонта для обеспечения безопасности движения. На территории Д. находятся производственные здания с технологическим (станки, приспособления, инструменты), энергетическим оборудованием и подъёмно-транспортными средствами, склады для запасных частей и материалов, сооружения для очистки и обмывки подвижного состава, а также деповские (тракционные) пути, устройства для поворота подвижного состава и снабжения его топливом, песком, водой и др. материалами. Наиболее крупные предприятия, обслуживающие подвижной состав, — локомотивные и вагонные Д.
Локомотивные Д. различают основные и оборотные, или пункты оборота. Основные Д. имеют приписной парк подвижного состава (см. Локомотивный парк), в плановом порядке контролируют его состояние и выполняют различные виды ремонта. При длине участков обращения до 1000—2000 км локомотивы обслуживаются сменными бригадами разных Д. Производственная деятельность Д. характеризуется численностью подвижного состава, общим годовым пробегом и количеством периодических ремонтов. Важными показателями эксплуатационной работы Д. являются объём перевозок и их себестоимость. На ж.-д. транспорте принята система планово-предупредительного ремонта. Проверка состояния и различные виды ремонта подвижного состава осуществляются в зависимости от пробега или через определённые промежутки времени. Основным методом ремонта является агрегатно-узловой метод, основанный на применении взаимозаменяемых узлов и деталей. Для этого в Д. имеются так называемые оборотные фонды, состоящие из заранее отремонтированных или новых узлов и деталей.
Строят локомотивные Д. с прямоугольным, ступенчатым и веерным расположением зданий. Наиболее перспективны Д. ступенчатого типа. По сравнению с прямоугольными они имеют меньшую ширину, но большее количество путей, два и более стойл на одном пути, мастерские, расположенные ближе к местам ремонта, лучшее естественное освещение всех помещений. Расширение Д. ступенчатого типа легко осуществляется пристройкой новых секций. Д. веерного типа строились для паровозов, требованиям содержания современного подвижного состава они не отвечают.
Оборотные Д. предназначены для экипировки локомотивов, их осмотра и устранения обнаруженных неисправностей. В пунктах оборота имеются комнаты отдыха локомотивных бригад между поездками. Для осмотра и выполнения ремонта подвижного состава посменно дежурят квалифицированные работники, есть необходимые инструменты, запасные части и материалы.
Д. метрополитена имеют большое число путей для отстоя подвижного состава, выполнения всех видов ремонта (основные Д.), для осмотров и других операций, кроме крупных плановых ремонтов (отстойные Д.). На каждой линии метрополитена строят, как правило, своё Д. Трамвайные и троллейбусные Д. также имеют большие парки отстоя и выполняют ремонт трамвайных вагонов и троллейбусов. Д. строятся по типовым проектам.
Лит.: Общий курс железных дорог, под ред. И. В. Модзолевского, 3 изд., М., 1960.
Э. Э. Ридель.
ср., нескл., франц. место для собрания, складки и хранения каких-либо предметов, с особою, определенною целью: склад, скоп, запас, хранилище, сохранница, бережница. Военно-топографическое депо, место для хранения военных чертежей, а также управление для производства относящийся к сему работ. Депозитный билет или депозитка жен., лат. бывшие у нас в обороте бумажные денежные знаки, которые выдавались за вносы звонкою монетой; они заменены впоследствии кредитными. Депозитный банк, сохранная казна, принимающая вносы. Депозитный билет, депозитка, упраздненные ныне бумажные деньги, в виде расписок от государственного казначейства, за внесенную монету или денежные знаки.
ДЕПО́, нескл., ср.
1. Предприятие, помещение для стоянки и ремонта железнодорожного подвижного состава. Локомотивное д.
2. Здание для пожарных машин. Пожарное д.
| прил. деповский, -ая, -ое (прост.).
нескл., ср.
1.
Здание, специально оборудованное для стоянки и текущего ремонта локомотивов и вагонов.
Неподалеку возвышается новое депо, и из него, сияя медью и сталью, выходят гулкие паровозы. Вс. Иванов, Пархоменко.
Последний трамвай прогромыхал на стрелке и свернул в депо. Л. Линьков, Горькая правда.
||
Здание для пожарных машин.
Пожарное депо.
2. устар.
Склад для хранения чего-л.
Выстроены были какие-то домы . На одном было написано золотыми буквами: «Депо земледельческих орудий». Гоголь, Мертвые души.
[франц. dépôt]
ДЕПО́, нескл., ср. (франц. depot).
1. Здание стоянки паровозов и вагонов на железных дорогах (ж.-д.). Паровозное депо.
|| Помещение при пожарной части, где стоят машины (спец.). Пожарное депо.
2. Место для хранения чего-нибудь, склад (устар.). Депо швейных машин.
I
нескл. ср.Помещение и предприятие, обеспечивающее эксплуатацию, ремонт и стоянку подвижного состава (обычно рельсового).
II
нескл. ср.Комплекс строений, где размещаются пожарные машины и специальное оборудование; пожарное депо.
III
нескл. ср.Органы в организме человека и высших животных (печень, селезенка, кожа), предназначенные для накопления и резервного хранения крови, временно исключенной из циркуляции и поступающей в кровоток при интенсивной физической нагрузке или в какие-либо иные моменты (в медицине).
ДЕПО (франц. depot - букв. - склад, хранилище), предприятие для стоянки и ремонта подвижного железнодорожного состава (вагонов, локомотивов, трамваев и т. п.), а также пожарных машин. Для подвижного состава городского транспорта употребляют также название парк (напр., троллейбусный парк).
территория с комплексом зданий, сооружений и устройств для обслуживания, содержания и ремонта подвижного состава какого-либо транспортного предприятия: локомотивов, вагонов, трамваев, троллейбусов, пожарных автомобилей
(Болгарский язык; Български) — депо
(Чешский язык; Čeština) — depo; remíza; vozovna; garáž
(Немецкий язык; Deutsch) — Depot; Betriebswerk
(Венгерский язык; Magyar) — depó
(Монгольский язык) — депо
(Польский язык; Polska) — remiza
(Румынский язык; Român) — depou
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — depo
(Испанский язык; Español) — depósito de maquinaria
(Английский язык; English) — depot
(Французский язык; Français) — dépôt
Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках
депо́ "крытое помещение для стоянки локомотивов", из франц. dépôt "склад" от лат. dēpositum.
ср.;
нескл. depot, shed, roundhouse паровозное депо пожарное депос.
1. ж.-д. depot, shed;
2. (пожарное) fire-station.
depot, shed
депо с Depot ( - '' p o: ] n 1, pl -s; Fahrzeugpark m 1, pl -s (парк) пожарное депо Feuerwache f c железнодорожное депо Bahnbetriebswerk n 1a
с
Depot n, pl -s; Fahrzeugpark m, pl -s(парк)
пожарное депо — Feuerwache f
железнодорожное депо — Bahnbetriebswerk n
с.
dépôt m
трамвайное депо — dépôt de tramways
пожарное депо — dépôt de matériel d'incendie
с. нескл.
depósito m
парово́зное депо́ — depósito de locomotoras
пожа́рное депо́ — cuartel de bomberos
с.
deposito m
локомотивное депо — deposito locomotive
-1) склад; 2) в бухгалтерском учете - сводная ведомость для накопления учетной информации; 3) часть премии перестраховщика, удерживаемая для гарантии выполнения обязательств по договору страхования.
См. т.ж. СЧЕТ ДЕПО; СУБСЧЕТ ДЕПО; БАЛАНС ДЕПО; СИНТЕТИЧЕСКИЙ СЧЕТ ДЕПО; СВОДНОЕ ПОРУЧЕНИЕ ДЕПО.
ДЕПО́ [дэ] и [де], неизм.; ср. [франц. dépôt]
1. Предприятие, а также здание для стоянки и ремонта железнодорожного подвижного состава. Локомотивное д. Трамвай ехал в д. Работать в д.
2. Здание для пожарных машин. Пожарное д. В д. размещалось пять машин.
3. Устар. Склад для хранения чего-л. // Спец. Место накопления и резервного хранения каких-л. веществ в организме человека. Жировое д. Д. крови.
◁ Депо́вский, -ая, -ое. Разг. (1 зн.). Д. рабочий. Д-ие мастерские. Д-ие пути.
* * *
депо́(франц. dépôt, буквально — склад, хранилище), предприятие для стоянки и ремонта подвижного железнодорожного состава (вагонов, локомотивов, трамваев и т. п.), а также пожарных машин. Для подвижного состава городского транспорта употребляют также название парк (например, троллейбусный парк).
* * *
ДЕПОДЕПО́ (франц. depot, букв. — склад, хранилище), предприятие для стоянки и ремонта подвижного железнодорожного состава (вагонов, локомотивов, трамваев и т. п.), а также пожарных машин. Для подвижного состава городского транспорта употребляют также название парк (напр., троллейбусный парк).
(франц. depot, букв. - склад, хранилище) - предприятие, обеспечивающее эксплуатацию и ремонт подвижного состава: вагонов, локомотивов, подъёмных кранов на ж.-д. ходу, мотор-вагонных секций ж. д. и метрополитена, а также пожарных машин. Применительно к подвижному составу гор. транспорта употребляют также назв. парк (напр., трамвайный, троллейбусный, автобусный парки).
depot, shed
* * *
депо́ с. неизм.:ваго́нное депо́ — (railway) car shed, (railway) car shop
депо́ ковше́й метал. — ladle car depot
локомоти́вное депо́ — locomotive shed
оборо́тное депо́ — intermediate [transfer] depot
парово́зное депо́ — enginehouse, steam locomotive shed
пожа́рное депо́ — fire station
ша́хтное депо́ — mine barn, mine locomotive garage
экипиро́вочное депо́ — running shed, servicing shop
с.
deposito m; rimessa f
- вагонное депо
- веерное депо- круглое депо
- локомотивное депо
- пожарное депо
- трамвайное депо
техн., нескл.
депо́
- оборотное депо
- пожарное депо- слесарное депо
- трамвайное депо
- троллейбусное депо
- экипировочное депо
техн., нескл.
депо́
- оборотное депо
- пожарное депо- слесарное депо
- трамвайное депо
- троллейбусное депо
- экипировочное депо
техн. депо́