«Жертва»

Жертва в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Жертва»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Даля
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Словарь символов
  10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  11. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  17. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  18. Энциклопедический словарь экономики и права
  19. Энциклопедический словарь
  20. Библейская энциклопедия Брокгауза
  21. Реальный словарь классических древностей
  22. Юридическая энциклопедия
  23. Словарь юридических международно-правовых терминов
  24. Словарь церковнославянского языка
  25. Словарь бизнес-терминов
  26. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    умилостивительное или благодарственное приношение Богу от плодов земных или из царства животных. Этимологически это слово происходит от глагола жрети, жрать, пожирать (отсюда жрец, см.) — как вследствие представления о том, что приносимое в Ж. потребляется божеством, так и вследствие того, что Ж., по освящении ее, потреблялась самими приносящими. Идея Ж. проникает собой все религии, как древнего, так и нового мира, но формы ее разнообразны до бесконечности. В наиболее чистом виде Ж. представляется в Библии, где она выступает уже в первобытные времена как символ отношений между Богом и человеком. Чувствуя свое ничтожество и свою полную зависимость от Высшего существа, человек старается умилостивить его в случае бедствия или возблагодарить в случае успеха и благоденствия, равно как и просто выразить чувства своей преданности ему, и вследствие этого приносит ему Ж., т. е. жертвует от своего достатка что-нибудь такое, что дорого и приятно ему самому, в предположении, что то же самое будет приятно и божеству. Первые следы Ж. в Ветхом Завете мы видим уже на первых страницах Библии; сыновья прародителей приносили в Ж. Богу — один от плодов земных (Каин), а другой от стад своих (Авель). После потопа обычай жертвоприношений является уже вполне выработавшимся. Патриархи приносят Ж. при всяком выдающемся случае в своей жизни; но только при Моисее вполне выработана была подробная обрядовая регламентация жертвоприношений. Правила о них изложены в книге Левит; они разделялись на пять родов: 1) Ж. всесожжения (см. Всесожжение). 2) Ж. о грехе, 3) Ж. повинности — за невольные и вольные прегрешения; 4) Ж. мира — в выражение благодарности Богу и 5) Ж. бескровная — состоявшая из приношения не животных, а муки, масла, вина и ладана. Как первые четыре рода Ж. означали принесение Богу жизни, так этот последний род означал принесение Ему плодов земли. При необычайных событиях Ж. иногда приносились в огромном количестве. Так, Соломон по случаю освящения храма принес в Ж. 22 тыс. волов и 120 тыс. овец. Отличительной особенностью библейских Ж. было то, что в них весьма сложная обрядность не закрывала основной идеи этого установления, получавшей все большее развитие. Во времена пророков прямо уже ставился вопрос о замене символа самой сущностью дела: вместо того чтобы приносить в Ж. животных или плоды земные, требовалось приносить Богу сердце чистое, по принципу, что правда и милость — выше и благоугоднее Богу, чем кровь и жир баранов и козлов ("Милости хочу, а не жертвы" — господствующий тон пророческих воззрений на этот предмет). В высшем своем значении ветхозаветные Ж. были символом великой Ж. Богочеловека, принесенной им во искупление человечества от первородного греха.

    В языческих религиях самая идея Ж. подверглась грубому искажению. Чувственность здесь всегда господствует над идеей, а в некоторых культах Ж. получает кровожадный характер, переходя в полный каннибализм. Так, в семитическом культе Ваала и Астарты этим божествам приносилась в Ж. девическая честь, и у капищ их существовали особые штаты "священных блудниц и блудников" (часто с омерзением упоминаемые в Библии кедешимы и кедошоты). Кровожадность находила себе высшее выражение в человеческих жертвоприношениях, бывших в обычае у многих народов древности, не исключая и классических (в первобытные времена их истории). Хотя с течением времени они и отменялись, но существование их ясно засвидетельствовано памятниками; например, на ассиро-вавилонских памятниках часто можно видеть изображение приношения людей в Ж., во всей обстановке религиозного ритуала. Чаще всего родители приносили в жертву своих детей, господа — рабов, победители — побежденных. Таких безнравственных и каннибальских жертвоприношений совершенно чужда ветхозаветная религия. Новейший критицизм, впрочем, готов усматривать следы их и в Библии, в подтверждение чего ссылается особенно на факт жертвоприношения Авраамом своего сына Исаака и на историю дочери Иеффая. Но приводимые факты нисколько не подтверждают этой мысли. Видеть в жертвоприношении Исаака доказательство существования человеческих жертвоприношений и у евреев, значит упускать из виду значение этого факта, как испытания твердости веры Авраама. Более правдоподобия, по-видимому, имеет ссылка на Иеффая, принесшего в Ж. свою дочь; но и эта история излагается в Библии (Суд., XI, 30-40) с такой таинственной неопределенностью, что факт жертвоприношения в ней может подлежать различным толкованиям, и большинство новейших исследователей склоняется к объяснению, что дочь Иеффая была просто посвящена Богу на служение при Скинии. Во всяком случае Моисеев закон ясно запрещает человеческие жертвоприношения (см. Лев., XVIII, 21; XX, 2-5; Второзак., XII, 31; XVIII, 10), как "мерзость" перед Господом.

    Ср. Bähr, "Symbolik d. Mos. Cultus"; Mövers, "Opferwesen der Karthager"; Hartung, "Religion der Römer"; Sykes, "Versuch über die Natur, Absicht u. d. Ursprung der Opfer" (1778).

    А. Л.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. же́ртва;
    2. же́ртвы;
    3. же́ртвы;
    4. же́ртв;
    5. же́ртве;
    6. же́ртвам;
    7. же́ртву;
    8. же́ртвы;
    9. же́ртвой;
    10. же́ртвою;
    11. же́ртвами;
    12. же́ртве;
    13. же́ртвах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    жен. пожираемое, уничтожаемое, гибнущее; что отдаю или чего лишаюсь невозвратно.

    | Приношенье от усердия божеству: животных, плодов или иного чего, обычно с сожиганием;

    | отречение от выгод или утех своих по долгу или в чью пользу; самоотверженье и самый предмет его, то, чего лишаюсь.

    | Пострадавший от чего-либо есть жертва причин этих. Один бывает невинною жертвою злонамеренности, другой же необузданности своей. Приносить жертву долгу, отечеству, признательности. Отдать или предать что, кого на жертву, дать погибнуть, покинуть в беде, предать. Жертвище ср. идольское требище, капище. Жертвенный, к жертве вообще относящийся, для нее предназначенный.

    | архан. напрасный, клеветной, обидный. Это поклеп жертвенный. Жертвенная, -ных ср., мн., церк. что приносится в жертву. Заклать жертвенная.

    | жен. комната, место или простор, где совершается жертвоприношенье; жертвище, капище, требище. Жертвенник муж. возвышение различного вида, столик, отрезок столба с украшениями, для принесения жертв божеству, по обрядам веры; он же служил иносказательным изображением любви, дружбы, признательности. Жертвенник, церк. жертовник муж. в церквах наших, освященный стол на левой стороне алтаря, для приготовленья на нем бескровной жертвы, а по древнему обычаю: место, смежное с алтарем, где принимались просфоры во время проскомидии. Жертвовать что, чем, приносить в жертву, отдать на жертву, не щадить, выдавать кого, что; лишать себя чего добровольно, для пользы других или иных видов. Жертвуя рублем, приобрел тысячи. Жертвуй головою, не жертвуй душою. Жертвую на погорелых двести рублей. Приказано жертвовать на общеполезные заведения, полицейское объявление; -ся, безл. быть жертвуему, приноситься в жертву. Жертвованье ср., ·длит. действие по гл. Жертвователь муж. -нища жен. жертвующий. Слова сложные, как: жертвоистязатель, жертвоприношенье, жертвоприимец и пр. понятны по себе.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    ЖЕ́РТВА, -ы, жен.

    1. В древних религиях: приносимый в дар божеству предмет или живое существо (убиваемое), а также приношение этого дара (жертвоприношение). Ж. богам.

    2. Добровольный отказ от кого-чего-н. в чью-н. пользу, самопожертвование (высок.). Принести себя в жертву семье.

    3. кого (чего). О ком-н. страдающем от насилия, несчастья, неудачи. Жертвы кораблекрушения. Тигр набросился на свою жертву. Пожар с человеческими жертвами. Пасть жертвой в борьбе.

    4. То же, что пожертвование (стар.).

    | прил. жертвенный, -ая, -ое (к 1 знач.). Жертвенная кровь.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Предмет или живое существо (обычно убиваемое), приносимые в дар божеству по обрядам некоторых религий.

    Стоял [оракул] в наряде пребогатом, Завален жертвами, мольбами заглушен И фамиамом задушен. И. Крылов, Оракул.

    2. устар.

    То же, что жертвоприношение (в 1 знач.).

    Совершать жертвы.

    3. устар.

    Дар, пожертвование.

    — Принимается моя жертва на алтарь отечества или нет? Позволяется мне поднести двадцать пять или тридцать рублей на общее дело? Тургенев, Новь.

    4.

    Добровольный отказ, отречение в пользу кого-, чего-л.; самопожертвование.

    Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведала — и не изведала. Тургенев, Памяти Ю. П. Вревской.

    — Я всем пожертвую для вас, даже своим чувством. Но графиня не так хотела поставить вопрос: она не хотела жертвы от своего сына. Л. Толстой, Война и мир.

    5.

    Тот, кто пострадал или погиб от какого-л. несчастья, стихийного бедствия и т. п.

    Человеческие жертвы.

    И часто бывает, что рабочий, избежавший поимки, так и пропадает без вести, сделавшись жертвой голода или зверя. Наумов, Еж.

    Как-то на Таганрогском заводе произошел сильный взрыв, обошедшийся, правда, без всяких жертв. М. Павлов, Воспоминания металлурга.

    || чего.

    Тот, кто подвергся страданиям, неприятностям и т. п. вследствие чего-л.

    Я жертва клеветы и мстительных невежд. Пушкин, Кавказский пленник.

    Евгений Васильевич считал себя невинно пострадавшим, жертвой судебной ошибки. Мамин-Сибиряк, Человек с прошлым.

    принести жертву {чему}

    сделать что-л. во имя чего-л.

    принести в жертву {что}

    отказаться от чего-л., пожертвовать чем-л.

    пасть жертвой {чего}

    погибнуть от чего-л. или ради, во имя чего-л.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (иноск.) — пострадавший от чьих-либо влияний или других причин

    Ср. Все мы жертвы обстоятельств.

    Грановский. Переписка.

    Ср. Кажется, в конце концов у тебя будет масса жертв, падших от твоей красоты... При словах "масса жертв " ей невольно пришел в голову (безнадежно любивший ее) несчастный Ихарев, действительная, а не призрачная жертва...

    А.А. Соколов. Тайна. 20.

    Ср. Я жертва клеветы и мстительных невежд.

    А.С. Пушкин. Кавказский пленник.

  11. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  12. Толковый словарь Ушакова

    ЖЕ́РТВА, жертвы, жен. (книжн.).

    1. В древних религиях - приносимые в Дар божеству предмет или живое существо (умерщвляемое при этом). Приносить жертву. Принести кого-что-нибудь в жертву. Человеческие жертвы.

    || То же, что жертвоприношение. «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон…» Пушкин.

    2. Дар, пожертвование на что-нибудь (устар.). «Начал подавать им и наш народ, жертвы стекались в определенные места, в редакции журналов…» Достоевский.

    3. Добровольный отказ, отречение в пользу кого-чего-нибудь, самопожертвование. Мать готова на всякие жертвы ради ребенка.

    4. кого-чего. Человек, подвергшийся чьему-нибудь насилию, злому умыслу, пострадавший от кого-чего-нибудь. Убийца накинулся на свою жертву. Жертвы русского самодержавия. «Виселица со своими жертвами страшно чернела.» Пушкин.

    5. чего. Человек, пострадавший или погибший от какого-нибудь несчастия, неудачи. Он стал жертвой обстоятельств. Пожар с человеческими жертвами. Жертва уличного движения. Жертва своей неосторожности.

    6. чего. Человек, пострадавший пли погибший во имя чего-либо, вследствие преданности чему-нибудь. Он пал жертвой честного отношения к делу. Вы жертвою пали в борьбе роковой любви беззаветной к народу. Похоронный марш.

    Принести жертву чему (книжн.) - перен. делать что-нибудь во имя чего-нибудь. Он принес жертву дружбе, согласившись участвовать в неприятном деле. Принести в жертву что (книжн.) - перен. пожертвовать чем-нибудь. «Все высокие чувства, драгоценные человечеству, были принесены в жертву демону смеха и иронии.» Пушкин.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж.

    1.

    Дар, пожертвование чего-либо на что-либо.

    2.

    Предмет или живое существо, обычно убиваемое, которые приносятся в дар богам или духам с целью умилостивить; жертвоприношение 2..

    3.

    Добровольный отказ, отречение в пользу кого-либо или чего-либо; самопожертвование.

    II

    ж.

    1.

    Тот, кто подвергся чьему-либо насилию, злому умыслу, пострадал от кого-либо или от чего-либо.

    2.

    Тот, кто пострадал или погиб от какого-либо несчастья, неудачи.

    3.

    Тот, кто пострадал или погиб во имя чего-либо, вследствие преданности чему-либо.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Словарь символов

    Восстановление изначального единства, воссоединение всего, что разбросано в мире явлений. Поскольку всякое творение подразумевает жертву, она представляет собой жизнь-смерть, цикл перевоплощений. Жертва отождествляется с творением, а человек - с одним из аспектов космоса. Кроме того, она означает подчинение себя божественному руководству через примирение, предоставление своего я на волю Бога, искупление. Каждое место жертвоприношения - это центр мира. Жертвоприношение человека - это искупление беспредельной человеческой гордыни предложением богам крови. Ритуальное жертвоприношение царей (считалось, что они приносят земле плодородие) было связано с началом ирригационных работ, приносящих оплодотворяющие и дающие жизнь воды. Когда оплодотворяющая сила царя истощалась, от этого страдала страна и ее народ, поэтому царя приносили в жертву богине Матери-Земли, чтобы восстановить эту силу в новом царе. Жертвоприношение происходило в день смерти старого года, в период двенадцатидневного хаоса перед возрождением солнца и нового года. Позднее вместо царя стали приносить в жертву козла отпущения. В ведической традиции в контексте жертвоприношения восток символизировал царство богов, юг - предков, запад - змею, север - людей. Во многих мифологиях и традициях считается, что мир был создан из частей объекта жертвоприношения: в Вавилоне - из расчлененной Тиамат, а у древних германцев - из Йинир. Голова жертвенного животного символизирует рассвет, глаз - солнце, дыхание - ветер, спина - небо, живот - воздух, подбрюшье - землю. Во время жертвоприношения жрец и жертва становятся едины друг с другом и со вселенной, микрокосм и макрокосм встречаются и обретают единение.

  17. Источник: Словарь символов



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    же́ртва ввиду наличия е (вместо ё) заимств. из цслав.; ср. ст.-слав. жрьтва θυσία, σπονδή (Супр., Клоц.), от жьрѫ "творю жертву", жьрьць "жрец, священник". Родственно лит. giriù, gìrti "хвалить", gẽras "хороший", др.-прусск. girtwei "хвалить", др.-инд. gr̥ṇā́ti "воспевает, превозносит, восхваляет", gī́r ж. "хвала, награда", авест. āɣairyāt̃ "превозносится", gar ж. "хвала. награда, хвалебная песнь", лат. grātus "желанный, приятный, благодарный"; см. Фик, GGA, 1881, стр. 1425; Траутман, BSW 88 и сл.; Френкель, ZfslPh 20, 319 и сл.; Вальде – Гофм. 1, 619 и сл. См. жрец.

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.
    1) sacrifice;
    offering приносить в жертву ≈ (кого-л./что-л.) to sacrifice smth./smb. to, to offer smth./smb. in sacrifice приносить жертву ≈ (кому-л./чему-л.) to make a sacrifice (to) благодарственная жертва ≈ thank-offering
    2) (пострадавший) victim - пасть жертвой стать жертвойжертв|а - ж.
    1. sacrifice;
    ценой больших жертв at great sacrifice;

    2. (пострадавший) victim;
    ~ы войны victims of war;
    быть ~ой чего-л. be* the victim оf smth.;
    приносить ~у чему-л. make* а sacrifice to smth., приносить что-л. в ~у sacrifice smth., пасть ~ой чего-л. fall* a prey to smth.;
    ~енник м. altar;
    церк. (в алтаре) credence table;
    ~енный sacrificial.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Opfer n

    приносить в жертву — opfern vt, zum Opfer bringen(непр.) vt

    пасть жертвой — zum Opfer fallen(непр.) vi (s)

    стать жертвой чего-либо — das Opfer(G) werden

    человеческие жертвы — Menschenopfer n pl

    жертвы войны — Kriegsopfer n pl

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    жертва ж Opfer n 1d приносить в жертву opfern vt, zum Opfer bringen* vt пасть жертвой zum Opfer fallen* vi (s) стать жертвой чего-л. das Opfer (G) werden человеческие жертвы Menschenopfer n pl жертвы войны Kriegsopfer n pl

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    1)(приносимое в жертву) ист. victime f(о живом существе); offrande f(о предметах)

    приносить в жертву прям., перен. — sacrifier vt, immoler vt

    2)(жертвоприношение) ист. sacrifice m, immolation f

    3)(пострадавший) victime f; proie f(добыча)

    человеческие жертвы — victimes f pl

    жертвы агрессии — victimes d'une agression; les pays agressés

    пасть жертвой — tomber(ê.) victime de



    ценой больших жертв — au prix de gros sacrifices

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    1)víctima f(о живом существе); ofrenda f(о предметах)

    приноси́ть в же́ртву — sacrificar vt, inmolar vt

    приноси́ть себя́ в же́ртву — ofrecerse en holocausto

    приноси́ть же́ртву на алта́рь оте́чества — ofrecer holocaustos sobre el altar de la Patria

    стать же́ртвой — ser víctima

    пасть же́ртвой — caer vícitma de...

    цено́й больши́х жертв — a costa de grandes sacrificios

    2)(несчастья, стихийного бедствия и т.п.) víctima f

    же́ртвы пожа́ра, наводне́ния — víctimas del incendio, de la inundación

    пожа́р с челове́ческими же́ртвами — incendio con víctimas

    3)(самопожертвование) sacrificio m

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)(жертвоприношение) sacrificio m

    жертва богам — sacrificio in onore degli dei

    2)высок.(самопожертвование) sacrificio m

    принести себя в жертву семье — sacrificarsi per la famiglia

    3)(пострадавший) vittima f

    жертвы кораблекрушения — le vittime del naufragio; naufraghi m pl

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    牺牲

  33. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  34. Энциклопедический словарь экономики и права

    - в теории права - физическое или юридическое лицо, которому уголовно наказуемым деянием был непосредственно или косвенно причинен материальный или нематериальный ущерб. См. т.ж. ПОТЕРПЕВШИЙ; ВИКТИМОЛОГИЯ.

  35. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  36. Энциклопедический словарь

    ЖЕ́РТВА -ы; ж.

    1. Предмет или живое существо (обычно убиваемое), приносимые в дар божеству по обрядам некоторых религий. Ж. богам. Предназначить кого-л. в жертву. Принести в жертву ягнёнка.

    2. Устар. = Жертвоприноше́ние (1 зн.). Совершать жертвы. Приносить жертвы богам.

    3. Устар. Дар, добровольное приношение, пожертвование. Отдал всё состояние в жертву беднякам и убогим. Жертвы прихожан на строительство храма.

    4. Добровольный отказ от кого-, чего-л. в чью-л. пользу. Готов жизнь отдать в жертву отчизне. Принёс себя в жертву семье, отказавшись от любимого дела. В пятой партии гроссмейстер принёс в жертву коня.

    5. Тот, кто пострадал или погиб в результате какого-л. несчастья, стихийного бедствия, злого умысла, рокового стечения обстоятельств и т.п. Жертвы голода. Жертвы блокады. Жертвы войны. Землетрясение повлекло за собой множество человеческих жертв. Невинная ж. Стал жертвой клеветы, судебной ошибки. Ж. собственной опрометчивости. Привык считать себя жертвой чужой зависти.

    Пасть же́ртвой чего. Погибнуть от чего-л. или ради, во имя чего-л. Приносить, предавать, обрекать и т.п. кого-что в же́ртву кому-чему. Отдавать во власть кому-, чему-л., делать полностью зависимым от кого-, чего-л.

    Же́ртвенный (см.).

  37. Источник: Энциклопедический словарь



  38. Библейская энциклопедия Брокгауза

    I. ЖЕРТВА

    1) с древнейших времен Ж. играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл - от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собств. ничтожности. По свидет-ву Библии, Ж. Богу приносили Авель, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов (Быт 4:3,4; 8:20; 15:9; 26:25; 31:54; Иов 1:5). Ж. Каина была бескровной (плоды земли), тогда как остальные жертвоприношения были связаны с пролитием крови, поскольку при этом убивали животных. Точно установить назначение названных жертвоприношений сегодня невозможно. Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность Создателю;

    2) о значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из егип. рабства, когда у горы Синай народ принял от Господа см. Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу Ж., а также порядок их принесения. К важнейшим видам Ж. относятся: Ж. всесожжения (Лев 1), хлебное приношение (Лев 2), Ж. благодарности, или мирная Ж. (Лев 3), а также Ж. за грех (Лев 4:1 - 5:13) и Ж. повинности (Лев 5:14 - 6:7). Среди этих пяти видов Ж. только одна была бескровной: хлебное приношение, к-рое рассматривалось как дополнение к Ж. всесожжения (Лев 9:16,17). Различные поводы, по к-рым приносились Ж., отчасти видны уже из их названий (напр., Ж. за грех, Ж. благодарности); см. также пункт V.

    II. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ЖЕРТВЫ

    1) основной Ж. в израил. богослужении является ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ, или ЖЕРТВА ЗАКЛАНИЯ (Лев 4:1 - 5:13; Чис 28:15-23; Иер 42:13), к-рую приносили во искупление непреднамер. проступков (Лев 4:2). Различаются четыре вида таких Ж.: Ж. за грех первосвященника (ст. 3-12), Ж. за грех всего общества Израиля (ст. 13-21), Ж. за грех одного из правителей народа (ст. 22-26) и Ж. за грех рядового израильтянина (ст. 27-35). Первосвященник приносил в Ж. тельца - самое дорогостоящее из жертв. животных; тельца следовало приносить и за грех всего общества Израиля. Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин - козу или овцу, если же он был слишком беден, то мог принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей (Лев 5:7-10). Это последнее правило указывает на то, что величина греха перед Богом соответствовала как положению согрешившего в обществе, так и степени его ответственности перед ним. Грех первосвященника по тяжести соответствовал греху всего общества Израиля, к-рое он представлял пред Господом. То же относилось и к случаю, когда Ж. приносилась простым израильтянином (Лев 4:27-31). Обряд жертвоприношения за грех во всех случаях состоял из четырёх частей, а именно:

    а) представление Ж. (ст. 27 и след.). Согл. Лев 1:3, жертв. животное следовало привести к дверям скинии (см. Скиния). Этим выражалась вера в Бога и потребность получить у Него прощение;

    б) возложение руки. Приносивший Ж. возлагал свою руку на голову животного, перенося тем самым свою вину на него (Лев 4:29; ср. 16:21);

    в) заклание (Лев 4:29). Провинившийся сам должен был заколоть животное. Особое значение в обряде придавалось крови: она должна была стечь из туши животного, после чего ее собирали в специальные сосуды. За грехом неминуемо следует смерть (см. Иез 18:4; Рим 6:23), поэтому - по милосердному установлению Бога - разрешалось, чтобы вместо грешника умерла Ж., оплатив своей жизнью его грех;

    г) помазание кровью. После того как Ж. была заклана, к своим обязанностям приступал священник. Он макал палец в кровь жертвы и мазал этой кровью выступающую часть алтаря - роги жертвенника всесожжения, если Ж. за грех приносил простой израильтянин (Лев 4:25,30), или роги жертвенника благовонных курений, если речь шла о Ж. священника (ст. 7) или всего общества (ст. 18). (см. Окропление, окропить см. Чистота, нечистота, чистый, ничистый, очищение.) Если кровь, символизирующая жизнь (Лев 17:11), наносилась на роги жертвенника, то для Бога это служило доказат-вом того, что жизнь принесена в Ж. и, след., вина оплачена;

    д) после принесения в Ж. крови сжигали тук (жир) животного; его шкуру, мясо и внутренности следовало вынести на чистое место за пределами стана и там сжечь;

    2) при принесении ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ (Лев 1) идея примирения отступала на второй план; в этом случае кровью кропили только внешние стороны жертвенника (ст. 5). Сущность Ж. всесожжения состояла в том, что за представлением жертв. животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение Ж. Священник разрезал тушу животного на куски, и, возложив на жертвенник, сжигал ее. Т.о., Ж. в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все ее части сгорали (ст. 9,13). Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу (ср. Быт 22:2). Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего Ж. Жертвами всесожжения были, напр., ежедневные жертвы израил. народа - два однолетних барана, к-рых приносили в качестве утренней и вечерней Ж. (Исх 29:38-42; Чис 28:3-8; Езд 9:4,5; Дан 9:21);

    3) ХЛЕБНОЕ ПРИНОШЕНИЕ (Лев 2) состояло из плодов земли; оно вместе с Ж. возлияния дополняло собой Ж. всесожжения (Чис 28:4-6). (При Ж. возлияния на жертвенник изливалось нек-рое количество вина, соответствовавшее величине хлебной Ж.) Поскольку идеи примирения (переноса собственной вины на Ж.) в этом обряде не было, то возложения рук в данном случае не предписывалось. Хлебное приношение состояло из муки высшего качества (Лев 2:1), белый цвет к-рой символизировал чистоту. К этой Ж. добавляли см. Ладан (ст. 1,2; в Синод. пер. - "ливан"), символизировавший молитву (ср. Пс 140:2; Лк 1:10; Откр 5:8); молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение. Приношение не должно было содержать квасного теста (Лев 2:11), к-рое символизирует греховность (ср. 1Кор 5:6-8). Ж. следовало приносить соленой (Лев 2:13): соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности. В хлебное приношение входило также оливковое масло (см. Маслина, масло, елей) (Исх 29:40). Те остатки Ж., к-рые не сжигались, предназначались священникам (Лев 2:3);

    4) МИРНАЯ ЖЕРТВА (Лев 3:3) приносилась из крупного скота - быков (волов) или коров (ст. 1-5), или из мелкого - овец (ст. 6-11) или коз (ст. 12-16). Обряд протекал так же, как и обряд принесения Ж. всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, т.е. лучшее от Ж. (см. Ис 25:6; 55:2). После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время к-рой жертвователь и его родственники ели мясо жертв. животного (Лев 7:15). Эта совместная трапеза была одноврем. радостным праздником примирения (ср. Пс 22:5; Лк 15:23) в Доме Божьем (Втор 12:5-7,17,18), символом восстановленного общения с Богом. Среди мирных жертв различали ЖЕРТВУ БЛАГОДАРНОСТИ (Лев 7:12,15; 22:29), ЖЕРТВУ ПО ОБЕТУ и ЖЕРТВУ ПО УСЕРДИЮ (Лев 7:16; 22:21; Чис 15:3);

    5) назначение ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ (Лев 5:14 - 6:7; 7:1-10) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба (Лев 5:16; 6:5). Обряд приношения Ж. повинности почти ничем не отличался от обряда Ж. за грех (Лев 7:7), только кровь Ж. наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны;

    6) ср. также см. Обет см. Корван см. Жертва курения, курение см. Жертва возлияния.

    III. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ

    Один раз в год, в см. День очищения, полагалось приносить наиболее торжественную Ж. за Аарона и его дом (т.е. за священников), за народ и скинию, а позднее за храм (Лев 16):

    1) прежде чем Аарон мог принести Ж. за грехи народа, ему (как позднее и всякому первосвященнику) надо было получить очищение от своих собств. грехов (ст. 11-14). Для этого он закалывал тельца у жертвенника всесожжения, входил в святилище с чашей, наполненной кровью, и кадильницей и возлагал благовонное курение на огонь "пред лицем Господним". Дым и запах благовония символизировали возносившиеся к Богу молитвы о прощении грехов первосвященника. Кровью Аарон кропил крышку (см. Крышка) ковчега завета. Этим он свидет-вовал перед Господом (см. Исх 25:22; Чис 7:89), что жизнь замещающего его жертв. животного была отдана, т.е. вина за грехи первосвященника оплачена;

    2) для последующей жертвы за очищение народа требовались два козла (Лев 16:5,15,20-28). Одного из них (ст. 15) приносили в жертву за грехи всего народа. Его кровь священник вносил в Святое Святых и окроплял ею крышку ковчега завета, чтобы вновь засвидет-вать пред Богом смерть замещающего народ жертв. животного. Затем Аарон, как представитель всего народа, возлагал руки на голову живого козла и исповедовал над ним все беззакония и грехи израильтян. Козла, несущего на себе грехи народа, отводили в пустыню и там отпускали в знак того, что Господь простил грехи и устранил их из места Своего присутствия (см. Азазель);

    3) скиния тоже считалась запятнанной, поскольку находилась там, где жил грешный народ; для нее тоже требовался обряд очищения (ст. 16-19,33; Евр 9:21). Поэтому Аарон окроплял кровью не только крышку ковчега завета, но и землю перед ковчегом, а также Святое Святых и, наконец, жертвенник всесожжения.

    IV. ПРОРОЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЖЕРТВ

    1) по словам ап. Павла, ветхозаветные Ж. были "образом и тенью" деяния Христа (Евр 8:5). В качестве такого "образа" они были установлены на время действия ВЗ, "только до времени исправления" (Евр 9:10), т.е. до времени прихода Христа. Предвещавшие жизнь и смерть Иисуса и только в этой связи обретавшие смысл, ветхозаветные Ж. должны были подготовить народ Израиля к приходу обетованного Мессии (Рим 10:4; Гал 3:24);

    2) если бы Ж., к-рые израильтяне приносили сначала в скинии, а потом в храме, не имели этого пророч. значения, то как следовало бы понимать то обстоят-во, что смерть тельца или другого животного могла искупить вину, к-рую человек возложил на себя своим греховным деянием? Могло ли животное, не имевшее никакого отношения к греховному поступку, замещать см. Человека, созданного по образу и подобию Божьему и ответственного пред Богом? "Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи" (Евр 10:4). Т.о., нельзя утверждать, что Бог прощал грехи, взирая на приносимых в Ж. животных: и во времена ВЗ прощение происходило только ради Иисуса. Когда Бог взирал на жертвенник, Он видел там не смерть овцы, козы или тельца, а прозревал "Агнца Божия" на кресте Голгофы; Он заранее предвидел кровавую Ж. Своего Сына и только на основании этой искупит. смерти прощал грешнику его вину. Ветхозаветная Ж. сама по себе была бессильной, она обретала действенность лишь благодаря новозаветной Ж. Иисуса, на к-рую указывала;

    3) тем самым грешник в ВЗ получал спасение так же, как и верующий сегодня. Его спасало "обратное действие" крестной смерти Иисуса, прообразом к-рой была ветхозаветная Ж. В свете искупит. подвига Иисуса Ж. за грех приобретает след. значение:

    а) представление. Я вижу Иисуса Христа как Ж., принесенную за меня, и верой принимаю Его как своего Искупителя;

    б) возложение руки. Верой я возлагаю груз своих грехов на моего безвинного Заместителя. Иисус несет мои грехи (Ис 53:6,11,12; Ин 1:29; 1Пет 2:24);

    в) заклание. Неся наши грехи, Иисус пошел на крест и отдал там Свою жизнь. Он принял смерть, замещая нас, чтобы искупить наши грехи, чтобы Бог, проявляя Свою праведность, мог оправдать того, кто верит в Иисуса (Рим 3:26);

    г) помазание кровью. Как первосвященник кровью Ж. доказывал пред Богом, что искупит. Ж. мертва, так и Иисус Христос, наш Первосвященник (Евр 6:20; 7:26; 8:1; 9:11), свидет-вует пред лицом Отца о Своей искупит. смерти (Евр 9:24; 7:25; Рим 8:34);

    4) в соответствии с этим Ж. всесожжения, означающая полную и неогранич. преданность Господу, также имеет отношение к подвигу Христа. Ибо только Иисус мог принести такую добровольную Ж. и быть абсолютно послушным Божьей воле: "Вот иду... исполнить волю Твою, Боже" (Евр 10:7). В Гефсиманском саду Он вознес мольбу: "Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк 22:42). Иисус был абсолютно предан делу, порученному Ему Отцом. На это совершенное послушание и указывала Ж. всесожжения, так же как Ж. за грех указывала на Его смерть на кресте (Ин 19:30). Христиане тоже призваны быть преданными Богу. Павел пишет, что им, как примиренным с Богом, надлежит представить свои тела "в жертву живую". Это - единств. благоугодная Богу Ж. (Рим 12:1);

    5) в свете подвига, совершенного Иисусом, правильным порядком жертвоприношения будет тот, при к-ром жертва за грех предшествует жертве всесожжения. Ж. за грех свидет-вует нам о прощении наших грехов и о принятии нас Богом, Ж. всесожжения напоминает о том, что наша новая жизнь, обретенная благодаря примирению с Богом во Христе (2Кор 5:17-21), отныне полностью принадлежит Господу. Это требование становится выполнимым благодаря тому, что Сам Христос живет в нас (Гал 2:20; Кол 1:27);

    6) на примере этих двух важнейших ветхозаветных жертвоприношений становится ясно, каким образом они должны были подготовить народ Израиля к явлению Христа, Который, как Агнец Божий, один только мог принести Ж., способную дать людям искупление и спасение (Евр 9:9-14). Будучи откровением Божьего замысла спасения, ветхозаветные Ж. имеют непрехо-дящее значение и для христиан.

    V. ВИДЫ ЖЕРТВ И ПОРЯДОК ИХ ПРИНЕСЕНИЯ

    А. Регулярные жертвоприношениях, совершавшихся на израил. богослужениях в течение года.

    Б. Ж. по особым случаям:

    1) добровольная Ж.:

    а) Ж. всесожжения (Лев 1), к-рой сопутствовали хлебное приношение и Ж. возлияния (Чис 15:1-12): телец (т.е. бык), овен (т.е. баран), ягненок, горлицы или голуби;

    б) хлебное приношение (Лев 2): мука или колосья, елей (т.е. оливковое масло), ливан (т.е. ладан), соль; закваска и мед воспрещаются;

    в) мирная Ж. (Лев 3; 7:12-14): быки, телицы (т.е. коровы), бараны, овцы, козы; пироги из пресного теста или лепешки с оливковым маслом;

    2) Ж. посвящения:

    а) Ж., принесенные по случаю посвящения в священство Аарона и его сыновей (Лев 8-9). В течение 7 дней: по одному теленку в Ж. за грех; по одному барану в Ж. всесожжения; по одному барану в Ж. посвящения и по одной корзине опресноков (т.е. лепешек из неквасного теста). На 8-й день: от священника - теленок в Ж. за грех; баран в Ж. всесожжения; теленок и овца в Ж. всесожжения; бык и баран в мирную Ж., а также хлебное приношение с оливковым маслом;

    б) Ж. каждого священника в день его помазания (Лев 6:19 и след.): десятая часть ефы пшеничной муки;

    в) Ж. посвящения левитов (Чис 8:5-22); теленок - в Ж. за грех; теленок - в Ж. всесожжения вместе с хлебным приношением;

    г) Ж. начальника каждого из израил. колен по случаю освящения скинии (Чис 7): одно серебряное блюдо (весом 130 сиклей) и одна серебряная чаша (весом 70 сиклей), наполненные пшеничной мукой, смешанной с оливковым маслом; одна золотая кадильница (весом 10 сиклей), наполненная курением; один теленок, один баран, один ягненок в Ж. всесожжения; один козел в Ж. за грех; два теленка, пять баранов, пять козлов, пять ягнят в Ж. мирную;

    3) см. Первородство, первородный;

    4) Ж. за грехи, совершенные по неведению или по ошибке:

    а) Ж. за грех (Лев 4:1 - 5:13; Чис 15:24-28): первосвященник - одного теленка; народ - одного теленка в Ж. всесожжения (вместе с хлебным приношением и возлиянием) и одного козла в Ж. за грех; начальник - одного козла; рядовой израильтянин - одну козу или одну овцу; бедняк - двух горлиц или двух голубей или одну десятую часть ефы пшеничной муки;

    б) в Ж. повинности (Лев 5:14 - 6:7): одного барана стоимостью "серебряными сиклями по сиклю священному";

    5) Ж. очищения:

    а) за телесную нечистоту (Лев 15:14,15,29,30): две горлицы или два голубя в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;

    б) за роженицу (Лев 12): молодого голубя или горлицу в Ж. за грех; ягненка в Ж. всесожжения; для бедных - двух голубей или двух горлиц в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;

    в) за очищение от проказы (Лев 14:1-32). В первый день: две чистых птицы; кедровую древесину; червленую (т.е. красную) нить; иссоп. В восьмой день: одного барашка и один лог оливкового масла (11/36 л) в Ж. повинности; одну овцу в Ж. за грех; одного барашка в Ж. всесожжения; три десятых части ефы пшеничной муки с оливковым маслом как хлебное приношение; для бедных - ягненка и один лог оливкового масла в Ж. повинности; двух горлиц или двух голубей в Ж. за грех и в Ж. всесожжения; одну десятую часть ефы пшеничной муки с оливковым маслом как хлебное приношение;

    г) за очищение дома от "язв проказы" (Лев 14:48-53): то же, что для прокаженного в первый день;

    д) для приготовления очистительной (см. Вода, III, 2) воды (Чис 19): одну рыжую корову; кедровую древесину; иссоп; червленую шерсть;

    е) за убитого (если убийца неизвестен) (Втор 21:1-9): одну телку;

    6) Ж., приносимые назореями (см. Назорей, Назарянин) (Чис 6):

    а) если обет назорейства прерван: ягненка в Ж. повинности; двух голубей или горлиц в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;

    б) по окончании обета: одну овцу в Ж. за грех; одного барана в Ж. всесожжения (с хлебным приношением и Ж. возлияния); барана в мирную Ж. и корзину пресных хлебов и пресных лепешек, помазанных оливковым маслом;

    7) приношение ревнования или воспоминания (Чис 5:11-31; см. Брак, IV,2): десятую часть ефы ячменной муки без оливкового масла и ладана;

    8) Ж. при исчислении израил. народа (Исх 30:12-15): половину сикля за каждого исчисляемого.

  39. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  40. Реальный словарь классических древностей


    • Sacrificĭa.

    В обширном смысле под Ж. разумеется всякое приношение богам, которым выражается или зависимость от них, или свидетельство благоговения и благодарности к ним или посредством которого желают приобрести божественную милость. (Об очистительной Ж. см. Lustratio, Очищение.) Под понятие Ж. подходят и священные подарки, которые отличаются от Ж. в собственном смысле тем, что они назначаются для постоянного пользования богам, между тем как собственно Ж. доставляет им только моментальное наслаждение. К Ж. относятся также и те предметы, которые клали или вешали в храм, но которые там долго не оставались, напр., первые плоды, цветы и т. п. (α̉κροθίνια, primitiae). У греков и римлян Ж. была главной частью культа и самым важным актом большей части праздников. Ж. приносились как в праздничные дни, так и в обыкновенные, и притом как частными лицами, семействами, родами, так и от лица всего государства, и приносились при всяком значительном событии в жизни как частного лица, так и народа. Ж. можно разделить на два главных вида: кровные и бескровные.

    1. К бескровным относятся — первые плоды полей, что составляет самый древний вид Ж. еще младенческого периода (Plat. legg. 6, p. 782. С. Ov. fast. 1, 337 слл.), лепешки (πέλανοι, placentae sacrae), особенно медовые и другие печенья, которым часто придавали форму какого-нибудь животного. Вошло даже в обычай — за недостатком жертвенных животных — приносить в Ж. подобные фигуры из теста, воска или даже дерева (fictae victimae, sacra simulata. Hdt. 2, 47. Plut. Lucull. 10). К бескровным Ж. принадлежат также Ж. сожжения, для которых сначала употреблялись местные горючие материалы, дающие много дыма (кедровое дерево, лавровое дерево, смола гумми и т. п.), а впоследствии особенно ладан, и которые были соединены часто с животными Ж. и возлияниями. Ноm. Il. 6, 270. 9, 449. Thuc. 1, 126. Возлияния, σπονδή, libatio, состояли в возлиянии на алтарь жидкости, преимущественно вина. Возлияния соединялись иногда с Ж. сожжения в том убеждении, что богам вместе с пищей следует доставить и удовольствие пития, а иногда оно составляло и самостоятельный вид Ж. Как самостоятельная Ж. возлияние совершалось при молитвах об успехе какого-либо предприятия (Ноm. Il. 9, 171. 16, 225. 24, 302), при торжественных договорах (Ноm. Il. 3, 295), при жертвоприношениях в честь умерших (χοαί, Ноm. Od. 10, 518. 11, 26, inferiae см. дальше 10), и особенно на пирах, когда первые капли напитка выливали божеству и тем освящали напиток. Ноm. Il. 7, 480. Verg. Aen. 1, 740. 5, 77. Возлияния, как и всякая Ж., совершалось чистыми руками, и притом вино для Ж. должно было быть не смешанным с водой, за исключением Ж. Гермесу и приносимых за столом. Кроме вина, для возлияний употребляли мед, молоко, растительное масло, иногда в чистом виде, а иногда в смеси. Возлияния мертвым состояли преимущественно из меда и вина. Некоторым божествам вино совершенно не приносилось в Ж. (νηφάλιοι υυσίαι), как-то музам и нимфам, Гелиосу, Афродите Урании, аттическим Евменидам (Soph. О. С.). Греки обыкновенно совершали libatio при переходе от δει̃πνον к συμπόσιον, именно в честь α̉γαθòς θαίμων и Ζεὺς Σωτήρ. Римляне говорили libare и о принесении в Ж. сухих предметов, напр., dapes (Liv. 39, 43), fruges (Cic. legg. 2, 8), tura (Ov. ex Pont. 4, 8, 39) и т. п.

    2. Кровные Ж. Животные Ж. были самыми важными и самыми обыкновенными во все время известной нам древности. Выбор жертвенного животного был обусловлен известными соображениями. Известные животные не приносились в Ж. некоторым божествам, напр., коза — Афине; другие божества, напротив, требовали себе в Ж. то или другое животное. Это предпочтение одних животных другим основывалось на том, что известное животное или особенно было любимо богом, или, напротив, было ему враждебно и ненавистно. Так обыкновенно объясняется то обстоятельство, что Деметре приносили в Ж. преимущественно свинью, а Дионису — козла, т. к. свинья наносит вред полям, а козел — винограду. Посейдон любил, чтобы ему приносили в Ж. черных быков (Ноm. Od. 3, 6) и лошадей; богам реки приносили в Ж. лошадей. Ноm. Il. 21, 132. Рыбу и дичь редко приносили в Ж. (олень был приносим в жертву Артемиде, богине охоты), птиц — чаще (петуха — Асклепию, Plat. Phaed. P. 118. Α., голубей — Афродите, перепелов — Геркулесу). Самыми обыкновенными жертвенными животными были: быки, овцы, козы и свиньи, причем самцы предпочитались самкам. Иногда соединяли для одной Ж. трех животных из различных пород (τριττύς, τριττύα, suovetaurilia, solitaurilia), как у Ноm. Od. 11, 131, быка, барана и кабана. Ж. состояла иногда из значительного числа животных, так что во время больших праздников в богатых городах число животных доходило до ста. В Риме во время 2-й Пунической войны была принесена Ж. из 300 быков. Liv. 22, 10. Даже частные лица приносили иногда дорогостоящие Ж. Hdt. 6, 129. Гекатомбой (ε̉κατόμβη) называлась собственно Ж. в сто животных, под этим же именем обозначали всякую большую и торжественную Ж. Животные, предназначавшиеся для Ж., должны были быть здоровы и без телесных недостатков (в Спарте допускались исключения, Plat. Atсib. 2, p. 146 А.) и в большинстве случаев должны были быть из числа еще не употреблявшихся для работы. Рабочего быка особенно воспрещалось приносить в Ж. Требовался также известный возраст для жертвенного животного. Относительно пола соблюдалось то правило, что мужским божествам приносили в Ж. самцов, а женским — самок. Кроме того, делалось еще различие по цвету, причем, верховным богам приносили в Ж. животных белого цвета, а подземным и богам темного моря — черного цвета. Ноm. Il. 3, 103. Ноm. Od. 3, 6. 11, 33. Эти различия, в общем, были одинаковы у греков и римлян. Римляне разделяли жертвенных животных на maiores и lactentes (Cic. legg. 2, 12. 29), на victimae, т. е. быки, и hostiae, мелкий скот, преимущественно овцы (victima maior est, hostia minor. Fronto). Древнейшему греческому культу, так же как и культу многих народов, не были чужды человеческие Ж. Хотя в некоторых культах, равно как и в культе ликейского Зевса, принесение человеческих Ж. основано было на том воззрении, что божество находит наслаждение в человеческом мясе, но по большей части Ж. эти имели основанием желание умилостивить божества принесением в Ж. одного из среды народа, чтобы отвратить гнев бога, лежащий на всем народе. Очистительные человеческие Ж., принесенные в Грецию извне, принадлежат к раннему времени жизни греческого народа. Но как только гуманное чувство этого народа начало крепнуть, человеческие Ж. были по большей части отменены; если же где они и остались, то существовали фиктивно, будучи заменяемы другими предметами, напр., животными (принесение в Ж. Ифигении, Фриксе, см. Athamas, Афамант) или неодушевленными предметами, или же были смягчаемы другим образом. Так, для Ж. избирали преступников, которые и без того осуждены уже на смерть, и притом старались приносимого в Ж. каким-либо образом спасти, как, напр., было при человеческой Ж., ежегодно приносившейся Аполлону в Левкаде, когда преступника бросали со скалы; или же устраивали для Ж. бегство (см. Agrionia, Агриония); или довольствовались пролитием только человеческой крови (сечение спартанских мальчиков возле алтаря Артемиды. Eur. Iph. Taur. 1470). Человеческие Ж. при погребениях (Ноm. Il. 21, 28) предназначались собственно не богам, но теням умерших для удовлетворения гнева или чувства мести умершего. У римлян в отдаленной древности также существовали человеческие Ж. для умилостивления подземных богов человеческой кровью. Но этот жестокий обычай здесь также был смягчен или отменен. По древнему закону Ромула посвящаемы были подземным богам некоторые преступники (напр., изменники), и тот, кто убивал их, не был parricida. Во время праздника Iupiter Latiaris также приносили в Ж. преступника. На праздниках compitalia Мании, матери ларов, приносимы были сначала дети, а со времени Юния Брута — головки мака или чеснока, ut pro capitibus supplicaretur (ср. Argei, Аргеи). В консульство Кн. Корнелия Лентула и П. Лициния Красса (97 г. до Р. X.) человеческие Ж. были воспрещены постановлением сената. Plin. 30, 1, 3. Однако они иногда встречаются и после этого. Suet. Oct. 15. Приемы и обряды при совершении Ж. носили у греков характер трапезы, которую человек разделяет с богами, но при этом не забывалась святость повода к этой трапезе, что и сообщало ей характерную особенность. Главные источники для греческих жертвенных обрядов: Ноm. Il. 1, 458 слл. Ноm. Od. 3, 439 слл. 44, 414 слл. Eur. El. 792 слл. Жертвенное животное, украшенное венками, покрытыми позолотой (Ноm. Od. 3, 384, хотя у Гомера животные еще не украшены στέμματα), было приводимо к алтарю. Если оно шло спокойно, то это было хорошим знаком и его медлили убивать, пока наклонением головы оно само как бы изъявляло желание на принесение в Ж. После того как все присутствующие были окроплены водой, освященной через погружение в нее головни от жертвенного огня, жрец, приказав всем хранить молчание, посыпал затылок животного ячменем, смешанным с солью, и в знак посвящения смерти отрезал пучок волос на лбу и бросал в огонь; затем ударом дубины или топора повергали животное на землю и, чтобы добыть крови для окропления алтаря, перерезали ему горло жертвенным ножом, закинув назад голову. Если Ж. приносилась подземным богам, то голову животного пригибали к земле, причем кровь стекала в яму. Потом, сняв с животного кожу, разрезали его и, производя возлияния, сжигали на алтаре части мяса, принадлежащие богам, с курительными веществами и жертвенными печеньями. Богам назначался обыкновенно жир и частица от каждого члена животного или же особенные части, именно голени. Остальное мясо тут же делили между собой приносящие Ж., устраивая жертвенный пир, а часть, назначавшаяся жрецам, была относима иногда к ним в дом. В редких случаях сжигали все мясо. Но если Ж. приносилась умершим или была соединена с проклятием, то все мясо закапывали в землю или уничтожали иным образом. Принесение Ж. начиналось и сопровождалось молитвами, музыкой, пением и танцами. Жертвенные обычаи у римлян имеют много общего с таковыми же у греков. Если приносилась общественная Ж., то участники в ней шли в праздничных одеждах к алтарям, которые сооружались на открытом месте и были украшаемы священными травами и шерстяными повязками. Глашатай (рrаесо) приглашал понтифекса и магистрат совершать священнодействие с должным вниманием, а толпу — сохранять молчание (ut linguis taverent.). Служители при жертвоприношениях приводили на слабо натянутой веревке жертвенное животное, и после того как неочищенные были удалены, участники жертвоприношения, держась за алтарь, произносили за понтифексом молитву; потом понтифекс освящал животное, возливая на него свежую воду и вино и посыпая его голову жертвенной мукой (mola salsa; immolatio) и ладаном; отведав вина и дав выпить его участникам жертвоприношения, он отрезал на лбу животного пучок волос и бросал его в огонь. Потом, проведя ножом от лба животного до хвоста, он говорил, обратясь к востоку: животное освящено (macta est — magis aucta). Тогда прислужник (victimarius) спрашивал жреца: agone? На ответ: hoc age, он убивал животное, и притом, чтобы Ж. была благоприятна, он должен был убить его сразу. Затем подходил cultrarius и ножом пререзал горло животного. Если приносилась в Ж. свинья или овца, то действовал только cultrarius без victimarius. Собранную кровь лили на алтарь с ладаном, вином и жертвенной мукой, а само животное после возлияния вином разрезали на жертвенном столе, причем гаруспик рассматривал внутренности (exta consulere), вынув их ножом (руками нельзя было касаться их). Если рассмотрение внутренностей давало неблагоприятные результаты, то надо было принести другую Ж., и это могло повторяться несколько раз. Если же Ж. была принесена при благоприятных условиях (litatum), то следовало новое возлияние и сожжение жертвенных лепешек (ferctum, strues). Потом трижды обносили вокруг алтаря exta и клали на него. Призвав затем богов благосклонно принять Ж. (acciре, sume, cape libens, volens) и собрав предназначенные им части в корзину, сжигали их на алтаре, посыпав предварительно ладаном и мукой и полив вином. Затем следовало adoratio, состоявшее в том, что понтифекс с поднятыми кверху руками ходил вокруг алтаря на правую сторону, произнося молитвы соответствующим богам, а окружающие целовали его руки. Потом, повернувшись направо, он подносил правую руку ко рту, положив указательный палец на большой, и сидя, между тем как до сих пор стоял, совершал с народом veneratio. Совершив еще раз возлияние, отпускали народ словами: ilicet (ire licet) или valete или ex templo. Оставшиеся в храме жрецы устраивали великолепный пир. При частных жертвоприношениях пир устраивали приносящие Ж. со своими родственниками и друзьями. Ж., приносимые подземным богам, назывались inferiae.

  41. Источник: Реальный словарь классических древностей



  42. Юридическая энциклопедия

  43. Источник: Юридическая энциклопедия



  44. Словарь юридических международно-правовых терминов

  45. Источник: Словарь юридических международно-правовых терминов



  46. Словарь церковнославянского языка

  47. Источник:



  48. Словарь бизнес-терминов

  49. Источник:



  50. Толковый словарь Даля

  51. Источник: