ВНИМАТЬ, внять чему, внимаю и внемлю, архан. воймовать, сторожко слушать, прислушиваться, жадно поглощать слухом; усваивать себе слышанное или читанное, устремлять на это мысли и волю свою;
| слушаться, применять наставления к делу. -ся, ·стар. заниматься огнем, загораться.
| - во что. твер., пермяц. вступаться во что, браться за что, входить, мешаться в дело. Не внимайся в мое хозяйство. Внимание ·длит. внятие ·окончат. войм муж., ·об. действие по гл. Обрати внимание на это дело. Ты слушаешь без внимания все советы. Внимательный, внимчивый, вымчивый, обращаюший внимание, внемлюший, слушающий и замечающий. Внятливый, внимчивый и понятливый, толковый, дельный. Внимчивость, внимательность жен. свойство это, рвение или желание все услышать, узнать и усвоить себе; прилежание; внятливость, свойство ·по·прилаг. Внятный, понятный, вразумительный, ясный; или
| слышный, громкий, звучный, доступный слуху и понятиям, чувствам и разумению. Внятный голос. Он внятно толкует. Это внятная острастка. Внятность жен. свойство, качество, состояние внятного.
ВНИМА́ТЬ см. внять.
ВНИМА́ТЬ, внимаю, внимаешь и (поэт. устар.) внемлю, внемлешь, повел. внимай и внемли, д.н.в. внимая и внемля, несовер. (к внять), кому-чему (кого-что устар.) (книжн.). Слушать кого-что-нибудь, устремлять внимание на кого-что-нибудь. «Внимая ужасам войны.» Некрасов. «Ты (эхо) внемлешь грохоту валов.» Пушкин. Внимать голосу совести. «Внимая в шуме и в тиши роптанье вечное души.» Пушкин. «Не видя слез, не внемля стона.» Пушкин. «Внемли с улыбкой голос мой.» Пушкин.
несов. неперех.
1.
Слушать с особым вниманием [внимание I 2.], с заинтересованностью.
2.
Принимая во внимание I 2. чьи-либо слова, проявлять готовность им следовать.
несовер. - внимать;
совер. - внять (кому-л./чему-л. );
поэт. listen (to);
hear;
hark (to);
hearken;
heed внимать молитве внимать просьбе, внять (дт.) поэт. heed (smb., smth.);
~ голосу рассудка listen to the voice of reason;
~ мольбам heed smb.`s prayers.
поэт.
écouter vt
несов., дат. п., высок.
1) уст. тж. без доп. escuchar vt, hacer caso (a)
2)(сосредоточить внимание) atender(непр.) vt
несов.
см.внять
ВНИМА́ТЬ -а́ю, -а́ешь и внемлю́, вне́млешь; внима́й, внемли́ и вне́мли; внима́я и внемля́; нсв. Высок.
1. к Внять.
2. Слушать с особым вниманием, проникновенно, заинтересованно. В. каждому звуку. В. голосу совести. Ухо чутко внемлет каждый звук. В. голосу совести. * Их грубой лести я не внемлю (Ахматова).
ОБДУТЬ, НАДУТЬ. В «Словаре Академии Российской» значение слова обдувать — обдуть истолковывается так: «1) `Дуя вокруг очищать что от пыли'. Обдуть картину. 2) *В простонародн. употреблении значит: `обманом или игрою лишать кого имения'. Игроки совсем его обдули» (сл. АР, 4, с. 2; ср. cл. 1867—1868, 3, с. 13). У Ф. В. Растопчина в «Афишах» (от 9 августа 1812 г.): «Не бойтесь ничего: нашла туча, да мы ее отдуем; все перемелется, мука будет; а берегитесь одного: пьяниц, да дураков; они, распустя уши, шатаются, да и другим в уши в расплох надувают»8. Ср. в комической брошюре М. Т. Кульчицкого «Некоторые великие и полезные истины об игре в преферанс, заимствованные из разных древних и новейших писателей, и приведенные в систему кандидатом философии П. Ремизовым» (СПб., 1843): «Из терминов, употребляемых в Преферансе, только один с самых древнейших времен и до наших сохранился неизменяемым: это глагол — обдувать или надувать. По разысканиям новейших ученых видно, что в Греции самым почетным лицам давались, например, такие прозвания: Надувало, Продувная бестия, и прч.» (Русск. старина, 1908, апрель, с. 209).
Значение обмана, вреда, связанное с глаголами надувать, обдувать, складывалось в народной среде под влиянием суеверных представлений о колдовстве. На близком расстоянии порча, по поверьям народа, передавалась через простое дуновение. «В 1676 г. добренская женка Аринка, желая ”испортить“ попадью, обратилась к помощи своей свекрови; последняя научила ее: ”как де попадья пойдет из хором, и ты де пойди ей встречу и молви ей тихонько приговор, и дунь на нее, и ее де отшибет обморок“»9.
Заметка ранее не публиковалась.
В архиве сохранилась рукопись на четырех ненумерованных листках ра зного формата и перепечатанный с нее машинописный текст в трех экземплярах. Печатается по рукописи. — Е. X.
9 Черепнин Л. В. Из истории древнерусского колдовства XVII в.// Этнография. 1929, № 2. С. 96; Но-вомбергский Н. Я. Колдовство в Московской Руси XVII стл., 1906. С. 102.
См. внимание