СЕМ, сем-ка, сем-ко, а ну, давай, ну-ка, пойдем, начнем, станем. Сем пойду к куме. Сем-ка подумаем.
| Сем или быть, ряз. да, так, конечно. Семкать, звать, приглашать, понукать, говорить: сем-ка, ну-ка. Сём, пересём, как бы день прошел. Семьяк, сем-як, арх.-мез. сюда, по сю сторону. Клади сем-як, туда-як неладно.
II. СЕМ вместо сим. То тем, то сем промышляет. Семо церк. сюда. Приведите его семо, Матф. Семо и овамо, или ·стар. семь и семь, туда и сюда.
СЁМ, частица (устар. прост. и обл.). То же, что дай (см. дать в 9 знач.). С. (сём-ка) сыграю с ним в шашки. С. (сём-ка) посижу отдохну.
и сём-ка; сем и се́м-ка, частица. устар. и обл.
А ну-ка, дай-ка.
— Сем-ка я, — подумал про себя Чичиков, — сыграю с ним в шашки! Гоголь, Мертвые души.
— Схожу, думаю, повидаю ее. От меня она зла не видела, а я на ней зла не помню. Сем схожу. Короленко, Чудна́я.
Первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову семенной (во 2 знач.), например: семфонд, семзерно, семссуда.
СЕМ… (неол.). Сокращение, употр. в новых сложных словах в знач. семенной, напр. семссуда, семфонд, семзерно, семброня.
1.
СЁМ1 и сём-ка, частица (обл.). А ну, ну-ка, а что если. «Вдруг, этак, знаете, в голову придет: сем, попробую, например, это средство.» А.Тургенев. «Сем-ка и я понаведаюсь к ней!» Некрасов.
2.
СЁМ2. предл. ед. от сей и сие.
сём-ка, нареч., "давай-ка", также "да, так, конечно", ряз. (Даль), сем побратуемся (Кирша Данилов), также у Тургенева. Преобр. (II, 274 и сл.) объяснял как сокращение се "вот" + мы. Столь же мало вероятна этимология из есмь (Соболевский, Лекции 266) или отождествление у Буслаева со ст.-слав. сѩтъ φησί (Клоц.); см. Преобр., там же.
•
• [По-видимому, нельзя отрывать от ст.-слав. сѣмо, чеш., слвц. sеm "туда, сюда" из *sē-mo, ср. tа-mо, русск. там; см., напр., Махек, Еtуm. slovn., стр. 442. – Т.]
См. фрезовый
Сём. В каждой более или менее самоопределившейся социальной среде в связи с ее общественным бытием и материальной культурой складывается свой словесно-художественный вкус, своеобразный социально-речевой стиль. (Н. Гиляров-Платонов в своих воспоминаниях «Из пережитого» ярко изобразил процесс роста речевой «цивилизации» в малокультурной среде, прежде всего, в среде провинциального духовенства, и связанные с этим процессом изменения социально-речевого стиля. «Мы — я и сестры — ко многому тянулись действительно потому, что находили новое более просвещенным. ”Что́ это ты сказал: инда я испужался? замечает мне сестра; нужно говорить: даже я испугался“. Не говори: ”сем я возьму“, а ”позвольте взять“. Это были уроки вежливости и благовоспитанности действительно, хотя поистине и жаль, что просительное ”сем“ не получило гражданства в литературе; оно так живописно и так идет к прочим вспомогательным глаголам, заимствованным от первичных физических действий: ”стал“, ”пошел“, ”взял“!...» (с. 150).
(Виноградов В. В. Язык художественного произведения // Вопросы языкознания. 1954, № 5, с. 10).