Словарь Брокгауза и Ефрона

    открытое, возвышенное место. У казацкой вольницы под словом Д. разумелась сходка для дележа добычи. Д. называется также доля, уплачиваемая пеньковым браковщикам. У татар Таврической губ. Д. или дуванщик — рассыльный или десятский при земской полиции.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. дува́н;
    2. дува́ны;
    3. дува́на;
    4. дува́нов;
    5. дува́ну;
    6. дува́нам;
    7. дува́н;
    8. дува́ны;
    9. дува́ном;
    10. дува́нами;
    11. дува́не;
    12. дува́нах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    муж., пермяц. (дуть) юр, вкруг открытое, возвышенное место.

    | У казаков и вольницы: сходка для дележа добычи; самая добыча; доля добычи на дележе; вся выручка или доля артельных заработков; доля пеньковых браковшиков из общей платы; архан. дележ заработков. Еще дувана не было, деньги не выданы, дележа не было. Дуван взял, все отняли, все пропало. На касп. взморье: таможня; мытница.

    | Проводы для поддувал, в плавильных ·и·др. печах.

    | Растен. одуванчик.

    | Дуван или дуванщик твер. у татар. племен, рассыльный или десятский при земской полиции. Дуванить, дуван дуванить, ·стар. казачье, делить добычу после набега. Без атамана дувана не дуванят. Дуванный, к дувану относящийся. Астраханцев зовут дуванщиной. В устьях Урала есть урочище дуванный бугор, где казаки встарь, возвращаясь с моря, из Персии, дуванили дуван.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Малый академический словарь

    , м. устар. и обл.

    1.

    Дележ, раздел добычи, общего дохода и т. п.

    2.

    То, что добыто, захвачено; добыча.

    Стан [разбойников] был на болоте . Туда сносили весь дуван: хлеб, живность, вино, одежду, серебро из ограбленных церквей. А. Н. Толстой, Петр Первый.

    На площади среди каменных амбаров, рядов, казаки дуваном и одеждой торгуют. Чапыгин, Разин Степан.

    [тат. дуван]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ДУВА́Н, дувана, муж. (тат. duvan из перс. divan - суд) (обл. И устар.). Дележ добычи.

    Дуван дуванить (обл. и устар.) - делить добычу.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    дува́н 1. "высокое, открытое место", 2. "сходка казаков для дележа добычи", 3. "добыча", дува́нить "делать заработную плату", арханг. (Подв.), дува́н дува́нить, колымск. (Богораз), также у Мельникова. Заимств. из тюрк.: ср. тур., крым.-тат., чагат. divan "совет, собрание", казах. duan "окружной суд: резиденция русской администрации в стар. казахской степи" (Радлов 3, 1778, 1782); см. Корш у Mi. TEl., Доп. 1, 29; Локоч 42; неудовлетворительно в фонетическом отношении объяснение из тур. dojum "насыщение, довольство" (Mi. TEl., 1, 285). Неверно объясняет это слово из русск. арго Булич (Энц. Слов., 11, 641 и сл.).

  11. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  12. Энциклопедический словарь

    ДУВАН

    ДУВА́Н (от тюрк. divan — собрание, совет), у казаков — военная добыча. С момента зарождения казачества походы «за зипунами» и «ясырем(см. ЯСЫРЬ)» являлись одним из главных источников существования казачьих сообществ. Все захваченное добро и трофеи складывались в общий котел и передавались на хранение в походную войсковую казну. Лишь по окончании похода казаки собирались вместе «дуван дуванить» — производить дележ. Происходило это перед въездом в станицу или городок на дуванном кургане. Доля каждого зависела от отличия и степени личного участия в боях, учитывалось также пребывание на выборных войсковых должностях во время похода. Долю погибших получали родственники. Часть добычи жертвовалась православным монастырям и церквям (в частности, на помин души усопших); туда же на переплавку на колокола отдавались разбитые трофейные пушки. Существовало и нерушимое правило: «Без атамана дуван не дуванят». Именно он предлагал на суд участников похода правила и принципы дележа и выделял отличившихся на поле брани. Пай самого предводителя был в несколько раз больше, чем у рядового казака. Повышенное вознаграждение ожидало походного есаула и других выборных начальников. Эти правила просуществовали в иррегулярных полках Российской империи вплоть до середины 19 века. Официально их отменили лишь во времена правления Николая I(см. НИКОЛАЙ I Павлович). Но дуванный дух среди казачества оставался жить еще довольно долго.

  13. Источник: Энциклопедический словарь



  14. Толковый словарь Даля

  15. Источник: