открытое, возвышенное место. У казацкой вольницы под словом Д. разумелась сходка для дележа добычи. Д. называется также доля, уплачиваемая пеньковым браковщикам. У татар Таврической губ. Д. или дуванщик — рассыльный или десятский при земской полиции.
муж., пермяц. (дуть) юр, вкруг открытое, возвышенное место.
| У казаков и вольницы: сходка для дележа добычи; самая добыча; доля добычи на дележе; вся выручка или доля артельных заработков; доля пеньковых браковшиков из общей платы; архан. дележ заработков. Еще дувана не было, деньги не выданы, дележа не было. Дуван взял, все отняли, все пропало. На касп. взморье: таможня; мытница.
| Проводы для поддувал, в плавильных ·и·др. печах.
| Растен. одуванчик.
| Дуван или дуванщик твер. у татар. племен, рассыльный или десятский при земской полиции. Дуванить, дуван дуванить, ·стар. казачье, делить добычу после набега. Без атамана дувана не дуванят. Дуванный, к дувану относящийся. Астраханцев зовут дуванщиной. В устьях Урала есть урочище дуванный бугор, где казаки встарь, возвращаясь с моря, из Персии, дуванили дуван.
-а, м. устар. и обл.
1.
Дележ, раздел добычи, общего дохода и т. п.
2.
То, что добыто, захвачено; добыча.
Стан [разбойников] был на болоте . Туда сносили весь дуван: хлеб, живность, вино, одежду, серебро из ограбленных церквей. А. Н. Толстой, Петр Первый.
На площади среди каменных амбаров, рядов, казаки дуваном и одеждой торгуют. Чапыгин, Разин Степан.
[тат. дуван]
ДУВА́Н, дувана, муж. (тат. duvan из перс. divan - суд) (обл. И устар.). Дележ добычи.
❖
Дуван дуванить (обл. и устар.) - делить добычу.дува́н 1. "высокое, открытое место", 2. "сходка казаков для дележа добычи", 3. "добыча", дува́нить "делать заработную плату", арханг. (Подв.), дува́н дува́нить, колымск. (Богораз), также у Мельникова. Заимств. из тюрк.: ср. тур., крым.-тат., чагат. divan "совет, собрание", казах. duan "окружной суд: резиденция русской администрации в стар. казахской степи" (Радлов 3, 1778, 1782); см. Корш у Mi. TEl., Доп. 1, 29; Локоч 42; неудовлетворительно в фонетическом отношении объяснение из тур. dojum "насыщение, довольство" (Mi. TEl., 1, 285). Неверно объясняет это слово из русск. арго Булич (Энц. Слов., 11, 641 и сл.).
ДУВАН
ДУВА́Н (от тюрк. divan — собрание, совет), у казаков — военная добыча. С момента зарождения казачества походы «за зипунами» и «ясырем(см. ЯСЫРЬ)» являлись одним из главных источников существования казачьих сообществ. Все захваченное добро и трофеи складывались в общий котел и передавались на хранение в походную войсковую казну. Лишь по окончании похода казаки собирались вместе «дуван дуванить» — производить дележ. Происходило это перед въездом в станицу или городок на дуванном кургане. Доля каждого зависела от отличия и степени личного участия в боях, учитывалось также пребывание на выборных войсковых должностях во время похода. Долю погибших получали родственники. Часть добычи жертвовалась православным монастырям и церквям (в частности, на помин души усопших); туда же на переплавку на колокола отдавались разбитые трофейные пушки. Существовало и нерушимое правило: «Без атамана дуван не дуванят». Именно он предлагал на суд участников похода правила и принципы дележа и выделял отличившихся на поле брани. Пай самого предводителя был в несколько раз больше, чем у рядового казака. Повышенное вознаграждение ожидало походного есаула и других выборных начальников. Эти правила просуществовали в иррегулярных полках Российской империи вплоть до середины 19 века. Официально их отменили лишь во времена правления Николая I(см. НИКОЛАЙ I Павлович). Но дуванный дух среди казачества оставался жить еще довольно долго.