«Жребий»

Жребий в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Жребий»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  8. Толковый словарь Ушакова
  9. Толковый словарь Ефремовой
  10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  11. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  12. Русско-английский словарь математических терминов
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  17. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  18. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  19. Энциклопедический словарь
  20. Библейская энциклопедия Брокгауза
  21. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  22. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  23. Энциклопедия кино
  24. Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  25. Словарь церковнославянского языка
  26. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    в древности и Средние века служил для узнания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно при выборе. К Ж. прибегали уже древние евреи, определявшие при помощи 12 драгоценных камней с именами 12 колен израильских волю Бога (так назыв. урим и туммим, Исх. XXVIII, 9 сл.; 1 кн. Самуила XXVIII, 6). Метание жребия для обнаружения виновного описано в эпизоде из истории царя Саула (1 кн. Самуила XIV, 38-44) и в книге пророка Ионы (I, 7-8). Греки прибегали к жребию с незапамятных времен. В Илиаде (см.) бросают жребий, кому начать поединок; Одиссей с Еврилохом жребием решают, кому идти к Цирцее (Од. X, 205 сл.). В исторические времена жребий служил для выбора должностных лиц в демократических государствах: жребием имелось в виду открыть по мере возможности доступ к должностям для всех граждан, без различия сословий и состояний. Наиболее часто этот способ выбора применялся в Афинах. К избираемым по Ж. чиновникам (κληρωτοί или κυαμεντοι) в Афинах принадлежали: все 9 архонтов, смотрители жертв и храмов, смотрители верфей, порта, городские надзиратели, рыночные надзиратели, разного рода казначеи и др. представители должностей, не требовавших особой подготовки. Довольно полное перечисление их см. в последних главах "Афинской политии" Аристотеля (§ 43 сл.). В большинстве случаев после избрания чиновники подвергались так назыв. докимасии, т. е. обсуждению, годны ли они для тех должностей, на которые выбраны. У римлян жеребьевка (sortiri, sors) служила иногда для разделения магистратских функций между коллегами. Она имела место обыкновенно в таких актах, которые в постоянный круг действий магистратуры не входили; в цензорской практике напр.; сюда принадлежали очистительные жертвы по окончании службы (lustrum). Отъезд консула в ту или другую провинцию обыкновенно решался жребием (sortm provincias). По lex Rupilia в провинции Сицилии судьи выбирались жеребьевкою. О метании Ж. при гадании см. Особенно известны жеребьевые оракулы в Пренесте и в Цере. Метание жребия практиковалось и у многих варварских народов. Геродот и др. рассказывают о метании Ж. у скифов. По Тациту, германцы при затруднительном выборе прибегали к палочкам или стрелам, игравшим роль Ж. Подобные же известия относительно алан находим у Аммиана Марцеллина, о древних саксах — у Адама Бременского. В эпоху христианства впервые с метанием жребия мы встречаемся в Деяниях апостольских: Ж. решает, кому быть в числе двенадцати на месте Иуды (Деян. Ап. I, 26). По примеру апостолов иногда к избранию посредством жребия прибегала и средневековая церковь. Приготовлялись письма (или два, одно с утвердительным, другое с отрицательным ответом, или по числу кандидатов) и клались запечатанными под покров церковного алтаря. Затем после продолжительного поста и молитвы кто-либо брал из них первое попавшееся, и заключавшийся в нем ответ считался откровением свыше. В 374 г. св. Мартин жребием был утвержден епископом Турским, хотя многочисленная партия прихожан была против него; в 381 г. в Орлеане на вакантное место епископа по жребию поступил Анион. Варварские правды первого периода Средних веков в некоторых случаях узаконяли бросание жребия; так, напр., по рипуарскому закону Ж. иногда мог заменять ордалии (см.); сходное постановление существовало и в фризской правде. По договору между Хильдебертом и Хлотарем раб, обвиняемый в воровстве, при отсутствии несомненных улик тянул жребий. В эпоху миннезингеров употреблялись при метании жребия две палочки, одна короткая, другая длинная; первая означала неблагоприятный исход (отсюда немецкое выражение: den Kürzeren ziehen).

    Церковь иногда восставала против жеребьевки и строго осуждала ее. Так, напр., в соборе галльских епископов в Оксерре в 578 г. метание Ж. было запрещено. Это запрещение повторено в капитуларии Карла Великого от 789 г. В некоторых случаях Ж. заменялся обозначавшимся тем же латинским термином (sors, спец. sortes Sanctorum) гаданием по книгам Священного Писания (или по Вергилию) или по словам Евангелия, случайно услышанным при входе в церковь во время богослужения. В русской истории мы имеем случаи применения жеребьевки при выборе новгородских владык (с XII в.). В летописи (П. С. Р. Л. XVI, 219-220) записан случай решения новгородцами помощью Ж. вопроса о том, какому святому строить церковь (1467).

    А. М. Л.

    В русском гражданском судопроизводстве жребий до XVI века играл роль дополнения к присяге (см.) для определения того, которой из сторон дать присягу, а также для устранения присягою же разноречия свидетелей. В XVI в. Ж. сделался самостоятельным судебным доказательством, заменяющим присягу. Обряд его описан англичанином Леном (Henric Lane), с которого русский искал 1200 р., когда следовало только 600 р. Судьи бросали в шапку кого-либо из публики два восковых шарика, один с именем истца, другой с именем ответчика, подзывали еще лицо из публики и приказывали вынуть один из шариков: правым считался тот, чье имя было вынуто. В XVII в. путем Ж. решались дела малоценные, где присяга не допускалась, и дела лиц духовного звания, которым присягать нельзя было. В таком виде Ж. уже не встречается в XVIII в.

    М. Б.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (юридический)

    универсальное средство распределения благ, тягот, общественных должностей и др., возникшее и широко распространённое во всех древних обществах. Особое значение приобрело в сельской (соседской) общине для определения наделов пахотной земли, передаваемой в индивидуальное пользование (полученный т. о. надел также называется Ж., например древнегреческий «клерос», старопольский «треб» и т. п.). В Афинах (5 в. до н. э.) Ж. применялся для назначения на общественные должности. В Древнем Риме Ж. также указывал обречённого при т. н. децимации (казни каждого десятого при групповых преступлениях или если виновный не установлен). Феодальное право и обычай сохранили Ж., в том числе для распределения наследства, тех или иных участков общинной земли, налогов и повинностей.

    Ж. был непременным элементом процессуального права на Руси, дуэльных обычаев и т. п. В дореволюционной России Ж. использовался в избирательном праве (например, ст. 17 Положения о выборах в Государственную думу от 11 декабря 1905), при назначении коллегии присяжных заседателей (См. Присяжные заседатели) и т. п.

    З. М. Черниловский.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. жре́бий;
    2. жре́бии;
    3. жре́бия;
    4. жре́биев;
    5. жре́бию;
    6. жре́биям;
    7. жре́бий;
    8. жре́бии;
    9. жре́бием;
    10. жре́биями;
    11. жре́бии;
    12. жре́биях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    муж. жеребий, употр. говоря о предметах возвышенных.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ЖРЕ́БИЙ, -я, муж.

    1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен.: конец колебаниям, решено).

    2. перен. Судьба, участь (устар.). Жалкий ж. Выпал трудный ж. кому-н.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую-л. обязанность или право на что-л.

    Тянуть жребий. Достаться по жребию.

    2.

    перен. трад.-поэт. Судьба, участь.

    Для бедной Тани Все были жребии равны. Пушкин, Евгений Онегин.

    Погибну я за край родной, — Я это чувствую, я знаю… И радостно, отец святой, Свой жребий я благословляю! Рылеев, Наливайко.

    Его, казалось, ожидал не совсем обыкновенный жребий. И. Гончаров, Обыкновенная история.

    жребий брошен

    конец колебаниям, решение принято.

    бросать{ (или кидать, метать)} жребий

    решать что-л. посредством жеребьевки.

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (иноск.) — решение судьбы

    Ср. Печален мой жребий,

    Удел мой жесток.

    Гнедич. Дума.

    Ср. Чудесный жребий совершился,

    Угас великий человек.

    А.С. Пушкин. Наполеон.

    Ср. Не всем быть можно в ровной доле,

    И жребий с жребием не схож.

    А.С. Пушкин. К кн. Вяземскому.

    Ср. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое не право пред Богом.

    Деяния Ап. 8, 21.

    См. от жеребья не уйдешь.

  13. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  14. Толковый словарь Ушакова

    ЖРЕ́БИЙ, жребия, муж.

    1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-нибудь, порядок какой-нибудь очереди или решающий что-нибудь спорное. Тянуть жребий. Вынуть жребий. Метать, бросать жребий. Достаться по жребию.

    2. перен. Судьба, участь, доля (книжн. устар.). «Для бедной Тани все были жребии равны.» Пушкин. «Познай мой жребий злобный.» Пушкин.

    Жребий брошен - конец колебаниям, принято окончательное решение (перевод латинского изречения Юлия Цезаря при переходе через Рубикон: alea jacta est). Жребий брошен - война объявлена.

  15. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  16. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Условный предмет (монета, билетик и т.п.), вынимаемый наудачу из множества других при каком-либо споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-либо, порядок какой-либо очереди и т.п.

    II

    м.

    Судьба, участь, доля.

  17. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    жре́бий заимств. из цслав. вм. исконного жеребей (см.)

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. lot прям. и перен.;
    destiny, fate перен. бросать жребий кидать жребий тянуть жребий жребий брошенм. lot, ticket;
    перен. (судьба) fate, lot;
    бросать ~ cast* lots;
    тянуть ~ draw* lots;
    ~ брошен the die is cast.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Русско-английский словарь математических терминов

    m.toss, lot, fate; бросается жребий, a coin is tossed

  23. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    жребий м Los n 1a (тж. перен.) бросать жребий das Los werfen* ( zehen*] жребий пал на него das Los ist auf ihn gefallen жребий брошен die Würfel sind gefallen

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Los n (тж. перен.)

    бросать жребий — das Los werfen(непр.) ( zehen(непр.) )

    жребий пал на него — das Los ist auf ihn gefallen

    жребий брошен — die Würfel sind gefallen

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    sort m, destin m, destinée f; lot m(удел)

    бросать жребий, тянуть жребий — tirer au sort(или à la courte paille)



    жребий брошен — le sort en est jeté

    жребий пал на него — le sort est tombé sur lui

  29. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    suerte f (тж. перен.)

    мета́ние жре́бия — sorteo m

    броса́ть, тяну́ть жре́бий — echar a suertes, sortear vt

    жре́бий бро́шен перен. — la suerte está echada

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    1)sorte f

    тянуть / бросать / метать жребий — tirare a sorte

    2) уст. книжн.(судьба) destino, sorte f

    жалкий жребий — amaro destino



    жребий брошен — il dado è tratto

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    抽签

  35. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  36. Энциклопедический словарь

    ЖРЕ́БИЙ -я; м.

    1. Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую-л. обязанность или право на что-л. Тянуть ж. Достаться по жребию.

    2. Трад.-поэт. Судьба, участь. Жалкий ж. Выпал трудный ж. кому-л.

    Жре́бий брошен. Конец колебаниям, решение принято. Бросать (кидать, метать) жре́бий. Решать что-л. посредством жеребьёвки.

  37. Источник: Энциклопедический словарь



  38. Библейская энциклопедия Брокгауза

    С помощью Ж. израильтяне испрашивали Божью волю (Притч 16:33; ср. см. Урим и туммим); для этих же целей его использовали и язычники (Есф 3:7; Иез 21:21; Иона 1:7). Израильтяне бросали Ж. при разделе Ханаана (Чис 26:55; Нав 14:2; 18:6,10), при распределении служений и обязанностей (1Пар 24:5,31; 25:8; 26:13; Неем 10:34; Лк 1:9); Ж. руководствовались при определении виновного в к.-л. грехе или преступлении и даже при избрании царя (Нав 7:14-18; 1Цар 10:19-21; 14:28-42). В день Искупления с помощью Ж. определялись козел для Господа и козел отпущения (см. Азазель) (Лев 16:8-10). К жеребьевке нередко прибегали при разделе добычи и пленных (Авд 11; Иоил 3:3; Наум 3:10; ср. Мф 27:35). В НЗ говорится лишь об одном случае, когда верующие воспользовались Ж.: это было при избрании ап. Матфия (Деян 1:26). О том, как именно шла жеребьевка, в Библии сведений нет, только в Притч 16:33 сказано, что Ж. бросался в пол одежды.

  39. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  40. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    . Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит.16:33 ), и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось например который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев.16:8 ). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис.26:55 и др. ). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав.21:3,4 и др. ). Им же открывались различные виновные лица, как например Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г.Гая (Нав.7:14, 1Цар.14:42, Ион.1:7 ). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1Пар.24:5, 1Пар.25:8 ), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1Цар.10:19,20,21). Он решал также спорные дела. В полу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его - от Господа. Жребий прекращает споры и решает между сильными (Прит.16:33, Прит.18:19 ). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян.1:15,26). Аман назначил день для истребления Иудеев также жребием (Есф.3:7 ). Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (Мат.27:35 ). Как бросались или вынимались жребии свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в полу (одежды), но слово в полу может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.

  41. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  42. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    жр’ебий — как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была разделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение в храме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и пред Апостолами. В некоторых местах это слово означает «судьба», «удел» (Пс.15:5; Ис.17:14; Иер.13:25; Деян.8:21; Деян.26:18 ).

  43. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  44. Энциклопедия кино

    «ЖРЕБИЙ», СССР, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО, 1974, цв., 83 мин.

    Спортивная драма.

    Герой спортивной драмы — ведущий столичной хоккейной команды Виктор Голиков, будущий вратарь сборной страны.

    В ролях: Игорь Кваша (см. КВАША Игорь Владимирович), Сергей Яковлев (см. ЯКОВЛЕВ Сергей Сергеевич), Валентин Гафт (см. ГАФТ Валентин Иосифович), Александр Сныков, Елена Валаева (см. ВАЛАЕВА Елена), Вера Васильева (см. ВАСИЛЬЕВА Вера Кузьминична), Геннадий Фролов (см. ФРОЛОВ Геннадий Алексеевич), Олег Голубицкий (см. ГОЛУБИЦКИЙ Олег Борисович), Евгений Евстигнеев (см. ЕВСТИГНЕЕВ Евгений Александрович), Иван Рыжов (см. РЫЖОВ Иван Петрович), Алексей Сафонов (см. САФОНОВ Алексей), Данута Столярская (см. СТОЛЯРСКАЯ Данута Альфредовна), Алексей Панькин (см. ПАНЬКИН Алексей), Борис Майоров, Л. Ионов, В. Злобин.

    Режиссер: Игорь Вознесенский (см. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Игорь Матвеевич).

    Авторы сценария: Александр Марьямов (см. МАРЬЯМОВ Александр Моисеевич), Александр Нилин.

    Оператор: Инна Зарафьян (см. ЗАРАФЬЯН Инна Суреновна).

    Художник-постановщик: Ольга Кравченя (см. КРАВЧЕНЯ Ольга Семеновна).

    Композитор: Богдан Троцюк (см. ТРОЦЮК Богдан).

    Звукорежиссер: Дмитрий Боголепов (см. БОГОЛЕПОВ Дмитрий).

    Монтаж: Янина Боголепова.

    Диплом за лучшее исполнение мужской роли (И.Кваша) ВКФ спортивных фильмов в Таллине—74.

  45. Источник: Энциклопедия кино



  46. Русско-английский словарь пословиц и поговорок

  47. Источник:



  48. Словарь церковнославянского языка

  49. Источник:



  50. Толковый словарь Даля

  51. Источник: