(добрый дух) — занимает второе место в третьем чине небесной иерархии (архангелы Михаил и Гавриил), см. Ангел.
муж., церк. первенствующий, высший по степени ангел; народ чествует так особ. Св. Архангела Михаила. Архангелов лик, лицо; архангельский лик, святое общество их.
АРХА́НГЕЛ, -а, муж. В христианстве: ангел, относящийся к одному из высших ангельских ликов 2.
| прил. архангельский, -ая, -ое.
-а, м.
В христианской религии: ангел высшего чина.
[греч. ’αρχάγγελος]
АРХА́НГЕЛ, архангела, муж. (от греч. arche - начало, власть и aggelos - ангел).
1. Высший по чину, начальствующий ангел (церк.).
2. Жандарм, полицейский (дорев. разг., ирон.).
I
м.Высший по чину ангел (в христианстве).
II
м. устар.Название полицейского по фамилии московского обер-полицмейстера Н.П. Архарова; архаровец I (в Российском государстве до 1917 г.).
арха́нгел ст.-слав., русск.-цслав. архангелъ (Супр., Остром.). Из греч. ἀρχάγγελος – то же; см. Срезн. I, 28.
муж. archangelм. рел. archangel.
архангелErzengel
м
Erzengel m
архангел м Erzengel m 1d
м.
archange m
м.
arcángel m
м.
arcangelo
АРХАНГЕЛ — по Дионисию Ареопагиту (в его книге «Небесная иерархия») — высшая степень ангельской иерархии.
По другой, более древней классификации (в книге Еноха), существуют семь архангелов, называемых архистратигами — начальниками ангельского воинства. В еврейской и христианской канонической литературе особое значение приобретают А. Гавриил — вестник божий, и Михаил — архистратиг небесных сил.
Сюжет, связанный с первым, так наз. «Благовещенье», разрабатывается в религиозной и проникнутой мистическими настроениями литературе средних веков и нового времени. В эпоху Просвещения этот сюжет становится объектом пародии (Вольтер, «Орлеанская девственница»). Под влиянием французской антирелигиозной литературы XVIII в. написана и «Гаврилиада», Пушкина. Реалистическое использование сюжета встречается в литературе XIX и XX вв.: Немоевский (заглавие конфисковано) и др. Сюжет, связанный с А. Михаилом — победа над сатаной — привлекает особое внимание в эпохи религиозной борьбы — Мильтон (Потерянный рай) и его подражатели.
Слово "архангел" (верховный ангел) встречается в греческом переводе Книги Даниила и дважды в Новом Завете (Иуд 9, где так именуется Михаил, и 1 Фес 4:16). Число архангелов колеблется от четырех - Михаил, Рафаил, Гавриил, Фануил (книга Еноха 40:9) - до семи - Уриил, Рафаил, Рагуил, Михаил, Саракаил (Сариил), Гавриил и Ремиил (Иеремиил) (книга Еноха 20). Только Михаил и Гавриил появляются в Ветхом и Новом Заветах. Число четыре, по-видимому, возникает раньше числа семь, т.к. только четыре архангела носят древнееврейские имена, а число семь могло быть заимствовано из поздних персидских источников. В Откр 8:2, 15:1 и 21:9 семь ангелов, стоящих пред Богом, - это несомненно семь архангелов. Иерархически упорядоченный сонм ангелов раннего иудаизма возглавляли эти семь верховных ангелов, допущенных в непосредственное присутствие Бога и составлявших его тайный совет.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
АРХА́НГЕЛ -а; м. [греч. archangelos - начальник ангелов]. В христианской мифологии: ангел высшего чина. Архангел Михаил (призван возвестить о начале Страшного суда, ангел-хранитель всех христиан). Архангел Гавриил (божий посланник, принёс благую весть о предстоящем рождении Иисуса Христа). Архангел Рафаил (ангел-целитель).
Архангел см. Ангел.
Арх’ангел (Иуд.1:9; 1Фес.4:16 ) — главный, высший Ангел, исполняющий особые Божие повеления. Полагают, в Отк.8:2 имеются в виду Архангелы, ибо они стоят пред лицом Божиим. (см. Ангел, власть)
(начальник Ангелов, высший Ангел) (1Фес.4:16, Иуд.1:9 ). Различных чинов или степеней Ангельских в свящ. Писании обозначается девять, именно: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. Имена Архангелов, известные из свящ. Писания, суть следующие: Михаил, означающий: кто яко Бог (Дан.10:13, Иуд.1:9 ), Гавриил (сила Божия) (Дан.8:16, Лук.1:26 ), Рафаил (помощь, исцеление Божие) (Тов.3:16), Уриил (огонь и свет Божий) (3Езд.4:1) и Салафиил (молитва к Богу) (3Езд.5:16). К Архангелам причисляются еще: Иегудиил (хвала Божия) и Варахиил (благословение Божие), коих имена не встречаются в свящ. Писании. В (3Езд.4:36) упоминается еще Архангел Иеремиил (высота Божия).