Словарь Брокгауза и Ефрона

    слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям и такелажу, принадлежащим брам-стеньге. Брам-бакштаги, Б.-брасы, Б.-булиня, Б.-ванты, Б.-штовы, Б.-гордени, Б.-лисели, Б.-стаксели, Б.-стеньги, Б.-такелаж, Б.-топенанты, Б.-фалы, Б.-фардуны, Б.-шкоты, и Б.-штаки (см. эти слова). Б.-рей — к нему привязывают брамселя (см. Рей).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Brahm)

    [псевдоним; настоящая фамилия Абрахамзон (Abrahamsohn)] Отто (5.2.1856, Гамбург, — 28.11.1912, Берлин), немецкий театральный деятель, критик и режиссёр. Изучал литературу и философию в Берлинском, Гейдельбергском и других университетах. В 80-х гг. 19 в. начал работать как театральный критик. Неудовлетворённый современным ему состоянием театрального искусства Б. в своём требовании естественности и простоты сближается с натурализмом. Затем, в отличие от натуралистов, в своей режиссёрской практике он стремится превратить сцену в зеркало и хронику эпохи, выступает за отражение в искусстве театра современных социальных проблем. Был активным пропагандистом драматургии Г. Ибсена. С 1889 Б, возглавлял литературно-театральное общество «Свободная сцена», организованное по инициативе группы журналистов и критиков. Общество призывало к созданию театра, свободного от коммерческих целей, знакомящего зрителя с современной художественной драматургией, свободного от рутины. Театр открылся в 1889 пьесой Ибсена «Привидения», затем были поставлены: «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (1889), а также пьесы А. Хольца, И. Шлафа, Э. Золя, А. Бека, Л. Н. Толстого («Власть тьмы»). В 1894—1904 руководил Немецким театром (Берлин), в котором собрал труппу выдающихся актёров (Э. Райхер, О. Зауэр, Э. Леман, М. Рейнхардт и др.), добивался создания театрального ансамбля. Постановка в этом театре пьесы Гауптмана «Ткачи» (1894) имела большое значение в истории театра. С 1904 Б. руководил «Лессинг-театром», осуществил здесь постановку пьес Гауптмана и Ибсена.

    В спектаклях Б. жизненная достоверность деталей обстановки действия сочеталась с глубиной разработки психологических сцен. Психологический реализм Б. получил дальнейшее развитие в творчестве актёров и режиссёров 20 в. в Германии.

    Соч.: Kritische Schriften über Drama und Theater, hrsg. von P. Schlenther, Bd 1—2, В., 1913—15; Theater, Dramatiker, Schauspieler, B., 1961.

    Лит.: Гвоздев А., Западноевропейский театр на рубеже XIX—XX столетий. Очерки, М.— Л., 1939: Игнатов С., История западноевропейского театра нового времени, М.— Л., 1940.

    И. Я. Новодворская.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Толковый словарь Даля

    мор. частица, придаваемая к названиям предметов третьего порядка или яруса корабельного вооружения, как стень или марса к вооружению второго, а бом и бом-брам - четвертого яруса. Стеньга первое продолжение, наставка мачты в вышину, или второй ярус; брам-стеньга третий, бом-брам-стеньга четвертый. Брам-такелаж муж. вся оснастка брам-стеньги, особенно стоячая, смоленая. Брамсель муж. прямой парус на брам-рее и на брам-стеньге, принадлежащий к третьему ярусу парусности; брам-фал, подъемна этого паруса; брам-шкот, брам-гитов, шкот и гитов брамселя и пр. (см. шкот, гитов). Брамсельный, относящийся до брамселя; брамсельный ветер, слабый, дозволяющий нести верхние паруса. Брам-топ муж., астрах. верхний парус на мелких промышленных судах, составляющий второй ярус парусности, по-морскому топсель.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ушакова

    брам (гол. bram) (мор.). Первая часть составных названий предметов и приспособлений, относящихся к третьему ярусу парусного вооружения судна, напр. брам-стеньга, брам-такелаж.

  7. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  8. Литературная энциклопедия

    Брам

    БРАМ Отто (Brahm, 1856–1912) — немецкий историк литературы и режиссер. Основные труды по истории немецкой литературы: «Das deutsche Ritterdrama des 18 Jahrhunderts» (1880); «Heinrich von Kleist» (1884–1911); «Gottfried Keller» (1883); «H. Ibsen» (1884); «Schiller» (1888–1892); «Karl Stauffer-Bern» (1892, 1902).

  9. Источник: Литературная энциклопедия



  10. Толковый словарь Даля

  11. Источник: