(хорв. Sinj, итальянск. Sign) — мст. в Далмации, недалеко от правого берега р. Цетины, на пути из Сплета (Spalatto) на Ливно (в Боснии). Францисканский монастырь; развалины горного замка, который в былое время неоднократно и успешно защищался против турок. Торговля скотом. Жит. (1890) 2074.
СИНЬ, синька, синеть и пр. см. синии.
СИНЬ, -и, жен.
1. То же, что синева.
2. Синяя краска (спец.). Кубовая с.
-и, ж.
1.
То же, что синева.
Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь. Шолохов, Тихий Дон.
2. устар.
Синяя краска.
Берлинская синь.
□
— Он человек хороший. Ты не бойсь, — сказал Кириллу хилый красильщик, махнув на оружейника окрашенной синью рукой. С. Бородин, Дмитрий Донской.
3.
В составе названий некоторых руд, имеющих синий цвет.
Медная синь. Железная синь.
1.
СИНЬ, сини, мн. нет, жен.
1. То же, что синева в 1 знач. «Дальние горы подернулись синью.» Даль.
2. Синяя краска (живоп., спец. устар.). Парижская синь (см. парижский). Кубовая синь.
3. Руда с синим оттенком (горн.). Медная синь. Железная синь.
2.
СИНЬ2. см. синий и порох.
I
ж.1.
то же, что синева I
2.
устар.Синяя краска.
II
ж.то же, что синюха I
III
ж.Название некоторых руд, имеющих синий цвет (в горном деле).
= синеваblue;
ж.
см.синева
ж.
см.синева
ж.
см.синева
Благонадежность" ("доверие", "вера", "истинность", "верить", "доверять"). Понятие китайской философии, главным образом конфуцианской этики. В Го юй (5-3 вв. до н.э.) синь - одна из составляющих "[[ритуальной]] благопристойности" (ли2) вместе с "верностью" (чжун2), "гуманностью" (жэнь2), "должной справедливостью" (и1), "хранилище" этих качеств. В Лунь юе (5 в. до н.э.) "любовь верхов к благонадежности" объявлена условием отсутствия тех, кто бы "осмелился не проявить чувство привязанности". Там же синь фигурирует как один из принципов, основываясь на которых, "учил" Конфуций, наряду с "культурой" (вэнь), "действиями" (син3, см. ЧЖИ-СИН) и "верностью"; предпосылками "благонадежности" являются "[[почтительная]] осторожность (цзин4) в делах" и "осмотрительность" (цзинь). Если в Лунь юе синь трактуется главным образом как атрибут вышестоящих - правителей и "благородных мужей" (цзюнь цзы), то в Мэн-цзы (4-3 вв. до н.э.) "благонадежным" предлагается считать всякого, кто "способен чувствовать добро (шань)". Во 2 в. до н.э. Дун Чжушу связал конфуцианские этические категории с классификационной схемой "пяти элементов" (у син1), включив синь в число "пяти постоянств (у чан) - моральных основ, посредством которых правитель "исправляет пороки" подданных "гуманность", "должная справедливость", "[[ритуальная]] благопристойность", "знание"
(чжи2, см. ЧЖИ-СИН,
в данном случае - синоним "разумности", чжи1), "благонадежность". В Цзо чжуани (4-2 вв. до н.э.) С. определяется прежде всего как атрибут отношений между равными - друзьями. Начиная с Чжун юна (4-2 вв. до н.э.) коррелятом "благонадежности синь в конфуцианстве становится "искренность" (чэн1). Эта связь отчетливо проявляется в сочинениях основоположников неоконфуцианства Чэн И и Чэн Хао (11 в.) переместивших фокус внимания в коррелятивной цепи "искренность" - "благонадежность" на последнее звено, обладающее большей конкретностью и практической иллюстративностью. Ван Янмин (конец 15 - начало 16 в.) акцентировал субъективный аспект синь как "доверия", характеризующего отношение "совершенного мужа" (цзюнь цзы) к своему "благосмыслию" (лян чжи) - познавательной способности и высшему нравственному принципу. В неконфуцианских течениях древнекитайской философии понятие "синь" применялось в разных значениях. Например, у моистов (см. МОИЗМ) синь выступает как гносеологическая категория - "истинность", соответствие высказывания той мысли, которую оно должно выразить. В протодаосских пассажах Гуань-цзы (4-3 вв. до н.э.) синь означает "неизменность благодатного предопределения (мин1)", т.е. относится к сфере взаимоотношений человека с высшими силами. В Хань Фэй-цзы (3 в. до н.э.) представлена легистская трактовка "благонадежности"-синь. как отношения народа к правителю: оно обусловлено правильным балансом наград и наказаний, слабостью народа и "мощью" государя и государства.
ЛИТЕРАТУРА
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 Мартынов А.С. "Искренность" мудреца, благородного мужа и императора. - В кн.: Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984
(кит., букв. сердце; также — психическое, субъективное, дух, сознание) — одна из центральных категорий кит. философии, означающая как орган сознания и вместилище психических возможностей человека, так и собственно психорациональные проявления природы человека, его субъективное сознание/разум. В раннем конфуцианстве, в частности, у мыслителя Сюнь-цзы (3 в. до н.э.) под «сердцем» («С») подразумевается центральный орган, «властелин» (чжу) тела человека, управляющий всеми органами чувств и «отдающий им приказы». Впоследствии оппозиция сердце — сознание (С.) — эмоциональная природа человека, его чувства «цин» составила ведущую идею конфуцианской школы. В неоконфуцианстве, особенно во взглядах Ван Янмина (кон. 15 — нач. 16 в.), утверждается тезис о «единстве сердца/сознания (синь) и закона/принципа (ли)», в котором сердце/сознание составляет единую с Небом целостность. В «нумерологическом» учении (о символах и числах) Шао Юна (11 в.) понятие «сердце/сознание» тождественно понятию «Великий Предел» («Тай Цзи»). В более поздний период (18 в.) Ван Чуаньшань определял понятие «С.» как мыслительную функцию телесного начала в человеке.
СИНЬ -и; ж.
1. = Синева́. Бездонная с. неба. Тёмная с. вечера. С. под глазами. С. небритого подбородка.
2. В составе названий некоторых руд, имеющих синий цвет. Медная с. Железная с.
см. доверие
ж.
(краситель) blu m ( см. тж синий)
- бременская синь
- индофеноловая синь- кобальтовая синь
- метиленовая синь
- тенарова синь
- турнбулева синь