Словарь Брокгауза и Ефрона

    (хорв. Sinj, итальянск. Sign) — мст. в Далмации, недалеко от правого берега р. Цетины, на пути из Сплета (Spalatto) на Ливно (в Боснии). Францисканский монастырь; развалины горного замка, который в былое время неоднократно и успешно защищался против турок. Торговля скотом. Жит. (1890) 2074.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. си́нь;
    2. си́ни;
    3. си́ни;
    4. си́ней;
    5. си́ни;
    6. си́ням;
    7. си́нь;
    8. си́ни;
    9. си́нью;
    10. си́нями;
    11. си́ни;
    12. си́нях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    СИНЬ, синька, синеть и пр. см. синии.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    СИНЬ, -и, жен.

    1. То же, что синева.

    2. Синяя краска (спец.). Кубовая с.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    То же, что синева.

    Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь. Шолохов, Тихий Дон.

    2. устар.

    Синяя краска.

    Берлинская синь.

    — Он человек хороший. Ты не бойсь, — сказал Кириллу хилый красильщик, махнув на оружейника окрашенной синью рукой. С. Бородин, Дмитрий Донской.

    3.

    В составе названий некоторых руд, имеющих синий цвет.

    Медная синь. Железная синь.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    1.

    СИНЬ, сини, мн. нет, жен.

    1. То же, что синева в 1 знач. «Дальние горы подернулись синью.» Даль.

    2. Синяя краска (живоп., спец. устар.). Парижская синь (см. парижский). Кубовая синь.

    3. Руда с синим оттенком (горн.). Медная синь. Железная синь.

    2.

    СИНЬ2. см. синий и порох.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж.

    1.

    то же, что синева I

    2.

    устар.

    Синяя краска.

    II

    ж.

    то же, что синюха I

    III

    ж.

    Название некоторых руд, имеющих синий цвет (в горном деле).

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    = синеваblue;

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    см.синева

  17. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    см.синева

  19. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    см.синева

  21. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  22. Энциклопедия Кольера

    Благонадежность" ("доверие", "вера", "истинность", "верить", "доверять"). Понятие китайской философии, главным образом конфуцианской этики. В Го юй (5-3 вв. до н.э.) синь - одна из составляющих "[[ритуальной]] благопристойности" (ли2) вместе с "верностью" (чжун2), "гуманностью" (жэнь2), "должной справедливостью" (и1), "хранилище" этих качеств. В Лунь юе (5 в. до н.э.) "любовь верхов к благонадежности" объявлена условием отсутствия тех, кто бы "осмелился не проявить чувство привязанности". Там же синь фигурирует как один из принципов, основываясь на которых, "учил" Конфуций, наряду с "культурой" (вэнь), "действиями" (син3, см. ЧЖИ-СИН) и "верностью"; предпосылками "благонадежности" являются "[[почтительная]] осторожность (цзин4) в делах" и "осмотрительность" (цзинь). Если в Лунь юе синь трактуется главным образом как атрибут вышестоящих - правителей и "благородных мужей" (цзюнь цзы), то в Мэн-цзы (4-3 вв. до н.э.) "благонадежным" предлагается считать всякого, кто "способен чувствовать добро (шань)". Во 2 в. до н.э. Дун Чжушу связал конфуцианские этические категории с классификационной схемой "пяти элементов" (у син1), включив синь в число "пяти постоянств (у чан) - моральных основ, посредством которых правитель "исправляет пороки" подданных "гуманность", "должная справедливость", "[[ритуальная]] благопристойность", "знание"

    (чжи2, см. ЧЖИ-СИН,

    в данном случае - синоним "разумности", чжи1), "благонадежность". В Цзо чжуани (4-2 вв. до н.э.) С. определяется прежде всего как атрибут отношений между равными - друзьями. Начиная с Чжун юна (4-2 вв. до н.э.) коррелятом "благонадежности синь в конфуцианстве становится "искренность" (чэн1). Эта связь отчетливо проявляется в сочинениях основоположников неоконфуцианства Чэн И и Чэн Хао (11 в.) переместивших фокус внимания в коррелятивной цепи "искренность" - "благонадежность" на последнее звено, обладающее большей конкретностью и практической иллюстративностью. Ван Янмин (конец 15 - начало 16 в.) акцентировал субъективный аспект синь как "доверия", характеризующего отношение "совершенного мужа" (цзюнь цзы) к своему "благосмыслию" (лян чжи) - познавательной способности и высшему нравственному принципу. В неконфуцианских течениях древнекитайской философии понятие "синь" применялось в разных значениях. Например, у моистов (см. МОИЗМ) синь выступает как гносеологическая категория - "истинность", соответствие высказывания той мысли, которую оно должно выразить. В протодаосских пассажах Гуань-цзы (4-3 вв. до н.э.) синь означает "неизменность благодатного предопределения (мин1)", т.е. относится к сфере взаимоотношений человека с высшими силами. В Хань Фэй-цзы (3 в. до н.э.) представлена легистская трактовка "благонадежности"-синь. как отношения народа к правителю: оно обусловлено правильным балансом наград и наказаний, слабостью народа и "мощью" государя и государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 Мартынов А.С. "Искренность" мудреца, благородного мужа и императора. - В кн.: Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984

  23. Источник: Энциклопедия Кольера



  24. Философская энциклопедия

    СИНЬ

    (кит., букв. сердце; также — психическое, субъективное, дух, сознание) — одна из центральных категорий кит. философии, означающая как орган сознания и вместилище психических возможностей человека, так и собственно психорациональные проявления природы человека, его субъективное сознание/разум. В раннем конфуцианстве, в частности, у мыслителя Сюнь-цзы (3 в. до н.э.) под «сердцем» («С») подразумевается центральный орган, «властелин» (чжу) тела человека, управляющий всеми органами чувств и «отдающий им приказы». Впоследствии оппозиция сердце — сознание (С.) — эмоциональная природа человека, его чувства «цин» составила ведущую идею конфуцианской школы. В неоконфуцианстве, особенно во взглядах Ван Янмина (кон. 15 — нач. 16 в.), утверждается тезис о «единстве сердца/сознания (синь) и закона/принципа (ли)», в котором сердце/сознание составляет единую с Небом целостность. В «нумерологическом» учении (о символах и числах) Шао Юна (11 в.) понятие «сердце/сознание» тождественно понятию «Великий Предел» («Тай Цзи»). В более поздний период (18 в.) Ван Чуаньшань определял понятие «С.» как мыслительную функцию телесного начала в человеке.

  25. Источник: Философская энциклопедия



  26. Энциклопедический словарь

    СИНЬ -и; ж.

    1. = Синева́. Бездонная с. неба. Тёмная с. вечера. С. под глазами. С. небритого подбородка.

    2. В составе названий некоторых руд, имеющих синий цвет. Медная с. Железная с.

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    см. доверие

  29. Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь.



  30. Dictionnaire technique russo-italien

    ж.

    (краситель) blu m ( см. тж синий)

    - бременская синь

    - индофеноловая синь

    - кобальтовая синь

    - метиленовая синь

    - тенарова синь

    - турнбулева синь

  31. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  32. Толковый словарь Даля

  33. Источник: