«Фантазия»

Фантазия в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Фантазия»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Даля
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Современная энциклопедия
  11. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  12. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  13. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  15. Русско-английский словарь математических терминов
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  19. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  21. Философская энциклопедия
  22. Энциклопедический словарь
  23. Музыкальная энциклопедия
  24. Музыкальный словарь
  25. Сводная энциклопедия афоризмов
  26. Естествознание. Энциклопедический словарь
  27. Энциклопедия социологии
  28. Толковый словарь по социологии
  29. Большой Энциклопедический словарь
  30. Большой Энциклопедический словарь
  31. Толковый словарь Даля

    Большая Советская энциклопедия

    I

    Фанта́зия

    то же, что Воображение.

    II

    Фанта́зия (от греч. phantasm – воображение)

    инструментальная музыкальная пьеса, в которой важное значение приобретает импровизационное начало, свободное развёртывание музыкальной мысли. В 16 в. Ф. для гитары, лютни и клавишных инструментов создавались как полифонические пьесы, близкие к Ричеркару и токкате (См. Токката). В 17 в. Ф. испытывала влияние концерта, симфонии, увертюры, сонаты, рондо. В 17–18 вв. она часто использовалась в качестве вступления к др. пьесе, например к фуге, порой и к сонате (Фантазия и соната c-moll Моцарта). В 19 в. Ф. сближается с сонатой (2 сонаты для фортепиано «quasi una fantasia» Бетховена, в том числе «Лунная»). Ф. зачастую создаются как свободные варианты сонатной формы (Ф. для фортепиано Шумана, Шопена), порой по структуре близкие к симфонической поэме (Ф. для фортепиано «Скиталец» Шуберта). Одновременно получила распространение Ф. как виртуозная пьеса, основанная на разработке (большей частью вариационной) тем из опер, балетов (Ф. для фортепиано Листа на темы из оперы «Дон Жуан» Моцарта и др.), мелодий народных песен («Фантазия на темы русских народных песен» для скрипки с оркестром Римского-Корсакова и др.).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. фанта́зия;
    2. фанта́зии;
    3. фанта́зии;
    4. фанта́зий;
    5. фанта́зии;
    6. фанта́зиям;
    7. фанта́зию;
    8. фанта́зии;
    9. фанта́зией;
    10. фанта́зиею;
    11. фанта́зиями;
    12. фанта́зии;
    13. фанта́зиях.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    жен., нем., франц. воображенье, изобретательная сила ума; творческая сила художника, самобытная сила созиданья.

    | Пустая мечта, выдумка воображенья, затейливость, причуда; несбыточный бред, разгул необузданной думки.

    | муз. свободное сочиненье, по своей причуде, без правил. Фантастический, несбыточный, мечтательный; или

    | затейливый и причудливый, особенный и отличный, по своей выдумке. Фантазировать, мечтать, воображать, строить воздушные замки, созидая мысленно, умственно; играть мечтою, разукрашая ее по произволу;

    | в муз. играть наобум, по вдохновенью, сочиняя во время самой игры. Фантасмагория жен. искусство изображать призраки, видения или воздушные картины посредством зеркальных отражений. Фантасмагорическое представленье. Фантом муж. картины, явления фантасмагории или что-либо подобное.

    | Кукла, на коей изучают повивальное искусство.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    ФАНТА́ЗИЯ, -и, жен.

    1. Способность к творческому воображению; само такое воображение. Богатая ф.

    2. Мечта, продукт воображения. Предаваться фантазиям. Полёт фантазии.

    3. Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное. Не верить глупым фантазиям.

    4. Прихоть, причуда (разг.). Пришла ф. прокатиться.

    5. Музыкальное произведение в свободной форме. Ф. на темы русских народных песен.

    | прил. фантазийный, -ая, -ое (ко 2 знач.).

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Способность выдумывать, представлять что-л.; творческое воображение.

    Никто, кажется, не воспел этих мирных гор, нет здесь ни замков, ни развалин, способных дать пищу поэтической фантазии. Гл. Успенский, Письма с дороги.

    Мой отец давал волю своей пылкой фантазии. Он умел рассказывать с мельчайшими подробностями о том, чего сам никогда не видал. Скиталец, Сквозь строй.

    2.

    Результат, продукт воображения; мечта.

    Созданная ими вначале фантазия теперь поддерживала их мужество. Каронин-Петропавловский, Светлый праздник.

    Все это проходило перед глазами Василия Алексеевича будто не настоящее, будто его фантазия, будто цветные картинки на полотне кинематографа. А. Н. Толстой, Голубые города.

    ||

    Что-л. неправдоподобное, вымысел; выдумка.

    — Боюсь, не заболею ли я? — Это что за фантазия! Дайте-ка вам пульс пощупать. Тургенев, Отцы и дети.

    3. разг.

    Прихоть, причуда.

    — Да что же тебе за прибыль знать? Ну, просто так, пришла фантазия. Гоголь, Мертвые души.

    [Карандышев:] Что за странная фантазия пить чай в это время? А. Островский, Бесприданница.

    4. муз.

    Произведение свободной формы, импровизационного характера.

    Для фортепьяно с оркестром Лист написал фантазию на темы из «Афинских развалин» Бетховена. Кюи, Франц Лист.

    [От греч. φαντασία — воображение]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ФАНТА́ЗИЯ, фантазии, жен. (греч. phantasia - воображение).

    1. только ед. Творческое воображение. Художественная фантазия. У этого живописца богатая фантазия.

    || Способность воображения, выдумки, догадки. Напрягать свою фантазию. У этого лжеца слишком богатая фантазия.

    2. Мечта, продукт воображения. Предаваться фантазиям.

    3. Выдумка, ложь, нечто невероятное, неправдоподобное. Я не верю этим фантазиям.

    4. Прихоть, причуда (разг.). «У всякого барона своя фантазия.» (посл.) «Какому-нибудь скоту придет фантазия за вас свататься, а вы должны итти за него!» А.Островский. «Что за фантазия пришла вам вдруг в голову?» А.Тургенев.

    5. Название некоторых литературных произведений фантастического, причудливого содержания (лит.).

    6. Название некоторых музыкальных пьес, не имеющих определенной формы (муз.). "Фантазия" Шумана.

    || Название, даваемое иногда музыкальным попурри (муз.).

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж.

    1.

    Творческое воображение.

    отт. Способность воображать, выдумывать.

    2.

    Продукт воображения.

    3.

    Нечто неправдоподобное, несбыточное; вымысел, выдумка.

    4.

    Неожиданный, необъяснимый, странный поступок; прихоть, причуда.

    II

    ж.

    Название некоторых - обычно музыкальных - произведений свободной формы, импровизационного характера.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ФАНТАЗИЯ - одна из форм воображения.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    ФАНТАЗИЯ (от греч. phantasia - воображение) - музыкальная пьеса свободной формы, в т. ч. на темы из опер, балетов, на мелодии народных песен и т. п., часто виртуозного импровизационного характера.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    ФАНТАЗИЯ, то же, что воображение.

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  21. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  22. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  23. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  24. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    фанта́зия уже у Петра I; см. Смирнов 304. Через польск. fantazja или непосредственно из ит. fantasia от лат. phantasia, греч. φαντασία (ср. Дорнзейф 78, 79).

  25. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  26. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ср.;
    жен.
    1) fantasy, fancy;
    imagination (воображение) у него богатая фантазия ≈ he is very imaginative полет фантазии богатая фантазия
    2) fancy (мечта) пустая фантазия
    3) fib, fabrication (выдумка, ложь)
    4) fancy, whim разг. (причуда, прихоть) ему пришла в голову фантазия (делать что-л.) ≈ he took it into his head (to do smth.)
    5) муз. fantasia, fantasyфантаз|ия - ж.
    1. (воображение) imagination, fancy;

    2. (мечта) dreams pl;

    3. разг. (причуда) caprice, whim, fancy, fantasy;
    жить в мире ~ий live in a fantasy world;
    придёт же в голову такая ~! extraordinary ideas sometimes pass through one`s mind;

    4. муз. fantasia.

  27. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  28. Русско-английский словарь математических терминов

    f.fantasy, fancy, imagination

  29. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    фантазия ж 1. Phantasie f, pl -si|en; Einbildungskraft f (сила воображения) 2. разг. (причуда) Phantasterei f c; Grille f c, Laune f c (каприз) это ещё что за фантазии! was sind das für Launen! 3. муз. Fantasie f; Improvisation ( - v i - ] f c (импровизация)

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    1)Phantasie f, pl -sien; Einbildungskraft f(сила воображения)

    2)разг.(причуда) Phantasterei f; Grille f, Laune f(каприз)

    это еще что за фантазии! — was sind das für Launen!

    3)муз. Fantasie f; Improvisation f(импровизация)

  33. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  34. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    fantaisie f; imagination f(воображение); lubie f, caprice m(причуда, прихоть)

    богатая фантазия — riche imagination

    ему пришла в голову фантазия(+ неопр.) — il lui a pris la fantaisie de(+ infin)

  35. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  36. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    fantasía f (тж. муз.); imaginación f(воображение); sueño m(мечта); capricho m, antojo m, salida f(причуда, прихоть); invención f(выдумка)

    ему́ пришла́ (в го́лову) фанта́зия разг. — se le metió en la cabeza una cosa fantástica

    жить в ми́ре фанта́зии — vivir en el mundo de fantasías

  37. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  38. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)fantasia, immaginazione, inventiva f

    плод фантазии — frutto / parto della fantasia

    полет фантазии — volo della fantasia

    дать волю фантазии — fantasia

    жить в мире фантазий — vivere

    2)(выдумка) fantasticheria, immaginazione

    3)разг.(причуда) capriccio m, ghiribizzo m, grillo m; arzigogolo m

    ему пришла в голову фантазия... — gli venne la fantasia di..., gli è saltato il grillo di...

    4)муз. fantasia

  39. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  40. Философская энциклопедия

    ФАНТАЗИЯ

    см. в ст. Воображение.

  41. Источник: Философская энциклопедия



  42. Энциклопедический словарь

    ФАНТА́ЗИЯ -и; ж. [от греч. phantasia - воображение]

    1. только ед. Способность выдумывать, представлять что-л.; творческое воображение. Ф. преобладает над ложкой у кого-л. Неистощимая, буйная, пылкая ф. Поэтическая, творческая ф. Богатая ф. Давать волю фантазии. Ф. уносит, переносит куда-л. Полёт, взлёт, игра фантазии. Плод, произведение фантазии кого-л. (результат творчества). Царство, область фантазии.

    2. Продукт воображения; мечта. Предаваться фантазиям. Радужные фантазии. Фантазии мешаются с правдой. Жить в мире фантазий.

    3. О том, что является неправдоподобным вымыслом; выдумка. Не верить глупым фантазиям. Что за идиотская ф.! Вечно у него какие-то фантазии!

    4. Разг. Прихоть, причуда. Что за ф. пить чай по ночам! Пришла ф. прокатиться по реке.

    5. Муз. Произведение свободной формы, импровизационного характера. Ф. на темы народных песен. Вальс-фантазия.

    Фантази́йный (см.).

    * * *

    фантазия

    I

    (от греч. phantasía), одна из форм воображения.

    II

    музыкальная пьеса импровизационного характера. Восходит к инструментальной импровизации XVI—XVII вв., в XVII в. родственна жанру прелюдии. В XIX—XX вв. близка рапсодии, поэме (фортепьянные пьесы Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена), парафразе (фантазии на темы из опер, балетов, темы народных песен).

  43. Источник: Энциклопедический словарь



  44. Музыкальная энциклопедия

    (от греч. pantaoia - воображение; лат. и итал. fantasia, нем. Fantasie, франц. fantaisie, англ. fancy, fansy, phancy, fantasy).

    1) Жанр инструментальной (изредка вокальной) музыки, индивидуальные черты к-рого выражаются в отклонении от обычных для своего времени норм построения, реже - в необычном образном наполнении традиц. композиц. схемы. Представления о Ф. были разными в разные муз.-историч. эпохи, однако во все времена границы жанра оставались нечёткими: в 16-17 вв. Ф. смыкается с ричеркаром, токкатой, во 2-й пол. 18 в. - с сонатой, в 19 в. - с поэмой и т. д. Ф. всегда связана с распространёнными в данное время жанрами и формами. Вместе с тем произв., называемое Ф., представляет собой необычную комбинацию обычных для данной эпохи "слагаемых" (структурных, содержательных). Степень распространения и свобода жанра Ф. зависят от выработанности муз. форм в данную эпоху: периоды упорядоченного, в том или ином отношении строгого стиля (16 - нач. 17 вв., иск-во барокко 1-й пол. 18 в.), отмечены "пышным цветением" Ф.; напротив, расшатывание устоявшихся "твёрдых" форм (романтизм) и особенно появление новых форм (20 в.) сопровождаются сокращением числа Ф. и усилением их структурной организованности. Эволюция жанра Ф. неотделима от развития инструментализма в целом: периодизация истории Ф. совпадает с общей периодизацией зап.-европ. муз. иск-ва. Ф. относится к числу самых старинных жанров инстр. музыки, но, в отличие от большинства ранних инстр. жанров, сложившихся в связи с поэтич. речью и танц. движениями (канцона, сюита), Ф. базируется на собственно-муз. закономерностях. Возникновение Ф. относится к нач. 16 в. Одним из её истоков была импровизация. Б. ч. ранних Ф. предназначена для щипковых инструментов: многочисл. Ф. для лютни и виуэлы создавались в Италии (Ф. да Милано, 1547), Испании (Л. Милан, 1535; М. де Фуэнльяна, 1554), Германии (С. Каргель), Франции (А. Риппе), Англии (Т. Морли). Ф. для клавира и органа встречались значительно реже (Ф. в "Органной табулатуре" X. Коттера, "Fantasia allegre" А. Габриели). Обычно их отличает контрапунктическое, часто последовательно имитац. изложение; эти Ф. настолько близки каприччо, токкате, тьенто, канцоне, что не всегда можно определить, почему пьеса названа именно Ф. (напр., приводимая ниже Ф. напоминает ричеркар). Название в данном случае объясняется обычаем именовать Ф. импровизируемый или свободно построенный ричеркар (так же назывались переложения вок. мотетов, варьированные в инстр. духе).

    Ф. да Милано. Фантазия для лютни.

    В 16 в. нередки также Ф., в к-рых свободное обращение с голосами (связанное, в частности, с особенностями голосоведения на щипковых инструментах) приводит фактически к аккордовому складу с пассажеобразным изложением.

    Л. Милан. Фантазия для виуэлы.

    В 17 в. P. становится очень популярной в Англии. К ней обращается Г. Пёрселл (напр., "Фантазия на один звук"); Дж. Булл, У. Бёрд, О. Гиббонс и др. вёрджинелисты сближают Ф. с традиц. англ. формой - граундом (показательно, что вариант его названия - fancy - совпадает с одним из названий Ф.). Расцвет Ф. в 17 в. связан с орг. музыкой. Ф. у Дж. Фрескобальди представляют собой образец пылкой, темпераментной импровизации; "Хроматическая фантазия" амстердамского мастера Я. Свелинка (сочетает черты простой и сложной фуги, ричеркара, полифонич. вариаций) свидетельствует о зарождении монументального инстр. стиля; в той же традиции работал С. Шейдт, к-рый называл Ф. контрапунктич. обработки хорала и хоральные вариации. Труд этих органистов и клавесинистов подготовил великие достижения И. С. Баха. В это время определяется отношение к Ф. как к произведению приподнятого, возбуждённого или драматич. характера с типичной свободой чередования и развития или причудливостью смен муз. образов; становится почти обязательным импровизац. элемент, создающий впечатление непосредственного высказывания, преобладания стихийной игры воображения над обдуманным композиционным планом. В органном и клавирном творчестве Баха Ф. - самый патетичный и самый романтич. жанр. Ф. у Баха (как у Д. Букстехуде и Г. Ф. Телемана, использующего в Ф. принцип da capo) либо объединяется в цикле с фугой, где подобно токкате или прелюдии служит для подготовки и оттенения следующей пьесы (Ф. и фуга для органа g-moll, BWV 542), либо используется в качестве вступит. части в сюите (для скрипки и клавира A-dur, BWV 1025), партите (для клавира a-moll, BWV 827), либо, наконец, существует как самостоят. произв. (Ф. для органа G-dur BWV 572). У Баха строгость организации не противоречит принципу свободной Ф. Напр., в "Хроматической фантазии и фуге" свобода изложения выражается в смелом объединении разных жанровых признаков - орг. импровизац. фактуры, речитатива и фигурационной обработки хорала. Все разделы скрепляются логикой движения тональностей от T к D с последующей остановкой на S и возвращением в T (т. о., на Ф. распространён принцип старинной двухчастной формы). Подобная картина характерна и для др. фантазий Баха; хотя они часто насыщены имитациями, главной формующей силой в них оказывается гармония. Ладогармонич. каркас формы может выявляться через гигантские орг. пункты, поддерживающие тоники ведущих тональностей.

    Особую разновидность баховских Ф. составляют нек-рые хоральные обработки (напр.. "Fantasia super: Komm, heiliger Geist, Herre Gott", BWV 651), принципы развития в к-рых не нарушают традиций хорального жанра.

    Предельно свободная трактовка отличает импровизационные, часто нетактированные фантазии Ф. Э. Баха. Согласно его высказываниям (в кн. "Опыт правильного способа игры на клавире", 1753-62), "фантазию называют свободной, когда в неё вовлечено больше тональностей, чем в пьесу, сочинённую или импровизируемую в строгом метре... Свободная фантазия содержит различные гармонические пассажи, которые могут исполняться как ломаными аккордами, так и всеми видами различных фигурации... Бестактовая свободная фантазия великолепно подходит для выражения эмоций".

    Смятенно-лирич. фантазии В. А. Моцарта (клавирная Ф. d-moll, K.-V. 397) свидетельствуют о романтич. трактовке жанра. Они в новых условиях выполняют свою давнюю функцию вступит. пьесы (но уже не к фуге, а к сонате: Ф. и соната c-moll, K.-V. 475, 457), воссоздают принцип чередования гомофонного и полифонич. изложений (орг. Ф. f-moll, K.-V. 608; схема: А В А1 С A2 B1 A3, где В - фугированные разделы, С - вариации). И. Гайдн ввёл Ф. в квартет (ор. 76 No 6, ч. 2). Л. Бетховен закрепил союз сонаты и Ф. созданием знаменитой 14-й сонаты ор. 27 No 2 - "Sonata quasi una Fantasia" и снабжённой той же пометкой 13-й сонаты ор. 27 No 1. Он привнёс в Ф. идею симф. развития, виртуозные качества инстр. концерта, монументальность оратории: в Ф. для фп., хора и оркестра c-moll op. 80 как гимн иск-ву прозвучала (в C-dur'ной центр. части, написанной в форме вариаций) тема, позднее использованная в качестве "темы радости" в финале 9-й симфонии.

    Романтики, напр. Ф. Шуберт (ряд Ф. для фп. в 2 и 4 руки, Ф. для скрипки и фп. ор. 159), Ф. Мендельсон (Ф. для фп. ор. 28), Ф. Лист (орг. и фп. Ф.) и др., обогатили Ф. многими типическими качествами, углубив проявлявшиеся в этом жанре и прежде черты программности (Р. Шуман, Ф. для фп. C-dur op. 17). Показательно, однако, что "романтич. свобода", характерная для форм 19 в., в наименьшей степени касается Ф. В ней используются распространённые формы - сонатная (А. Н. Скрябин, Ф. для фп. h-moll op. 28; С. Франк, орг. Ф. A-dur), сонатного цикла (Шуман, Ф. для фп. C-dur op. 17). В целом для Ф. 19 в. характерно, с одной стороны, слияние со свободными и смешанными формами (в т. ч. с поэмами), с другой - с рапсодиями. Мн. сочинения, не носящие названия Ф., в сущности являются ими (С. Франк, "Прелюдия, хорал и фуга", "Прелюдия, ария и финал"). Рус. композиторы вводят Ф. в сферу вок. (М. И. Глинка, "Венецианская ночь", "Ночной смотр") и симф. музыки: в их творчестве сложилась специфич. орк. разновидность жанра - симфоническая фантазия (С. В. Рахманинов, "Утёс", ор. 7; А. К. Глазунов, "Лес", ор. 19, "Море", ор. 28, и др.). Они придают Ф. то отчётливо рус. характер (М. П. Мусоргский, "Ночь на Лысой горе", форма к-рой, по словам автора, "российска и самобытна"), то излюбленный восточный (М. А. Балакирев, восточная Ф. "Исламей" для фп.), то фантастический (А. С. Даргомыжский, "Баба-Яга" для оркестра) колорит; наделяют её философски значимыми сюжетами (П. И. Чайковский, "Буря", Ф. для оркестра по одноим. драме У. Шекспира, ор. 18; "Франческа да Римини", Ф. для оркестра на сюжет 1-й песни Ада из "Божественной комедии" Данте, ор. 32).

    В 20 в. Ф. как самостоят. жанр встречается редко (М. Регер, "Хоральные Ф." для органа; О. Респиги, Ф. для фп. с оркестром, 1907; Дж. Ф. Малипьеро, "Фантазия каждого дня" для оркестра, 1951; О. Мессиан, Ф. для скрипки и фп.; М. Тедеско, Ф. для 6-струн. гитары и фп.; А. Копленд, Ф. для фп.; А. Хованесс, Ф. из сюиты для фп. "Шалимар"; Н. И. Пейко, "Концертная Ф." для валторны и камерного оркестра и др.). Порой в Ф. проявляются неоклассицистские тенденции (Ф. Бузони, "Контрапунктическая Ф."; П. Хиндемит, сонаты для альта и фп. - in F, 1-я часть, in С., 3-я часть; К. Караев, соната для скрипки и фп., финал; Ю. Юзелюнас, концерт для органа, 1-я часть). В ряде случаев в Ф. используются новые композиц. средства 20 в. - додекафония (А. Шёнберг, Ф. для скрипки и фп.; Ф. Фортнер, Ф. на тему "BACH" для 2 фп., 9 солирующих инструментов и оркестра), сонорно-алеаторич. приёмы (С. М. Слонимский, "Колористическая Ф." для фп.).

    Во 2-й пол. 20 в. один из важных жанровых признаков Ф. - создание индивидуальной, импровизационно-непосредственной (часто с тенденцией к сквозному развитию) формы - характерен для музыки любых жанров, и в этом смысле многие новейшие сочинения (напр., 4-я и 5-я фп. сонаты Б. И. Тищенко) смыкаются с Ф.

    2) Вспомогат. определение, указывающее на нек-рую свободу трактовки разл. жанров: вальс-Ф. (М. И. Глинка), экспромт-Ф., полонез-Ф. (Ф. Шопен, ор. 66,61), соната-Ф. (А. Н. Скрябин, ор. 19), увертюра-Ф. (П. И. Чайковский, "Ромео и Джульетта"), Ф.-квартет (Б. Бриттен, "Fantasy quartet" для гобоя и струн. трио), речитатив-Ф. (С. Франк, соната для скрипки и фп., часть 3), Ф.-бурлеска (О. Мессиан) и др.

    3) Распространённый в 19-20 вв. жанр инстр. или орк. музыки, основанный на свободном использовании тем, заимствованных из собственных сочинений или из сочинений др. композиторов, а также из фольклора (или же написанных в характере народных). В зависимости от степени творч. переработки тем Ф. либо образует новое художественное целое и тогда приближается к парафразе, рапсодии (многочисл. фантазии Листа, "Сербская Ф." для оркестра Римского-Корсакова, "Ф. на темы Рябинина" для фп. с оркестром Аренского, "Кинематографическая Ф." на темы муз. фарса "Бык на крыше" для скрипки с оркестром Мийо и др.), либо представляет собой простой "монтаж" тем и отрывков, подобный попурри (Ф. на темы классич. оперетт, Ф. на темы песен популярных композиторов и т. д.).

    4) Фантазия творческая (нем. Phantasie, Fantasie) - способность человеческого сознания к представлению (внутр. видению, слышанию) явлений действительности, облик к-рых исторически определён обществ. опытом и деятельностью человечества, и к мысленному созданию путём комбинирования и переработки этих представлений (на всех уровнях психики, включая рациональное и подсознательное начало) художеств. образов. Принятое в сов. науке (психологии, эстетике) понимание природы творч. Ф. основывается на марксистском положении об историч. и обществ. обусловленности человеческого сознания и на ленинской теории отражения. В 20 в. существуют и др. взгляды на природу творч. Ф., к-рые отражены в учениях З. Фрейда, К. Г. Юнга и Г. Маркузе.

    Литература: 1) Кузнецов К. A., Музыкально-исторические портреты, М., 1937; Мазель Л., Фантазия f-moll Шопена. Опыт анализа, М., 1937, то же, в его кн.: Исследования о Шопене, М., 1971; Берков В. О., Хроматическая фантазия Я. Свелинка. Из истории гармонии, М., 1972; Микшеева Г., Симфонические фантазии А. Даргомыжского, в кн.: Из истории русской и советской музыки, вып. 3, М., 1978; Протопопов В. В., Очерки из истории инструментальных форм XVI - начала XIX века, М., 1979; Chrysander Fr., Eine Klavier-Phantasie von С. Ph. E. Bach, "VfMw", 1891, Jahrg. 7, Vierteljahr 1; Deffner O., Ьber die Entwicklung der Fantasie fьr Tasten-Instrumente (bis J. P. Sweelinck), Kiel, 1927 (Diss.); Hamburger P., Die Fantasien in E. Andriansens Pratum musicum 1600, "ZfMw", 1929/30, Jahrg. 12, H. 3; Friedland M., Zeitstil und Persцnlichkeitsstil in den Variationenwerken der musikalischen Romantik, Lpz., 1930; Meyer E. H., Die mehrstimmige Spielmusik des 17. Jahrhunderts, Kassel, 1934; Apel W., The early development of the organ ricercar, "Musica disciplina", 1949, v. 3; Horsley I., Improvised embellishment in the performance of Renaissance polyphonic music, "Journal of the American Musicological Society", 1951, v. 4, No 1; Stevens D., Purcell's art of fantasia, "ML", 1952, v. 33, No 4; Eggebreсht H. H., Studien zur musikalischen Terminologie, Mainz, 1955; Launay D., La fantaisie en France jusqu'au milieu du XVIIe siиcle, в кн.: La musique instrumentale de la Renaissance, P., 1955; Murphy R. M., Fantaisie et recercare dans les premiиres tablatures de luth du XVIe siиcle, в кн.: Le luth et sa musique, P., 1958; Dart Th., The printed fantasies of O. Gibbons, "ML", 1956, v. 37, No 4; Wienandt E. A., D. Kellner's Lautenstьcke, "JAMS", 1957, v. 10, No 1; Cohen A., The fantaisie for instrumental ensemble in 17th century France, "MQ", 1962, v. 48, No 2.

    2) Presser D., Die Opernbearbeitung des 19. Jahrhunderts, "AfMw", 1955, Jahrg. 12, No 3.

    3) Маркс К. и Энгельс P., Об искусстве, т. 1, М., 1976; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, Философские тетради, там же, т. 29; Ферстер Н. П., Творческая фантазия, М., 1924; Выготский Л. С., Психология искусства, М., 1965, 1968; Аверинцев С. С., "Аналитическая психология" К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии, в сб.: О современной буржуазной эстетике, вып. 3, М., 1972; Давыдов Ю., Марксистский историзм и проблема кризиса искусства, в сб.: Современное буржуазное искусство, М., 1975; его же, Искусство в социальной философии Г. Маркузе, в сб.: Критика современной буржуазной социологии искусства, М., 1978; Riemann H., Spontane Phantasietдtigkeit und verstandesmдЯige Arbeit in der tonkьnstlerischen Produktion, "JbP", 1909, Jahrg. 16; Вahle J., Der musikalische Schaffensprozess, Lpz., 1936, Konstanz, 1947; Heymann K., Phantasie, Basel-N. Y., 1956.

    Т. С. Кюрегян.

  45. Источник: Музыкальная энциклопедия



  46. Музыкальный словарь

    «Аренский. Фантазия для фортепиано с оркестром на темы былин Рябинина». «Увертюра-фантазия "Франческа да Римини"». В этих названиях присутствует одно и то же слово -- фантазия. Что же это означает? Собственно, что оно означает, все вы прекрасно знаете. Не раз приходится слышать любому, еще не достигшему взрослого возраста человеку: «Вот еще фантазии какие!», «Брось свои фантазии», «Ах, ты, фантазер»... И почти всегда это звучит с укоризной. Греческое слово phantasia переводится как «воображение». Мы привыкли употреблять его в значении -- причуда, вымысел. В музыке же фантазиями стали называть произведения, своеобразные по форме, не укладывавшиеся в рамки традиционных форм. «Он фантазирует», -- говорили иной раз об импровизаторе. Так, в творчестве И. С. Баха фантазиями предварялись порою органные фуги. Фантазии писали Моцарт, Бетховен, Шопен. В XIX веке фантазии появились в программной музыке, там, где логика ее развития должна соответствовать литературной программе. Такова «Франческа да Римини» Чайковского. Другой распространенный тип музыкальной фантазии -- произведение, сочиненное на темы, заимствованные композитором; темы народных песен, оперных отрывков и т. п. Такова Фантазия Аренского. По радио вы можете часто слышать фантазии на темы песен Дунаевского, Соловьева-Седого, на музыку из оперетт и другие подобные этим оркестровые сочинения.

  47. Источник: Музыкальный словарь



  48. Сводная энциклопедия афоризмов

    Фантазия

    см. Воображение

  49. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  50. Естествознание. Энциклопедический словарь

    (от греч. phantasia), то же, что воображение.

  51. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  52. Энциклопедия социологии

    - англ. fancy /fantasy; нем. Phantasie. 1. Способность к творческому воображению. 2. Мечта, выдумка, нечто неправдоподобное.

  53. Источник: Энциклопедия социологии



  54. Толковый словарь по социологии

    -англ. fancy /fantasy; нем. Phantasie. 1. Способность к творческому воображению. 2. Мечта, выдумка, нечто неправдоподобное.

  55. Источник: Толковый словарь по социологии



  56. Большой Энциклопедический словарь

    ФАНТАЗИЯ
    ФАНТАЗИЯ (от греч. phantasia - воображение) - музыкальная пьеса свободной формы, в т. ч. на темы из опер, балетов, на мелодии народных песен и т. п., часто виртуозного импровизационного характера.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  57. Источник:



  58. Большой Энциклопедический словарь

    ФАНТАЗИЯ
    ФАНТАЗИЯ - одна из форм воображения.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  59. Источник:



  60. Толковый словарь Даля

  61. Источник: