«Ипостась»

Ипостась в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Ипостась»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Современная энциклопедия
  11. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
  12. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  17. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  18. Философская энциклопедия
  19. Энциклопедический словарь
  20. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  21. Античная философия
  22. Большой Энциклопедический словарь
  23. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    слово из области богословской терминологии. Христианство учит, что "Единый Бог" троичен". При разъяснении понятия троичности отцы древней церкви выражались неодинаково. По выражению одних, троичность состоит в том, что в Боге три лица (πρόσωπον, persona); другие говорили, что в Боге три ипостаси (ύπόστασις = ύπάρξις, τρόπος ύπάρξεως); третьи понятие "лица" выражали словом ουσία, φύσίς = substantia, natura (хотя у других, и чаще, эти слова означали сущность или существо Божие, связанное с понятием единства Божия), а понятие Божеской сущности выражали словом ипостась. Это различие в употреблении слова И. отцами церкви и церковными писателями повело в IV в. к продолжительным спорам христианских богословов на Востоке, особенно в Антиохии, и произвело было разномыслие между восточной и западной церквами. Вост. богословы говорили так: в Боге при единстве существа три ипостаси, словом ипостась выражая понятие лица, с целью отвергнуть мнение еретика Савелия (см.), который учил, что в Боге одна сущность и одна ипостась, хотя один и тот же Бог принимал на себя в разное время три вида, или лица (πρόσωπον) и иногда являлся в виде Отца, иногда — Сына, иногда — в виде Духа святого, так что Отец, Сын и св. Дух суть только три имени или действования (ενέργειαι). Зап. богословы говорили, что в Боге одна ипостась, противопоставляя это понятие учению Ария, который допускал три сущности: сущность Отца — Божескую, сущность Сына — сотворенную и сущность св. Духа, также сотворенную, но отдельную от Сына. Для разрешения этих противоречий в 362 г. в Александрии был созван собор, на котором, под председательством Афанасия Великого, присутствовали епископы как Египта и Ливии, так и Италии. По выслушании обеих сторон выяснилось, что и вост., и зап. богословы, выражаясь различно, учили одинаково, так как первые употребляли И. в смысле и вместо лица, а вторые тем же словом имели в виду выразить понятие ουσία = существо. Первый образ выражения с IV в. сделался господствующим: его держались Епифаний Кипрский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Еще в V в., однако, церковные писатели употребляли иногда слово И. то в том, то в другом смысле. Начиная с VI века, согласно словоупотреблению, принятому вслед за Василием Великим и Григорием Богословом Вторым вселенским собором, слово ипостась всей церковью употребляется как синоним лица: "един Бог в трех ипостасях или лицах". Лишь в средние века некоторые еретики (богомилы, вальденсы), а также так называемые номиналисты, или модалисты, повторяли учение древних еретиков, что ипостаси в Боге суть или имена, или проявления силы (Бог-Сын, или ипостасное слово — Божий разум, Бог-Дух св. — Божия сила или Божие действование). Некоторые схоластики — Готшальк, Росцелин, Абеляр — и затем немецкие богословы-рационалисты конца XVIII в. учили, что Божеские И. имеют одну природу, но имеют ее каждая отдельно (подобно тому, как три отдельные человеческие личности), и потому И. или лица в Боге суть три бога, а не один Бог. Подр. см. в "Догматич. богословии" Сильвестра (т. II).

    Н. Б.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от греч. hypóstasis — лицо, сущность)

    первоначально философский термин, введённый последователями Аристотеля в значениях «индивидуальное» и «реально существующее»; заимствованный христианскими богословами, разрабатывавшими христианскую догматику (в Новом завете понятие И. отсутствует), соответствовал вплоть до 4 в. понятию сущность; в дальнейшем в христианском вероучении о троице (См. Троица) приобрёл новый смысл, будучи применен для обозначения каждого лица троицы (согласно христианскому догмату, троица состоит из трёх И.).

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. ипоста́сь;
    2. ипоста́си;
    3. ипоста́си;
    4. ипоста́сей;
    5. ипоста́си;
    6. ипоста́сям;
    7. ипоста́сь;
    8. ипоста́си;
    9. ипоста́сью;
    10. ипоста́сями;
    11. ипоста́си;
    12. ипоста́сях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    жен., церк., греч. лицо, особа; принято о Святой Троице, одно из лиц Св. Троицы. Бог, единый по существу, тройственный ипостасьми. Ипостасный, к ипостаси относящийся

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ИПОСТА́СЬ, -и, жен.

    1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.).

    2. В нек-рых сочетаниях: проявление чьей-н. сущности, а также (обычно ирон.) чья-н. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого-н. В своей обычной ипостаси кто-н. Фашизм в любой его ипостаси.

    • В испостаси кого, в знач. предлога с род. в качестве, в роли. Журналист в ипостаси адвоката.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Церковный термин для обозначения одного из лиц христианской троицы.

    2. перен.

    То (или что) близко, тесно примыкает к кому-, чему-л. другому.

    Созданье, Сила и Основа Три ипостаси одного. Бальмонт, Созданье, Сила и Основа.

    в ипостаси {кого}

    шутл.

    в качестве, в роли кого-л.

    Олег Олегович числился в двух ипостасях: директора и главного инженера. Липатов, Сказание о директоре Прончатове.

    [От греч. ‛υπόστασις — лицо, сущность]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    ИПОСТА́СЬ, ипостаси, жен. (греч. hypostasis - сущность) (церк.). По богословской терминологии - одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 знач.).

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж.

    Каждое из лиц триединого Бога [Бог I].

    II

    ж.

    Одна из форм проявления, воплощения кого-либо или чего-либо; качество, роль, амплуа.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    ИПОСТАСЬ (от греч. hypostasis - сущность - основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введен Посидонием в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин "ипостась" (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого бога (см. Троица).

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    ИПОСТАСЬ (от греческого hypostasis - сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин "ипостась" (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого Бога (смотри Троица).

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  21. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  22. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    ипоста́сь ж. "существо, сущность", диал. поста́сь "лицо", поста́сный "видный, с длинной бородой" (у раскольников), русск.-цслав. ϋпостась (Мин. 1095 г. и др.). Из греч. ὑπόστασις; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 69.

  23. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    ж. hypostasis.

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ипостась ж 1. Person f c одна из ипостасей Троицы eine der drei Personen der Dreieinigkeit 2. перен. Erscheinungsform f c; Gestalt f c

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    1)Person f

    одна из ипостасей Троицы — eine der drei Personen der Dreieinigkeit

    2)перен. Erscheinungsform f; Gestalt f

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    hipóstasis f; persona f

    в ипоста́си ирон. — en calidad (de), en persona (de)

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)рел. ipostasi

    2)перен. aspetto m, veste

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Философская энциклопедия

    ИПОСТАСЬ

    (от греч. — осадок, проявление, выявление, основание, сущность), термин антич. философии; впервые введён Посидонием (1в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» и «мыслимого». Ранние стоики (Хрисипп) использовали лишь соответствующие глагольные формы для обозначения процесса, в котором бескачеств. материя объективируется («гипостазируется») во множестве эмпирич. вещей. Перипатетической традицией термин «И.» был усвоен в качестве синонима «первой сущности» «Категорий» (см. Аристотель, «Органом). В неоплатонизме (Порфирий) все И. делятся на «совершенные» («начальные И.», объективирующиеся в процессе эманации из единого — см. также Нус, Псюхе), и «несовершенные» (множественность единичных вещей).

    В патристику термин «И.» вошёл в значении «первой сущности» «Категорий». В тринитарных спорах 4 в. при истолковании формулы «одна сущность божества и три неслиянных и нераздельных единосущных II.» синонимия И. и сущности была устранена: сущность преимущественно стала пониматься как общее в отличие от И. как единичного — совокупности сущности и акциденций (каппадокийский кружок, Иоанн Фило-пон, Иоанн Дамаскин). Для обозначения суммы акциденций первоначально употреблялся термин (лик, личина, маска), ставший затем (в 4—6вв.) синонимом И. В христологич. спорах 5—7 вв., применительно к истолкованию богочеловеч. личности Христа, была разработана концепция сложной И. как результата соединения двух сущностей, или природ (Леонтий Византийский, Максим Исповедник и др.).

    В 19—20 вв. наблюдается тенденция к переосмыслению И. в качестве некоего личностного начала (аналогично «личности» в персонализме — в её противопоставлении «индивиду»), онтологически отличного от сущности (природы), но неразрывно связанного с ней (П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, В. Н. Лосский и др.).

    D o r r i е?.,. Wort und Bedeutungsgeschichte, Gott.,1955, S. 35—92.

  35. Источник: Философская энциклопедия



  36. Энциклопедический словарь

    ИПОСТА́СЬ -и; ж. [греч. hypostasis - сущность, основание]

    1. Церк. В христианстве: особенность каждого из трёх лиц Троицы. Единый Бог существует в трёх ипостасях: Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. // То, что близко по смыслу, тесно примыкает к кому-, чему-л. другому. * Созданье, Сила и Основа Три ипостаси одного (Бальмонт).

    2. Роль (социальная, профессиональная, семейная и т.п.) которую исполняет человек. Он числился в двух ипостасях: директора и главного инженера.

    В ипоста́си кого-чего. в зн. предлога. В качестве, в роли кого-л.; как кто или что-л. Журналист в ипостаси адвоката.

    * * *

    ипоста́сь

    (от греч. hypóstasis — сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование). Впервые введён Посидонием в I в. до н. э. В христианстве, начиная с патристики, термин «ипостась» (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого Бога (см. Троица).

    * * *

    ИПОСТАСЬ

    ИПОСТА́СЬ (от греч. hypostasis — сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность (см. Гипостазирование(см. ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ)). Впервые введен Посидонием(см. ПОСИДОНИЙ) в 1 в. до н. э. В христианстве начиная с патристики термин «ипостась» (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого Бога (см. Троица(см. ТРОИЦА (догмат христианства))).

  37. Источник: Энциклопедический словарь



  38. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    ипост’ась (Евр.1:3 ) — сущность, бытийность, внутренняя природа.

  39. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  40. Античная философия

    ИПОСТАСЬ (от греч. ὑπόστασις - основание, сущность), термин античной философии; впервые введен стоиком Посидонием (1 в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» (ἔμφασις) и «мыслимого» (ἐπίνοια). Ранние стоики (Хрисипп) использовали лишь соответствующие глагольные формы для обозначения процесса, в котором бескачественная материя осуществляется («гипостазируется») во множестве эмпирических вещей. Перипатетической традицией термин «ипостась» был усвоен в качестве синонима «первой сущности» «Категорий». В неоплатонизме (Порфирий) все ипостаси делятся на «совершенные» («начальные ипостаси», объективирующиеся в процессе эманации из Единого) и «несовершенные» (множественность единичных вещей).

    В патристику термин «ипостась» вошел в значении «первой сущности» Аристотелевых «Категорий». В тринитарных спорах 4 в. при истолковании формулы «одна сущность божества и три неслиянных и нераздельных единосущных ипостаси» синонимия ипостаси и сущности была устранена: сущность преимущественно стала пониматься как общее в отличие от ипостаси как единичного - совокупности сущности и акциденций (каппадокий-ский кружок, Иоанн Филопон, Иоанн Дамаскин). Для обозначения суммы акциденций первоначально употреблялся термин πρόσωπον (лицо, лик, личина), ставший затем (в 4-6 вв.) синонимом ипостаси. В христологических спорах 5-7 вв. применительно к истолкованию богочеловеческой личности Христа была разработана концепция сложной ипостаси как результата соединения двух сущностей, или природ (Леонтий Византийский, Максим Исповедник и др.)

    Лит.: DörrieH. Ὑπόστασις. Wort- und Bedeutungsgeschichte, - NA WG 1, 1955, S. 35-92 (repr.: Platonica minora. Münch., 1976); Chitchaline Y. A propos du titre du traité de Plotin Περὶ τῶν τριῶν ἀρχικῶν ὑποστάσεων (Enn. V 1), - REG 105, 1992, p. 253-261; Hyparxis e hypostasis nel Neoplatonismo. Atti del I CoUoquio Internationale del Centro di Ricerca sul Neoplatonismo. A cura di F. Romano e D. P. Taormina. Fir., 1994; Грезин П. К. Богословский термин «ипостась» в контексте позднего эллинизма, - Богословский Вестник 5-6, 2005-2006, с. 191-228.

    Ю. А. ШИЧАЛИН

  41. Источник: Античная философия



  42. Большой Энциклопедический словарь

  43. Источник:



  44. Толковый словарь Даля

  45. Источник: