Словарь Брокгауза и Ефрона

    еженедельная политическая и общественная газета, издавалась в Москве с 3 дек. 1880 г. по 3-е июля 1882 г. Ред. — изд. В. Ю. Скалон. З. издавалось на средства А. И. Кошелева, который принимал близкое участие в редактировании газеты и поместил в ней много статей. Все передовые статьи принадлежали редактору; внутреннее обозрение вели: в 1881 г. — С. А. Приклонский, в 1882 г. — Н. А. Каблуков. Иностранный отдел вел все время В. А. Уляницкий, секретарем редакции был И. Я. Анисимов, впоследствии обративший на себя внимание статьей об общине в "Вестнике Европы" и другими работами по экономич. вопросам. Особое внимание газеты, скоро занявшей одно из самых видных мест в тогдашней печати, было обращено на стоявший в то время на очереди вопрос о преобразовании местного управления и самоуправления (ст. А. П. Смирнова, проф. И. Т. Тарасова и др.), а также на вопросы, касающиеся народного благосостояния: устройство крестьянского банка (ст. А. И. Кошелева, Ф. П. Воропонова, Д. К. Квитки), питейное дело, охранение народного здоровья (ст. Ф. Ф. Эрисмана, E. А. Осипова, Д. Н. Жбанкова и др.). Сотрудниками З. были еще В. А. Гольцев, С. А. Муромцев, А. Ф. Фортунатов. Д. А. Дриль, Н. А. Карышев, бар. Н. А. Корф. З. получило два предостережения: 31 марта 1881 г. — за "недозволительное и несправедливое осуждение деятельности лиц, занимающих важные государственные должности", а 10 октября 1881 г. — за то, что несмотря на первое предостережение и на неоднократные предупреждения, она "продолжает относиться с непозволительною резкостью к действиям и распоряжениям правительства". Приостанавливая издание З., редакция надеялась возобновить его при "новых, лучших обстоятельствах"; но эта надежда не исполнилась, и пробел, образовавшийся в нашей журналистике с прекращением З., до сих пор остается непополненным.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    органы местного самоуправления, созданные в ряде губерний Европейской России по земской реформе 1864 (См. Земская реформа 1864). Образование З. было попыткой царизма приспособить самодержавный строй к потребностям капиталистического развития. Господствующее положение в З. занимали помещики, участвовали в нём также представители буржуазии: домовладельцы, фабриканты, купцы, духовенство, кулаки. Буржуазные элементы в З. усиливались по мере развития капитализма и измельчания дворянского землевладения, особенно в уездных З. промышленного центра. В северных губерниях (Вятской, Пермской, Вологодской, Олонецкой) и в Самарской губернии во многих уездных З. большинство принадлежало крестьянским гласным, но они находились под влиянием дворянства и буржуазных элементов. Дворянство удерживало господствующие позиции в З. вплоть до февральской революции 1917. Результаты выборов гласных в губернские и уездные земские собрания по 29 губерниям на 1865—67 были таковы: в губернские — помещиков-дворян — 74,2%, купцов — 10,9%, крестьян (в основном кулаков, сельских старост) — 10,6%, прочих — 4,3%; в уездные — помещиков-дворян — 41,7%, духовенства — 6,5%, купцов — 10,4%, крестьян — 38,4%, прочих — 3%. Результаты выборов гласных в уездные З. по 34 губерниям на 1883—85 почти не изменились в отношении дворян и крестьян, но заметно увеличилось количество гласных от разночинных и буржуазных элементов. Положение 1890 (см. «Контрреформы»), создавшее сословную курию уездных землевладельцев-дворян, усилило позиции дворянства в З. В уездных земских собраниях дворян и чиновников было 55,2%, крестьян — 31%. В губернских земских собраниях преобладание помещиков-дворян было более значительным.

    Царское правительство, опасаясь влияния либерально-буржуазных элементов З., передало им только хозяйственные дела, касающиеся «польз и нужд» данной губернии или уезда. Отделив хозяйственную область от общей администрации, оно раздробило местное управление между различными казёнными и земскими учреждениями, что пагубно сказалось на всём ходе местной деятельности. З. не предоставлялись финансовые средства. Основой земского бюджета было обложение недвижимых имуществ: земель, домов, фабрично-заводских предприятий и торговых заведений. Это были очень скудные средства. Расходы З. делились на «обязательные» и «необязательные». К первым относились: дорожная, квартирная и подводная повинности, падавшие главным образом на крестьянское население, а также содержание гражданских управлений, тюрем, мировых судов и др. Расходы на здравоохранение и народное образование считались «необязательными».

    Правительство стремилось всемерно ограничить компетенцию З. и источники их доходов. По закону 1867 земские доклады и журналы должны были проходить через цензуру губернатора. З. разных губерний запрещалось общаться между собой и печатать свои постановления, усиливалась власть председателя земского собрания (См. Земские собрания). Земская контрреформа 1890 способствовала росту бюрократической опеки над З. Было учреждено губернское по земским делам присутствие под председательством губернатора. Правительство не останавливалось перед закрытием тех З., которые осмеливались выступать в защиту своих прав.

    Деятельность З. активизировалась с 1890-х гг., когда в них приобрёл большое влияние «Третий элемент» — служащая интеллигенция, среди которой были либералы, народники и даже социал-демократы. Земские учреждения добились успеха в распространении школьного и медицинского дела. З. открывали больницы, аптеки, созывали съезды врачей, организовывали фельдшерские и акушерские курсы и т.д. З. основывали начальные сельские школы, а также гимназии и учительские семинарии, выдавали стипендии нуждающимся учащимся. Экономические мероприятия З. укрепляли помещичье и кулацкое хозяйство, приспосабливая его к запросам рынка. З. устраивали с.-х. выставки, опытно-показательные станции, создавали артели кустарей, содействовали с.-х. кредиту, привлекали агрономов и ветеринаров, открывали с.-х. училища. Не располагавшие средствами крестьяне не могли воспользоваться этими мероприятиями. З. ввели взаимное страхование сельских строений от огня.

    Большое значение для изучения экономики пореформенной России имела организация земской статистики (См. Земская статистика). Вынужденные защищать себя от стеснений и ограничений, З. стали на путь оппозиции к царскому самодержавию, но это была мирная, легальная оппозиция; отношение З. к революционному движению всегда было враждебным (см. Земское движение).

    Введение земских учреждений растянулось на длительный срок. К концу 70-х гг. 19 в. З. существовали только в 34 губерниях Европейской России и в Области войска Донского. Правительство лишило З. Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, где почти не было помещичьего землевладения, Польшу и Белоруссию с многочисленным польским дворянством, а также Прибалтику, Сибирь, Кавказ, Казахстан и Среднюю Азию. После Революции 1905—07, когда З. открыто проявили свой контрреволюционный характер, правительство распространило З. на ряд восточных, белорусских и украинских губерний. Перед 1-й мировой войной 1914—18 З. существовали в 43 губерниях Европейской России. В июле 1914 для помощи царскому правительству в войне был создан буржуазный Всероссийский земский союз (см. Земский и городской союзы). Буржуазное Временное правительство приняло новый закон о расширении прав З., создав земские учреждения и в волостях. З. сделались опорой буржуазии на местах. После победы Великой Октябрьской социалистической революции и установления Советской власти земские учреждения были ликвидированы.

    Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5; его же. По поводу юбилея, там же. т. 20; его же. Откровенно, там же, т. 22; его же. Купецкие расчеты, там же, т. 23; его же. Картинки жизни, там же, т. 23; Положение о губернских и уездных земских учреждениях. 1864, в князь: Полное собрание законов Российской империи, собр. 2, т. 39, отд. 1, СПБ, 1867, с. 1-22; Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Июль 1890, там же, собр. 3, т. 10, отд. 1, СПБ. 1893, с. 493—510; Веселовский Б. Б., История земства за сорок лет, т. 1—4, СПБ. 1909—11; Гармиза В. В., Земская реформа и земство в исторической литературе, «История СССР», 1960, №5; Захарова Л. Г., Земская контрреформа 1890 г., М., 1968; История СССР, т. 5—6, М., 1968.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. зе́мство;
    2. зе́мства;
    3. зе́мства;
    4. зе́мств;
    5. зе́мству;
    6. зе́мствам;
    7. зе́мство;
    8. зе́мства;
    9. зе́мством;
    10. зе́мствами;
    11. зе́мстве;
    12. зе́мствах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    ср. земские повинности и все, что к ним относится.

    | Сельские обыватели, граждане, за изъятием горожан, уездное население, особ. в отношении к повинностям своим.

    | Земские чины, власти. Земщина жен., ·стар. области, не вошедшие при Иоанне в опричину.

    | Сословие земцев, земцы в совокупности.

    | Земские повинности, работы общины по наряду и денежные вносы и сборы, кроме податей (подушных и оброка). Ты мне опричина, да лих я тебе не земщина! не поддамся. Землевик муж. полый камень, содержащий землю, рыхлые частицы. Земляк муж. землячка жен. единоземец, одноземец, соземец, рожденный в одном с кем-либо государстве, области, местности. Земляков, землячкин, ему, ей принадлежащий. Землячий, земляку свойственый. По землячьему обычаю. Землячье ср., собир. земляки. Землячество ср. состоянье земляков, взаимность этого отношенья. Землячиться с кем, называться в земляки, дружиться, как с земляком. На чужбине и поляк с русским землячится. Земляник муж. землекоп. Белорусы земляники.

    | Дождевик, земляной червь. Земняк муж., южн. (червонорус.?) земляное яблоко, картофель. Землянуха жен., архан. брюква: вор. землянка, каливка, голанка и пр. Землянушная похлебка, брюквеная. Земляника жен. земляница новг. землянка вологод., архан., сиб. травка и ягода суница южн. паземка, поземка, пазобника ряз., вор. полевишник курск. пазынока? тамб. Fragaria vesca. Земляника красна - не сей овса напрасно.

    | Землянка, хижина, жилье, выкопанное отчасти в земле, вкопанное в землю, с битыми стенками, а иногда с дерновою кровлей.

    | Закрутень, вица, которою конец сохи притягивается к обжам. Земляниковка жен. земляничная наливка. Земляничина, -ченка жен. земляничная ягодка. Земляничник муж. земляничное растение, кустик, собир. заросли.

    | Ягодник, земляничный морс, сок.

    | Земляничные гряды. Земляничный, к землянике относящийся; из ягоды этой приготовленный. Землянковый или земляночный, к землянке, подземному жилью относящийся. Земленеть, обращаться в землю, принимать вид земли, рыхлеть, рассыпаться. Крушец (металл) земленеет окисляясь, ржавея. Камень земленеет обветриваясь. Землюшка жен. земляная мышь: землюшник муж., пск. крот. Землебитный чекмарь, служащий для утолоченья земли. Землебитное строенье, сбитое из земли, из глины. Землевидный, -образный, -подобный, похожий на землю, как шар, или как рыхлое, землистое вещество. Землебурный, служащий для бурения земли, к тому относящийся

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ЗЕ́МСТВО, -а, ср. В России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства. Губернское, уездное з.

    | прил. земский, -ая, -ое. Земское собрание. Земская управа.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , ср.

    Крайне ограниченное в правах местное самоуправление в ряде центральных губерний дореволюционной России.

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    ЗЕ́МСТВО, земства, ср. (дорев.).

    1. только ед. Система учреждений местного самоуправления в России с дворянско-буржуазным классовым составом, введенная в 1864 г. После Октябрьской революции земство было упразднено.

    2. Отдельное такое учреждение, орган самоуправления в губернии или уезде. Московское губернское земство. Московское уездное земство.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    ср.

    Выборные органы местного самоуправления (в Российском государстве в 1864 - 1918 гг.).

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    ЗЕМСТВО (земские учреждения) - выборные органы местного самоуправления в Российской империи. Введены земской реформой 1864; к 1914 действовали в 43 губерниях. Распорядительные органы земства - губернские или уездные земские собрания (председатель - губернский или уездный предводитель дворянства); депутаты ("гласные") избирались по 3 куриям (уездных землевладельцев, владельцев городской недвижимости и представителей сельских обществ); исполнительные органы - губернские и уездные управы. Земства ведали народным образованием, здравоохранением (создали обширную сеть земских школ, больниц, фельдшерских пунктов, аптек), строительством дорог и др., содействовали развитию крестьянского хозяйства (агрономическая служба, склады сельскохозяйственных машин, посевного материала), кустарных промыслов и др. Земства действовали под контролем властей (Министерство внутренних дел и губернаторы имели право отменять решения земства). Контроль правительства усилен в 1890 с созданием губернских по земским делам присутствий. В ходе 1-й мировой войны земства создали Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам (1915), который в том же году объединился с Всероссийским союзом городов (их деятельность координировал объединенный комитет - "Земгор"). После Февральской революции 1917 земства введены еще в 19 губерниях и областях России, созданы волостные земства - низшие органы местного управления. Ликвидированы в 1918 декретом советского правительства.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    с. ист. (выборный орган местной власти в России в 1864-1917 гг.) zemstvo.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    с. ист.

    zemstvo m(assemblées locales et provinciales élues par la noblesse et les classes possédantes en Russie tsariste)

  21. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    с. ист.

    zemstvo m(administraciones locales y provinciales dirigidas por la nobleza y la burguesía en la Rusia zarista)

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    с. ист.

    zemstvo m(giunta autonoma della amminisrazione locale)

  25. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  26. Большой филателистический словарь

    назв. специальной обл. филат. коллекционирования, включающей собирание знаков почт, оплаты (почт, марок и цельных вещей), гашений и почт, отправлений земской почты.

  27. Источник: Большой филателистический словарь



  28. Энциклопедия юриста

    в дореволюционной России система местного всесословного самоуправления, введенная в ходе Земской реформы 1864 г. по "Положению о губернских и уездных земских учреждениях". К 1916 г. земские учреждения действовали в 43 из 94 губерний и областей. В основу выборов положен принцип имущественного ценза и куриальной системы. 3. строились на принципах самоуправления (избрание руководителей органов, формирование структуры управления, определение основных направлений деятельности, подбор и обучение специалистов и др.) и самофинансирования. По Положению 1864 г. круг деятельности 3. был ограничен вопросами местного хозяйства; они получили право вводить специальные налоги для покрытия расходов, которые делились на "необязательные" и "обязательные" (дорожная, квартирная, подводная повинности, содержание гражданского управления, тюрем, мировых судов). Основная часть денежных поступлений шла от сборов с недвижимости (земель, лесов, доходных домов, фабрик, заводов и др.). Постановления 3., заключение займов, проекты смет, избрание на должность рассматривались и утверждались Министерством внутренних дел или губернатором. 3. ликвидированы в декабре 1917г. - июне 1918г. решениями местных органов советской власти.

  29. Источник: Энциклопедия юриста



  30. Энциклопедический словарь

    ЗЕ́МСТВО -а; ср. В центральных губерниях России до 1917 г.: выборный орган местного самоуправления. Губернское, уездное з. Постановления земства. Выборы в з.

    Зе́мский (см.).

    * * *

    зе́мство

    (земские учреждения), выборные органы местного самоуправления в Российской империи. Введены земской реформой 1864, к 1914 действовали в 43 губерниях. Распорядительные органы земства — губернские или уездные земские собрания (председатель — губернский или уездный предводитель дворянства); депутаты («гласные») избирались по 3 куриям (уездных землевладельцев, владельцев городской недвижимости и представителей сельских обществ); исполнительные органы — губернские и уездные управы. Земства ведали народным образованием, здравоохранением (создали обширную сеть земских школ, больниц, фельдшерских пунктов, аптек), строительством дорог и др., содействовали развитию крестьянского хозяйства (агрономическая служба, склады сельскохозяйственных машин, посевного материала), кустарных промыслов и др. Земства действовали под контролем властей (Министерство внутренних дел и губернаторы имели право отменять решения земств). Контроль правительства усилен в 1890 с созданием губернских присутствий по земским делам. В ходе 1-й мировой войны земства создали Всероссийский земский союз (1914), который в 1915 объединился с Всероссийским союзом городов (их деятельность координировал объединённый комитет — «Земгор»). После Февральской революции земства введены ещё в 19 губерниях и областях России, созданы волостные земства — низшие органы местного управления. Ликвидированы в 1918 декретом советского правительства.

    * * *

    ЗЕМСТВО

    ЗЕ́МСТВО (земские учреждения), выборные органы местного самоуправления в Российской империи. Введены земской реформой 1864(см. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864). К 1914 земства действовали в 43-х губерниях. Распорядительные органы земства — губернские и уездные земские собрания(см. ЗЕМСКИЕ СОБРАНИЯ) (председатель — губернский или уездный предводитель дворянства). Депутаты («гласные») избирались по трем куриям (уездных землевладельцев, владельцев городской недвижимости и представителей сельских обществ). Исполнительные органы — губернские и уездные управы.

    Земства ведали народным образованием, здравоохранением, строительством почт и дорог, проводили статистические исследования, содействовали развитию крестьянского хозяйства (агрономическая служба, кассы сельскохозяйственного кредита, склады машин, посевного материала), кустарных промыслов и др. К 1912 земства основали 40 тыс. начальных школ, около 2 тыс. больниц, сеть библиотек, читален, аптек, фельдшерских пунктов. Для выполнения своих функций земства получили право облагать налогами население и нанимать служащих. Земский бюджет вырос за 1865—1912 в 45 раз, составив 254 млн. руб. 30% земских расходов в 1912 шло на народное образование, 26% — на здравоохранение, 6,3% — на развитие местного хозяйства, 2,8% — на ветеринарное дело. На земской службе в 1912 состояло около 150 тыс. специалистов — учителей, врачей, агрономов, ветеринаров, статистиков и др.

    По Положению 1864 земства были независимы от представителей администрации, которые лишь утверждали состав земских управ. Впоследствии власти ужесточили контроль над самоуправлением. Согласно Земскому положению 1890 губернатор получил право наблюдать не только за законностью, но и за целесообразностью земских решений, создавался особый орган надзора — Губернское по земским делам присутствие. Состав земских собраний был изменен в пользу дворянства. В свою очередь, земства требовали расширения прав, проведения либеральных реформ, созыва «всероссийского земства». Представители земского движения(см. ЗЕМСКОЕ ДВИЖЕНИЕ) в начале 20 века сыграли важную роль в формировании либеральных партий кадетов и октябристов.

    В ходе Первой мировой войны земства создали Всероссийский земский союз помощи больным и раненым воинам (1915), который в том же году объединился с Всероссийским союзом городов (их деятельность координировал объединенный комитет — «Земгор»(см. ЗЕМГОР)). После Февральской революции 1917 председатели земских управ были назначены полномочными представителями Временного правительства на местах, земства вводились еще в 19 губерниях и областях России, создавались волостные земства — низшие органы местного самоуправления, были проведены перевыборы в земства всех уровней на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Одновременно разворачивалось соперничество земств с Советами, завершившееся после прихода к власти большевиков ликвидацией земских органов (к июлю 1918).

  31. Источник: Энциклопедический словарь



  32. Советская историческая энциклопедия

    органы местного самоуправления, созданные в ряде губерний Европ. России по Земской реформе 1864. Образование З. было попыткой царизма приспособить самодержавный строй к потребностям капиталистич. развития. Господств. положение в З. занимали помещики, принимали участие и представители буржуазии: домовладельцы, фабриканты, купцы, деревенские кулаки, а также духовенство. Новейшими исследованиями доказано, что бурж. элементы в З. усиливались по мере развития капитализма и измельчания дворянского землевладения, особенно в уездных З. пром. Центра. В сев. губерниях (Вятской, Пермской, Вологодской, Олонецкой) и в Самарской губ. во мн. уездных З. большинство принадлежало крест. гласным, но они находились под влиянием дворянства и бурж. элементов З. В целом дворянство, преобладание к-рого обеспечивали законы 1864 и 1890, сумело удержать свои господств. позиции в З. вплоть до Февр. революции. Выборы гласных в уездные земские собрания по 29 губ. на первое трехлетие 1865-67 дали такие результаты: помещиков-дворян - 41,7%; духовенства - 6,5%; купцов - 10,4%; крестьян - 38,4%; 3% - прочих. По результатам выборов гласных в уездные З. по 34 губ. на трехлетие 1883-85 приведенные выше данные почти не изменились в отношении дворян (42,4%) и крестьян (38,5%); процент духовенства упал (2,2%), но заметно увеличилось количество гласных от разночинных и бурж. элементов (16,9%). Новое Положение 1890, создавшее сословную курию уездных землевладельцев- дворян с облегченным для них цензом и лишившее крестьян права непосредств. выбора гласных (они могли избирать только кандидатов, из к-рых губернатор назначал гласных), еще более усилило позиции дворянства в З. По Положению 1890 в уездных земских собраниях дворяне и чиновники получили 55,2%, крестьяне - 31%. В губ. земских собраниях преобладание помещиков-дворян было еще более значительным. Такой социальный состав З. исключал возможность клас. борьбы в них.

    Царское пр-во, опасаясь влияния либерально-бурж. элементов З., передало им только хоз. дела, касающиеся "польз" и "нужд" данной губернии или уезда. Отделив хоз. область от общей администрации, оно раздробило местное управление между различными казенными и земскими учреждениями, что пагубно отражалось на всем ходе местной деятельности. Одни и те же вопросы нередко находились в ведении различных инстанций. З. не предоставлялись финанс. средства, они складывались гл. обр. из земских сборов, к-рыми З. могло облагать население. Основой земского бюджета было обложение недвижимых имуществ - земель, домов, фаб.-зав. предприятий и торг. заведений. Это были скудные средства, и З. всегда испытывали недостаток в деньгах. Расходы З. делились на "обязательные" и "необязательные". К первым относились: дорожная, квартирная и подводная повинности, падавшие гл. обр. на крест. население, а также содержание гражд. управлений, тюрем и мировых судов. Расходы на здравоохранение и народное образование считались "необязательными".

    Пр-во стремилось всемерно ограничить не только компетенцию З. и источники доходов, но и пределы самостоятельности З. В 1866 губернаторы получили право отказывать в должности всякому избранному земскими собраниями лицу, если оно было признано "неблагонадежным". По закону 1867, по к-рому земские доклады, журналы и т. д. должны были проходить через цензуру губернатора, З. разных губерний запрещалось общаться между собой и печатать свои постановления, усиливалась власть пред. земского собрания. Земская контрреформа 1890 еще более усилила бюрократич. опеку над З., расширила круг вопросов, подлежащих обязат. утверждению губернатора. Для усиления адм. контроля было учреждено губернское по земским делам присутствие под председательством губернатора. Правительство не останавливалось даже перед закрытием тех З., к-рые осмеливались открыто выступать в защиту своих прав.

    Деятельность З. все же развивалась и особенно активизировалась с 90-х гг., когда в З. приобрел большое влияние т. н. "третий элемент" - служащая интеллигенция, среди к-рой были либералы, народники и даже социал-демократы. Земские учреждения добились успеха в распространении школьного и мед. дела, на что уходила большая часть их ден. средств. З. открывали больницы, аптеки, приглашали врачей и созывали их съезды, организовывали фельдшерские и акушерские курсы, наладили правильное оспопрививание. З. открывали начальные сел. школы, а также гимназии и учительские семинарии, выдавали стипендии нуждающимся учащимся. Экономич. мероприятия З. укрепляли помещичье и кулацкое х-во, приспосабливая его к запросам рынка. З. устраивали с.-х. выставки, опытно-показат. станции, создавали артели кустарей, содействовали с.-х. кредиту, привлекали агрономов и ветеринаров, открывали с.-х. училища. Не располагавшие средствами крестьяне не могли воспользоваться этими мероприятиями. З. ввели взаимное страхование сел. строений от огня. Большое значение для изучения экономики пореформенной России имела организация земской статистики. Вынужденные защищать себя от стеснений и ограничений, З. стали на путь оппозиции к царскому самодержавию, но это была мирная, легальная оппозиция; отношение к революц. движению З. всегда было враждебным (см. Земское движение).

    Введение земских учреждений растянулось на длит. срок. К кон. 70-х гг. З. были введены только в 34 губ. Росс. империи и в Обл. войска Донского. Пр-во лишило З. Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губ., где почти не было помещичьего землевладения. Лишены были З. Польша и Белоруссия с многочисл. польским дворянством, а также Прибалтика, Сибирь, Кавказ, Казахстан и Ср. Азия. После революции 1905-07, когда З. открыто проявили свой контрреволюц. характер, пр-во распространило З. на ряд восточных, белорус. и укр. губерний. Перед 1-й мировой войной З. действовали в 43 губерниях Европ. России. В июле 1914 для помощи царскому пр-ву в войне был создан бурж. Всероссийский земский союз. Врем. пр-во приняло новый закон о З., расширявший их права и создававший З. в волости, где его раньше не было. З. сделались опорой буржуазии на местах. Вел. Окт. революция, установив Сов. власть, ликвидировала земские учреждения.

    Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Соч., 4 изд., т. 5; его же, По поводу юбилея, там же, т. 17; его же, Откровенно, там же, т. 18; его же, Купецкие расчеты, там же, т. 19; его же, Картинки жизни, там же, т. 19; Положение о земских учреждениях 12 июня 1890 г. со всеми относящимися к нему узаконениями, судебными и правительств. разъяснениями, сост. М. И. Мыш, СПБ, 1894; 3 изд., СПБ, 1900; Веселовский Б. Б., История земства за сорок лет, т. 1-4, СПБ, 1909-11; Гармиза Е. В., Земская реформа и земство в историч. лит-ре, "ИСССР", 1960, No 5; Мамулова Л. Г., Социальный состав уездных земских собраний в 1865-1866, "ВМГУ", серия 9, История, 1962, No 6; Хайкина Н. Л., Организация земских учреждений в Самарской губ., "НДВШ ИН", 1959, No 2; Черныш М. И., Развитие капитализма на Урале и Пермское земство, Пермь, 1959.

    В. В. Гармиза. Москва.

  33. Источник: Советская историческая энциклопедия



  34. Большой Энциклопедический словарь

  35. Источник:



  36. Толковый словарь Даля

  37. Источник: