«Веер»

Веер в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Веер»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Большая Советская энциклопедия
  3. Словарь форм слова
  4. Толковый словарь Даля
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Словарь символов
  11. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  13. Англо-русский словарь технических терминов
  14. Русско-английский словарь математических терминов
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  18. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  19. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  21. Энциклопедический словарь
  22. Математическая энциклопедия
  23. Русско-английский политехнический словарь
  24. Dictionnaire technique russo-italien
  25. Русско-украинский политехнический словарь
  26. Русско-украинский политехнический словарь
  27. Большой Энциклопедический словарь
  28. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (от веять — дуть, обдавать потоком воздуха, обмахивать, опахивать воздухом; нем. — Fächer; франц. — éventail; англ. — fan). Родина В. — Восток, где, вместе с опахалом и зонтиком, он был одним из атрибутов царского достоинства, что подтверждают древние индусские поэмы ("Магабгарата" и "Рамаяна"). Сохранившиеся в разных музеях памятники искусства (миниатюры, барельефы и т. п.) дают возможность заключить, что первые В. делались из листьев банана, пальмы и лотоса. По-санскритски В. называется панк-ха, и изображения его можно часто видеть на индийских саркофагах. Его воспевают поэты, им раздувают священный огонь; Индра, бог неба, держит в руке В. из павлиньих перьев. В. из пальмового листа, называемый в Сиаме талапат, дал название всей касте жрецов, которые здесь зовутся талапоинами оттого, что держат постоянно в руках пальмовый лист. Богатые касты в Индии, для отличия от бедных, стали употреблять В. из павлиньих перьев "с глазами Аргуса", с резною ручкою. В Индии также встречается особый род гигантских В. — панк-хи — обтянутые муслином рамы, приводимые в движение панкхи-бердарем, специальным для того слугою. Эти веера-вентиляторы, если можно их так назвать, встречаются на Востоке в домах богатых англичан, у которых они приспособлены в каждой комнате над каждой головой; их же можно видеть на судах, в храмах, гостиницах и т. п.

    В Японии, как и в Китае, В. употребляется с незапамятных времен. В. — нераздельная часть японского национального костюма, а временами служит вместо записной книжки. Полагают, что В. изобретение японское, так как в обиходе японца он положительно незаменим: опусканием В. изъявляется почтение вельможе, движением В. японцы приветствуют друг друга, на В. японец подает бедному милостыню, на нем он принимает лакомства и т. п.; В. служит символом военной власти и употребляется генералами при командовании (на таком В. изображается серебряное восходящее солнце). Бронза, слоновая кость, сандальное дерево, перламутр, черепаха, серебро и золото служат материалами для японских В. Самыми ценными и красивыми, однако, считаются В. из белой пеньковой бумаги с живописью. Изумительная ловкость и изящество японских художников в деле расписывания В. недаром доставили им всесветную известность. В 1866 г. такие В. продавались в Лондоне по 900 фунт. стерл. (около 9000 руб.) за штуку. Японские В. ныне в большой моде. Они, как и китайские, имеют легкую, изящную форму.

    В Китае В. составляет принадлежность всех классов без различия пола и возраста: богатый и бедный, духовный и ученый, дети и старики — все с В. в руках. Если верить стихотворению китайского поэта Ло-ки, то изобретение В. восходит до царствования императора Ву-ванг (1134 г. до Р. X.). Сначала В. делались из бамбука и перьев павлина; впоследствии их стали делать более из белой шелковой материи или из тканей, шитых шелком; их сменяют расписанные экраны (впоследствии складные) в форме круга или округлой трапеции. Они служат и для опахивания и для защиты от лучей палящего солнца. Излюбленный рисунок — древние китаянки, а также птицы и бабочки среди зелени и цветов. Если китайский В. делается из серебра, то основа его обыкновенно позолочена, а внутренние ветви состоят из филигранной работы, с синею эмалью. В. из слоновой кости, раковин и перламутра. сандального дерева и т. п. всегда а основе покрыты скульптурными украшениями, а ветви — ажурной работой. На открытых бумажных В. бывают надписи и рисунки; на таких альбомах-веерах иногда находятся автографы замечательных людей. Историческою известностью пользуется китайский В., подаренный в 1804 г. китайским послом графине Клозель, по случаю коронования Наполеона, и. В. этот хранится в коллекции Виль де Сардели, внучки графини Клозель. Грандиозной формы В. встречаются в древнем Египте. На одном египетском барельефе сыновья Рамзеса Великого, держащие в руках В. из страусовых перьев, в надписи названы "веероносцами с левой стороны царя". В египетской космогонии В. — эмблема счастья и небесного покоя. Один из изящных египетских В. полукруглой формы изображен на барельефе, представляющем триумф царя Горуса (1657 г. до Р. Хр.; см. таблицу "Веера", фиг. 1). В Булакском музее (см.) хранится замечательный В. царицы Аа-Хотены, жены Камеса и матери Ахмезиса, основателя XVIII династии (1703 г. до Р. X.). Из Индии через Ассирию веер перешел к мидянам и персам, у которых, по уверению Ксенофонта, он также был символом царской власти. У арабов в начале нашей эры вошло в употребление делать на В. надписи. В наше время В. в постоянном употреблении в гаремах Турции, Персии и французских владений в Африке, где В. из павлиньих перьев алжирского бея приобрел историческое значение. Известно, что 30 апреля 1827 г. раздраженный бей ударил В. французского посланника Деваля и не хотел извиниться — в результате получилось завоевание французами Алжира. В Мексике В. также был в большом употреблении, еще до завоевания ее испанцами, у древних толтеков и ацтеков. Когда Монтесума узнал о прибытии испанцев, то в числе других подарков Кортесу были приготовлены и два В., украшенные роскошными перьями, одна сторона которых заключала золотую Луну, а другая — превосходно отполированное золотое Солнце.

    ВЕЕРА

    Через финикиян и фригийцев В. перешел из Ассирии к грекам, у которых первые В. делались из миртовых ветвей, листьев платана, лотоса и др. Только в V ст. нашей эры гречанки начинают отдавать предпочтение В. из перьев павлина (как известно, носившего у греков название птицы Геры), каковым он был у древних этрусков, у которых очень рано водворилась восточная роскошь. Такой роскошный В. из неравной величины расположенных полукругом павлиньих перьев изображен на одной этрусской вазе (Лувр, см. фиг. 2). От этрусков В. под именем флабеллума переходит к римлянам (Теренций в своей комедии "Евнух" называет В. — flabellum). К В. прибегали преимущественно в термах и в театре. Римские В. делались с длинной ручкой, чтобы самому нельзя было обмахиваться; для этого имелся молодой раб — flabellifer, — обязанный опахивать свою госпожу даже во время сна (Плавт в комедии "Тринумус"). На помпейских фресках и греческих вазах обязанности флабеллифера исполняют молодые девушки. Впоследствии появился новый род В. — tabellae, — состоявшие из тонких дощечек дорогого дерева или слоновой кости. Эти табеллы носились щеголями, когда они сопровождали своих возлюбленных (Овидий). Несмотря на моду, табеллы вскоре были заменены прежними флабеллумами из перьев и листьев. Первые христиане, подобно язычникам, употребляли веер в обыкновенной жизни. Сирийские монахи готовили В., и есть вероятие предположить, что даже св. Иероним делал В. в пустыне. Позже стали употреблять В. в церковных обрядах. В так называемых "Апостолических конституциях" говорится, что во время совершения св. Тайн два диакона должны постоянно приводить в движение два В. из павлиньих перьев, для освежения священнодействующего и для отогнания мух, которые могут сесть на хлебы или упасть в чашу. Единственный редкий памятник этого рода, флабеллум аббатства св. Филибера (XI в.), был на всемирной выставке 1867 г. В средние века, когда флабеллуму придавали мистическое значение, веер исчезает из обращения. Во Франции в XIII столетии веер назывался "es mouchoir". Во всеобщее употребление В. входит в XVI ст. Его делают в Испании из цветной шелковой материи, натянутой на проволочную раму, в форме небольшого флага; ручка делается из слоновой кости или редкого металла; но вскоре в Испанию и Португалию В. стали привозиться из Китая. Итальянские В. круглой формы, украшенные перьями, вошли в моду при французском дворе, благодаря Екатерине Медичи, привезшей их с собой. Итальянские В. готовились разнообразной формы: а) в виде древесного листа, украшенного искусственными цветами и листьями, б) или складные, в современной форме; такой В. (XVI в.) принадлежал принцессе Элеоноре д'Эсте, прославленной любовью к ней Торквато Тассо (см. табл., фиг. 3); в) или в виде знамени — В.-флюгер, — из шитых парчи и шелка. Знаменитая "Жена Тициана" (Дрезденская галерея) держит в руках такой В. Эти В. были в большом ходу в Падуе, Венеции и Неаполе. В.-флюгера — употреблялись только замужними женщинами. В конце XVI в. во Франции складной В. носится у пояса на длинной цепочке или щнурке. В Англии В. во всеобщее употребление вводятся при Генрихе III. Королева Елизавета установила обычай, что английская королева от своих подданных может принять единственный подарок — веер; поэтому она названа "покровительницею В.". В эпоху Людовика XIV В. во Франции достигли необыкновенного совершенства. При Людовике XV вместе с В. французского изделия успешно обращаются индийские и китайские В., давшие начало производству В., так назыв, brises. Прекрасный образец веера г-жи Дюбуа, в стиле Людовика XV, из слоновой кости, замечательной разной работы — см. на фиг. 4 (табл.). Лучший образец В. XVIII в. представляет собою В. маркизы Помпадур, как полагают, подаренный ей Людовиком XV (в коллекции г-жи Жюбиналь). От него сохранилось только богатое кружево, своего рода высокое произведение искусства. К той же эпохе относится В. Марии-Антуанетты (см. табл., фиг. 5), поднесенный ей городом Диепом 25 мая 1785 г., в день рождения дофина, впоследствии Людовика XVII. Несчастная королева, во время событий 5 и 6 октября, оставляя Версаль, подарила его своей хранительнице кружев. В. этот состоит из 20 пластинок цейлонской слоновой кости, связанных голубою лентой; резная работа (по рисунку Вьена) изображает эпизоды свидания Александра Великого с индейским царем Пором (IV в. до Р. X.). Благодаря влиянию маркизы Помпадур рисунок В. значительно совершенствуется (Буше и др.); на В. появляются красивые цветы, амуры и пастушки, с революцией уступающие свое место портретам прославленных политических деятелей (Мирабо, Марат и др.) и изображениям текущих событий (открытие генеральных штатов Франции и др. сцены). Республика вводит В. из грубой материи с грубым рисунком заступа и грабель, под которыми выставлен девиз: "Смерть или свобода". При директории В. душатся, рисунок становится сантиментальным. В обращение входят В.-лилипуты, небольших размеров, мода на которые продолжается и с наступлением Империи, когда фабрикация вееров значительно падает. Временем возрождения художественного В. должно считать реставрацию. Производство В. в Париже распространилось чрезвычайно, и с этих пор Франция снабжает Европу и Америку лучшими веерами. В. в стиле Людовиков XIV, XV и XVI благодаря нескольким талантливым художникам сделались типами современного В. Вскоре и хромолитография была применена к В. Были пущены в ход новые В.: éventaile a coulisse, в подражание китайским, év.-palme, év.— écran, év.-bouquet. év.-nécessaire, ev.-pochettes и др. Дероше — один из главных парижских фабрикантов В., приглашая лучших художников и платя им за рисунки для В. громадные деньги, стремился усовершенствовать современный стиль В. Эти художники — Энгр, Гамон, Куанье, Роза Бонер, Лами, Барон, Коламот, Говарт, Жером и др. Ныне в деле производства В. с Франциею конкурируют только Китай и Япония. Испанские В. уступают французским.

    Ср. Г. Вейс, "История одежды, вооружения и пр." (в перев. Васильева и Чаева, Москва, 1873-79); "История В." ("Ваза", 1875, №№ 8, 10, 12, 13, 15 и 19); В. Чуйко, "Из истории В." ("Новь", 1885, № 16); Blondel, "Histoire des éventails" (Пар., 1875); Frauberger, "Geschichte des Fächers" (Лейпц., 1877); Uzanne, "Le eventail" (Париж, 1881, иллюстрировано).

    А. Ум.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Ве́ер

    опахало, известен с древности в странах с жарким климатом (Египет, Индия, Китай и др.). Первоначально В. служили листья пальм, лотосов и др. Форму листьев в дальнейшем приняли В. плетёные (распространены в Полинезии, Индонезии, у народов Южной Америки, Африки и др.), деревянные, металлические и В. из ткани или бумаги, натянутой на твёрдую раму. Последние особенно характерны для Японии и Китая, где В. являлся важнейшей принадлежностью быта, религиозных и придворных церемоний; позднее там появились складные В. (из отдельных пластинок, которые скреплены у основания штифтом, а в верхней части соединены лентой, тонкой тканью, бумагой или пергаментом, выкроенными дугообразно и позволяющими раскрывать В. до формы полукружия). Этот тип В. был перенесён в Европу (где ранее преобладали В. твёрдые и из перьев) и получил наибольшее распространение в 17—19 вв. во всех европейских странах. Наряду с простыми В., употреблявшимися в повседневном быту, создавались нарядные, часто высокохудожественные В. из ценных материалов (слоновой кости, панциря черепахи, перламутра, драгоценных металлов, страусовых перьев, шёлка, кружев и др.), украшенные тончайшей резьбой, инкрустацией, эмалью, драгоценными камнями, вышивкой, росписью. В создании уникальных В. участвовали известные художники (например, ф. Буше, А. Ватто, Н. Ланкре во Франции) и ювелиры. Материал и характер украшения В. менялись в соответствии со сменой эпох, стилей и моды.

    Лит.: Тройницкий С. Н., Каталог вееров XVIII века, П., 1923; Percival М. I., The fan book, L., 1920: The fan. Catalogue of an exhibition held in Copenhagen. 1957, under auspices of Societeten Haandarbejdets Fremme..., [Cph., 1957].

    Бельгийский кружевной веер с изображением архитектурных памятников девяти провинций Бельгии. Конец 19 в.

    Французский кружевной веер с пластинками из золота с прорезным узором и из перламутра с золотой инкрустацией. 18 в. Эрмитаж. Ленинград.

    Китайский складной веер из ажурных серебряных пластин с позолотой. 19 в.

    Веер из пальмового листа. Острова Фиджи. Этнографический музей. Берлин.

    Русский складной веер с изображением Большого дворца в Царском Селе. Около 1750. Эрмитаж. Ленинград.

    Китайский складной веер с изображением бытовых сцен. Пластинки серебряные с эмалью. 19 в. Музей искусства народов Востока. Москва.

    Русский складной веер с изображением Чесменского боя (художник Г. И. Козлов). Пластинки из золота. 18 в. Эрмитаж. Ленинград.

    Вьетнамский плетёный веер. Этнографический музей. Берлин.

    II

    Ве́ер (военный)

    1) В. батареи, взаимно согласованное направление стволов нескольких орудий (миномётов, боевых машин), расположенных на одной огневой позиции для стрельбы по одной цели. При подготовке батареи к стрельбе строится параллельный В., при котором оси каналов стволов всех орудий устанавливаются параллельно оси канала ствола основного орудия (миномёта, боевой машины). В зависимости от направления осей каналов стволов (направляющих) по отношению друг к другу В. может быть параллельным, сходящимся или расходящимся. 2) В. разрывов батареи, совокупность разрывов снарядов (мин) нескольких орудий (миномётов, боевых машин), расположенных на одной огневой позиции. Пристрелка цели ведётся при параллельном В. батареи. Стрельба на поражение в зависимости от ширины цели ведётся при сосредоточенном В. батареи (все орудия направлены в одну точку) или при В. батареи по ширине цели.

    И. Т. Соловьев.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. ве́ер;
    2. веера́;
    3. ве́ера;
    4. вееро́в;
    5. ве́еру;
    6. веера́м;
    7. ве́ер;
    8. веера́;
    9. ве́ером;
    10. веера́ми;
    11. ве́ере;
    12. веера́х.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    ВЕЕР, веерный, см. веять.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ВЕ́ЕР, -а, мн. -а, -ов и (устар.) -ы, -ов, муж.

    1. Небольшое, обычно складное опахало, раскрывающееся полукругом. В. из страусовых перьев.

    2. перен. То, что имеет форму полукруга, усечённого с боков и книзу. В. искр.

    | прил. веерный, -ая, -ое.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , мн. веера́, м.

    1.

    Небольшое ручное, обычно складное, опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга.

    [Кити] держала веер и быстрыми, короткими движениями обмахивала свое разгоряченное лицо. Л. Толстой, Анна Каренина.

    2. в знач. нареч. ве́ером. Полукругом.

    Серая борода [Карелина] разлетелась веером по серой плотной куртке. Паустовский, Кара-Бугаз.

    Множество мельчайших морщинок веером рассыпалось к вискам. Шолохов, Тихий Дон.

    Собаки [Карпухина] шли в упряжке веером. Горбатов, Карпухин с Полыньи.

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    ВЕ́ЕР, веера, мн. веера, муж. (чешск. vejir от нем. Facher). Небольшое, обыкн. складное, опахало для навевания на себя прохлады.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Небольшое ручное - обычно складное - опахало, в раскрытом виде имеющее форму полукруга.

    2.

    То, что формой напоминает такой предмет.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    ВЕЕР - небольшое ручное, обычно складное опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга, из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева (нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой). Складной веер, впервые появившийся в Японии и Китае, составлялся из отдельных пластин, скрепленных у основания штифтом, а в верхней части - тонкой тканью, бумагой или пергаментом, выкроенных дугообразно. Этот тип веера появился затем в Зап. Европе, а потом, в 18 в., в России. Была заимствована не только форма веера, нередко изготовленного из драгоценных материалов, но и его особый "язык", на котором дамы и кавалеры 18 в. вели своеобразный диалог -меняя его положение, открывая или закрывая частично и т. п.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Словарь символов

    Как предмет, создающий движение воздуха, символизирует дух, власть и достоинство. Его конструкция - расширение от точки заклепки - олицетворяет непрерывно расширяющийся жизненный опыт человека. Сложенный веер символизирует фазы луны и женскую изменчивость. Обмахивание веером отгоняет злые силы. У африканских народов веер является символом королевского достоинства; у китайцев символизирует власть, царское достоинство, силу воздуха, которая может вдохнуть жизнь в мертвого, деликатность чувств и достоинство мандарина. Осенний веер - это покинутая жена. У индусов веер - атрибут ведического бога огня Агни, а также Вишну; в японской мифологии - символ власти и силы. Веер из белых перьев олицетворяет силу ветров. В даосизме он связан с птицами и полетом, как средство освобождения от мира форм и ухода в область бессмертных. Эмблема одного из даосских гениев Чунг Ли Чуаня.

  19. Источник: Словарь символов



  20. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    ве́ер впервые в Уст. Морск. 1724 г.; см. Смирнов 77. Преобразовано по народн. этимологии из нем. Fächer "веер" под влиянием ве́ять; см. Брандт, РФВ 18, 29; Mi. EW 387; Преобр. 1, 107; Малиновский, PF 2, 256.

    • [Чеш. vějíř из русск.; см. Махек, Etym. slovn., стр. 559. - Т.]

  21. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. fan батарейный веер ≈ sheaf, sheaf of fire обмахиваться вееромм. fan.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Англо-русский словарь технических терминов

    (напр. линий скольжения) fan

  25. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  26. Русско-английский словарь математических терминов

    m.fan

  27. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    веер м Fächer m 1d

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    веерFächer

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Fächer m

  33. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  34. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    éventail m

    обмахиваться веером — s'éventer

  35. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  36. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. (мн. ве́ера́)

    abanico m

    обма́хиваться ве́ером — abanicarse

    обма́хивание ве́ером — abaniqueo m, abanicamiento m

  37. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  38. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    ventaglio



    веером — a ventaglio

  39. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  40. Энциклопедический словарь

    ВЕ́ЕР -а; веера́; м.

    1. Небольшое ручное (обычно складное) опахало, раскрывающееся полукругом. Бумажный в. Китайский в. Театральный в. Обмахиваться веером.

    2. чего. О чём-л., в форме полукруга или сектора круга. В. лепестков. В. искр.

    3. чего. О большом и разнообразном наборе чего-л. Целый в. возможностей. В. всевозможных предложений и вариантов. В. жанров и стилей.

    Ве́ером, в зн. нареч. (2-3 зн.). Развернуть хвост в. (о павлине). Предложения посыпались в. Ве́ерный, -ая, -ое. (1 зн.). В-ая мастерская. В-ые листья.

    Держать (делать) пальцы ве́ером. Жарг. Держаться внушительно, с апломбом; важничать.

    * * *

    ВЕЕР

    ВЕ́ЕР, небольшое ручное, обычно складное опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга, из бумаги, ткани, кости, дерева, перьев, кружева (нередко отделанное росписью, инкрустацией, сквозной резьбой). Складной веер, впервые появившийся в Японии и Китае, составлялся из отдельных пластин, скрепленных у основания штифтом, а в верхней части — тонкой тканью, бумагой или пергаментом, выкроенных дугообразно. Этот тип веера появился затем в Зап. Европе, а потом, в 18 в., в России. Была заимствована не только форма веера, нередко изготовленного из драгоценных материалов, но и его особый «язык», на котором дамы и кавалеры 18 в. вели своеобразный диалог —меняя его положение, открывая или закрывая частично и т. п.

  41. Источник: Энциклопедический словарь



  42. Математическая энциклопедия

    финитарный поток, - поток . такой, что для всякого узла из существует лишь конечное число натуральных k, для к-рых является узлом .

    На языке формального интуиционистского математич. анализа формула , выражающая понятие "функция азадает В.", записывается в виде

    где означает "функция азадает поток".

    Теорема Брауэра о веере: если имеется правило, согласно к-рому каждому элементу В. сопоставлен нек-рый объект, напр, натуральное число, то найдется натуральное г такое, что для всякого элемента В. этот объект определяется уже первыми z значениями элемента. Теорема Брауэра используется в доказательстве многих специфически интуиционистских фактов, таких, как равномерная непрерывность всякой действительнозначной функции, заданной на отрезке. В формальном интуиционистском математич. анализе теорема Брауэра о В. выводится обычно с помощью бар-индукции и принципа непрерывности Брауэра (см. Интуиционизм). На языке этой формальной теории теорема о В. может быть записана следующим образом:

    Лит.:[1] Kleene S. С., Vesley R. E., The foundations of intuitionistic mathematics, Amst., 1965.

    А.Г. Драгалин.

  43. Источник: Математическая энциклопедия



  44. Русско-английский политехнический словарь

    (напр. линий скольжения) fan

    * * *

    ве́ер м.

    fan

    ве́ер взрывны́х сква́жин — blast hole ring

    ве́ер распы́ла — spray fan

  45. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  46. Dictionnaire technique russo-italien

    м.

    ventaglio m

    - веер путей

  47. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  48. Русско-украинский политехнический словарь

    матем., физ.

    ві́яло, вахля́р, -ра́

  49. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  50. Русско-украинский политехнический словарь

    матем., физ.

    ві́яло, вахля́р, -ра́

  51. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  52. Большой Энциклопедический словарь

  53. Источник:



  54. Толковый словарь Даля

  55. Источник: