Словарь Брокгауза и Ефрона

    (греч.) — известный род литературного произведения, имеющего целью нравственное поучение читателя и слушателя, представляя ему сцены из животной жизни. Таким образом, А. сроден животному эпосу, смешавшись с которым, переродился в нынешнюю басню. Разница между А. и произведениями животного эпоса в том, что первый всегда имеет фигуральное значение и что за выступающими в нем животными, так сказать, скрываются люди, между тем как в животном эпосе первоначально человек изображал нравы, обычаи и характер животных, не стремясь ни к какой педагогической или нравоучительной цели. Только с течением времени, хотя, впрочем, уже в глубокой древности, родился новый смешанный литературный род — басня. А. являются в большом количестве на Востоке и Западе, хотя в особенности этот род литературного творчества был любим в восточных странах. Одним из самых известных и получивших громадное распространение апологических сборников было санскритское сочинение "Пангатантра", которое дало начало Эзоповой басне и потом, переделанное на исхлевийский язык п. з. "Калила ва Димна", во второй раз явилось в Европе и породило множество апологических произведений во всех литературах Средних веков и века Возрождения. В этом переходе восточный А. потерпел довольно важную перемену: на Востоке все А. отличаются чисто дидактическим характером и приводятся исключительно с целью доказательства какой-нибудь нравственной истины, в Европе же они принимают более сильный отпечаток эпического характера и становятся баснями. Кроме того, есть еще другая внешняя разница между восточными и европейскими апологами, а именно: восточные сборники изобилуют т. н. вводными апологами, т. е. такими, которые приводятся в доказательство какого-нибудь положения лицом или животным, выступающим уже в другом, так сказать, основном, апологе. Такие вводные апологи в значительном числе находим в "Калила ва Димна". Эта литературная рамка на европейской почве является редко и притом всегда в весьма неразвитом виде, т. е. действующие лица указывают лишь в общих выражениях на знакомое содержание басни. Но в двух европейских памятниках встречаем полную форму вводного А. Эти сочинения следующие: "Liber de obsidione Anconae" (Muratori: Rerum Italicarum Scriptores XI) и "Speculum sapientiae beati Civilli episcopi, alias quadripartitus apologeticus vocatus". Последнее некоторыми приписывается Кириллу Иерусалимскому, Кириллу Александрийскому и некоторыми Кириллу-первоучителю славян. Все эти догадки не имеют почти никакого основания. На автора лучше всего указывает рукопись пражской библиотеки, теперь испорченная вандальскими переделками скриптора Циммермана. Ее перед порчей видел и описал Добровский, по словам которого, в одной из рукописей читалось следующее: "Incipit liber primus Quadripartiti editus a Cirillo epo. (Alias gwidenon laureato poeta). Semperdisce et extmis sapiencie magis stude. — Explicit liber quadripartiti editus a Cirillo epo (alias gwidenon laureato po)eta finit' anno dni MCCCCLXII ff IIII an Greg'oij". Места, поставленные здесь в скобках потом были вырезаны Циммерманом; такой же вырезке подверглась запись другой рукописи апологов, также виденная Добровским: "Cyrilli (alias Sycinderini poetae laureati) apologorum libri 4 a folio 1 usque ad folium 55 versum". По этим заметкам полагают, что автор происходил из Гвидоне, итальянского городка в провинции Капитанат. Фойгт по бреславльской рукописи поправляет слово Sycynderinus на Gwiderinus, мы там читаем: "Liber vocatus Gwidrinus sic nominatur", что ближе имени Gwidenon. То же самое имя повторяется в лейпцигской рукописи. Пейнер высказывает догадку: нельзя ли отождествить этого Гвидрина с латинско-польским автором изданного анонимно "Gameratus'a"? Этот автор назывался "Viduinus Canonicus Vratislavensis, Capellanus Cracoviensis". A. H. Веселовский не признает этой догадки и соглашается с другим предположением, что автором апологов, вероятно, был какой-нибудь клирик XIV в., который мог называться Гвидрин и воспитывался в Италии, где струя животного эпоса была слабее, чем на севере, что отразилось, напр., и в ее бедности в апологах; ср. А. Н. Веселовский: "Заметки по литературе и народной словесности" в приложениях к XLV т. "Записок Императорской академии наук". Одним из самых известных русских апологических сборников является переделка "Калилы ва Димны" п. з. "Стефанит и Ихнилат", кроме того, "Зрелище жития человеческого" и др. См. под соответствующими отдельными словами.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (греч. apologos, буквально — рассказ)

    в древнегреческой и восточной литературе краткое (по сравнению с басней (См. Басня)) нравоучительное произведение, построенное на аллегорическом изображении животных или растений. Знаменитое собрание А. — в сборнике индийских сказок «Панчатантра» на санскрите (3 в.; в арабских и персидских переработках — «Калила и Димна»). В русской поэзии А. встречался в середине 18 — начале 19 вв., например у И. И. Дмитриева.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. аполо́г;
    2. аполо́ги;
    3. аполо́га;
    4. аполо́гов;
    5. аполо́гу;
    6. аполо́гам;
    7. аполо́г;
    8. аполо́ги;
    9. аполо́гом;
    10. аполо́гами;
    11. аполо́ге;
    12. аполо́гах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    муж. притча, басня, поучительное иносказание. Апология жен. защита лица, дел или сочинений его, устно или письменно. Апологичный, апологический, защитный, заступный, отстойный. Апологист муж. защитник кого или чего на словах или на письме. Апологетика, наука о началах, излагающих истины христианства.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Малый академический словарь

    , м. лит.

    Краткое иносказательное повествование из жизни животных с ясно выраженной моралью, давшее начало басне.

    [греч. ’απόλογος]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    АПОЛО́Г, аполога, муж. (греч. apologos - рассказ) (лит.). Краткий аллегорический рассказ из жизни животных, басня.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Краткое иносказательно-нравоучительное произведение - нередко стихотворное - из жизни животных, напоминающее басню.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    apologo

  15. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  16. Литературная энциклопедия

    Аполог

    АПОЛОГ (греч.) аллегорически-дидактическое повествование, по основным формальным признакам тождественное с басней. Различие терминов только в том, что А. обычно называют произведения античных и восточных литератур, тогда как термин «басня» применяется и к произведениям новых литератур европ. народов.

  17. Источник: Литературная энциклопедия



  18. Энциклопедический словарь

    АПОЛО́Г -а; м. [греч. apologos - рассказ, притча]. Краткое иносказательное повествование из жизни животных с ясно выраженной моралью, давшее начало басне.

  19. Источник: Энциклопедический словарь



  20. Толковый словарь Даля

  21. Источник: