«Фигура»

Фигура в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Фигура»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Даля
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Большой энциклопедический словарь
  11. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  12. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  13. Русско-английский словарь математических терминов
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  17. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  19. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  20. Литературная энциклопедия
  21. Энциклопедический словарь экономики и права
  22. Энциклопедический словарь
  23. Музыкальная энциклопедия
  24. Китайская философия. Энциклопедический словарь.
  25. Математическая энциклопедия
  26. Русско-английский политехнический словарь
  27. Dictionnaire technique russo-italien
  28. Русско-украинский политехнический словарь
  29. Русско-украинский политехнический словарь
  30. Естествознание. Энциклопедический словарь
  31. Астрологическая энциклопедия
  32. Энциклопедия социологии
  33. Толковый словарь по социологии
  34. Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  35. Пятиязычный словарь лингвистических терминов
  36. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  37. Словарь бизнес-сленга
  38. Тезаурус русской деловой лексики
  39. Большой Энциклопедический словарь
  40. Большой Энциклопедический словарь
  41. Толковый словарь Даля

    Большая Советская энциклопедия

    I

    Фигу́ра (лат. figura – внешний вид, образ)

    1) внешнее очертание, вид, форма предмета.

    2) Очертание человеческого тела, телосложение.

    3) Положение, позиция, принимаемая кем-либо при исполнении чего-нибудь в движении (в танце, фехтовании, катании на коньках и пр.); часть танца.

    4) Скульптурное, живописное или графическое изображение человека, животного.

    5) Словесный оборот, стилистический приём, придающий речи особую выразительность (см. Фигуры стилистические).

    6) В шахматах (См. Шахматы) – общее название короля, ферзя, слона, коня, ладьи, именуемых так в отличие от пешек; в городках (См. Городки) – определенных композиций из 5 городков; в игральных картах – название старших карт (туза, короля, дамы, валета).

    II

    Фигу́ра

    в геометрии, термин, применяемый к разнообразным множествам точек; обычно Ф. называют такие множества, которые можно представить состоящими из конечного числа точек, линий и поверхностей, в частности сами точки, линии и поверхности.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. фигу́ра;
    2. фигу́ры;
    3. фигу́ры;
    4. фигу́р;
    5. фигу́ре;
    6. фигу́рам;
    7. фигу́ру;
    8. фигу́ры;
    9. фигу́рой;
    10. фигу́рою;
    11. фигу́рами;
    12. фигу́ре;
    13. фигу́рах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    жен., лат. наружный очерк предмета, внешнее очертанье, вид, образ, стать. Фигура стали осьмиугольная. Фигура мониторов походит на огромную черепаху. Это что за фигура? что за человек.

    | Изображенье, очерк вещи, подобие. Облака принимают иногда фигуру людей и животных. Восковые фигуры, куклы. Фигуры, в живописи, ваянии: люди.

    | Украсы, украшенья, узоры и разводы. Окна снаружи украшены лепными фигурками.

    | Фигура риторическая, украшенье речи, оборот инословный, иносказанье, иноречие, окольная речь, обиняк, притча.

    | Фигура геометрическая, очерк площади или тело, ограниченное плоскостями, чертеж.

    | В картах: туз, король, краля (дама) и хлап (валет).

    | В плясках: условное и совместное движенье двух или более участников.

    | Фигура, волжск. фигуристый пряник, с коим ходят в прощеный день на поклон к крестной матери. Фигурная резьба, узорочная. Фигурность, качество ·по·прилаг. И дурень, да фигурен. Хоть дурень (дурен), да фигурен: в потемках хорош. Фигурчатый забор, палисадник, узорчатый, разукрашенный. Фигуристый слог, исполненный иноречий, намеков, окольный, темный, напыщенный. Фигуральное реченье, окольное или иносказательное, инословное, иноречивое; обиняк. Фигурность, свойство ·по·прилаг. Фигурить, хитрить, лукавить; подыматься на хитрости, на выдумки, мудрить. Фигурант, фигурантка, в балетах, плясуны последнего разряда, для полноты и обстановки прочих.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    ФИГУ́РА, -ы, жен.

    1. В геометрии: часть плоскости, ограниченная замкнутой линией, а также совокупность определённым образом расположенных точек, линий, поверхностей или тел.

    2. Положение, принимаемое кем-чем-н. при исполнении чего-н. в движении (в танце, при полёте в воздухе). Фигуры высшего пилотажа.

    3. Скульптурное или живописное изображение человека или животного. Восковая ф. На пьедестале ф. всадника.

    4. Телосложение, а также внешние очертания тела. Стройная ф. В темноте мелькнула чья-то ф. Облако похоже на фигуру верблюда.

    5. перен. О человеке как носителе каких-н. свойств (разг.). Подозрительная ф. Крупная политическая ф. Раньше он был фигурой (значительным человеком). Не велика ф.

    6. Старшая игральная карта (валет, дама, король, туз), а также в шахматах: общее название короля, ферзя, слона, коня, ладьи в отличие от пешек.

    7. Слово или оборот речи, усиливающие выразительность (спец.). Риторическая ф.

    | уменьш. фигурка, -и, жен. (к 3 и 4 знач.).

    | прил. фигурный, -ая, -ое (к 6 и в нек-рых сочетаниях, спец., к 3 знач.).

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , ж.

    1. устар.

    Внешнее очертание, форма чего-л.

    Отец отыскал мне несколько прекрасных камешков, из которых некоторые имели очень красивую, затейливую фигуру. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука.

    Мы прошли в виду необитаемого острова Рождества, похожего немного фигурой на наш Гохланд. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».

    || мат.

    Часть плоскости, ограниченная замкнутой линией, а также совокупность определенным образом расположенных точек, линий, поверхностей или тел.

    Геометрические фигуры (треугольник, параллелограмм, конус и т. д.).

    2.

    Расположение каких-л. предметов в известном порядке, определенным узором.

    На потолке длинной и правильной фигурой, похожей на созвездие Большой Медведицы, расположились засыпающие мухи. Сергеев-Ценский, Бред.

    3.

    Положение, принимаемое кем-, чем-л. при исполнении определенной совокупности движений, а также характер самого движения (в танце, фигурном катании, полете в воздухе и т. п.).

    — Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, — я не знаю почти ни одной фигуры. Лермонтов, Княжна Мери.

    Мы долго катались, взявшись за руки, большими полукругами то вправо, то влево. Эта фигура называется голландским шагом. Каверин, Два капитана.

    Вслед за одинарным переворотом [самолета] через крыло — первой фигурой, которую любил делать Виктор, он выполнил петлю и двойную бочку. Шолохов-Синявский, Волгины.

    4. муз.

    Ритмико-мелодический элемент, усложняющий, украшающий музыкальное произведение.

    [Мейер] навел меня на фигуру аккомпанемента в мазурке. Глинка, Записки.

    5. лит.

    Словесный оборот, стилистический прием, придающий речи особую выразительность (например, инверсия).

    Каждый язык имеет свои обороты, свои условленные риторические фигуры, свои условленные выражения. Пушкин, О Мильтоне.

    Он воспитал свой стиль сначала в семинарии, потом в Казанском университете, на хриях, периодах, тропах, фигурах и прочих тонкостях риторики. И. Гончаров, Воспоминания.

    6.

    Изображение человека или животного в живописи, скульптуре.

    Портрет твой стоит у меня в раме, и если ты будешь в Петербурге, то я кончу фигуру с тебя. Крамской, Письмо М. Б. Тулинову, 15 янв. 1868.

    В память этих охот [в Африке] он разукрасил свой дом каменными фигурами зверей. Паустовский, Далекие годы.

    ||

    Образ, тип, характер, созданный писателем в художественном произведении или актером на сцене.

    Задача серьезного писателя — построить пьесу на фигурах художественно убедительных. М. Горький, О пьесах.

    Юрьев играл Несчастливцева удивительно просто и естественно и создал волнующую, трогательную и очень живописную фигуру провинциального трагика. Толубеев, Путь к образу.

    7.

    Внешние очертания, форма тела, физический облик человека.

    Приземистая широкая фигура Спирьки, поставленная на кривые ноги, придавала ему вид настоящего медведя. Мамин-Сибиряк, Золотая ночь.

    Она была некрасива и немолода, но с хорошо сохранившейся высокой немного полной фигурой, просто и хорошо одетой в просторный светло-серый сак с шелковым шитьем на воротнике и рукавах. Куприн, Леночка.

    || разг.

    Стройное, красивое телосложение.

    [Луша:] Которые артистки на сцене ногами выделывают, тем рожать не полагается. У них от детей фигура пропадает. Михалков, Илья Головин.

    — В киностудию ее не возьмут. Для экрана в первую очередь нужна фигура, фотогеничность. Авдеев, На экскурсии.

    8. с определением.

    Человек (обычно неизвестный, незнакомый).

    — Скажите, пожалуйста, что это за странная фигура сидит с вами в вашей бричке. Соллогуб, Тарантас.

    Из соседних кустов неожиданно вынырнула человеческая фигура, за ней другая, третья. Арсеньев, В горах Сихотэ-Алиня.

    || разг. пренебр.

    Личность, некто.

    — Эй, ты, фигура! — крикнул толстый, белотелый господин, завидев в тумане высокого и тощего человека. Чехов, В бане.

    [Капитан] с удивлением уставился на старика. — Это что еще за фигура? А. Н. Толстой, Шарлота.

    || с определением.

    О человеке как носителе каких-л. признаков, свойств.

    [Рашель:] Страшная вы фигура! Слушая вас, начинаешь думать, что действительно есть преступный тип человека. М. Горький, Васса Железнова.

    [Косых] остается во главе станкостроительного. Серенькая фигура: осторожен, точен, ко всем мнениям прислушивается. Панова, Времена года.

    ||

    Значительное лицо; персона.

    [Вадим:] Что значит — сын академика? Отец — это фигура. Я из себя ничего не представляю. Розов, В добрый час!

    9.

    Название старшей игральной карты (туз, король, дама, валет).

    Выходя с фигуры, он ударял по столу крепко рукою, приговаривая, если была дама: «Пошла, старая попадья!», если же король: «Пошел, тамбовский мужик!» Гоголь, Мертвые души.

    10.

    В шахматной игре: название короля, ферзя, ладьи, слона, коня в отличие от пешки.

    ||

    Общее название каждого из предметов, составляющих комплект в шахматной игре.

    [Казаков] сделал из хлебного мякиша шахматные фигуры. Ляшко, Минучая смерть.

    У окна стоял красивый столик с шахматной доской и костяными фигурами. Голубов, Когда крепости не сдаются.

    - фигура умолчания

    [лат. figura]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    наружный вид, тело

    Ср. Каждому свое, Ваня, — я фигурою, а ты волчьим ртом (выезжаешь)... И лисьим хвостом! — договорил сам Вальковский.

    Маркевич. Четверть века назад. 1, 3.

    Ср. Figuriren (нем.), figurer (фр.), находиться на лицо.

    Ср. Figure — лицо, вид, образ.

    Ср. Figura (figurare, fingere — образовать) — образ.

    См. где волчий рот, а где лисий хвост.

    См. фигурировать.

  11. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  12. Толковый словарь Ушакова

    ФИГУ́РА, фигуры, жен. (лат. figura - вид).

    1. Внешнее очертание, вид, форма чего-нибудь (устар.). Фигура земли (мат., астр.).

    2. В геометрии - часть плоскости, ограниченная замкнутой ломанной или кривой линией, а также вообще совокупность определенно расположенных точек, линий, поверхностей и тел (мат.). Геометрические фигуры (напр. треугольник, параллелограмм, конус и т.д.).

    || В книгах - название чертежа, схемы, рисунка (обычно пишется под изображением сокращенно: фиг.; тип.).

    3. Положение, позиция, принимаемая кем-чем-нибудь при исполнении чего-нибудь в движении (в танце, фехтовании, катании на коньках, полете в воздухе и т.д.). Первая фигура кадрили. Фигуры высшего пилотажа.

    4. Оборот речи, стилистический прием, усиливающий выразительность речи (лит.). Риторические фигуры. Фигура умолчания.

    5. Скульптурное изображение человека или животного. Восковые фигуры. Лепные фигуры на фасаде здания.

    || В живописи - изображение человека или животного (живоп.).

    6. Телосложение, внешнее очертание, формы человека. «У нее стройная, удивительной силы и ловкости фигура.» Лесков. Нескладная фигура. Статная фигура. Крупная фигура.

    7. перен. человек (обычно о незнакомом, неизвестном). «Мне сдается: стоит возле моей кровати та неподвижная фигура.» А.Тургенев. Подозрительная фигура.

    || человек, как носитель каких-нибудь социальных или индивидуальных признаков и свойств. «Велика фигура - человек с сильными чувствами, с огромными страстями?» Гончаров. «…Середняк является у нас центральной фигурой земледелия.» Сталин. Крупная политическая фигура.

    || Важное, значительное лицо, персона (разг. ирон.). В свое время он был фигурой.

    8. В игральных картах - название старших карт (валет, дама, король, туз).

    || В шахматах - название старших шашек (король, ферзь, слон, конь, ладья), в отличие от пешек.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    I

    ж.

    Часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией, а также совокупность определённо расположенных точек, линий, поверхностей и тел (в геометрии).

    II

    ж.

    1.

    Форма, очертания чего-либо.

    2.

    Внешнее очертание, формы человека; телосложение.

    3.

    Скульптурное или живописное изображение человека или животного.

    4.

    Положение, позиция, принимаемые кем-либо или чем-либо при исполнении чего-либо в движении.

    5.

    Форма, рисунок, узор, образуемые расположенными определённым образом предметами.

    III

    ж.

    1.

    Предмет определённой формы, который передвигают по шахматной доске при игре в шахматы.

    2.

    Название короля, ферзя, ладьи, слона, коня в отличие от пешки.

    IV

    ж.

    Деревянная цилиндрическая чурка, предназначенная для игры в городки; рюха, городок.

    V

    ж.

    1.

    Стилистический приём, словесный оборот, используемый для усиления выразительности речи (в литературоведении).

    2.

    Мелодический или ритмический элемент, усложняющий, украшающий основу музыкального произведения.

    VI

    ж. устар.

    Старшая игральная карта (туз, король, дама, валет).

    VII

    м. и ж. разг.

    1.

    Неизвестный или незнакомый человек.

    2.

    Человек как носитель каких-либо качеств, свойств.

    отт. Образ, созданный в произведениях художественной литературы или актёром на сцене.

    3.

    Важное, значительное лицо; персона.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    ФИГУРА - в геометрии - термин, применяемый к разнообразным множествам точек; обычно фигурой называют такие множества, которые можно представить состоящими из конечного числа точек, линий или поверхностей, в частности сами точки, линии и поверхности. Напр. треугольник, трапеция и т. д.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Большой энциклопедический словарь

    ФИГУРА (лат. figura - внешний вид - образ),..1) внешнее очертание, вид, форма предмета

    2)] Очертание человеческого тела, телосложение

    3) Положение, позиция, принимаемая кем-либо при выполнении чего-нибудь в движении (в танце, фехтовании и пр.); часть танца

    4) Скульптурное, живописное или графическое изображение человека, животного

    5) Словесный оборот, стилистический прием (см. Стилистические фигуры)

    6) Фигура музыкально-риторическая - понятие музыкальной риторики (раздел об украшении), распространенное в эпоху барокко...7) В шахматах - общее название всех фигур, кроме пешек; в городках - определенные композиции из 5 городков; в игральных картах - название старших карт (напр., туза, короля, дамы, валета).

  19. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  20. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    фигу́ра Вначале в знач. "пластическая фигура", у Петра I, 1701 г.; см. Христиани 46. Вероятно, через польск. figurа из лат. figūrа от fingō, -еrе "образовывать, давать форму".

    • [Согласно Фогараши ("Studiа Slavica", 4, 1958, стр. 67), засвидетельствовано уже в 1658 г. – Т.]

  21. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.
    1) figure (в различных значениях) фигура высшего пилотажа авиац. ≈ aerobatics мн.;
    flight manoeuvre;
    aerial stunt разг. геометрическая фигура ≈ geometrical figure восковая фигура ≈ wax figure риторическая фигура ≈ figure of speech тощая фигура ≈ emaciated/meagre/gaunt frame фигура в танцах ≈ step фигура речи ≈ schema линг.
    2) picture-card, face-card карт.;
    chess-man, piece шахм. белые фигуры ≈ white шахм. ∙ представлять собой жалкую фигуру ≈ to cut a poor/sorry figure крупная фигураж.
    1. figure;

    2. (в танце) step;
    (в полёте) evolution;
    (на коньках) figure;

    3. шахм. piece;
    разг. chess-man*;

    4. карт. court-card.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Русско-английский словарь математических терминов

    f.figure; piece (chess); face card

  25. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    фигураFigur

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    1)(телосложение; стан) Figur f, Gestalt f; Statur f

    у нее хорошая фигура — sie ist gut gebaut; sie ist schön gewachsen

    2)перен. Figur f; Persönlichkeit f(личность)

    3) мат., шахм., спорт. Figur f

    фигура в танцах — Tanzfigur f

    4) лит. разг. Wendung f

    5)ав. Figur f

    фигура высшего пилотажа — Kunstflugfigur f

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    фигура ж 1. (телосложение; стан) Figur f c, Gestalt f c; Statur f c у неё хорошая фигура sie ist gut gebaut; sie ist schön gewachsen 2. перен. Figur f; Persönlichkeit f c (личность) 3. мат., шахм., спорт. Figur f фигура в танцах Tanzfigur f 4. лит. разг. Wendung f c 5. ав. Figur f фигура высшего пилотажа Kunstflugfigur f

  31. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  32. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    1)taille f, stature f(стан, рост); tournure f(осанка)

    стройная фигура — taille svelte

    2)перен. personnage m

    крупная фигура — personne f importante

    представлять собою жалкую фигуру — faire triste mine

    3) мат., лит., карт., спорт. figure f; шахм. pièce f

    4)(в танцах) figure f, pas m

    5)ав. évolution f

    фигура высшего пилотажа — évolution de haute(придых.) école, acrobatie aérienne

    6)(скульптурное изображение) figure f

    восковая фигура — figure de cire

    бронзовая фигура — un bronze

    мраморная фигура — un marbre

  33. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  34. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    1)(форма; облик; изображение) figura f (тж. мат.)

    геометри́ческая фигу́ра — figura geométrica

    замыслова́тая фигу́ра — figura alambicada

    воскова́я фигу́ра — figura de (en) cera

    бро́нзовая фигу́ра — figura de (en) bronce

    2)(телосложение) complexión f; talle m, tipo m, figura f(стан, рост); presencia f, apostura f(осанка)

    атлети́ческая фигу́ра — figura atlética

    у нее хоро́шая фигу́ра — tiene buena figura (buen talle, buena planta)

    3)(персона) personaje m, personalidad f, tipo m

    кру́пная (ви́дная) фигу́ра — gran personaje, alta personalidad

    представля́ть собо́ю жа́лкую фигу́ру — ser un pelele, dar verdadera pena el verle

    4)карт. figura f

    5)шахм. pieza f

    6) лит., муз., театр. figura f

    ритори́ческая фигу́ра — figura de dicción, figura retórica

    фигу́ра умолча́ния — reticencia f, precesión f, aposiopesis f

    фигу́ры ре́чи — figuras de lenguaje (de dicción)

    7)(в танцах и т.п.) figura f; paso m(па)

    8)ав. maniobra f, figura f

    фигу́ры вы́сшего пилота́жа — acrobacia aérea (de alta escuela), evoluciones de alta escuela

  35. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  36. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)уст.(внешнее очертание) figura

    затейливая фигура — figura bizzarra

    2)(в спорте, в танцах) figura; passo m(па)

    фигуры высшего пилотажа ав. — figure di acrobazia тж. перен.; pezzo di bravura тж. перен.

    3)лит. figura; tropo m, traslato m

    фигура умолчания — preterizione f

    4)(телосложение) figura, fisico m, prestanza; fattezze f pl

    следить за своей фигурой — mantenere la linea

    5)иск. figura, effigie; immagine

    музей восковых фигур — museo delle cere

    6)перен.(человек) figura, uomo m, persona

    центральная фигура (события, процесса) — protagonista m, f; mattatore m

    крупная фигура — grosso personaggio; personalità; autorevole nome

    7)шахм. pezzo m; figura

    8)мат. figura

    пространственная геометрическая фигура — solido geometrico

    геометрическая фигура — figura geometrica

  37. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  38. Литературная энциклопедия

    Фигура

    ФИГУРА (лат. Figura) — термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, поскольку они имеют стилистическую значимость и направлены к тому, чтобы придать высказываемой мысли определенную выразительность. Попытки перечисления и классификации возможных фигур речи делались не раз от древности до наших дней, но их нельзя считать исчерпывающими и окончательными. Фигурация речи может достигаться преобразованиями в строении фразы и преобразованиями в ее содержании. Первое выражается в особом расположении слов и других вариациях синтаксической стороны фразы. Сюда относятся прежде всего фигуры, которые могут быть названы грамматическими: инверсия, т.-е. изменение нормального, или обычного порядка слов в предложении (напр., «И странный в глубине души поднимается вопль» (Андрей Белый), вместо «И в глубине души поднимается странный вопль»); асиндетон (бессоюзие) и полисиндетон (многосоюзие), т.-е. последовательность соподчиненных слов или предложений без соединения их союзами (напр., «Швед, русский, колет, рубит, режет» — Пушкин) или соединение всех членов такого ряда союзами (напр., «И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах, И нет души в тебе» и т. д. — Тютчев); эллипсис, т.-е. опущение какого-нибудь члена в предложении (напр., «Я — в театр», вместо «Я иду в театр»); апосиопеза, т.-е. умолчание конца фразы (напр., знаменитое виргилиевское „quos ego“, соответствующее русскому «я вас!..»; или у Островского: «Кажись бы я... Эх, старость, старость!»); затем, риторический вопрос, т.-е. высказывание утверждения в вопросительной форме (напр., «Какая ложь, какая сила Тебя, прошедшее, вернет?» — Блок); различные фигуры повторения (напр., «Восстань, о, Греция, восстань, Не даром напрягаешь силы, Не даром потрясает брань Олимп, и Пинд, и Фермопилы» — Пушкин) и т. п. (см. также анафора и эпифора). Примерами фигур, варьирующих содержание высказывания, могут служить: гипербола, литотес, оксиморон, перифраза (см. эти слова) и т. п. К этой же категории следует отнести антитезу, градацию, сравнение (см. эти слова), где, однако, существенными являются также и особенности строения речи, характерные для этих фигур.

    Понятие фигуры основывается на той предпосылке, что одна и та же мысль может быть высказана в разных словесных выражениях; эти словесные вариации, представляющие собой как бы (по определению Бэна) «уклонения от обыкновенного способа выражения», и именуются фигурами. Должно сказать, однако, что такой «обыкновенный», нормальный, простой, грамматически правильный, или как бы мы его ни определяли, способ выражения сам по себе является в значительной мере продуктом внесения условных, а иногда и искусственных норм в живую речь. Когда народная речь создает пословицу «семь бед — один ответ», то эллипсис, который мы наблюдаем в строении этой фразы, не является, конечно, вариацией или преобразованием какого-то грамматически полного и правильного выражения той же мысли. Такое нормальное, «обыкновенное» выражение вряд ли удастся и придумать к этой фразе, как раз потому, что сама эта пословица является самым «обыкновенным» выражением содержащейся в ней мысли. Грамматически же правильный строй речи есть уже более позднее, вторичное явление языка. Таким образом, определение того или иного выражения, как фигуры, еще не означает, что наряду с ним мы представляем себе иное, не-фигуральное, «простое» выражение той же мысли. Его может и не существовать в языке. Но, с другой стороны, есть целый ряд случаев, когда фигурация речи должна рассматриваться, как определенное преобразование мысленного материала согласно тем или иным заданиям высказывающего лица, т.-е. как явление индивидуального словесного стиля. Достаточно сопоставить описание украинской ночи в «Полтаве» («Тиха украинская ночь» и т. д.) и в «Майской ночи» («Знаете ли вы украинскую ночь?» и т. д.), чтобы видеть разницу между стилем простым, с малым количеством фигур (у Пушкина) и стилем, изобилующим, уснащенным фигурами (у Гоголя). В современной русской литературе наиболее яркий образец фигурного стиля речи представляет собой проза Андрея Белого.

    БИБЛИОГРАФИЯ.

    Вопросы теории и психологии творчества. Т. I. Изд. 2-е. Харьков, 1911. (Статьи: Горнфельда «Фигура в поэтике и риторике» и Харциева «Элементарные формы поэзии»). Другие библиографические указания см. при статье «Троп».

  39. Источник: Литературная энциклопедия



  40. Энциклопедический словарь экономики и права

    (бирж. сленг) - общее целое число в обозначении котировки курса покупателя и продавца; например, если ценная бумага котируется "101-106" по курсу покупателя и "101-110" по курсу продавца, то фигурой является 101.

  41. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  42. Энциклопедический словарь

    ФИГУ́РА -ы; ж. [лат. figura]

    1. Матем. Часть плоскости, ограниченная замкнутой линией; совокупность определённым образом расположенных точек, линий, поверхностей или тел. Геометрические фигуры (треугольник, параллелограмм, конус и т.п.). // Расположение каких-л. предметов в известном порядке, определённым образом. Выложить из камешков правильную фигуру.

    2. Положение, принимаемое кем-, чем-л. при исполнении определённой совокупности движений; характер самого движения (в танце, фигурном катании, полёте в воздухе и т.п.). Фигуры мазурки. Фигуры высшего пилотажа. Фигуристу удалось выполнить эту замысловатую фигуру. Выделывать, выписывать фигуры.

    3. Муз. Ритмико-мелодический элемент, усложняющий, украшающий музыкальное произведение.

    4. Лит. Словесный оборот, стилистический приём, придающий речи особую выразительность (например, инверсия). Риторические фигуры.

    5. Изображение человека или животного в живописи, скульптуре. Фигуры заднего плана картины не удались. Музей восковых фигур. Фигуры львов украшают парадную лестницу.

    6. Образ, тип, характер, созданный писателем в художественном произведении или актёром на сцене.

    7. Внешние очертания, форма тела; физический облик человека; телосложение. Полная, худощавая, стройная, приземистая ф. Мелковат фигурой кто-л. Кто-л. фигурой не вышел (с незаметной внешностью). До старости сохранить фигуру. С такой фигурой только на сцену!

    8. (с опр.). Человек (обычно неизвестный, незнакомый или плохо видимый). На аллее показалась женская ф. Что там за ф. мелькнула? Странная ф. была с вами вчера. Это что ещё за ф.? (пренебр.).

    9. (с опр.). О человеке как носителе каких-л. признаков, свойств. О, это страшная ф.! Подозрительная ф. Он никак себя не проявил: серенькая ф. Крупная ф. в мире бизнеса. // Значительное лицо; персона; видный представитель чего-л. Раньше он был фигурой. Да, это ф. в науке!

    10. Название старшей игральной карты (туз, король, дама, валет).

    11. В шахматной игре: название короля, ферзя, ладьи, слона, коня (в отличие от пешки). // Общее название каждого из предметов, составляющих комплект в шахматной игре. Шахматные фигуры. На доске расставлены фигуры.

    Фигу́ра умолчания. 1. Одна из риторических фигур; намеренная недомолвка, намёк. -2. Ирон. О чём-л. недоговорённом, невысказанном.

    Фигу́рка, -и; ж. Уменьш. (7, 8, 11 зн.). Вырезать фигурки животных из кости. Стеклянные фигурки. Тщедушная ф. На такой фигурке любой наряд хорошо сидит!

    * * *

    фигура

    I

    (лат. figura — внешний вид, образ), 1) внешнее очертание, вид, форма предмета.2) Очертание человеческого тела, телосложение.3) Положение, позиция, принимаемая кем-либо при выполнении чего-нибудь в движении (в танце, фехтовании и пр.); часть танца.4) Скульптурное, живописное или графическое изображение человека, животного.5) Словесный оборот, стилистический приём (см. Фигуры стилистические).6) Фигура музыкально-риторическая — понятие музыкальной риторики (раздел об украшении), распространённое в эпоху барокко.7) В шахматах — общее название всех фигур, кроме пешек; в городках — название определённых композиций из 5 городков; в игральных картах — название старших карт (например, туза, короля, дамы, валета).

    II

    (геом.), термин, применяемый к разнообразным множествам точек; обычно фигурой называют такие множества, которые можно представить состоящими из конечного числа точек, линий или поверхностей, в частности сами точки, линии и поверхности. Например, треугольник, трапеция и т. д.

  43. Источник: Энциклопедический словарь



  44. Музыкальная энциклопедия

    (от лат. figura - внешние очертания, образ, изображение, способ, характер, свойство).

    1) Характерная группа звуков (мелодич. Ф.) или ритмич. долей, длительностей (ритмич. Ф.), обычно неоднократно повторяющаяся.

    2) Элемент фигурации.

    3) Относительно законченная часть танца, строящегося на многократном повторении характерных для него хореографич. Ф., сопровождаемых в музыке определ. ритмич. Ф.

    4) Графич. изображение звуков и пауз мензуральной нотации; понятие сохраняло значение нотных знаков до 1-й пол. 18 в. (см. Spiess M., 1745).

    5) Ф. муз.-риторическая - понятие, применявшееся для обозначения целого ряда муз. приёмов, известных в средневековье (и даже ранее), но ставших характерной частью муз. лексикона лишь в кон. 16 - 1-й пол. 17 вв. Ф. рассматривались теорией музыки 17-18 вв. в системе типичных для того времени взглядов на музыку как прямую аналогию ораторскому иск-ву. С этим связано перенесение в теорию музыки (прежде всего немецкую) понятий основных частей классич. риторики: изобретение материала речи, его расположение и разработка, украшение и произнесение речи. Т. о. возникла муз. риторика. Учение о Ф. опиралось на 3-ю часть риторики - украшение (de-coratio).

    Понятие муз.-риторич. Ф. было аналогичным осн. понятиям риторич. decoratio - тропам и Ф. (см. в трактатах И. Бурмейстера, А. Кирхера, М. Шписа, И. Маттезона и др.). К Ф. относили определ. приёмы (в основном разл. типы мелодич. и гармонич. оборотов), "отклоняющиеся от простого рода композиции" (Бурмейстер) и служащие для усиления выразительности музыки. Общий с риторич. Ф. принцип экспрессивного отклонения от общепринятого понимался в муз. риторике по-разному: в одном случае - это отклонение от простого, "неукрашенного" типа изложения, в другом - от правил строгого письма, в третьем - от классич. норм гомофонно-гармонич. склада. В учении о муз.-риторич. Ф. зафиксировано более 80 их видов (см. перечисление и описание Ф. в книге нем. музыковеда Г. Г. Унтера, 1941). Многие из них рассматривались теоретиками прошлого как аналог соответств. риторич. Ф., от к-рых они получили свои греч. и лат. названия. Меньшая часть Ф. не имела конкретных риторич. прообразов, но также была отнесена к муз.-риторич. приёмам. Г. Унгер делит муз.-риторич. Ф. по функции в произв. на 3 группы: изобразительные, "поясняющие слово"; аффективные, "поясняющие аффект"; "грамматические" - приёмы, в к-рых на первый план выступает конструктивное, логич. начало. Изобразит. и аффективные Ф. сформировались в вок. музыке, где они были призваны передавать смысл словесного текста. Слово текста понималось как вспомогат. средство, источник муз. "изобретения"; в нем. трактатах 17 в. (И. Нуциуса, В. Шонследера, И. Хербста, Д. Шпера) помещались списки слов, на к-рые следовало обращать особое внимание при сочинении музыки.

    О. Лассо. Мотет "Exsurgat Deus" из сб. "Magnum opus musicum".

    В организованном таким образом творч. процессе проявлялся свойственный иск-ву барокко метод направленного воздействия на слушателя (читателя, зрителя), названный литературоведом А. А. Морозовым "риторическим рационализмом".

    Указанные группы Ф. находят применение в музыке в виде разнообразных муз. приёмов. Ниже дана их классификация на основе группировки X. Эггебрехта:

    а) Изобразит. Ф., к к-рым относятся anabasis (восхождение) и catabasis (нисхождение), circulatio (круг), fuga (бег; А. Кирхер и Т. Б. Яновка к её названию добавляли слова "в другом смысле", отличая эту Ф. от другой, "неизобразит." Ф. фуги; см. ниже), тирата и др.; суть этих Ф. - в восходящем или нисходящем, кругообразном или "бегущем" мелодич. движении в связи с соответствующими словами текста; пример использования Ф. fuga см. в колонке 800.

    В муз. риторике описана также Ф. hypotyposis (изображение), предполагающая разд. случаи муз. изобразительности.

    б) Мелодич., или, по Г. Массенкайлю, интервальные, Ф.: exclamatio (восклицание) и interrogatio (вопрос; см. пример ниже), передающие соответствующие интонации речи; passus и saltus duriusculus - введение в мелодию хроматич. интервалов и скачков.

    К. Монтеверди. "Орфей", действие II, партия Орфея.

    в) Ф. пауз: abruptio (неожиданный обрыв мелодии), apocope (необычное сокращение длительности заключит. звука мелодии), aposiopesis (генеральная пауза), suspiratio (в рус. теории музыки 17-18 вв. "суспирия" - паузы-"вздохи"), tmesis (паузы, разрывающие мелодию; см. пример ниже).

    И. С. Бах. Кантата BWV 43.

    г) Ф. повтора, включают 15 приёмов повторения мелодич. построений в разной последовательности, напр. anaphora (abac), anadiplosis (abbс), palillogia (точное повторение), climax (повторение в секвенции) и др.

    д) Ф. класса фуги, для к-рых характерна имитац. техника: hypallage (имитация в противодвижении), apocope (неполная имитация в одном из голосов), metalepsis (фуга на 2 темы) и др.

    е) Ф. предложений (Satzfiguren) - понятие, заимствованное из риторики, в к-рой оно применялось наряду с "Ф. слов"; основу этой многочисленной и разнородной группы составляют Ф., выполняющие как изобразит., так и выразит. функции; их характерный признак - в гармонич. языке; к Satzfiguren относятся разл. приёмы использования диссонансов вопреки строгим правилам: catachrese, ellipsis (неправильное разрешение диссонанса или отсутствие разрешения), extensio (диссонанс, выдерживаемый дольше своего разрешения), parrhesia (переченье, применение ув. и ум. интервалов, нек-рые случаи неподготовленных или неправильно разрешённых диссонансов; см. пример ниже); сведения о диссонантных Ф. наиболее полно представлены в работах К. Бернхарда.

    Г. Шюц. Священная симфония "Singet dem Herren ein neues Lied" (SWV 342).

    К этой группе относятся также особые приёмы использования консонансов: congeries (их "скопление" в прямом движении голосов); noema (введение гомофонного консонантного раздела в полифонич. контекст с целью выделения к.-л. мыслей словесного текста) и др. К Ф. предложений причисляется также весьма важная в музыке 17-18 вв. Ф. antitheton - противопоставление, к-рое может быть выражено в ритме, гармонии, мелодике и т. д.

    ж) Манеры (Manieren); в основе этой группы Ф. лежат разл. виды распева, пассажей (bombo, groppo, passagio, superjectio, subsumptio и др.), к-рые существовали в 2 формах: записанные в нотах и незаписанные, импровизируемые. Манеры часто трактовали вне прямой связи с риторич. Ф.

    6) Ф. - муз. украшение, орнамент. В противоположность Manieren украшение в данном случае понимается более узко и однозначно - как некое добавление к осн. муз. тексту. Состав данных украшений ограничивался диминуциями, мелизмами.

    7) В англо-амер. музыковедении термин "Ф." (англ. figure) используется ещё в 2 значениях: а) мотив; б) цифровка генерал-баса; фигурированный бас (англ. figured bass) здесь означает цифрованный бас.

    В теории музыки использовался термин "фигуральная музыка" (лат. cantus figuralis), к-рый первоначально (до 17 в.) применялся к соч., записанным мензуральной нотацией и отличавшимся ритмич. разнообразием в противоположность cantus planus - ритмически равномерному пению; в 17-18 вв. он означал мелодич. фигурацию хорала или остинатного баса.

    Литература: Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII вв., сост. В. П. Шестаков, М., 1971; Друскiн Я. С., Про риторичнi прийоми в музицi Й. С. Баха, Кипв, 1972; Захарова О., Музыкальная риторика XVII - первой половины XVIII в., в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 3, М., 1975; её же, Музыкальная риторика XVII века и творчество Г. Шютца, в сб.: Из истории зарубежной музыки, вып. 4, М., 1980; Кон Ю., О двух фугах И. Стравинского, в сб.: Полифония, М., 1975; Бейшлаг A., Орнаментика в музыке, М., 1978; Burmeister J., Musica poetica. Rostock, 1606, переизд, Kassel, 1955; Кirсher A., Musurgia universalis, t. 1-2, Romae, 1650, 1690, переизд. Hildesheim, 1970; Janowka Т. В., Clavis ad thesaurum magnae artis musicae, Praha, 1701, переизд. Amst., 1973; Scheibe J. A., Der critische Musicus, Hamb., 1738, 1745; Mattheson J., Der vollkommene Capellmeister, Hamb., 1739, переизд. Kassel, 1954; Spiess M., Tractatus musicus compositorio - practicus, Augsburg, 1746; Forkel J. N., Allgemeine Geschichte der Musik, Bd 1, Lpz., 1788, переизд. Graz, 1967; Schering A., Bach und das Symbol, в кн.: Bach-Jahrbuch, Jahrg. 22, Lpz., 1925; Bernhard Chr., Ausfьhrlicher Bericht vom Gebrauche der Con- und Dissonantien, в кн.: Mьller-Blattau J., Die Kompositionslehre H. Schьtzens in der Fassung seines Schьlers Chr. Bernhard, Lpz., 1926, Kassel - L.- N. Y., 1963; его же, Tractatus compositionis augmentatus Q. D. B. V., там же; Ziebler K., Zur Aesthetik der Lehre von den musikalischen Figuren im 18. Jahrhundert, "ZfM", 1932/33, Jahrg. 15, H. 7; Вrandes H., Studien zur musikalischen Figurenlehre im 16. Jahrhundert, В., 1935; Bukofzer M., Allegory in baroque music, "Journal of the Warburg and Courtauld Institutes", 1939/40, v, 3, No 1-2; Unger H, H., Die Beziehungen zwischen Musik und Rhetorik im 16.-18. Jahrhundert, Wьrzburg, 1941, переизд. Hildesheim, 1969; Schmitz A., Die Bildlichkeit der wortgebundenen Musik J. S. Bachs, Mainz, 1950; Ruhnkе M., J. Burmeister, Kassel - Basel, 1955; Walther J. G., Praecepta der Musicalischen Composition, (1708), Lpz., 1955; Eggebrecht H. H., Heinrich Schьtz. Musicus poeticus, Gцtt., 1959; Rauhe H., Dichtung und Musik im weltlichen Vokalwerk J. H. Scheins, Hamb., 1959 (Diss.); Kloppers J., Die Interpretation und Wiedergabe der Orgelwerke Bachs, Fr./M., 1965; Dammann R., Der Musikbegriff im deutschen Barock, Kцln, 1967; Polisca C. V., "Ut oratoria musica". The rhetorical basis of musical mannerism, в сб.: The meaning of mannerism, Hannover, 1972; Stиdron M., Existuje v ceskй hudbe 16.-18. stoletн obdoba hudebne rйtorickych figur?, "Opus musicum", 1973, r. 5, No 2.О. И. Захарова.

  45. Источник: Музыкальная энциклопедия



  46. Китайская философия. Энциклопедический словарь.

    СИН (1). "(Индивид.) природа" ("качество", "характер", "пол"). Категория традиц. кит. философии и культуры. Этимология иероглифа С. (знаки "сердце" и "жизнь", "рождение") указывает на его отношение к природному началу, а применительно к человеку - на связь с психосоматич. структурой. Обозначает природные качества каждой отд. вещи, в особенности человека (без спец. определения - обычно человеч. "природу"). В филос. построениях категория С., как правило, фигурировала в соотношении с понятиями "добро" и "зло" (шань, э), "сердце" (синь (1)), "предопределение" (мин (1)), "чувства", "чувственность" (цин (2)), "принцип" (ли (1)).

    Конфуций (6 - 5 вв. до н.э.) постулировал единство человеч. "природы" и ее исходную нейтральность по отношению к морали: "По природе (люди) близки друг к другу, а по привычкам далеки друг от друга" ("Лунь юй"). Его последователи стремились либо универсализировать различие человеч. качеств, превращая его в различие "природы" людей, либо его сгладить.

    Мэн Кэ (4 - 3 вв. до н.э.) определил "природу" человека как изначально "добрую"; ее суть - "соболезнующее и сострадающее сердце"; "исчерпав собств. сердце", можно "познать собств. природу". "Чувства" единосущны с "природой" и потому "добры"; "предопределение" не связано с "природой" непосредственно: предполагается, что оно м.б. познано и "утверждено" либо "устранено", т.е. возможно познание самого Неба (тянь) посредством "знания своей природы". Гао-цзы, оппонент Мэн Кэ, утверждал, что "природа человека безразлична к добру и злу"; добрыми или злыми м.б. лишь формы, в к-рых она реализуется; т.о. подразумевалось, что она потенциально "добра" и "зла".

    Согласно Сюнь Куану (4 - 3 вв. до н.э.), "человеч. природа - зла; то, что она добра - искусств, приобретение"; "чувства" вторичны по отношению к природе: "природа - то, что я не способен сотворить, но могу изменить... чувственность - то, чем я не обладаю (изначально), но могу сотворить".

    Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) первым отчетливо выделил идею "доброты" С. как ее потенциального состояния, подчеркнув невозможность отождествления "добра" и "природы": "(человеч.) природа подобна рису на корню, добро - рису в зерне". "Тело/личность" (шэнь (2)) состоит из одинаково врожденных добротворной "природы" и злотворной "чувственности", к-рые соотносятся с качествами ян (1) и инь (1) соответственно (см. Инь ян); человеч. "природа" в целом может считаться "доброй" по отношению к "природе птиц и зверей", но не "природе совершенномудрых" (шэн (1)). Лю Сян (1 в. до н.э.- 1 в. н.э.) выделил проблему соотношения "природы" и "чувственности", определив первую как "внутр." свойства, вторую - как "внеш." способность "соприкасаться с вещами", т.е. контактировать с объективной действительностью. Согласно его высказываниям, приведенным Ван Чуном (1 в.), Лю Сян в противоположность Дун Чжуншу сопоставлял "природу" с качеством инь (1), а "чувственность" - с ян (1), считая открытым вопрос об их соотношении с "добром" или "злом".

    Ян Сюн акцентировал амбивалентный характер С.: "добро" и "зло" в ней перемешаны, оба качества можно развить. Исходя из положения Конфуция о неизменности "высшей мудрости" и "низшей глупости", он определил все высшие по сравнению с низшим уровнем разряды человеч. "природы" как "добрые", а все, что ниже высшего уровня, - как "злые" относительно него. Ван Чун в отличие от Лю Сяна полагал, что "природа", как и "чувственность", "соприкасается с вещами": напр., "(способность) отказывать (себе) и уступать (другому) является проявлением природы". "Природа и чувственность совместно получаются из (сил) инь ян", поэтому они м.б. "изобильны и скудны" или, подобно яшме, "чисты либо пестры" и не м.б. исключительно "добрыми". Ван Чун принципиально преодолел идею сущностного единства "природы" людей, заявив, что высказывания Конфуция об их "взаимной близости по природе" относятся к "средним людям", а слова о неизменности "высшей мудрости" и "низшей глупости" - к носителям предельного (цзи (2)) "добра" и "зла". Понятия "природы" и "предопределения" у Ван Чуна максимально сближены: они рождаются одновременно с человеком, одинаково "наделены природной пневмой" (ци (1)) и подчиняются естеств. закономерностям инь ян.

    Предтеча неоконфуцианства Хань Юй (8 - нач. 9 в.) вернулся к трактовке С. Сюнь Куаном: "Природа человека - это то, что дано ему от рождения, а чувственность - то, что порождается соприкосновением с вещами". Он выделил "три категории" (сань пинь) человеч. "природы" (высшая (шан пинь)- "добро", средняя (чжун пинь)- "добро" и "зло", низшая (ся пинь)- "зло") и "пять качеств" (у цай), "делающих природу тем, что она есть": "гуманность" (жэнь (2)), "благопристойность" (ли (2)), "благонадежность" (синь (2)), "должная справедливость" (и (1)), "разумность" (чжи (1)). У высшей категории "пять качеств" присутствуют полностью, у низшей - отсутствуют, у средней возможно их частичное присутствие или отсутствие.

    Связанная с категорией С. проблематика неоконфуцианства была во многом подготовлена филос. построениями буддизма, преимущественно Чань школы (тезис о прозрении в собств. "сердце" "природы будды" - фо С.) и даосизма, в к-ром в 1-м тыс. активно разрабатывалась проблема соотношения С. и мин (1) как предопределенной природными силами "жизненности", к-рую предполагалось возможным скорректировать вплоть до "обращения вспять" пути от рождения к могиле (см. Сянь сюэ). Законченную форму этот тезис приобрел в учении Чжан Бодуаня (9 в.) об "одновременном совершенствовании природы и жизненности" (син мин шуан сю). С. и мин (1) рассматривались даосами в качестве "пневмы" (ци (1)), причем "природа" соотносилась с "изнач. духом" (см. Шэнь (1)), т.е. разумным и психич. началом, а "жизненность" мыслилась как соматич. процессы, не связанные непосредственно с мышлением и психикой. В ряде течений даосизма С. предполагалось не "совершенствовать", а "преодолевать".

    Подобные концепции оказали влияние на тезис Чжан Цзая и Чэн И (11 в.) о "преодолении" "природы телесной сущности пневмы" (ци чжи чжи С.) с целью самосовершенствования и возвращения к "природе Неба и Земли" - тянь ди чжи С. (Чжан Цзай) или "предельно коренной, совершенно изнач. природы" - цзи бэнь цюн юань чжи С. (Чэн И).

    Чэн И и Чжу Си (12 в.) подвергли критике чань-буд. тезис о соотношении сознания и "природы будды", истолковав его как неправомерное отождествление "сердца" и "природы" и определив онтологич. первичность С. Чжу Си воспринял проведенное Чжан Цзаем и Чэн И различение двух видов С., окончательно сформулировав концепцию изначально общей "доброй природы", обладающей вторичными конкр. модусами. С., по Чжу Си, есть универсальный "принцип" (ли (1)), "к-рый не может иметь недоброго", но "данное на пневменной основе (ци чжи, т.е. вторичные модусы) не может не различаться". Чжу Си также ввел различение между "добром" и "злом" с онтологич. и антропологич. т. зр.: "В плане Неба и Земли добро - предшествующее, а природа - последующее... в человеч, плане природа - предшествующее, а добро - последующее" (т.е. проявление С.). Лу Цзююань (12 в.) отождествил "сердце", "чувства" и "природу", что дало повод для обвинений его в приверженности чань-буддизму. Ван Янмин (кон. 15 - нач. 16 в.) принципиально отказался от различения "природы" и "пневмы", доказывая сущностное тождество С. с "сердцем" и "принципом", но разграничил абсолютное добро, или "высшее благо" (чжи шань), и добро, соотносительное со злом; "высшее благо" есть "первосущность сердца" (синь чжи бэнь ти) и "небесный принцип" (тянь ли). Под влиянием неоконфуцианства с 13 в. в даос, школе Цюаньчжэнь (цзяо) С. стала рассматриваться в качестве духовного, идеального "принципа".

    В 17 в. Ван Чуаньишнъ и в 18 в. Дай Чжэнь сделали акцент на естеств. характере С., определяемом взаимодействием сил инь ян. По Дай Чжэню, С.- совокупность телесных и духовных качеств, соотносящихся с "предопределением" как индивид, "телесная оформленность" (син (2)) с тем, что "рассеяно в дао", т.е. содержится в структуре мироздания - закономерностями инь ян и "пяти элементов" (у син (1)).

    **Феоктистов В.Ф. Филос. и общественно-политич. взгляды Сюнь-цзы (Исслед. и пер.). М., 1976. С. 120 - 35; Буров В.Т. Мировоззрение кит. мыслителя XVII в. Ван Чуань-шаня. М., 1976. С. 140 - 4; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983 (по Указателю); Гэ Жунцзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 279 - 308; Dubs H.H. Mencius and Hsiindze on Human Nature // PEW. 1956. Vol.6. №3; Clian Wing-tsit. The Neo-Confucian Solution of the Problem of Evil // Studies Presented to Hu Shih on His Sixty-fifth Birthday. The Bulletin of the Institute of History and Philology, Academia Sinica. 1957. Vol. 28; Hwang Philip Ho. What is Mencious Theory of Human Nature? // PEW. 1979. Vol. 29. №2.

    A.M. Кобзев

    СИН (2). "(Телесная) форма" ("тело", "плоть", "фигура"). Категория кит. философии, означающая "оформленную" вещь. В отличие от зап. филос. Понятия "форма" С. не м.б. истолкована как порождающая структура, противопоставляемая порождаемой вещи. Осн. корреляты С.- понятия мин (2) ("имя/понятие") и "дух" (шэнь (1)). В филос. контексте впервые встречается в "Мо-цзы" (5 - 3 вв. до н.э.), в коммент. к "Чжоу и" ("Си цы чжуань", 4 в. до н.э.), а также в "Чжуан-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.). В "Мо-цзы" С. сопряжено с понятием шэн (2) ("жизнь/рождение"): оно определяется как "совмещение формы и (со)знания", т.е. единство плоти и способности к восприятию. Согласно "Чжуан-цзы", С.- атрибут "вещи" (у (3)), "уже образованной" и "оформленной принципом (ли (1))". Совокупность "формы" и "имени" здесь определяется как признак "наличия/бытия" (ю, см. Ю - у), а С. и "дух" находят единство в дао: "семя" (цзин (3)) и "дух" порождаются дао, а уже из собственно "семени" рождается "оформленная телесность" (С. ти). В "Си цы чжуани" впервые в качестве онтологич. уровней выделены "надформенное" (С. эр шан), определяемое как собственно дао, и "подформенное" (С. эр ся), квалифицируемое как "орудия" (ци (2)).

    Прозвучавшая в "Чжуан-цзы" проблема соотношения "форм" и "имен" отразилась также в "Инь Вэнь-цзы" и "Гунсунь Лун-цзы" (4 - 3 вв. до н.э.). В "Инь Вэнь-цзы" содержится предпосылка к различению понятия и обозначенной им вещи: если "имеющее форму обязательно имеет имя", то "имеющее имя" не обязательно должно обладать "формой". Вместе с тем отмечается контрольная функция "имени" по отношению к "форме" - "оформленным" вещам: они "утверждают имена", давая им основание, но "поверяются именами", т.е. должны качественно и функционально соответствовать тем понятиям, к-рыми обозначены. В то же время соотношение "имен" и "дел" (ши (3)-деяний, функций и сфер деятельности) зеркально противоположно: "имена утверждают дела, дела поверяются именами". Тем самым "оформленные" вещи противопоставляются "делам", что исключает интерпретацию проблемы соотношения "форм" и "имен" (С.- мин (2)) как вопроса о соотношении содержания понятия и самого понятия. Особую роль проблема С.- мин (2) играла в построениях легистов (см. Легизм), будучи интерпретирована в русле их политич. учения. С. истолковывалось как "речи и поступки", "имена" - как социальные роли, прежде всего офиц. чины. Хань Фэй (3 в. до н.э.) выдвинул положение о "проникающем тождестве форм и имен" (С. мин цань тун). Согласно ему, государь может управлять посредством "недеяния" (у вэй (1), см. Вэй (1)) при том условии, если сумеет добиться указанного "проникающего тождества", правильно пользуясь наградами и наказаниями после сопоставления поведения ("формы") должностного лица и обязанностей, определенных его статусом ("именем"). Поскольку в легистских и раннеконф. текстах понятие С. могло заменяться омонимом син (4), имеющим также значение "наказание", проблема С.- мин (2) пересекалась с вопросом о соотношении "наказаний" (син (4))- дисциплинарно-юридич. сферы и "благодати/добродетели" (дэ (1))-сферы морали.

    Начиная с 3 в. до н.э. из филос. проблем, затрагивающих категорию С., на первый план выдвинулась проблема соотношения "формы" и "духа" (шэнь (I)). Начало ее разработке в конф. мысли положил Сюнь Куан (Сюнь-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.), сформулировавший положение о зависимости психич. и духовной сферы от физиологич. функций "(телесной) формы": "форма наличествует - дух рождается" (син цзюй (эр) шэнь шэн). В древнейшем медицинском трактате "Хуан-ди нэп цзин" ("Канон Желтого императора о внутреннем", 3 - 2 вв. до н.э.) упорядоченность жизни связывается с возможностью "объединить форму и дух", достигая т.о. долголетия. Это положение легло в основу средневек. даос, теоретич. построений на тему физич. бессмертия (см. Сянь сюэ) или продления жизни. Тяготеющий к крайнему натурализму Хуань Тань (кон. 1 в. до н.э.- 1 в.) сопоставлял "семя и дух" (цзин шэнь) с огнем свечи - "оформленного тела" (С. ти). Ван Чун (1 в.) полагал, что С. невозможна без "пневмы" (ци (1))-"нуждается" в ней; в свою очередь без "(телесной) формы" немыслима функция познания: "бестелесная автономно познающая семенная душа (цзин (3))" не может существовать, как огонь без топлива. У Сюнь Юэ (2 в.) С.- синоним, человеч. тела, к-рое наряду с "духом" составляет человеч. "природу" (син (1)).

    Особую остроту проблема соотношения "формы" и "духа" приобрела в 3 - 6 вв., в период наиболее жесткого противоборства буд. и контрбуд. пропаганды. Буддист Хуэпюань (4 - нач. 5 в.), защищая тезис о "неуничтожимости духа" (шэнь бу ме), утверждал, что "дух" переносится в "(телесную) форму", как пламя на новую порцию хвороста. Отстаивавший положение об "уничтожимости духа" Фань Чжэнь (5 - нач. 6 в.) сформулировал тезис: "(телесная) форма - субстанция, дух - (ее) применение" (С. чжи шэнь юн), акцентировав "взаимодополнение (нерасторжимость) формы и духа" (С. шэнь сян цзи).

    В неоконфуцианстве проблема соотношения "формы" и "духа" отошла на задний план, но в целом господствовала идея их нерасторжимости. Наиболее отчетливо указ, проблема была выделена в построениях Чжан Цзая (11 в.), его последователя Ван Тинсяна и Хэ Тана (оба - кон. 15-16 в.). Чжан Цзай, отождествляя вещи с "концентрированной (телесной) формой", а "форму" - с "концентрированной пневмой (ци (1))", сформулировал положение о "разложении формы и возвращении к истоку" (С. куй фань юань), имея в виду утрату формы с рассеиванием ци (1) и возвращением ее в исходное субстанциальное состояние "Великой пустоты" (тай сюй, см. Стой). "Дух" у Чжан Цзая имеет гл. обр. функциональное значение - как условие способности вещей к "взаимовосприятию", тем не менее не утрачивая субстанциальности. Он "пронизывает (пневму) чистотой, не способной (к созданию видимых) образов"; в то же время все природные явления суть "выжимка (сгущение) превращений духа", к-рый как субстанция и функция неуничтожим. Хэ Тан четко интерпретировал С. и "дух" как разные состояния "пневмы", поэтому его концепция получила назв. "учения о форме и духе как двух началах" (С. шэнь эр юань лунь). Если С. может концентрироваться и рассеиваться, становясь соответственно видимым и невидимым, то "дух" лишен такой возможности и всегда невидим, проявляясь лишь в познавательной активности человека. "Форма" у Хэ Тана соотнесена с силой инь (1), а "дух" - с силой ян (1) (см. Инь ян). Ван Тинсян, полемизируя с ним, характеризовал "дух" как гл. обр. функцию ("утонченное применение" - мяо юн, см. Ти - юн) субстантивированных в "пневме" сил инь ян или отождествленной с ними "оформленной пневмы" (С. ци). "Дух", по Ван Тинсяну, "исходит из оформленной пневмы и утонченно (проникает) в нее благодаря неуничтожимости "духовной пневмы" (шэнь ци)- субстантивации "духа", дифференцирован но присутствующей во всем сущем ("земля имеет земной дух, человек – человеч. дух, вещь - дух вещи").

    Большое признание в неоконфуцианстве получила тема различения "надформенного" (С. эр шан) и "подформенного" (С. эр ся). Неоконф. трактовки этой проблемы были во многом подготовлены толкованиями Кун Инда (кон. 6 - 7 в.), к-рый противопоставлял "субстанциальное" (ю чжи) С. "бестелесному" (у ти) дао. Соответственно, "надформенное" - дао у него генетически предшествует "формам" - "орудиям" (ци (2)). Чжан Цзай, перенося проблему "над-" и "подформенного" в этич. плоскость, сопоставлял "отсутствие форм" (дао) с "щедростью великой благодати/добродетели (да да (2))", а "имеющие форму" "орудия" - с "благопристойностью" (ли (2)) и "долгом/справедливостью" (и (1)), конкретно и в разной степени воплощенными в "реальности (человеч.) дел". Чэн И (11 в.), определяя ци ( 1 ) как "подформенное", а дао - как "надформенное", объединял эти понятия отождествлением того и другого с силами инь ян. Чжу Си (12 в.) развил эту мысль, квалифицировав "надформенное" дао как синоним "принципа" (ли (1)), а "подформенные орудия" - как ци (1), имея в виду логич., а не онтологич. первичность "принципа", неотделимого от "пневмы". Ван Чуаньшань (17 в.), подчеркивая "телесность", субстанциальность видимого и невидимого миров, их субстанциальное единство, объявил и "надформенное", и "подформенное" относящимися к сфере "имеющего формы" (ю С.). "Форма" - условие существования "надформенного", а "подформенное" - условие существования "форм". Т.о. Ван Чуаньшань акцентировал неуничтожимость мира и нескончаемость процесса воспроизводства космоса. По мнению Дай Чжэня (18 в.), С. - это "оформленное вещество" (С. чжи), "надформенное" - то, что было "прежде (существования) форм", "подформенное" - ситуация после их появления.

    Категория С. широко применяется в теории традиц. кит. медицины и систем психофизиология, тренинга, где она означает "плоть", "основой" к-рой является кровь, а также подразумевает положения тела и зависящее от них состояние "плоти".

    **Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983 (по Указателю); Гэ Жун-цзинь. Чжунго чжэсюэ фаньчоу ши (История категорий кит. философии). Харбин, 1987. С. 202 -15.

    А.Г. Юркевич

  47. Источник: Китайская философия. Энциклопедический словарь.



  48. Математическая энциклопедия

    - подмножество Fоднородного пространства Е п с фундаментальной группой G, к-рое можно включить в систему (F)подмножеств этого пространства, изоморфную нек-рому пространству геометрич. объекта Ф (см. Геометрических объектов теория).Множество R(F)наз. пространством фигуры F. Компоненты геометрич. объекта Ф наз. координатами соответствующей Ф. F. Каждой Ф. F пространства Е п соответствует класс {Ф} подобных геометрич. объектов. Ранг, жанр, характеристика и тип геометрич. объекта Ф класса {Ф} наз. рангом,

    жанром, характеристикой и типом фигуры F(т. н. арифметические инварианты фигуры). Напр., окружность в трехмерном евклидовом пространстве является фигурой ранга 6, жанра 1, характеристики 1, типа 1; точка в трехмерном проективном пространстве - фигурой ранга 3, жанра 0, характеристики 2, типа 1. Вполне интегрируемая система уравнений Пфаффа, определяющая геометрический объект Ф, наз. системой уравнений стационарностифигуры F.

    Пусть Fи -две Ф. пространства Е п. Если существует отображение пространства R(F)на пространство при к-ром любой геометрич. объект, соответствующий Ф. охватывается любым геометрич. объектом, соответствующим Ф. F, то говорят, что Ф. Fохватывает или индуцирует Ф. (Ф. охватывается или индуцируется Ф. F). Ф. Fранга Nназ. простой, если она не охватывает никакой другой Ф. меньшего ранга. Ф. . наз. индуцирующей фигурой индекса если существует охватываемая ею Ф. ранга причем ранг N' любой другой Ф. F', охватываемой Ф. F, не превосходит Напр., точка, р-мерная плоскость, гиперквадрика в n-мерном проективном пространстве являются простыми Ф., а гиперквадрика в n-мерном аффинном пространстве и d-мерная квадрика в n-мерном проективном пространстве являются индуцирующими Ф. соответственно индексов n и (d+2)(n- d-1).

    Парой фигур F=(Fl, F2 )наз. упорядоченная совокупность двух Ф. Коэффициентом инцидентности пары Ф. наз. число k=N1+N2-N, где Ni(i=1,2) ранг фигуры Fi, а N - ранг системы форм являющихся левыми частями уравнений стационарности Ф. F1 и F2. Если k =0, то пара F =(F1, F2 )наз. неинцидентной.

    Лит.:[1] Лаптев Г. Ф., лТр. Моск. матем. об-ва

  49. Источник: Математическая энциклопедия



  50. Русско-английский политехнический словарь

    figure

    * * *

    фигу́ра ж. физ.

    figure, pattern, form, shape

    видманште́ттеновы фигу́ры астр. — Widmanstaetten figures

    фигу́ра деформа́ции — strain figure

    фигу́ра Земли́ — Earth's figure, shape of the Earth

    интерференцио́нная фигу́ра (в осциллоскопии) — Lissajous figure

    криволине́йная фигу́ра — curvilinear figure

    фигу́ры Лиссажу́ (в осциллоскопии) — Lissajous figures

    непра́вильная фигу́ра — irregular figure

    пло́ская фигу́ра — plane figure

    подо́бные фигу́ры — similar figures

    по́люсная фигу́ра — pole figure

    порошко́вая фигу́ра — powder pattern, powder figure

    симметри́чная фигу́ра — regular figure

    фигу́ра травле́ния — etch pattern

    фигу́ра уда́ра — percussion figure

  51. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  52. Dictionnaire technique russo-italien

    ж.

    figura f ( см. тж фигуры)

    - вогнутая фигура

    - выпуклая фигура

    - фигура высшего пилотажа

    - геометрическая фигура

    - многогранная фигура

    - неправильная фигура

    - плоская фигура

    - пространственная фигура

    - симметричная фигура

  53. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  54. Русско-украинский политехнический словарь

    матем., техн., физ.

    фіґу́ра

    - видманштеттеновы фигуры

    - вогнутая фигура

    - выпуклая фигура

    - геометрическая фигура

    - голоморфные фигуры

    - гомотетическая фигура

    - изотопные фигуры

    - интерференционная фигура

    - квадрируемая фигура

    - классическая фигура

    - многоугольная фигура

    - неквадрируемая фигура

    - подобная фигура

    - полюсная фигура

    - пространственная фигура

    - равновеликие фигуры

    - равносоставленные фигуры

    - связная фигура

    - совмещённые фигуры

    - софокусная фигура

    - ступенчатая фигура

    - фигура вращения

    - фигура равновесия

    - фигуры пересечения

    - хладниевы фигуры

  55. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  56. Русско-украинский политехнический словарь

    матем., техн., физ.

    фіґу́ра

    - видманштеттеновы фигуры

    - вогнутая фигура

    - выпуклая фигура

    - геометрическая фигура

    - голоморфные фигуры

    - гомотетическая фигура

    - изотопные фигуры

    - интерференционная фигура

    - квадрируемая фигура

    - классическая фигура

    - многоугольная фигура

    - неквадрируемая фигура

    - подобная фигура

    - полюсная фигура

    - пространственная фигура

    - равновеликие фигуры

    - равносоставленные фигуры

    - связная фигура

    - совмещённые фигуры

    - софокусная фигура

    - ступенчатая фигура

    - фигура вращения

    - фигура равновесия

    - фигуры пересечения

    - хладниевы фигуры

  57. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  58. Естествознание. Энциклопедический словарь

    (лат. figura - внешний вид, образ) (геом.), термин, применяемый к разнообразным множествам точек; обычно Ф. наз. такие множества, к-рые можно представить состоящими из конечного числа точек, линий или поверхностей, в частности сами точки, линии и поверхности. напр., треугольник, трапеция и т. д.

  59. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  60. Астрологическая энциклопедия

    (Парс Фортуна) Наиболее употребительная из арабских частей: точка, находящаяся в таком же отношении к Асценденту, как Луна к Солнцу (т. е. эквивалентна своим положением по дому положению Луны в солярной карте). Обычно связывается с денежным положением рожденного.

  61. Источник: Астрологическая энциклопедия



  62. Энциклопедия социологии

    (от лат. figura - внешний вид, образ) - англ. figure; нем. Figur. 1. Внешнее очертание, форма Ч.-Л. 2. Совокупность точек на плоскости. 3. Изображение, образ. 4. Положение, позиция, принимаемые (кем или чем-либо) при исполнении чего-то в движении (танце, полете и т. д). 5. Человек как носитель к.-л. качеств, свойств, б. Важное, заметное, значительное лицо.

  63. Источник: Энциклопедия социологии



  64. Толковый словарь по социологии

    (от лат. figura - внешний вид, образ) - англ. figure; нем. Figur. 1. Внешнее очертание, форма Ч.-Л. 2. Совокупность точек на плоскости. 3. Изображение, образ. 4. Положение, позиция, принимаемые (кем или чем-либо) при исполнении чего-то в движении (танце, полете и т. д). 5. Человек как носитель к.-л. качеств, свойств, б. Важное, заметное, значительное лицо.

  65. Источник: Толковый словарь по социологии



  66. Русско-английский словарь пословиц и поговорок

  67. Источник:



  68. Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  69. Источник:



  70. Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  71. Источник:



  72. Словарь бизнес-сленга

  73. Источник:



  74. Тезаурус русской деловой лексики

  75. Источник:



  76. Большой Энциклопедический словарь

    ФИГУРА
    ФИГУРА (лат. figura - внешний вид - образ),..1) внешнее очертание, вид, форма предмета

    2)] Очертание человеческого тела, телосложение

    3) Положение, позиция, принимаемая кем-либо при выполнении чего-нибудь в движении (в танце, фехтовании и пр.); часть танца

    4) Скульптурное, живописное или графическое изображение человека, животного

    5) Словесный оборот, стилистический прием (см. Стилистические фигуры)

    6) Фигура музыкально-риторическая - понятие музыкальной риторики (раздел об украшении), распространенное в эпоху барокко...7) В шахматах - общее название всех фигур, кроме пешек; в городках - определенные композиции из 5 городков; в игральных картах - название старших карт (напр., туза, короля, дамы, валета).


    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  77. Источник:



  78. Большой Энциклопедический словарь

    ФИГУРА
    ФИГУРА - в геометрии - термин, применяемый к разнообразным множествам точек; обычно фигурой называют такие множества, которые можно представить состоящими из конечного числа точек, линий или поверхностей, в частности сами точки, линии и поверхности. Напр. треугольник, трапеция и т. д.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  79. Источник:



  80. Толковый словарь Даля

  81. Источник: