музыкальный инструмент, состоящий из деревянного ящика, в котором натянуты струны (от 8 до 12). От движения воздуха струны издают разные гармоничные созвучия, таинственного, нежного характера, Берлиоз в своем инструментальном сочинении: "Эолова арфа" изобразил оркестром в художественной форме поэтичные звуки Э. арфы. Этот инструмент получил свое название от Эола, мифологического бога ветров. Тем же именем называются и некоторые другие инструменты, издающие звук с помощью воздуха, напр. эолодикон (элодион, эолина) — клавишный инструмент в шесть октав, металлические пластинки которого звучат вследствие действия на них мехов. Эоломелодикон или хоралеон похож на маленький орган; звучит вследствие действия мехов; инструмент клавишный, изобретен Бруннером в Варшаве в 1825 г. Будучи соединен с фортепиано, он получил название эолопонталон.
Н. С.
(от Эол
, в древнегреческой мифологии — повелитель ветров)
воздушная арфа,
1) струнный музыкальный инструмент. Состоит из служащего резонатором узкого деревянного ящика с отверстием, внутри которого натянуты струны (8— 13) различной толщины, настроенные в унисон. Устанавливалась на крышах домов. Ветер вызывал колебание струн, издававших различные обертоны общего тона. Звучание менялось в зависимости от силы ветра — от тихого и нежного до очень громкого. Известна с 10 в.
2) Название инструмента с металлическими проскакивающими язычками и круглым раструбом (вид гармоники (См. Гармоника)); изготовлялась с начала 19 в. в Петербурге, затем в других городах России.
Ср. И нередко клялся я навек замолчать,
Чтоб с толпою в забвении слиться, —
Но Эолова арфа должна зазвучать,
Если вихрь по струнам ее мчится.
Надсон. "Окрыленным мечтой сладкозвучным стихом".
Ср. Мне чудятся другие звуки, длинные, томные, подобные звукам эоловой арфы... Вот она — страна легенд.
Тургенев. Призраки. 21.
Ср. Все что только занимает, заботит, шевелит собою наше общество (хорошее), находит во мне живой отголосок... Я, как Эолова арфа, дрожу и издаю страстные звуки при всем, что волнует моих собратий...
Дружинин. Новые заметки туриста. 5.
Ср. Есть возраст, в который шум женского платья кажется нам очаровательной музыкой — Эоловой арфы, или даже... гармонией сфер.
Марлинский. Лейтенант Белозор. Эпилог.
Ср. У окна была приделана... Эолова арфа, о которой народ бредил удивительными нелепицами. Когда в сумерки окно это отворялось и гусли-самогуды начинали издавать нежные и полные созвучия свои, то народ стоял толпами под окном и слушал до самой полуночи, припоминая сказку о Иване-Царевиче, о жар-птице и о гуслях-самогудах, о которых доселе слыхивал только в сказках, а теперь видел их наяву.
В.И. Даль. Гофманская капля.
Ср. "Гусли-самогуды сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами поют" (сказочн.).
Ср. Об эоловой арфе.
Жуковский. Эолова арфа. Баллада.
Эолова арфа (собств. — ветра) — Эола, бога ветров; род музыкального инструмента из тонких дощечек с двумя или более струнами. От дуновения ветра струны арфы, висящей на воздухе, издают особый звук. Ее изобрел шотландский композитор Освальд.
См. легенда.
См. эол.
См. музыка сфер.
ЭОЛОВА АРФА. см. арфа.
ЭОЛОВА АРФА (по имени бога ветров Эола) - музыкальный инструмент. Струны (9-13), настроенные в унисон и колеблемые движением воздуха, издают обертоны одного общего тона; громкость звука зависит от силы ветра. Известная с древности, приобрела популярность в Зап. Европе в кон. 18 в.
ЭОЛОВА АРФА (по имени древнегреческого бога ветров Эола), музыкальный инструмент. Струны (9 - 13), настроенные в унисон и колеблемые движением воздуха, издают обертоны одного общего тона; громкость звука зависит от силы ветра. Известная с древности, распространилась в Европе в конце 18 в.
миф. Aeolian harp
музыкальный инструмент с жильными струнами одинаковой длины, но разной толщины, натянутыми над продолговатым ящиком-резонатором. Инструмент устанавливают на открытом воздухе, где ветер колеблет струны, а возникающий звук усиливается резонаторным ящиком. Известное в течение многих веков, это устройство с его бесплотным и таинственным звучанием, порождаемым различными обертонами общего тона струн, было наиболее популярным в эпоху раннего романтизма, приблизительно с 1760 по 1850.
Эо́лова а́рфа
(по имени бога ветров Эола), 1) в Западной Европе второй половины XVII—XIX вв. — струнный музыкальный инструмент типа цитры, звучащий благодаря колеблющему струны ветру. Помещался на крышах и фронтонах зданий, в беседках и т. п.2) Своего рода воздушная гармоника — инструмент с проскакивающими металлическими язычками; изобретён чешским мастером Ф. Киршником в Санкт-Петербурге в 1780—90-х гг. Снабжённый флюгером, устанавливался на крыше. Послужил основой первых в России ручных гармоник.
* * *
ЭОЛОВА АРФАЭО́ЛОВА А́РФА (по имени бога ветров Эола), музыкальный инструмент. Струны (9—13), настроенные в унисон и колеблемые движением воздуха, издают обертоны одного общего тона; громкость звука зависит от силы ветра. Известная с древности, приобрела популярность в Зап. Европе в кон. 18 в.
(по имени бога ветров Эола в др.-греч. мифологии), воздушная арфа.
1) Струн. муз. инструмент. Состоит из узкого деревянного ящика, служащего резонатором, внутри к-рого натянуты струны (9-13) разл. толщины, настроенные в унисон (обычно g). Движение воздуха, поступающего через специальное отверстие, вызывает колебания струн, издающих разл. обертоны общего тона. В зависимости от силы ветра звучание Э. а. меняется в широких пределах - от совсем тихого, нежного до весьма громкого при сильных порывах. Известна с давних пор (впервые описана в 10 в. архиепископом Данстаном Кентерберийским). Устанавливалась обычно на крышах зданий или на фронтонах, а также в парковых сооружениях (гротах, беседках и др.). Э. а. совершенствовали мастера Дж. Б. Порта из Неаполя (16 в.), А. Кирхер (1650), У. Джонс (ок. 1781) и Поуп (1792). Приобрела особую популярность с кон. 18 в. и получила художеств. отображение в романтической живописи, музыке, а также в поэзии (в т. ч. у И. В. Гёте, В. А. Жуковского). С 19 в. конструкция Э. а. неоднократно менялась; среди мастеров - Г. К. Кох (1802), В. Мелькоп (1841), К. Плейель (1840-е гг.), во 2-й пол. 19 в. - Р. Бурхард, К. Дёблер и др. Ныне вышла из употребления.
2) Назв. инструмента с металлич. проскакивающими язычками и круглым раструбом (вид гармоники); изготовлялся с нач. 19 в. в Петербурге, затем и в др. городах России.
Литература: Dalberg J. F. von, Die Дolsharfe, Erfurt, 1808; Kastner J. G., La harpe d'Eole et la musique cosmique, P., 1856; Brink C., Harps in the wind, N. Y., 1947.Ю. А. Фортунатов.Большой Энциклопедический словарь. 2000.