Большая Советская энциклопедия

    (польск, krakowiak)

    польский народный танец. Возник среди жителей Краковского воеводства (краковяков). В 14 в. К. распространился в шляхетской среде. В старину К. танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. Ритм острый, с частыми синкопами. Темп живой: 2/4. Исполняется весело, темпераментно, с горделивой осанкой. Как бальный танец был популярен в 19 — начале 20 вв. Музыкальная форма К. использована Ф. Шопеном в «Рондо а ля краковяк» для фортепиано с оркестром. К. встречается в операх и балетах («Иван Сусанин» Глинки, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева и др.).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. краковя́к;
    2. краковя́ки;
    3. краковя́ка;
    4. краковя́ков;
    5. краковя́ку;
    6. краковя́кам;
    7. краковя́к;
    8. краковя́ки;
    9. краковя́ком;
    10. краковя́ками;
    11. краковя́ке;
    12. краковя́ках.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    муж. польская народная пляска; мера в две четверти.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    КРАКОВЯ́К, -а, муж. Польский народный быстрый танец, а также музыка в ритме этого танца.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    Национальный польский танец, а также музыка к этому танцу.

    Надо было видеть, как он лихо танцевал с ней краковяк и лезгинку. Куприн, Мелюзга.

    Музыканты без устали играют то быстрые польки, то громкие марши, то веселые краковяки. В. Беляев, Старая крепость.

    [Польск. krakowiak]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    КРАКОВЯ́К, краковяка, муж. (польск. krakowiak). Танец польского происхождения.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Польский народный, затем бальный танец в быстром темпе.

    2.

    Музыка к такому танцу.

    3.

    Музыкальное произведение в ритме такого танца.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    КРАКОВЯК (польское krakowiak), польский народный и бальный танец (2-дольный). Возник в Краковском воеводстве в 14 в. инструментальная пьеса у Ф. Шопена; использован М.И. Глинкой.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  17. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    краковя́к краковья́к "вид танца", из польск. krakowiak "краковец; краковский танец", от названия города Kraków "Краков".

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. (танец) Cracovienne

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    cracovienne f

  23. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  24. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    (танец) cracoviana f

  25. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  26. Энциклопедический словарь

    КРАКОВЯ́К -а; м. [польск. krakowiak] Национальный польский танец; музыка к этому танцу. От названия города Краков.

    * * *

    краковя́к

    (krakowiak), польский народный, затем бальный танец. Музыкальный размер 2/4.

    * * *

    КРАКОВЯК

    КРАКОВЯ́К (krakowiak), польский народный, затем бальный танец. Музыкальный размер 2/4.

  27. Источник: Энциклопедический словарь



  28. Музыкальная энциклопедия

    (польск. krakowiak) - польск. нар. танец. Возник в Краковском воеводстве, но с давних пор (существование его засвидетельствовано уже в 14 в.) получил распространение по всей Польше, преим. в шляхетской среде, а затем и в крестьянском быту. Так же, как полонез, К. назывался "большим танцем" (taniec wielki) и имел торжеств. характер воинского шествия; с течением времени стал более разнообразным, сохранив, однако, двухдольность. На рубеже 18-19 вв. К. имел большое значение в процессе утверждения самобытности польской муз. культуры. Ритмы К. пронизывают музыку комич. оперы Я. Стефани "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" (1794, на текст В. Богуславского, содержавший национально-освободительные призывы, из-за которых она была запрещена и царской и австрийской цензурой). Жанр К. на оперной сцене развивал Ю. Эльснер. В увертюре к его опере "Король Локетек" (1818) за медленным вступлением следует "Allegro alla Krakowiak", в опере "Ягелло в Тенчине" (1819) содержится хор "alla Krakowiak". Ритмы К. встречаются также и в оперном творчестве К. Курпиньского. В 1828 Ф. Шопен создал своё знаменитое "Большое концертное рондо" ("Rondo а la Krakowiak") для фп. с оркестром. Под таким же назв. вышло в 1803 концертное рондо для фп. его учителя Эльснера. К жанру К. обращались С. Монюшко, З. Носковский, Ю. Зарембский, А. Шелюто и мн. др. польские композиторы. Блестящий оркестровый К., в духе "большого танца" (в соответствии с эпохой, в к-рой происходит действие оперы "Иван Сусанин") создал Глинка.

    Литература: Пасхалов Вяч., Шопен и польская народная музыка, М., 1949; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1-3, М., 1954-72; Kolberg О., Dziela wszystkie, t. 6, Krakow, 1963.И. P. Бэлза.

  29. Источник: Музыкальная энциклопедия



  30. Этнографический словарь

  31. Источник:



  32. Толковый словарь Даля

  33. Источник: