(польск, krakowiak)
польский народный танец. Возник среди жителей Краковского воеводства (краковяков). В 14 в. К. распространился в шляхетской среде. В старину К. танцевали только мужчины, позднее — мужчина в паре с женщиной. Ритм острый, с частыми синкопами. Темп живой: 2/4. Исполняется весело, темпераментно, с горделивой осанкой. Как бальный танец был популярен в 19 — начале 20 вв. Музыкальная форма К. использована Ф. Шопеном в «Рондо а ля краковяк» для фортепиано с оркестром. К. встречается в операх и балетах («Иван Сусанин» Глинки, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева и др.).
муж. польская народная пляска; мера в две четверти.
КРАКОВЯ́К, -а, муж. Польский народный быстрый танец, а также музыка в ритме этого танца.
-а, м.
Национальный польский танец, а также музыка к этому танцу.
Надо было видеть, как он лихо танцевал с ней краковяк и лезгинку. Куприн, Мелюзга.
Музыканты без устали играют то быстрые польки, то громкие марши, то веселые краковяки. В. Беляев, Старая крепость.
[Польск. krakowiak]
КРАКОВЯ́К, краковяка, муж. (польск. krakowiak). Танец польского происхождения.
м.
1.
Польский народный, затем бальный танец в быстром темпе.
2.
Музыка к такому танцу.
3.
Музыкальное произведение в ритме такого танца.
КРАКОВЯК (польское krakowiak), польский народный и бальный танец (2-дольный). Возник в Краковском воеводстве в 14 в. инструментальная пьеса у Ф. Шопена; использован М.И. Глинкой.
краковя́к краковья́к "вид танца", из польск. krakowiak "краковец; краковский танец", от названия города Kraków "Краков".
муж. (танец) Cracovienne
м.
cracovienne f
м.
(танец) cracoviana f
КРАКОВЯ́К -а; м. [польск. krakowiak] Национальный польский танец; музыка к этому танцу. ● От названия города Краков.
* * *
краковя́к(krakowiak), польский народный, затем бальный танец. Музыкальный размер 2/4.
* * *
КРАКОВЯККРАКОВЯ́К (krakowiak), польский народный, затем бальный танец. Музыкальный размер 2/4.
(польск. krakowiak) - польск. нар. танец. Возник в Краковском воеводстве, но с давних пор (существование его засвидетельствовано уже в 14 в.) получил распространение по всей Польше, преим. в шляхетской среде, а затем и в крестьянском быту. Так же, как полонез, К. назывался "большим танцем" (taniec wielki) и имел торжеств. характер воинского шествия; с течением времени стал более разнообразным, сохранив, однако, двухдольность. На рубеже 18-19 вв. К. имел большое значение в процессе утверждения самобытности польской муз. культуры. Ритмы К. пронизывают музыку комич. оперы Я. Стефани "Мнимое чудо, или Краковцы и горцы" (1794, на текст В. Богуславского, содержавший национально-освободительные призывы, из-за которых она была запрещена и царской и австрийской цензурой). Жанр К. на оперной сцене развивал Ю. Эльснер. В увертюре к его опере "Король Локетек" (1818) за медленным вступлением следует "Allegro alla Krakowiak", в опере "Ягелло в Тенчине" (1819) содержится хор "alla Krakowiak". Ритмы К. встречаются также и в оперном творчестве К. Курпиньского. В 1828 Ф. Шопен создал своё знаменитое "Большое концертное рондо" ("Rondo а la Krakowiak") для фп. с оркестром. Под таким же назв. вышло в 1803 концертное рондо для фп. его учителя Эльснера. К жанру К. обращались С. Монюшко, З. Носковский, Ю. Зарембский, А. Шелюто и мн. др. польские композиторы. Блестящий оркестровый К., в духе "большого танца" (в соответствии с эпохой, в к-рой происходит действие оперы "Иван Сусанин") создал Глинка.
Литература: Пасхалов Вяч., Шопен и польская народная музыка, М., 1949; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1-3, М., 1954-72; Kolberg О., Dziela wszystkie, t. 6, Krakow, 1963.И. P. Бэлза.