«Траур»

Траур в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Траур»

Источники

  1. Словарь Брокгауза и Ефрона
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Даля
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  11. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  15. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  16. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  17. Энциклопедический словарь
  18. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  19. Реальный словарь классических древностей
  20. Юридическая энциклопедия
  21. Большой Энциклопедический словарь
  22. Толковый словарь Даля

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    (от немецкого trauern — горевать, оплакивать) — форма внешнего выражения горести, вызванной утратою близкого существа, общественным бедствием, смертью крупного государственного или общественного деятеля. Траурные обычаи, у народов цивилизованных, выродившиеся в простой церемониал, некогда были живым культурным институтом, полным смысла и значения. Замечательно почти полное тожество траурных обычаев у народов самых различных рас, отдаленных по географическому своему распространению и далеких друг от друга по степени культуры. Почти универсальны такие обычаи, как ношение одежды особого цвета, раздирание одежды, отрезывание волос, самоизувечения всех видов, нанесение себе ран, посты, самоубийства, громкие причитания и восхваления покойника, периодичность Т., очищение от Т., множество табу (см.), связанных с Т., и т. п. Первичная причина универсальности этих обычаев кроется в тожестве человеческой природы.

    Такая сильная эмоция, как смерть близкого существа, должна вызывать в непосредственной натуре первобытного человека неудержимую потребность дать исход и внешнее выражение своему чувству. Чисто эмоциональные приступы горя, когда над свежим трупом дорогого человека бьются головой об стену, рвут на себе волосы и т. д., можно наблюдать и в нашей среде. Совершенно естественно и желание вслух выразить свое горе, поделиться им с другими, проявить свою симпатию к покойному прославлением его лучших сторон и т. д. Отсюда уже близко к причитаниям, плачам, славословиям и т. д. Большое значение имеют, далее, воззрения первобытного человека на смерть. С тех пор, как человек стал хоронить своих покойников, т. е. еще с неолитического периода, смерть представлялась ему не окончательным прекращением жизни, а моментом перехода к другой жизни, такой же материальной, как земная. Покойник, лежащий с виду бездыханным трупом, на самом деле слышит и видит, живет полной физиологической и душевной жизнью и нуждается поэтому не только в одежде, оружии, припасах для далекого путешествия. но и в сочувствии окружающих. Поэтому, первые выражения скорби близких людей естественно принимают форму громких бесед с покойником, сетований о разлуке, жалоб на одиночество, беспомощность, прославления подвигов и добрых дел покойного. Отсюда те ритуальные причитания, плачи, прекрасные поэтические образцы которых находим в Библии (плач Давида над Саулом), у Гомера (плач Ахилла над гробом Патрокла) и во всех памятниках народной поэзии. Дикарю часто представляется мысль, что покойника можно вернуть еще к этой жизни, стоит только употребить энергичные меры для того, чтобы далеко отошедшая душа снова вернулась в тело. Этим объясняются не только такие факты, как битье покойника, громкое окликание его по имени (у современных евреев это называется abrufen), искушение его любимыми блюдами, выставлением напоказ всех его драгоценностей, но и целый ряд других фактов, непосредственно относящихся к Т., как исступленные крики, нанесение себе ран и т. п. действия, которые имеют целью вызвать жалость покойника к живым и побудить его вернуться к своим близким. Так, у негритянских племен Ewe на Невольничьем берегу, при первом известии о смерти близкого человека, женщины с плачем и завываниями подвергают себя всяческим истязаниям, умоляя душу покойника вернуться и воскресить его тело; это продолжается до тех пор, пока труп не начинает разлагаться (Ellis, "Ewe speaking Peoples", 156, 157). На Золотом берегу вокруг покойника расставляют самые драгоценные его вещи, ставят перед ним его любимые блюда. Даже в Китае, когда кто-нибудь умирает, взбираются да крышу его дома и протяжно выкликают. "Вернись, такой-то"! Обряд пощения в честь умерших встречается у самых различных народов (на островах Самоа, в Африке, у древних египтян и евреев; ср. пост Давида по поводу смерти Саула и Ионафана) и, по-видимому, первоначально носил характер угрозы уморить себя голодом, если покойник не одумается и не вернется к жизни. Посты в честь умершего могли также иметь целью вызвать экстазы и видения, во время которых возможно общение с душой покойника. Обычными дарами покойнику были волосы и кровь близких людей. У Гомера Ахилл, прощаясь с Патроклом, кладет в руку своего умершего друга локон своих волос, а мирмидоняне осыпают все тело героя своими волосами. Египтяне во время Т. выбривали себе ресницы. Об обычае срезывать волосы у евреев свидетельствует Библия. Этнографы и историки нашли этот обычай во всех частях света (фиджийцы, тасманийцы, гунны, албанцы, гавасы, малайцы, сев.-амер. индейцы, бассуты, галласы и т. д.). Приношения крови не менее обычны. На о-вах Тонга наносят себе раны в голову и режут себе тело ножами, раковинами, копьями, дубинами. На Самоа бьют себя по голове камнями, пока не потечет кровь. Библейский запрет: "Вы не должны делать никаких разрезов на вашей плоти ради покойников, ни запечатлевать знаки на себе" свидетельствует о широком распространении обычая, объясняется это тем, что кровь и волосы универсально считались основными элементами жизни; принесение их в жертву рассматривалось либо как средство оживить покойника, либо как ценный для него дар в его дальнейшей жизни (Джевонс, Робертсон Смит). Военные обычаи и институт рабства, в связи с появлением военачальников, облеченных неограниченной властью и изменением в строе семьи, внесли в траурные обычаи новый элемент, ничего общего не имевший с естественными эмоциональными мотивами: приношение в жертву людей, систематические самоубийства и самоизувечения. Признавалось, что вождь, окруженный при жизни сотнями рабов и невольниц, привыкший украшать себя и свой дом трофеями из человеческих костей, и на том свете должен быть обставлен так же, как при жизни. У маленьких племен эти кровавые обычаи ограничиваются немногими жертвами (напр., у племени вадо вождь хоронится вместе с невольником и невольницей, первый с топором в руках, для того, чтобы рубить дрова своему господину, вторая — держа голову господина на своих коленях); у более крупных народов они обращаются в настоящую бойню. Король дагомейский, напр., должен войти в страну смерти с целым двором — сотнями жен, евнухов, певцов, барабанщиков и солдат; кроме того, его периодически продолжают снабжать новыми слугами, устраивая кровавые поминки; каждый день убивается военнопленный, который посылается с донесениями к покойнику от короля. В Монголии, во времена Марка Поло, во время похорон крупного хана убивались все, встречавшиеся на пути кортежа, и им говорили; "Идите служить своему господину!". Из подобных обычаев выработался обычай добровольного самоубийства. Подобные обычаи человеческих жертв были известны в более или менее широких размерах даже у греков, римлян, германцев, персов и т. д. Главная тяжесть этого обычая, после рабов, падала на женщин, как лиц, приравнивавшихся к рабам. Мужчины же и в других траурных обычаях принимали меньшее участие; переживание этой неравноправности мы видим и у классических народов. Обычай брать трофеи (см.) в виде отрубленных удобоносимых частей тела (скальпа, пальцев и т. п.), а также обычай выражать свое подчинение самоизуродованием, создал траурный обычай, состоявший в том, что оплакивавшие всячески увечили себя, чтобы снабдить покойника трофеями и вместе с тем этим проявить свои подданнические чувства к своему повелителю. Самой обычной формой такого увечения было отрезание пальцев. Кровавые обычаи первоначально практиковались только при публичном Т., по случаю смерти начальника, но постепенно они стали обычными спутниками всякого семейного Т. (сожигание вдов, отрезание у них суставов и т. д.; см. Вдова). С Т., как со всяким первобытным религиозно-социальным институтом, связан целый ряд обычаев, подходящих под общую категорию табу (см.). Как в табу вообще соединены два противоположных принципа — святости и нечистоты, так, в частности, эту двойственность мы видим в траурном табу. С одной стороны, покойник является как бы нечистым, и все прикосновенное к нему подлежит очищению; с другой, дни Т. считаются священными и на них распространяются все запреты великих религиозных или публичных табу. В Полинезии, напр., в дни Т. объявлялись такие же табу, как в самых торжественных случаях: запрещалось приготовление пищи, зажигание огня, выход из дому, произведение шума. У современных евреев, помимо других характерных обычаев Т., первый восьмидневный Т. сопровождается абсолютным запретом выхода из дома, обязательным сидением на полу, прекращением всякой работы; кроме того, запрещается умываться, стричь волосы и ногти — обычаи, типичные для табу. Самым характерным траурным табу, сохранившимся до наших дней и у народов цивилизованных, является ношение специальной одежды определенного цвета. В Европе принят цвет черный, в Китае — белый, в Турции — синий или фиолетовый, в египте — желтый, в древней Эфиопии — серо-землистый и т. д. У первобытных народов отсутствует строгая регламентация цвета, но употребление особой траурной одежды весьма обычно, точно так же, как вообще пренебрежение к костюму. У плем. манганья (южн. Африка), вместо изменения костюма, обыкновенно обертывают голову пальмовыми листьями и носят их до тех пор, пока они не поблекнут, чем и кончается Т. — Многие, как, напр., Деникер, склонны объяснить все подобные изменения во внешности желанием запугать злого духа или замаскировать себя, чтобы не быть узнанным; но действительный генезис употребления специальной траурной одежды заключается, как это справедливо замечает Джевонс, в табу, сообщаемом покойником всем окружающим, а через них и посторонним лицам. Всем соприкасавшимся с покойником необходимо было уберечь от осквернения свою повседневную одежду и вместе с тем предостеречь посторонних от прикосновения к лицам, находящимся в состоянии Т. Обеим целям удовлетворяло употребление специальной одежды необычного цвета, которая резко бросалась в глаза посторонним и которую, по окончании Т., можно было оставить, как нечистую. Подтверждение этого взгляда мы видим в том, что во многих местах по окончании Т. траурную одежду уничтожают (напр. у негров Золотого берега). Другие современные обычаи, как постановка памятников, траурная музыка в похоронных картежах, поминальные обеды, периодические поминки, обряжение покойника в лучшие одежды, пышность похорон, траурное облачение прислуги, траурной колесницы и лошадей — составляют переживание соответственных примитивных обычаев дикаря и варвара. Памятники ведут свое происхождение от обычая как можно больше насыпать земли над могилой для лучшего сохранения тела покойника от диких зверей или от обычая строить специальные дома, куда душа покойника могла бы являться для принятии пищи и питья; траурная музыка — от обычая ритмического оплакивания (еще и теперь в Японии оплакивание происходит под аккомпанемент флейт, как в древней Греции); поминальные обеды — от пиршеств с предполагаемым участием покойников; строго установленная продолжительность Т. и периодичность поминок — от воззрения, что двойнику покойника требуется определенное время, пока он доберется до нового местожительства, и в это время он нуждается в пище, питье и одежде; пышное обряжение покойника — от необходимости пустить его в новый мир в наиболее подобающем его достоинству виде и т. д. Современный траурный ритуал в Европе обратился в простой этикет, который, тем не менее, особенно в богатых классах, не только не падает, но даже развивается, как все внешние проявления тщеславия. В общем, современный ритуал Т. покоится на еврейско-римских обрядах, несколько видоизмененных под влиянием новых социальных условий. До второй половины XVIII стол. во Франции не носили Т. по детям, как в древнем Риме. Еще до сих дор в Европе для женщин Т. более обязателен, чем для мужчин, как в Риме, где соблюдение Т. для мужчин было чисто факультативное. Римский публичный Т. еще жив в официальном Т. военных, при дворе и т. д. Публичные Т. были провозглашены, напр., в Америке — по случаю смерти Франклина и Вашингтона, во Франции — по случаю смерти Лафайета. — Т. трактуется во всех общих сочинениях по социологии, истории культуры и религии. Особенно см. Спенсер, "Основания социологии"; F. Jevons, "Introduction to the history of religion" (Л., 1896); J. G. Frazer, "The golden bough.".

    Л. Ш—г.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Словарь форм слова

    1. тра́ур;
    2. тра́уры;
    3. тра́ура;
    4. тра́уров;
    5. тра́уру;
    6. тра́урам;
    7. тра́ур;
    8. тра́уры;
    9. тра́уром;
    10. тра́урами;
    11. тра́уре;
    12. тра́урах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    муж., нем. жаль, печаль, плач, жалоба, зап. покута, принятые обычаем внешние признаки грусти, по близком покойнике; черная одежда, печальное, жалевое платье. Она в жалевом ходит. Семья эта в печали, в жали, в жалях. В жалях серег не носят. Она в жали, в покуте по муже. Траурный, печальный, жалевой.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    ТРА́УР, -а, муж.

    1. Состояние скорби по умершему (а также по поводу какого-н. бедствия, катастрофы), выражающееся в ношении особой одежды, в отмене увеселений. В семье т. Страна в трауре.

    2. Одежда (обычно чёрная), повязка, носимая в знак скорби. Носить т. по матери.

    | прил. траурный, -ая, -ое. Траурные флаги. Траурная процессия (погребальная). Т. марш.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Скорбь по умершему или в связи с каким-л. общественным бедствием, выражающаяся в каких-л. общепринятых знаках, действиях (особой одежде, отмене празднеств и т. п.).

    Объявить траур. Приспустить флаги в знак траура.

    [София:] Мы в трауре, так бала дать нельзя. Грибоедов, Горе от ума.

    Москва была в глубоком трауре… Умер Владимир Ильич Ленин. Гардин, Воспоминания.

    2.

    Черная или темная одежда, повязка, вуаль, кайма и т. п. как символ печали, скорби по умершему.

    Мы носили траур по матери, которая умерла осенью. Л. Толстой, Семейное счастие.

    С работницами обшивала [Шурка] в Совете знамена трауром. Ляшко, В разлом.

    [нем. Trauer]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    жаль, печаль (внешние признаки печали по близком покойнике), черная одежда и пр

    Ср.трауре ходить". Траур носить по ком.

    Ср. Куропаткина была в глубоком трауре. Дома она траура не носила... но выезжала в трауре.

    А.А. Соколов. Тайна. 25.

    См. в трауре.

  11. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  12. Толковый словарь Ушакова

    ТРА́УР, траура, мн. нет, муж. (нем. Trauer - печаль).

    1. Состояние скорби по умершему, выражающееся в каких-нибудь общепринятых знаках (в особой одежде, отмене увеселений, общественных собраниях памяти умершего и т.п.). «Мы в трауре, так бала дать нельзя.» Грибоедов.

    2. Черная одежда или украшения черного цвета как выражение этого состояния. «Осталась вдовой и облеклась в полный траур.» Достоевский.

    3. О грязи под ногтями (разг. фам. шутл.). «Видно было неряху: руки, без перчаток, были грязные, а длинные ногти - в трауре.» Достоевский.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Состояние скорби (по умершему или в связи с каким-либо общественным, общенациональным бедствием).

    2.

    Одежда или особые знаки на одежде, флагах, портретах и т.п. как символ скорби.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    ТРАУР (нем. Trauer) -..1) скорбь по умершему, по поводу бедствия, катастрофы, выражающаяся в каких-либо общепринятых знаках, действиях

    2)] Определенного цвета одежда, повязка и т. п. в знак скорби.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    тра́ур род. п. -а, прилаг. тра́урный (последнее уже у Петра I, 1725 г.; см. Смирнов 294), народн. тро́вур, смол. (Добровольский), тро́рва "траур", тро́рванай, прилаг., ряз. (см. РФВ 28, 66). Из нем. Тrаuеr "печаль, скорбь, траур"; см. Горяев, ЭС 374.

  19. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж. mourning носить траур по ком-л. ≈ to be in mourning for smb. одетый в траур ≈ craped глубокий траур ≈ deep mourning облечься в траур ≈ to go into mourningм. mourning;
    в глубоком ~е in deep mourning;
    носить ~ по кому-л. be* in mourning for smb.;
    ~ный mourning attr.;
    (похоронный) funeral;
    (скорбный) mournful;
    ~ный марш funeral/dead march;
    ~ная повязка crape band;
    ~ная рамка black border.

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    1)Trauer f

    2)(одежда) Trauerkleidung f

    носить траур по кому-либо — um j-m Trauer tragen(непр.)

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    траур м 1. Trauer f 2. (одежда) Trauerkleidung f c носить траур по кому-л. um jem. Trauer tragen*

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    deuil m

    глубокий траур — grand deuil

    носить траур — porter le deuil; être en deuil (deqn)

    снять траур — quitter le deuil

  27. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  28. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    luto m

    глубо́кий тра́ур — luto riguroso, gran duelo

    объяви́ть тра́ур — anunciar (declarar) luto

    носи́ть тра́ур — llevar (gastar) luto, vestir de luto

    обле́чься в тра́ур — ponerse de luto, enlutarse

    снять тра́ур — quitarse el luto

  29. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  30. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    1)lutto

    глубокий траур — lutto stretto / rigoroso

    быть в трауре — essere in lutto

    2)(одежда) lutto m, bruno m

    надеть траур — vestirsi a lutto

    носить траур — portare il / vestire a lutto

    снять траур — togliersi il lutto

    дама в трауре — una signora in gramaglie

  31. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  32. Энциклопедический словарь

    ТРА́УР -а; м. [нем. Trauer]

    1. Состояние скорби по умершему или по поводу какого-л. общественного бедствия, катастрофы, сопровождающееся ношением особой одежды, отменой увеселительных мероприятий. Объявить т. Приспустить флаги в знак траура. Страна в трауре. Т. по погибшим от землетрясения.

    2. Черная и тёмная одежда, повязка и т.п., носимая в знак скорби. Носить т. по матери. Дама в трауре. Ходить в трауре. Т. под ногтями (о грязи под ногтями).

    Тра́урный (см.).

    * * *

    тра́ур

    (нем. Trauer), 1) скорбь по умершему, по поводу бедствия, катастрофы, выражающаяся в каких-либо общепринятых знаках, действиях.2) Определённого цвета одежда, повязка и т. п. как знак скорби.

    * * *

    ТРАУР

    ТРА́УР (нем. Trauer), состояние скорби по умершему, по поводу бедствия, катастрофы; выражается в ношении особой одежды черного цвета, в отмене увеселений. По народной традиции по мужу или жене траур обычно соблюдают год, по родителям — девять месяцев, по другим родственникам — полгода.

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    . см. <<Погребение. У Восточных народов и у Евреев в частности траур, или глубокая скорбь, особенно по умерших, выражалась различно: так например они ударяли себя в грудь (Наум.2:7 ), рвали волосы на голове и бороде (Езд.9:3 ), посыпали пеплом голову (1Цар.4:12 ), раздирали на себе одежду (Быт.37:29 ), терзали лицо и покрывали ранами тело (Иер.16:6 ), проводили время в посте (2Цар.12:16 ), закрывали голову, лицо и подбородок, ходили босиком (2Цар.15:30 ), брили голову и бороду (Ис.15:2 ), облекались в печальную одежду, надевая на себя вретище (3Цар.21:27 ), во время глубокого траура ложились на землю и садились на пепел (2Цар.12:16, Ис.3:25, Иов.2:8 ). С плачем соединяли плачевные песни и призывали для того плакальщиц (Иер.9:17, 2Пар.35:25 ). Траур продолжался семь дней, но в особенных случаях и долее. Подобные же обычаи существовали у древних Греков и Римлян.

  35. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  36. Реальный словарь классических древностей


    • Luctus.

    Т. по умершим ближайшим родственникам был не только древним обычаем, но впоследствии также законом, напр., во время Нумы Помпилия. Особенно строго смотрели за Т. вдов. Срок Т. был десятимесячный. Нарушавшие его подвергались лишению гражданской чести (см. Infamia). Мужчины искони не принуждались к соблюдению Т. Запрещен был Т. по осужденным за измену (perduellionis damnati), по врагам и тем, которые, будучи под судом, лишали себя жизни. Т. состоял в ношении черных или темных платьев (toga pulla. см. Vestimenta, Одежда), позже также и белых. Женщины разрывали себе платья и снимали с себя все украшения, а мужчины отпускали бороду и волосы и не посещали пиров и празднеств. При общественных бедствиях, напр., по случаю больших поражений, позже после смерти императора налагался публичный траур. Тогда закрывались все общественные и частные учреждения, таберны (т. е. лавки, трактиры и т. п.) запирались, а правительственные лица и сенаторы слагали с себя знаки своего сана (mutatio vestis). При известных обстоятельствах, напр., по случаю празднеств или счастливых семейных событий, мог быть сокращен (minuitur) как общественный, так и частный Т.

  37. Источник: Реальный словарь классических древностей



  38. Юридическая энциклопедия

    Траур - вид поведения, связанный с бытовыми ограничениями и психологическими переживаниями по поводу постигшей утраты близкого человека

    Источник: Приказ Госстроя России от 10.01.2000 № 3 "Об утверждении Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации"

  39. Источник: Юридическая энциклопедия



  40. Большой Энциклопедический словарь

    ТРАУР
    ТРАУР (нем. Trauer) -..1) скорбь по умершему, по поводу бедствия, катастрофы, выражающаяся в каких-либо общепринятых знаках, действиях

    2)] Определенного цвета одежда, повязка и т. п. в знак скорби.


    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  41. Источник:



  42. Толковый словарь Даля

  43. Источник: