см. Зурна.
жен. темя и лоб у лошади, часть головы, от ушей, по межиглазью, до храпу. Никогда не бей лошади по сурне.
| Лицо, рожа, рыло, мурло, пыка, гиря, пенз. сурно ср.
| Сурна, перс., музыкальная трубка, дуда, оглушительно резкого звука, ·стар. суренка, изредка встречается у нас поныне. Удариша в бубны и в сурны, Никон. И начаша в сурны играти и в варганы. Царств ·летописн. На царском дворе играют в трубки и в суренки и бьют в литавры, Кошихин. А будет трубников и литаврщиков и суренщиков в царском дому всех человек со-сто, Кошихин. Сурначей ·стар. (с татар. сурначи) суренщик. А дано государева жалованья трубачем и сурначем по новгородке золотой, Летописец. Сурник муж. то же. Список приказа большего дворца трубником и сурником, ·стар.>
СУРНА́, сурны, жен. (старин.). То же, что зурна.
ж. устар.
Русский духовой музыкальный инструмент.
сурна́ "дудка", укр. сурма́, др.-русск. сурна (Никон. летоп., Девгениево Деяние, ХV в., Домостр. Заб. 186, Воскрес. летоп. под 1552 г., Хожд. Котова 85, Котошихин 14). Из тур., тат. surnа "дудка" от перс. surnâj "праздничная флейта"; см. Мi. ТЕl. 2, 161, 190; Радлов 4, 771, 919; Паасонен, Сs. Sz. 120 и сл.; Г. Майер, Alb. Wb. 487; Рясянен, Таt. L. 61. См. зурна́. Сюда же сурна́ "морда", ряз. (ЖСт., 1898, вып. 2, стр. 223; РФВ 28, 651), сурно́, пенз. (Даль).
•
• 1 У Е. Будде (см. РФВ 28, 65) – су́рна. – Прим. ред.
СУРНА́ -ы́; ж. Старинный русский музыкальный инструмент; род гобоя.
* * *
сурна́(от перс. сурнай), древнерусский духовой язычковый музыкальный инструмент предположительно типа зурны (то есть с двойной тростью). В XV—XVII вв. использовался в военной музыке, а также скоморохами (упоминается и малая разновидность — сурёнка). В XIX — начале XX вв. в военном быту терского казачества название зурны.
др.-рус. дух. язычковый муз. инструмент. Сохранившийся образец рус. С. - дерев. трубка (дл. 270 мм) с цилиндрич. каналом, на к-ром 5 игровых отверстий, с 2 раструбами - малым (верхним), выполняющим функции мундштука, и колоколообразным (нижним); диаметр верхнего раструба (в него вставлен пищик с одинарным надрезным язычком) - 350 мм, нижнего - 650 мм. Звукоряд диатонический, диапазон - малая секста. Звук очень сильный, пронзительный. С. упоминается в летописях с 16 в. Согласно "Домострою" (16 в.), совм. с бубном, трубой и накрами С. была обязательной принадлежностью свадебного обряда. В 16-17 вв. применялась в ратном деле, использовалась скоморохами, входила в состав инстр. ансамбля Потешной палаты. В 18 в. вышла из употребления. Вновь появилась в воен. быту терского казачества в кон. 19 - нач. 20 вв.
Литература: Привалов Н., Музыкальные духовые инструменты русского народа в связи с соответствующими инструментами других стран, в кн.: Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества, т. 7, вып. 2, СПБ, 1907; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 27; Вертков К., Русские народные музыкальные инструменты, Л., 1975, с. 42-44; Галайская Р., О древнерусской терминологии музыкальных инструментов по памятникам письменной литературы XI - XVII столетий, в кн.: Театр. Музыка. Кинематография, Л., 1975.