«Опрос»

Опрос в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Опрос»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Даля
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Малый академический словарь
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Большой энциклопедический словарь
  9. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  10. Англо-русский словарь технических терминов
  11. Русско-английский словарь математических терминов
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  17. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  18. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение
  19. Философская энциклопедия
  20. Энциклопедический словарь
  21. Русско-английский политехнический словарь
  22. Dictionnaire technique russo-italien
  23. Русско-украинский политехнический словарь
  24. Русско-украинский политехнический словарь
  25. Энциклопедия социологии
  26. Социологический справочник
  27. Российская социологическая энциклопедия
  28. Толковый словарь по социологии
  29. Социология: Энциклопедия
  30. Словарь бизнес-терминов
  31. Тезаурус русской деловой лексики
  32. Большой Энциклопедический словарь
  33. Толковый словарь Даля

    Большая Советская энциклопедия

    метод сбора первичной информации, применяемый в социальных исследованиях. Цель О. — получение информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемого. О. начал применяться со 2-й половины 19 в. при переписях населения и различных статистических обследованиях. В социальных исследованиях обычно применяются выборочные О. населения (см. Выборочный метод).О. пользуются: на ранних стадиях исследования с целью выведения рабочих гипотез; в качестве одного из центральных методов для сбора данных (например, при изучении общественного мнения, потребительского спроса населения и т.п.); для дополнения данных, полученных др. методами, — анализом статистических материалов, официальной и личной документации, Наблюдением и т.п. Методики О. можно свести к двум основным типам: анкетированию (См. Анкетирование)и интервьюированию (См. Интервьюирование).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. опро́с;
    2. опро́сы;
    3. опро́са;
    4. опро́сов;
    5. опро́су;
    6. опро́сам;
    7. опро́с;
    8. опро́сы;
    9. опро́сом;
    10. опро́сами;
    11. опро́се;
    12. опро́сах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    ОПРОС, опросчик и пр. см. опрашивать.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    ОПРО́С, -а, муж.

    1. см. опросить.

    2. Метод сбора первичной информации со слов опрашиваемого.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    , м.

    Действие по знач. глаг. опросить—опрашивать.

    Опрос свидетелей.

    [Редактор] подверг меня тщательному опросу по части биографии. Чаковский, Это было в Ленинграде.

    ||

    Метод собирания информации, применяемый в социальных исследованиях.

    Выборочный опрос.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ОПРО́С, опроса, муж. (офиц.). Действие по гл. опросить. Опрос свидетелей. Инспекторский опрорс (опрос военнослужащих, производимый инспектирующим воинскую часть начальником; дорев.). Опрос военнопленных (воен.). «Конституцией вводится всенародный опрос (референдум) для тех случаев, когда это будет признано необходимым Верховным Советом СССР или одной из союзных республик.» Молотов. Президиум Верховного Совета СССР… производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик… Конституция ССР.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    процесс действия по гл. опросить

    2.

    Результат такого действия.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Большой энциклопедический словарь

    ОПРОС - метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях обычно применяют выборочные опросы (см. Выборочное наблюдение) для изучения общественного мнения, потребительского спроса населения и др. Основные средства - анкетирование и интервьюирование.

  15. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.
    1) interrogation, inquiry;
    questioning социологический опрос населения ≈ Gallup poll
    2) poll, survey;
    (cross-) examination юр.;
    referendum
    3) (в школе) quizм. questioning;
    ~ свидетелей questioning of witnesses;
    ~ населения opinion poll.

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Англо-русский словарь технических терминов

    inquiry вчт.; связь, interrogation, look-up, scan вчт.,(датчиков или регуляторов) scanning

  19. Источник: Англо-русский словарь технических терминов



  20. Русско-английский словарь математических терминов

    m.inquiry, questionnaire, question

  21. Источник: Русско-английский словарь математических терминов



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    опрос м Befragung f c, Umfrage f c; юр. Vernehmung f c, Verhör n 1a (допрос) опрос общественного мнения Meinungsumfrage f всенародный опрос Volksbefragung f

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    опросBefragung

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    м

    Befragung f, Umfrage f; юр. Vernehmung f, Verhör n(допрос)

    опрос общественного мнения — Meinungsumfrage f

    всенародный опрос — Volksbefragung f

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м.

    interrogatoire m

    произвести опрос — interroger vt

  29. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    interrogatorio m

    всенаро́дный опро́с — plebiscito m, referéndum m

    опро́с свиде́телей — interrogatorio de testigos

    опро́с обще́ственного мне́ния — sondeo m (de la opinión pública); encuesta f(анкетирование)

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    interrogazione(в школе), interrogatorio m(у следователя и т.п.); escussione f (dei testi) юр.; inchiesta f журн. соц., intervista соц.

    всенародный опрос — referendum m

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение

    (населения) 调查

  35. Источник: Русско-китайский словарь: пресса, интернет, радио, телевидение



  36. Философская энциклопедия

    ОПРО́С

    метод сбора первичной информации, применяемый в социальных исследованиях. Цель О. – получение информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемого. О. начали применяться со 2-й пол. 19 в. при переписях населения и различных статистич. обследованиях. Большое значение О. при изучении закономерностей обществ. жизни придавали Маркс, Энгельс и Ленин, к-рые нередко прибегали к данным, полученным путем О. В социальных исследованиях обычно применяются выборочные О. населения (см. Отбор, Репрезентативность).

    Методика и процедура проведения О. связаны с методологией исследования. Так, в бурж. эмпирич. социологии идеалистич. установки находят отражение и в конкретных приемах О., направленных в основном на субъективные проявления личности – мнения, чувства, желания, отношения и т.д. Нередко мнения людей принимаются за единств. информацию о реальных фактах социальной действительности. Однако нек-рые правила и приемы проведения О., используемые в бурж. социологии, при условии критич. подхода к ним могут применяться и в марксистских исследованиях. Марксистская методология требует четкого разграничения социальных фактов как объективных обществ. действий личности и фактов обществ. или индивидуального сознания.

    О. применяются: на ранних стадиях исследования с целью выведения рабочих гипотез; в качестве одного из центр. методов для сбора данных (напр., при изучении обществ. мнения, потребительского спроса населения и т.п.); для дополнения данных, полученных др. методами, – анализом статистич. материалов, офиц. и личной документации, наблюдением и т.п.

    Методики О. можно свести к двум осн. типам: заочный О. – анкеты для самостоят. заполнения (распространяются по почте, через печать и т.п.); О. "лицом к лицу" (интервью) – беседа по заранее составленному плану, когда ответы заносятся исследователем в протокол сразу же или по окончании О., при этом используются и средства звукозаписи. Для изучения обществ. мнения группы лиц применяется групповое интервью, в к-ром неск. человек обсуждают поставленные интервьюером вопросы.

    Различают неск. видов интервью: стандартизированное, в к-ром порядок и формулировки вопросов определены заранее; нестандартизированное, где интервьюер, руководствуясь общим планом беседы, формулирует вопросы в соответствии с конкретной ситуацией; полустандартизи-рованное, в к-ром используется т.н. "путеводитель" интервью с перечнем: как строго необходимых, так и возможных вопросов; смешанный вид О., когда опрашиваемый самостоятельно заполняет карточку О., а затем исследователь уточняет отд. детали.

    Выбор той или иной формы О. зависит от уровня изученности проблематики, целей исследования и его программы в целом. Так, невозможно составить удовлетворит. вопросы для анкет или стандартизированного интервью, если нет ясного представления об осн. границах, в пределах к-рых находятся возможные ответы. Преимущество нестандартизированного интервью – получение более глубокой информации, гибкость О. Его недостаток – сравнит. узость охвата опрашиваемых. Массовый стандартизированный О. дает репрезентативные результаты, но в более узкой сфере проблем. Поэтому наилучший способ – сочетание обоих методов.

    План О. обычно включает "открытые" (неструктурные) и "закрытые" (структурные) вопросы. Первые не дают опрашиваемому никакого руководства ни в отношении формы, ни в отношении содержания его ответов; вторые – предлагают сделать выбор лишь из числа предложенных вариантов ответов. Гл. преимущество "закрытых" вопросов – единообразие ответов, легко поддающееся ручной и особенно машинной обработке. Однако опрашиваемый может подчеркнуть тот или иной ответ, не вникая в его смысл. Достоинство "открытых" вопросов – возможность выявлять более обдуманное мнение, но и это может привести к ошибкам "неполноты информации" (дефекты памяти). Если проблема мало изучена, рекомендуется использовать "открытые" вопросы для последующей стандартизации на втором этапе исследования. Любая стандартизация возможных ответов должна исчерпывать объем вопроса, включая, согласно смыслу, позитивные и негативные варианты ответов и ответы типа "не знаю", "затрудняюсь сказать".

    План О. предусматривает серию осн. и контрольных (обычно косвенных) вопросов для повышения достоверности информации. Контроль ее достоверности возможен двумя способами: соответствующей отработкой системы осн. и контрольных, прямых и косвенных вопросов, с помощью техники шкалирования вариантов ответа в неск. измерениях, повторными О. в панельном исследовании; путем сравнения с др. сообщениями или объективными данными, к-рые касаются рассматриваемых факторов (наблюдения, анализ продуктов деятельности, эксперимент и т.д.).

    Лит.: Вопросы организации и методики конкретно-социологич. исследований, М., 1963; Социология в СССР, т. 1, М., 1965; Свенцицкий Α. Α., Интервью как метод конкретного социологич. исследования, "ФН" (НДВШ), 1965, No 4; Опыт и методика конкретных социологич. исследований, M., 1965; Сantril H., Gauging public opinion, Princeton, 1944; Merton R. K. and Kendall P. L., The focused interview, "Amer. J. Sociology", 1946, v. 51, No 6; Likert R., The sample interview survey as a tool of research and policy formation, в кн.: The policy sciences, ed. by D. Lerner and H. D. Lasswell, Stanford, 1951; Goode W. J. and Hatt P. K., Methods in social research, N. Y., 1952; Jonsson C.-O., Questionnaires and interviews, Stockh., 1957; Maccoby E. E., Maccoby N., The interview; A tool of social sciences, в кн.: Handbook of social psychology, ed. by G. Lindzey, v. 1, L., 1959; Mass H. S., Ρоlansky Ν. Α., Collecting original data, в кн.: Social work research, ed. by N. A. Polansky, Chi.–L., [I960]; Selltiz C., Jahoda M., Deutsch M. and Cook S.W., Research methods in social relations, L., 1962; König R., Handbuch der empirischen Sozialforschung, Bd 1, Stuttg., 1962.

    А. Свенцицкий. Ленинград.

  37. Источник: Философская энциклопедия



  38. Энциклопедический словарь

    ОПРО́С -а; м. Офиц.

    1. к Опроси́ть - опра́шивать.

    2. Метод собирания первичной информации, основанный на выяснении мнений разных людей (применяется в социологических исследованиях); результаты этого метода. Изучить данные опроса. Охватить опросом всё население улицы. Выборочный о. (выборочным путём получение статистических сведений).

    Опро́сный, -ая, -ое.

    * * *

    опро́с

    метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях обычно применяют выборочные опросы (см. Выборочное наблюдение) для изучения общественного мнения, потребительского спроса населения и др. Основные средства — анкетирование и интервьюирование.

    * * *

    ОПРОС

    ОПРО́С, метод сбора первичной информации об объективных и (или) субъективных фактах со слов опрашиваемого. В социальных исследованиях обычно применяют выборочные опросы (см. Выборочное наблюдение(см. ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ)) для изучения общественного мнения(см. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ), потребительского спроса населения и др. Основные средства — анкетирование(см. АНКЕТИРОВАНИЕ) и интервьюирование(см. ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ).

  39. Источник: Энциклопедический словарь



  40. Русско-английский политехнический словарь

    inquiry вчт.; связь, interrogation, look-up, scan вчт.,(датчиков или регуляторов) scanning

    * * *

    опро́с м.

    1. interrogation

    2. (в системе обегающего контроля) scan

    3. (метод сбора информации) polling survey

    * * *

    interrogation

  41. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  42. Dictionnaire technique russo-italien

    м. вчт.

    interrogazione f

    - программированный опрос

  43. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  44. Русско-украинский политехнический словарь

    вчт

    опи́тування

    - выборочный опрос

  45. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  46. Русско-украинский политехнический словарь

    вчт

    опи́тування

    - выборочный опрос

  47. Источник: Русско-украинский политехнический словарь



  48. Энциклопедия социологии

    - англ. survey /opinion poll; нем. Befragung. Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Различают О. письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (напр., референдум), общенациональные, региональные, локальные и др.

  49. Источник: Энциклопедия социологии



  50. Социологический справочник

    термин, обозначающий совокупность методов получения информации об изучаемом объекте. О. осуществляется путем диалога между исследователем и респондентом в виде формализованных вопросов и ответов. Благодаря этому возникает возможность, во-первых, вести общение независимо от предметной области, ведь в сознании респондентов отражены самые разнообразные обстоя-гльства прошлого и настоящего (факты, мнения, знания и т. п.. а также оценки развития этих обстоятельств в будущем, во-вторых, добиваться определенного единообразия эмпирических данных. Следовательно, О. универсален по предмету изучения, а его данные могут быть стандартизированы. Своими корнями О. уходит в глубь истории цивилизации. Уже в условиях рабовладельческого общества была необходимость вест1: 1ет населения и различных сторон его жизнедеятельности. развитие капитализма в XVII в. интенсифицировало течение многих социально-экономических процессов, что повлекло совершенствование средств их учета и анализа. Английский ученый У. Петти, которого К. Маркс назвал отцом политической экономии и в некотором роде изобретателем статистики (см. Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 282), разработал так называемую «политическую арифметику».

    В рамках ее он впервые попытался анализировать экономические и социальные процессы с числовыми материалами в руках. Известно, что, подготавливая свое социографическое исследование «Политическая анатомия Ирландии», У. Петти с помощью специального формуляра (опросного листа) собрал информацию о населении Ирландии и его образе жизни. В Англии процесс систематического сбора эмпирических данных с помощью формуляров получил название «анкет». Известны случаи применения формуляров в XVIII в., например, Д. Дэвисом в процессе его исследовательской работы «Изучение семейного бюджета трудящихся классов в Англии» (1787 г.).

    В России в 1767 г. высший административный орган страны (Сенат), встревоженный резким ростом цен на хлеб, разослал во все российские уезды секретный опросный лист о причинах его дороговизны, состоящий из 14 вопросов. Причины роста цен на хлеб были обнаружены. Важное значение сбору эмпирического материала путем организации самостоятельных О. трудящихся придавали К. Маркс и Ф. Энгельс. Так, в шестой части устава 1 Интернационала говорится о необходимости рабочему классу самому осуществлять статистическое обследование своего положения во всех цивилизованных странах (см. Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 17. С. 453). К. Маркс является автором «Анкеты для рабочих», опубликованной в 1880 г. во французском социалистическом журнале. Различные виды О. применял В. И. Ленин. В статье «К вопросу о докладах комитетов и групп РСДРП общепартийному съезду» (Поли. собр. соч. Т. 7. С. 72-82) он изложил методические -требования к процессу сбора информации, изучению реального положения рабочего класса, деятельности партийных комитетов в России и включил разработанный им соответствующий вопросник с указанием цели, задач исследования, правил заполнения анкеты. В социологических исследованиях используются различные виды О. Основными критериями их классификации являются характер взаимодействия между исследователем и респондентом (личный или обезличенный, очный или заочный, индивидуальный или групповой) и степень стандартизации процедуры О. В наиболее общем плане О. сводятся к интервьюированию и анкетированию. При первой процедуре представитель исследователей (интервьюер) фиксирует ответы на вопросы сам, при второй респондент.

    Кроме того, для классификации имеет значение, какой физиологический канал коммуникации используется (слух, зрение) и в результате какого вида деятельности фиксируется ответ, реакция респондента на нопрос (речь, навыки письма, двигательная активность-поднятие рук при голосовании, опускание в урну предметов, символизирующих определенную точку зрения, манипуляция с техническими устройствами, фиксирующими и передающими сигнал о мнении респондента). Например, одновременное выключение телевизоров из электросети, зрители которых смотрят определенную передачу, позволяет с помощью специальной аппаратуры оценить долю зрителей, придерживающихся той или иной точки зрения по поводу некоторой проблемы. Еще большие возможности предоставляет компьютерная техника, которая может быть подключена как стационарно (например, по месту работы интервьюера или при проведении телефонного интервью), так и автономно (в качестве дисплейного класса в автобусе, который оперативно может выезжать в тот или иной район, доступный для транспорта такого типа, для опроса представителей населения этой местности). Каждый вид О. характеризуется своими организационноэкономическими и познавательными возможностями. Однако эффективность любой его разновидности в конечном счете определяется тем, насколько достоверно он отражает действительность.

    Ведь содержание ответов зависит от установок, настроения, компетентности респондентов, на что в свою очередь влияют форма и содержание каждого вопроса и конкретные обстоятельства проведения О. Весьма важную роль играет общий контекст общественной жизни, в рамках которой наука, в частности социология, функционирует и взаимодействует с остальными функциональными подсистемами общества. Поэтому качество данных О. (см. Качество социологического исследования) зависит в первую очередь от достижения обществом определенной ступени демократизации и лишь затем -от применения соответствующей методики и техники О., нейтрализующих субъективизм респондентов, неизбежное существование в процедуре массового О. случайных и систематических ошибок. Сопоставление данных О. с данными, которые отражают объективное состояние изучаемого явления хотя бы по ряду его значимых признаков (см. Наблюдение; Контент-анализ), повышает обоснованность теоретических выводов и практических рекомендаций социологов. В качестве объекта, для изучения которого применим О., может выступать социальная общность, группа, коллектив, индивид. А предметом его являются события, факты жизни респондентов и окружающего их мира, которые субъективно оцениваются ими наряду с мнениями, мотивами, ценностными ориентациями и т. п. феноменами сознания человека. Существуют временные показатели организации О. (длительность, частота), В соответствии с ними могут быть зондажные О. (блиц-О., О.-голосования), протекающие в полном цикле не более 10-15 минут, а также многоразовые (панельные) на одном и том же объекте и повторные по поводу одного и того же предмета. Регулярность проведения двух последних видов О. может достигать одного раза в течение 5-10 лет.

  51. Источник: Социологический справочник



  52. Российская социологическая энциклопедия

    - метод сбора первичной информации в социологич. исследовании, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей (см. Респондент) с вопросами, содержание к-рых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирич. индикаторов, и, во-вторых, регистрацию и статистич. обработку полученных ответов, а также их теоретич. интерпретацию. Понятие О. употребляется в науках и в различн. сферах соц. практики для обозначения многообразных приемов получения необходимой информации, носителем и источником к-рой является человек. Напр., О. учащихся на уроке, О. пациентов в медицинской практике, О. свидетелей в судопроизводстве и т. д. Широко используются О. экспертов в прогностике, в науке об управлении, в стандартизации, в журналистике, О. населения в статистике, демографии и др. Становление О. как метода изучения соц. явлений, процессов и закономерностей относится ко второй половине XIX в. Он развивается в трех основных направлениях. Первоначально О. используется при проведении статистич. исследований: переписи населения, учеты урожаев, скота, хозяйственного инвентаря, земельных владений и др. В этих исследованиях О. считается вспомогательным технич. приемом в рамках статистич. метода и используется для получения фактографич. данных о событиях, поведении людей, явлениях и предметах, доступных внешнему наблюдению: рождение и смерть человека, численность и состав семьи, переезды, предметы быта, хозяйственный инвентарь, земельные наделы, скот и др. В 60-70 гг. XIX в. складывается второе направление в развитии метода О.; формируются методы устного и письменного О. экспертов при разработке и обсуждении государственных и законодательных решений. Это направление получило название анкетного метода или анкеты (от фр. enquete - расследование, исследование). Анкетный метод использовался для изучения фактов сознания: мнений, оценок, суждений экспертов. В связи с этим возникает противопоставление статистич. метода, к-рый считается объективным и надежным, анкетному методу, к-рый, как полагали, дает субъективную и, следовательно, ненадежную информацию. Анкетный метод использовался правительственными органами (королевские и парламентские комиссии в Англии) и частными исследовательскими об-вами и комиссиями (Союз соц. политики в Германии, Императорское вольное экономич. об-во в России). Предметом обсуждения были чаще всего экономич. и политич. законодательные решения: о железнодорожном транспорте (Германия - 1875 г., Франция - 1871- 1975 гг., Россия - 80-е гг. XIX в.); о рабочих союзах (Англия - 1867-1869 гг.); о женском и детском труде (Германия - 1976 г.); о табачной монополии (Франция - 1873-1875 гг.) и др. Круг экспертов, привлекавшихся к опросу, в подавляющем большинстве представлял интересы господствующих классов. Напр., в России при обсуждении проекта земского положения (1863 г.) в качестве экспертов ("сведущих земских людей") привлекались столичные губернские предводители дворянства и городские головы. Были сформулированы нек-рые методич. требования, необходимые для успешного применения анкеты. 1. Создание условий для свободного выражения мнений экспертов связывается с проведением О. не правительственными, а частными организациями. Следовательно, осознается проблема достоверности информации, необходимой предпосылкой к-рой считается искренность ответов эксперта. 2. Требование компетентности экспертов и их заинтересованности предметом О. 3. Необходимость привлечения к О. наиболее широкого круга информированных лиц. 4. Предпочтительность устного О. со стенографич. записью вопросов и ответов. 5. Необходимость широкой публикации рез-тов применения анкеты. Третье направление в развитии метода О. связано с изучением обществ. мнения, носителем к-рого признаются более или менее широкие слои населения. Сюда относятся первые попытки изучения конъюнктуры О. и рекламы, вопросов народного просвещения и культуры, мнений избирателей. Первые О. избирателей в Америке, проводившиеся редакциями газет накануне президентских выборов, относятся к 1824 г. В России это направление связано с изучением проблемы народного просвещения и представлено отдельными анкетами публиковавшимися в периодич. изданиях, а также специальными программами для сбора сведений о грамотности, чтении и культуре народа (Д. М. Шаховский - 1885 г., А. С. Пругавин - 1887 г., Н. А. Рубакин - 1889 г.). Программа представляла собой детально разработанный опросный лист, в к-ром часть вопросов относилась к анкетеру (учителя, врачи и др. общественники), а часть вопросов адресовалась крестьянам, рабочим и представителям др. слоев населения. В России в 20-30-е гг. XX в проводились централизованные крупномасштабные социологич. исследования, в к-рых метод О. занимал ведущее место. С его использованием связано в этот период развитие основных отраслевых направлений социологии: социологии труда, семьи, быта, культуры, образования, молодежи и др. Напр., с 1922 по 1935 гг. было проведено более 50 О. по вопросам бюджета рабочего и внерабочего времени различн. соц. групп населения (С.Г. Струмилин и др.), с 1918 по 1925 гг. было олубликовано 186 работ по социологии печати (М.А. Смушкова, Е. И. Хлебцевич, Я. Шафир и др.). С начала 60-х гг. понятие О. используется отечественной социологии как обобщающее по отношению к множеству терминов, обозначающих технич. разновидности этого метода. По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются: письменные (см. Анкетирование) и устные (см. Интервью) О.; по месту жительства; по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатре, пациенты в клинике и т. п.); очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, журнал, телевидение, по телефону) О.; групповые и индивидуальные О. и др. Основными этапами подготовки и проведения социологич. О. являются следующие. 1. Теоретич. предпосылки (см. Программа социологического исследования): определение целей и задач О.; определение проблемы, предмета и объекта, для исследования к-рых предпринимается О.; операциональное определение исходных теоретич. понятий, нахождение эмпирич. индикаторов. 2. Обоснование выборки: определение генеральной совокупности, т. е. тех слоев и групп населения, на к-рые предполагается распространить полученные рез-ты О.; определение выборочн. совокупности, т. е. численности опрашиваемых, необходимой и достаточной для репрезентации генеральной совокупности, и их характеристик, учитываемых при отборе; определение правил поиска и отбора респондентов на последней ступени выборки (см. Выборка, Репрезентативность). 3. Обоснование опросного листа (вопросника): а) содержательная репрезентация проблемы исследования в формулировках вопросов, предназначенных для респондентов, т. е. обоснование индикаторной функции вопроса. Исследователь должен четко и однозначно зафиксировать связь ожидаемых ответов на каждый вопрос с характеристикой (переменной), для измерения к-рой данный вопрос конструируется (см. Валидность методик в социальных науках); б) обоснование вопросника относительно возможностей опрашиваемой совокупности людей как источника искомой информации. Обращаясь к методу О., исследователь всегда получает информацию об изучаемой реальности, преломленную через сознание респондента, независимо от того, касаются ли вопросы фактографич. данных (события, предметы, поступки и т.п.) или проявлений сознания и психики (мнения, оценки, мотивы, предпочтения, установки и.п.). В связи с этим при подготовке опросного листа и формулировке вопросов необходим учет соц., соц.-психологич. и психологич. характеристик опрашиваемых. Это - соц. нормы и ценности отношение к предмету О., вербальные навыки и особенности языка, культурные традиции представления о престиже, возможности Памяти, аналитич. способности и др. Необходимо также обеспечение логич. четкости и однозначности восприятия в формулировках вопросов, в построении шкал, таблиц вариантов ответов в закрытых вопросах и в правилах регистрации ответов. Необходим и учет ситуационных факторов, влияющих на рез-ты О.: присутствие третьих лиц, психич. состояние респондента в момент О., отвлекающие моменты и др.; в) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению О., установлению контакта с респондентом, регистрации ответов и т. д. (см. Интервьюер); г) обеспечение предварительных условий для обработки рез-тов О. на ЭВМ; обеспечение уровня измерения, адекватного планируемым методам математич. анализа рез-тов, кодирования вариантов ответов в закрытых вопросах; д) обеспечение организационных требований к О.: обоснование сроков О., тиражирование документов 0., нормирование труда анкетеров и интервьюеров, их отбор, обучение и контроль качества их работы, организация ситуации О., сбор опросных листов и контроль их заполнения, кодировка и подготовка к обработке на ЭВМ (см. Лаборатория полевая). Нарушение нормативных методич. требований к подготовке и организации О. на любом из его этапов может служить источником ошибок, снижающих качество эмпирич. информации. Ошибки, допущенные на одном из этапов О., не устраняются и не компенсируются высоким качеством исполнения др. этапов. Напр., нарушения правил репрезентации при планировании или исполнении выборочных процедур нельзя исправить применением безупречной анкеты, а ошибки, допущенные в конструкции вопросов, не компенсируются изощренными математич. методами на этапе обработки и анализа данных. Поэтому контроль качества методич. процедур О. необходим на всех этапах. Он проводится с помощью логич. анализа, пробных (пилотажных) исследований и вторичного анализа рез-тов исследований (см. Исследование пробное). Лит.: Процесс социального исследования. М., 1975; Ноэль Э. Эмпирическое социологическое исследование. Э. Массовые опросы. М., 1978. О.М. Маслова.

  53. Источник: Российская социологическая энциклопедия



  54. Толковый словарь по социологии

    - англ. survey /opinion poll; нем. Befragung. Метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). Различают О. письменные (анкетирование) и устные (интервьюирование), очные и заочные (почтовые, телефонные, прессовые), экспертные и массовые, выборочные и сплошные (напр., референдум), общенациональные, региональные, локальные и др.

  55. Источник: Толковый словарь по социологии



  56. Социология: Энциклопедия

    - метод непосредственного (интервью - ) или опосредованного (анкета - ) сбора первичной вербальной информации путем регистрации ответов респондентов на вопросы, заданные социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

    В настоящее время метод О. является наиболее распространенным способом получения первичной социологической информации. В силу этого О. порой отождествляется со всеми социологическими исследованиями в целом, а иногда и с самой социологией как наукой (то есть происходит отождествление науки с одним из ее методов). Метод О. является весьма эффективным способом получения универсальной информации объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей) и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентациях). Главное достоинство данного метода - массовость, репрезентативность и возможность использования при проведении оперативных социологических исследований. Разумеется, данный метод не является универсальным: его роль и значение тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и чем они меньше доступны непосредственному наблюдению. Степень значимости метода О. связана с изучением сферы общественного сознания. Именно поэтому следует постоянно иметь в виду, что социолог постоянно получает информацию о социальных явлениях только в том виде, в каком она отражается в сознании людей и вербализуется респондентом в ситуации О.

    На качество полученной методом О. информации влияют факторы, связанные, с одной стороны, с личностью самого респондента (уровень образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к исследуемой проблеме и к человеку или организации, проводящей О.), а с другой - факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации). На результаты О. негативно влияет присутствие при О. посторонних лиц, неудачно выбранное время и место О., несоблюдение принципов анонимности, плохая организация самой процедуры О.

    Для нейтрализации факторов негативно влияющих на результаты О., следует строго исполнять нормативные требования по использованию метода О., что предполагает: 1) четкую фиксацию исследовательских задач (содержание которых определяется программой социологического исследования) с обеспечением адекватности им вопросника; 2) доступность предлагаемых формулировок вопросов респондентам, обеспечение их понимания опрашиваемым; 3) обеспечение принципов социально-психологического общения социологов (анкетеров, интервьюеров) с респондентами, что предполагает использование технических и организационных приемов, направленных на создание оптимальных условий, в которых происходит О. Речь идет и о технике О. (т.е. о наборе приемов, имеющих целью стимулировать достоверность ответов респондентов), и о знании особенностей среды респондентов, и об освоении психологических знаний о механизмах межличностного общения в тех случаях, когда речь идет о методике интервью, а также о механизмах восприятия текста при заполнении анкеты; 4) точность фиксации ответов респондентов; 5) стандартизация условий проведения О.; 6) побуждение интересов респондентов и интервьеров (анкетеров) к результатам О.

    Виды О. можно выделять по различным основаниям:

    По способу получения информации и ее интерпретации - 1) анкетный О. (когда опросный лист напечатан и непосредственно социологом или опосредованно - через почту, прессу - вручается респонденту для заполнения); 2) социологическое интервью (как наиболее гибкую форму работы с респондентом, основанной на непосредственной беседе (очной) или заочной (телефонное интервью) социолога и респондента по заданной проблеме; 3) экспертный О. (когда в качестве респондентов выступают эксперты).

    По степени охвата генеральной совокупности - 1) сплошные О. (ситуация, когда опросом охвачена вся генеральная совокупность) ; 2) выборочные О. (ситуация, когда О. охвачена часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки).

    По процедуре проведения О. - 1) индивидуальные О. (проходят в индивидуально-личной форме при непосредственном или опосредованном, но всегда конфиденциальном, один на один способе общения социолога и респондента); 2) групповые О. (когда социолог работает не с одним, а сразу с несколькими респондентами, порой с целой группой.

    По форме проведения О. - 1) устные О. (разные виды интервью); 2) письменные О. (анкетный О.).

    По способу коммуникации социолога и респондента - 1) контактные О. (интервью и некоторые виды анкетных О., основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения О.); 2) бесконтактные О. (почтовые или прессовые О., основанные на непосредственно личном контакте социолога и респондента в процессе проведения О.).

    По частоте проведения - 1) разовые О. населения по определенным проблемам; 2) повторные (мониторинг, лонгитюд).

    Е.Е. Кучко

  57. Источник: Социология: Энциклопедия



  58. Словарь бизнес-терминов

  59. Источник:



  60. Тезаурус русской деловой лексики

  61. Источник:



  62. Большой Энциклопедический словарь

  63. Источник:



  64. Толковый словарь Даля

  65. Источник: