так называют в театральном деле лицо, стоящее во главе частного театрального предприятия или арендующее казенный театр. Более всего антрепренерам приходится действовать в провинции, хотя в последние годы их деятельность достаточно развита и в столицах, притом исключительно на частных сценах, каковы, напр., в Петербурге театр Панаева и Малый, все загородные театры и все клубные сцены. Первым по времени антрепренером в России следует назвать немца Ягана (Иоганна), которого выписали в Москву с его нем. труппою по приказанию царя Алексея Михайловича в 1671 году. В 1679 в Москве появляется новая нем. труппа с антреп. Сплавским. Петр I для вновь выстроенной "Комедиальной храмины" в 1700 г. приглашает Иоганна Куншта с его немец. труппою, назначив ему 5000 ефимков жалованья. В 1705 г. является в Москву Отто Фиршт со своею труппою. Первым по времени антрепренером в Петербурге следует назвать Мана Фиршта, сына Отто, приглашенного сюда царевною Натальею Алексеевною в 1717 г. Его труппа давала свои представления в первом театре в Петербурге на Никольской ул., на Петербургской стороне, открытом 1-го мая 1716 г. в 1 час пополудни драмою "Стрельцы" (каждому входящему в театр давалась царскими слугами чарка водки и калач). В 1735 г. вызвана в Петербург итальянская оперная труппа с антрепренером Арайиа (см. эт. сл.). Тогда же появился балет с антрепрен. Р. Фузано. В 1742 г. в Петербурге действует франц. труппа с антрепрен. Сериньи; тогда же содержал немецкую труппу Сигмунд. Федор Волков (см. это сл.) — основатель современного русского театра — являет собою пример первого энергичного и талантливого А. из русских людей. В 1757 г. в Москве действует со своею оперою-буфф импресарио Локателли, впервые введший абонемент в России. При Екатерине II известны ант-ы Маттеи, Книппер, при Александре I — Мире. Нередко антрепренеры получают субсидию от правительства и городов. Так, во Франции известный антрепренер Паделу получал ежегодно от правительства субсидию в 25000 фр. для народных концертов. Мире получал от императора Александра I ежегодное пособие в 25000 р. Много А. разбросано в провинции, и из них наиболее известны: И. Я. Сетов, антреприза которого достаточно известна своею энергиею в Одессе, Тифлисе, Киеве и Харькове; Медведев — (в Казани), Н. И. Новиков, Яблочкин, Дюков, Немов, Н. К. Милославский † (см. это сл.), Лаго, Бабиков и мног. др. В Европе А. называются директорами и импресарио (ит.). С развитием частной антрепризы, всегда имеющей возможность широко и сравнительно дешевле вести многоразличные виды театра, правительство удерживает за собою управление казенными театрами ввиду удержания на надлежащей высоте образцовой сцены и содействия подъему и развитию драматического и сценического искусств, для чего требуются издержки, которые не в состоянии окупиться и потому невозможны для частных предпринимателей.
(франц. entrepreneur — предприниматель)
владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка и т.д.). А. существуют с момента возникновения профессиональных трупп. Первые документы (контракты) относятся к 16 в. Наряду с А., для которых театр был только источником коммерческого дохода, существовали А., творчески связанные с театром. Часто обязанности А. принимал на себя первый актёр или драматург (например, в Англии — Р. Бёрбедж, Д. Гаррик, во Франции — Мольер, в Германии — К. Нейбер, И. Шёнеман, К. Аккерман). В 19—20 вв., при сохранении А.-актёров (особенно в системе гастролирующих трупп, например Э. Росси, Т. Сальвини, Э. Дузе, Италия), возрастает значение А.-режиссёров: О. Брам, М. Рейнхардт, Э. Пискатор (Германия), А. Антуан, Ф. Жемье, Ж. Копо (Франция), Н. Н. Синельников, Н. И. Собольщиков-Самарин, П. П. Гайдебуров (Россия). В различных формах (в т. ч. и в формах товарищества, дирекции и пр.) антреприза сохранилась во многих капиталистических странах, существуя наряду с государственными театрами. В СССР частная антреприза была упразднена декретом о национализации театров (1919).
Среди выдающихся цирковых А. — Ф. Астлей (Англия), представители цирковых «династий» 19—начала 20 вв.: Франкони (Франция), Ренц (Германия), Чинизелли (Италия), братья Никитины (Россия).
АНТРЕПРЕНЕР, АНТРЕСОЛЬ и пр., см. антракт.
АНТРЕПРЕНЁР, -а, муж. Частный театральный предприниматель.
| прил. антрепренёрский, -ая, -ое.
-а, м.
Содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка и т. п.) в капиталистических странах.
Как-то раз в кабинете нашего начальника Ивана Петровича Семипалатова сидел антрепренер нашего театра Галамидов и говорил с ним об игре и красоте наших актрис. Чехов, Чтение.
[франц. entrepreneur]
предприниматель, устроитель
Антреприза — предприятие
Ср. Антрепренер... задолжавший кругом, не видевший даже возможности дать спектакль... покорился воле дилетанта и рассыпался даже перед ним в благодарственных монологах.
Григорович. Проселочные дороги. 2, 6.
Ср. Он был всему этому делу антрепренер!
Лесков. Обман. 13.
Ср. Entrepreneur (entreprendre, предпринять) — предприниматель.
Ср. Entreprise — антреприза.
Ср. Prehendere (неупотр.) — схватить.
Ср. χανδάνειν — схватить (ртом).
См. дилетант.
См. монолог.
АНТРЕПРЕНЁР, антрепренера, муж. (франц. entrepreneur). Частный театральный предприниматель.
м.
Владелец, содержатель или арендатор частного зрелищного предприятия (театра, цирка и т.п.).
АНТРЕПРЕНЕР (франц. entrepreneur - предприниматель) - владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка и др.) - антрепризы.
"предприниматель", из франц. entrepreneur – то же.
муж. impresario, managershowman
м. impresario ( pl -os), theatrical manager, director of a theatrical company.
м
Entrepreneur m
антрепренёр м Entrepreneur ( A t r q p r q '' n Q: r ] m 1a
м.
imprésario m
м.
empresario m
м.
impresario
- предприниматель.
АНТРЕПРЕНЁР -а; м. [франц. entrepreneur]. Содержатель частного театра, цирка и т.п.
◁ Антрепренёрша, -и; ж. Разг. Антрепренёрский, -ая, -ое.
* * *
антрепренёр(франц. entrepreneur — предприниматель), владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка и др.) — антрепризы.
* * *
АНТРЕПРЕНЕРАНТРЕПРЕНЕР (франц. entrepreneur — предприниматель), владелец, арендатор, содержатель частного зрелищного предприятия (театра, цирка и др.) — антрепризы.
См. особый
Предприниматель, антрепренёр. Слово предприниматель (от глагола предпринимать) в русском языке появилось позднее, чем слово предприятие. Слово предприниматель, сохраняющее налет книжности, в современном русском языке выражает два значения: 1) капиталист — владелец промышленного или торгового предприятия; 2) аферист — ловкий организатор выгодных дел, предприятий. Это слово возникло в книжном русском языке не ранее 40—50-х годов XIX века. Оно образовано под сильным влиянием франц. enterpreneur.
Слова предприниматель нет в словаре 1847 г. Но оно уже помещено в «Толковом словаре» Даля, хотя истолковано здесь чисто морфологически: «предпринявший что-либо». В журнально-публицистическом языке 50-х годов XIX в. это слово звучало как неологизм. Например, В. Безобразов писал: «Нам уже не раз случалось употребить выражение хозяин предприятия вместо французского антрепренер. Иначе мы не умеем перевести это слово: и едва ли возможно передать ближе на русском языке понятие, соединяемое с французским названием. Хотя и употребляется у нас слово антрепренер, — но в нем есть что-то не только чуждое языку, но и чуждое экономическим условиям народной промышленности... Название антрепренер в понятиях нашего народа название как-то не серьезное, не соответствующее его насущным потребностям; до сих пор употребляют слово антрепренер, когда говорят о какой-нибудь заморской затее для общественного увеселения, о театре, о кочующих труппах комедиантов, музыкантов и проч., о чем-то непостоянном, случайном. Но антрепренер и не мог у нас получить того народного значения, какое соответствует этому слову на Западе. У нас есть название: подрядчик, барышник, хозяин. Все эти слова заключают в себе многие экономические понятия, связанные со словом антрепренер; но подрядом нельзя назвать всякое промышленное предприятие; барышничество — представляет одну только сторону деятельности антрепренера и притом с некоторою примесью не совсем честного, по крайней мере правильного труда; название хозяин, близко соответствуя значению антрепренера, имеет за собой действительное его употребление на народном экономическом языке, — хотя до сих пор скорее в менее важных, промышленных делах. Наконец производное — предприниматель кажется нам слишком искусственным, слишком книжным, а книжные экономические названия, не подходящие ни под действительные экономические факты страны, ни под народные понятия, всегда кажутся чем-то чуждым, враждебным науке, которой лучшее, в настоящее время, начало, лучшее убеждение — это необходимость исследования только действительных фактов жизни» (Безобразов В. О промышленных предприятиях //Русск. вестник. 1856, т. 2, кн. 2, с. 314—315).
(О новых исследованиях по истории русского литературного языка // Виноградов. Избр. тр.: История русск. литер, яз., с. 253).