Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Владимир Эммануилович) — юрист. Род. в 1865 г. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Служил в московском коммерческом суде; был классным воспитателем в Константиновском межевом институте в Москве. Состоит профессором международного права в Юрьевском университете. Главные его труды: "Война и международное право" (вступительная лекция, Юрьев, 1893); "Job. Wilh. Neumayr von Ramsla. Beitrag zur Geschichte der staatswissenschafihchen Literatur im Zeitalter des Hugo Groot" (Юрьев, 1897), "Римское право в истории международно-правовых учений. Элементы международного права в трудах легистов XII — XIV вв." (Юрьев, 1901; одна из глав помещена в "Revue g è n. de dr. int. public" 1900 г. под заглавием: "L' époque de Bartole dans l'histoi re du droit international"); "Неудачная попытка национализации международного права" (Юрьев, 1901; все эти работы были напечатаны в "Учен. Зап. Юрьевск. Унив."); "Объявление войны в современном международном праве" (СПб., 1904); "De Legabis et Legationibu s tractatus varius. Сборник материалов по литературной истории посольского права до 1625 г." (Юрьев, 1905). В "Словаре Юридических и Государственных Наук" Г. редактирует отдел международного права. В настоящем Словаре Г. поместил статьи: "Каченовский", "Конгрессы", "Конференции", "Консулы", "Консульские юрисдикции", "Нейтралитет", "Право войны", "Призы и призовое судопроизводство", "Ратификация", "Репрессалии" и др.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    I

    Граба́рь

    Владимир Эммануилович [10 (22). 1. 1865, Вена, — 26. 11. 1956, Москва], советский учёный, специалист в области теории и истории международного права, доктор юридических наук (1918), профессор. Окончил юридический факультет Московского университета в 1888, в 1893—1918 доцент, а затем профессор международного права Юрьевского (ныне Тартуского) университета, с 1918 профессор Воронежского университета, а затем МГУ, научный сотрудник института права АН СССР и Всесоюзного института юридических наук. Основные работы (на русском и иностранных языках) по вопросам теории международного права и особенно по истории международного права.

    Лит.: Дурденевский В., Владимир Грабарь, в кн.: Грабарь В. Э., Материалы к истории литературы международного права в России (1647—1917), М., 1958; Ладыженский А. М., Памяти В. Э. Грабаря (к столетию со дня рождения), «Известия высших учебных заведений. Правоведение», 1965, № 3, с. 177—79).

    Н. В. Миронов.

    II

    Граба́рь

    Игорь Эммануилович (25. 3. 1871, Будапешт, — 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в Петербургской АХ (1894—96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896—98; после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Член объединений «Mиp искусства» (См. Мир искусства) и Союз русских художников. В ранний период испытал влияние югендстиля (См. Югендстиль) («Дама с собакой», 1899, Третьяковская галерея). В 1901—08 в ходе работы Г. над жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием русской природы, постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом освоении принципов Импрессионизма («Сентябрьский снег», 1903, «Белая зима. Грачиные гнёзда», 1904, «Февральская лазурь», 1904, «Мартовский снег», 1904, — все в Третьяковской галерее). В этот же период Г. создаёт ряд картин-натюрмортов; стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Г. пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к Неоимпрессионизму («Хризантемы», 1905, «Неприбранный стол», 1907, — обе в Третьяковской галерее). С 1906 в пейзажах Г. усиливается декоративное начало (серия этюдов «День инея», 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1905—06 Г. участвовал в издании революционных сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта». В 1909—14 по проекту Г. была построена больница (ныне санаторий «Захарьино») под Москвой. С начала 1890-х гг. Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале «Мир искусства»). По инициативе и под руководством Г. была издана первая научная «История русского искусства» (т. 1—6, 1909—16; редактор и автор важнейших разделов). Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. В дореволюционный период Г. создал ряд монографических исследований о творчестве русских художников. В 1913—25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914—15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918—30 директор, с 1944 научный руководитель). С деятельностью Г. — реставратора и учёного — связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства 11—14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы («Ясный осенний вечер», 1923, «Зимний солнечный день», 1941, — обе в Третьяковской галерее). С конца 1920-х гг. Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой «Война и мир», 1941, — оба в Третьяковской галерее; М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево»). Выполнил также историко-революционные картины «В. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина» (1938; обе — в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). В советское время Г. опубликовал ряд монографических исследований и статей о русском искусстве. Г. — редактор и один из авторов «Истории русского искусства» (т. 1—13, 1953—69). Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937—43, директор), институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943—46 директор). Государственная премия СССР (1941). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.

    Соч.: И. И. Левитан. Жизнь и творчество, М., 1913 (совместно с С. Глаголем); Репин, т.1— 2, М. — Л., 1937; Моя жизнь. Автомонография, М.— Л., 1937; В. А. Серов, М., 1965; О древнерусском искусстве, М., 1966; О русской архитектуре, М., 1969.

    Лит.: Подобедова О. И., И. Э. Грабарь, М., [1964] (имеется полный список трудов И. Э. Грабаря).

    И. Э. Грабарь. «Автопортрет с палитрой (в белом халате)». 1934. Третьяковская галерея. Москва.

    И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь». 1904. Третьяковская галерея. Москва.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. граба́рь;
    2. грабари́;
    3. грабаря́;
    4. грабаре́й;
    5. грабарю́;
    6. грабаря́м;
    7. грабаря́;
    8. грабаре́й;
    9. грабарём;
    10. грабаря́ми;
    11. грабаре́;
    12. грабаря́х.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    муж., нем., зап. землекоп; так и сами себя называют белорусские землекопы, и у нас так же зовут их грабарями.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Малый академический словарь

    -я́ и гра́барь, , м. обл. Землекоп.

    Вихляев был хороший прораб и среди своих грабарей и сезонников пользовался общей любовью. Гладков, Энергия.

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ГРАБА́РЬ, грабаря, муж. (обл.). Землекоп.

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Современная энциклопедия

    ГРАБАРЬ Владимир Эммануилович (1865 - 1956), российский юрист. Брат И.Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права.

  13. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  14. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    гра́ба́рь "землекоп, могильщик", также грабар, севск. Заимств. через укр. гра́ба́р, польск. grabarz из ср.-в.-н. grabære – то же; см. Преобр. 1, 153.

  15. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    excavator

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Энциклопедический словарь

    ГРАБА́РЬ -я́;ГРА́БАРЬ, -я; м. Нар.-разг. = Землеко́п.

  19. Источник: Энциклопедический словарь



  20. Толковый словарь Даля

  21. Источник: