ПОСЛЕСЛО́ВИЕ, -я, ср. Заключительное замечание или заключительная статья к сочинению.
-я, ср.
Заключительное разъяснение, сообщение автора или издателя, помещаемое в конце книги.
ПОСЛЕСЛО́ВИЕ, послесловия, ср. (книжн.). Заключительное разъяснение, сообщение автора или издателя, помещаемое в конце книги; ант. предисловие.
ср.
Сообщение, разъяснение автора или издателя, помещаемое в конце книги.
Ant:
предисловие
ср. epilogue;
afterword, postface, concluding remarksс. epilogue.
с
Nachwort n
послесловие с Nachwort n 1a
послесловиеNachwort
с.
postface f
с.
epílogo m, conclusión f
с.
postfazione f
ПОСЛЕСЛОВИЕ — помещаемое за литературным произведением структурно самостоятельное дополнение, не связанное с развитием фабулы этого произведения, но посвященное обсуждению тех или других выраженных в нем идей, ситуаций, автобиографических моментов и т. п., по мнению автора нуждающихся в особом разъяснении. Пример П. — П. к «Крейцеровой сонате» Л. Толстого. Наиболее органически П. связано с повествованием в жанрах дидактической литературы, где оно повторяет основную идею произведения, образуя так наз. нравоучение. В остальных видах литературы П. мало распространено и по своему значению для целого аналогично более распространенному предисловию (см.).
ПОСЛЕСЛО́ВИЕ -я; ср. Заключительное разъяснение, сообщение автора или издателя, помещаемое в конце книги. Короткое п. Написать п. П. к мемуарам, к посмертному изданию. Автобиография поэта дана в послесловии.
«ПОСЛЕСЛОВИЕ», СССР, МОСФИЛЬМ, 1983, цв., 98 мин.
Психологическая драма.
Творчество Марлена Хуциева четко делится на два периода с более, чем десятилетним интервалом между ними. Первый, ранний, завершается с началом 1970-х: режиссер ставит на телевидении фильм о первых послевоенных днях — «Был месяц май»(1970), снимает документальную ленту «Алый парус Парижа» (1971), тоже для ТВ. Затем наступил длительный перерыв, в это время Хуциев напряженно работал над замыслом фильма о Пушкине, но картина — увы! — не осуществилась и совместно с Элемом Климовым и Германом Лавровым завершил последний фильм М. И. Ромма «И все-таки я верю» (1974), работу над которым прервала смерть мастера. Название картины, открывающей второй период, предопределено, видимо, не только ее сюжетом, в котором московский ученый Швырков вспоминает нагрянувшего из провинции 75-летнего тестя, подводя итог шумному его визиту. Лента, вместе с тем, — послесловие к «шестидесятническому» периоду в творчестве режиссера. Она словно развивает, переворачивая при том с ног на голову, ситуацию, завершающую главную «шестидесятническую» ленту Хуциева — «Заставу Ильича». Герой того фильма разговаривал с представшим в видении отцом — тот погиб в войну. На вопрос сына «как жить?», отец отвечал: «сам решай» — уклонялся, в сущности, от напутствий и советов. Швырков из «Послесловия» знает «как жить» — у него просторная, хорошо обставленная квартира, он преуспевающий ученый, сейчас взял отпуск, чтобы работать над диссертацией. Он целиком замкнут в своем добротном существовании и профессиональных интересах — жизнь вне этого ему неведома, нет и желания ее узнать. Тесть Алексей Борисович вносит смуту в существование зятя. Он жизнелюб, немного гуляка; простые житейские ситуации воспринимает как уникальные, радостные события. Фильм заканчивается почти так же, как «Застава Ильича»: Швырков стоит на балконе, вспоминает недавно уехавшего тестя, вдруг на балконе чужой квартиры замечает фигуру — то ли призрачную, то ли реальную, распознавая в ней Алексея Борисовича, ставшего видением, которое будет неотступно преследовать прагматика-зятя в его пресном быту. «Послесловие» — впрямь иной Хуциев, а картина — зеркально перевернутое отражение «Заставы...».
В ролях: Ростислав Плятт (см. ПЛЯТТ Ростислав Янович), Андрей Мягков (см. МЯГКОВ Андрей Васильевич).
Режиссер: Марлен Хуциев (см. ХУЦИЕВ Марлен Мартынович).
Автор сценария: Марлен Хуциев (см. ХУЦИЕВ Марлен Мартынович).
Оператор: Леонид Калашников (см. КАЛАШНИКОВ Леонид Иванович).
Художник-постановщик: Владимир Филиппов (см. ФИЛИППОВ Владимир Николаевич).
Используемая музыка: И.-С. Бах, Людвиг ван Бетховен.
Звукорежиссер: Александр Хасин (см. ХАСИН Александр).
Монтаж: Людмила Свириденко.