Дмитрий Дмитриевич [р. 28.1(9.2).1893, Москва], советский литературовед, член-корреспондентАН СССР). (1953), действительный член АПН РСФСР (1947, с 1967 АПН СССР). Профессор МГУ (с 1943). Основные работы посвящены изучению жизни и творчества А. С. Пушкина. Итогом многолетних исследовании явились монографии: «Творческий путь Пушкина (1813—1826)» (1950; Государственная премия СССР, 1951), «Творческий путь Пушкина (1826—1830)» (1967). Автор многочисленных работ истории русской литературы 18, 19, 20 вв. (Державин,Тютчев, Блок, Шолохов и др.). Награждён 3 орденами, а также медалями.
Соч.: Социология творчества Пушкина, 2 изд., М.,1931; Три века. Из истории русской поэзии XVIII, XIX и XX вв., М., 1933; Мастерство Пушкина, М., 1955; История русской литературы XVIII в., М., 1945, 4 изд., М., 1960; Литература и действительность, М.,1959; Поэзия действительности, М., 1961.
Лит.Д. Д. Благой. К 65-летию со дня рождения. [Список печатных работ его и о нём], М., 1958; Пигарев К. В., Д. Д. Благой. (К 75-летию со дня рождения), «Известия АН СССР. Серия литературы и языка», 1968, в. 1.
БЛАГО́Й 1, -а́я, -о́е; благ, блага́, бла́го (устар. и ирон). То же, что хороший. Благое намерение. Благие порывы.
БЛАГО́Й 2: благим матом (кричать, вопить) (прост.) - отчаянно и изо всех сил.
БЛАГО́Й, -ая, -ое; благ, блага, благо (устар. и ирон). То же, что хороший. Благое намерение. Благие порывы.
• Благую часть избрав (книжн. ирон.) выбрав лучшее для себя решение, наиболее спокойное положение.
| сущ. благость, -и, жен. (устар.).
II. БЛАГО́Й: благим матом (кричать, вопить) (прост.) отчаянно и изо всех сил.
1)
-а́я, -о́е. устар.
Хороший, добрый.
Благие намерения. Благая мысль.
□
Суждены вам благие порывы, Но свершить ничего не дано. Н. Некрасов, Рыцарь на час.
Поручик простился с Крюковым и, сопровождаемый благими пожеланиями, уехал. Чехов, Тина.
- благую часть избрать
2)
-а́я, -о́е. обл.
Сумасбродный, взбалмошный; блажной.
[Фоминишна:] Того и гляди пьяный приедет. А уж какой благой-то, господи! Зародится же ведь эдакой озорник! А. Островский, Свои люди — сочтемся!
- благим матом
1.
БЛАГО́Й1, благая, благое (книжн. устар.). Хороший. Благая мысль. Избрать благую часть (см. часть).
2.
БЛАГО́Й2, благая, благое (обл.). Сумасбродный, блажной. Благой барин.
❖
Благая муха его укусила - он дурит, он блажит. Благим матом - см. мат5.прил.
1.
соотн. с сущ. благо I, связанный с ним
2.
Приносящий, творящий благо I, добро.
отт. Направленный на свершение добрых дел.
3.
устар.Благополучный, счастливый.
отт. Благодатный [благодатный II 3.], приятный.
благо́й (см. выше, бла́го), нельзя отделять от русск. благо́й "упрямый, норовистый; уродливый", блр. бла́гi "плохой; миловидный". По Хаверсу (133), Преобр. (1, 27), Зеленину (Табу 2, 155), отрицательные знач. возникли в порядке описательного табуистического употребления. Заимств. из цслав. вместо русск. рефлекса *bolgo (см. бо́лого). Едва ли родственно греч. βλά̄ξ, гом. βλΒ̄κός "вялый, расслабленный", βληχρός "слабый", лат. flaccus "увядший, слабый", вопреки Бернекеру (1, 58), Шарпантье (AfslPh 29, 5), Миклошичу (Mi. EW 13). Лит. blõgas "плохой, бессильный, слабый", лтш. blāgs "слабый" заимств. из слав. *blagъ см. М. – Э. 1, 311; Брандт, РФВ 21, 210. По мнению Френкеля (Lit. Wb. 45 и сл.; ZfslPh 21, 150 и сл.), слав. *blagъ "упрямый, своенравный, гадкий" нужно отделить от группы слов со знач. "добро". Первое он считает родственным ст.-лит. blagnas "плохой, злой, негодный".
I прил. good благая мысль ≈ happy thought благое намерение ≈ good intention II прил. кричать благим матом ≈ разг. to shout/yell at the top of one's voicegood
благие намерения — gute Vorsätze
благие намерения gute Vorsätze
I
(хороший) уст. bon
благое намерение — bonne intention
благая мечта — vœux m pieux
IIкричать, орать благим матом разг. — crier à tue tête
I прил. уст.
(хороший) bueno
благи́е наме́рения — buenas intenciones
блага́я мысль — buena idea
II прил.крича́ть (ора́ть, вопи́ть) благи́м ма́том прост. — gritar a voz en cuello; chillar a grito pelado
Iблаг|`ой
прил. уст. ирон.
buono
благие намерения — buone intenzioni
•
•
благими намерениями вымощена дорога в ад — la via dell'inferno è lastricata di buone intenzioni
II прил.
•
•
кричать / вопить благим матом прост. — gridare come un ossesso
БЛАГОЙ Дмитрий Дмитриевич (1893–) — соврем. литературовед-социолог.Библиография:
Главные работы: Тютчев, его читатели и критики, «Тютчевский сборник», П., 1923; Тургенев — редактор Тютчева, сб. «Тургенев и его время», Под редакцией Н. Л. Бродского, М., 1923; Мураново, М., 1925; Миф Пушкина о декабристах, «Печать и революция», кн. 4 и 5, 1926; Классовое самосознание Пушкина, М., 1927; Евгений Онегин, опыт социологического анализа, «Родн. яз. в школе», кн. 5 и 6, 1927; А. Блок и А. Григорьев, сб. «О Блоке», изд. «Никитин. субботн.», М., 1929, и др. см. Писатели современной эпохи, т. I, М., 1928.
БЛАГО́Й -а́я, -о́е. Хороший, добрый. Б-ие намерения. Б-ая мысль. Б-ая весть. Б-ие пожелания, советы. * Суждены нам благие порывы, Но свершить ничего не дано (Некрасов).
◊ Благи́м матом кричать, орать. Разг. Очень громко.
УДОВОЛЬСТВИЕ. Слово удовольствие возникло, по-видимому, в период так называемого второго югославянского влияния, т. е. в XV—XVI вв. Во всяком случае, оно не зарегистрировано И. И. Срезневским в его «Материалах». Между тем известно, что образования с суффиксом -ствие стали в древнерусском книжном языке особенно продуктивными именно с XV в. Глагол удоволити (ср. удов( ъ)лити) в значении `удовлетворить' также получил широкое распространение в XV—XVI вв. (ср. более древнее удовлити— удовляти— удовлитися). Ср. в Минее Месячн. мая 28: нищiя удовлилъеси; в Послании митроп. Симона 1495—1505 г.: Государь же... почтивъ его и удоволивъ... да и отпустилъ его ко Святои Горѣ(см.: Срезневский, 3, с. 1152; сл. 1867—1868, 4, с. 688). Слово удовольствие обозначало `удовлетворение, удовольствование' (ср. довольствие, продовольствие), `вознаграждение ущерба, выполнение требования, желания'. Это первоначальное значение слова удовольствие сохранялос ь до 10—20-х годов XIX в., но уже в XVIII в. уступало дорогу своему официально-деловому синониму удовлетворение, возникшему в торжественном стиле XVII в.
Ср. у И. М. Долгорукого: «Я принужден был входить в протесты, требовать на него удовольствия в судах». Ср. тут же: «Все это семейство имело какой-то дар производить удовольствия и разделять их с другими» (Долгорукий, 1890, с. 357, 358).
В распоряжении генерал-поручика Я. Е. Сиверса (псковского, новгородского и тверского наместника) 1779 г.: «Ратениус непременно по тому сделанному от меня магистрату предписанию получит справедливое удовольствие» (Русск. старина, 1899, май, с. 480).
В «Похождениях Жилблаза де Сантилланы» (Лесаж, тт. 1—2): «Мы чрезмерно желаем видеть Португальское королевство, а для удовольствия сего любопытства взял всяк из нас у родителя своего по сту пистолей» (2, с. 186); «Я обещал герцогу, что стараться стану всеми мерами, чтоб соответствовать учиненной мне поверенности и вспомоществовать к удовольствию его пламени» (2, с. 270); «оттуда не возвращуся без удовольствия моего намерения» (1, с. 327); «Я легко склонился на удовольствие его любопытства» (1, с. 135). Но ср. там же: «Она была весела, ветрена и охотница до любовных дел, следовательно, собственное свое удовольствие предпочитала должности своей» (1, с. 136).
Заметка ранее не публиковалась. Сохранилась рукопись на 4 листках разного формата, озаглавленная «История слова удовольствие». Печатается по рукописи с внесением нескольких поправок. — В. Л.
Благой. Если считать Пушкинскою эпиграмму «На Фотия», то в ней слово полублагих, несомненно, каламбурно сливает церковнославянскую лексему благой (в значении: добрый, честный, хороший) и простонародный омоним благой (в значении: глупый, дурной, юродивый, блажной) [Далее следует сноска: В «Словаре Академии Российской» 1806, т. 1, «простонародное» слово «благой» определяется так: «упрямый, своенравный, неугомонный» (с. 211). Ср. у А. П. Сумарокова: «Слово благой знаменует у черни и у невеж дурный» (Сумароков, 1787, 10, с. 23). Семантическую историю слова благой см. у Д. К. Зеленина, «Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии», 2, с. 155].
Пошли нам, господи, греховным,
Поменьше пастырей таких,
Полу-благих, полу-святых
(На Фотия).
(Виноградов. Язык Пушкина, с. 90).
см. также блажить