Словарь Брокгауза и Ефрона

    (catacumbae) — подземные ходы и пещеры, расположенные неправильною сетью и встречающиеся в окрестностях Рима, в Неаполе, в Сиракузах, на о-ве Мальте и в др. местах. особенно обширны К. в Риме, где ими изрыты древние пригороды близ всех консульских дорог и где все протяжение их таково, что если бы вытянуть их в одну прямую линию, то получилась бы длина всего итальянск. полуо-ва. Они служили у первых христиан местом погребения их покойников и были вырыты нарочно для этой цели, а может быть, как предполагают некоторые ученые, это были отчасти старые, брошенные карьеры добывания горшечной глины (пуццолана), расширенные и продолженные руками христиан. Первоначально они назывались цеметериями (coemeteria), гипогеями (hypogea), ареями (areae), название же "К." утвердилось за ними лишь в IX в., хотя оно явилось впервые еще в IV в., в применении к цеметерии св. Севастиана. Вера в воскресение мертвых и в жизнь будущего века побуждала христиан не сжигать, подобно язычникам, труды своих мертвецов, но класть их в общей для всех братьев по религии усыпальнице, где они могли бы безмятежно покоиться до второго пришествии Господня. Сюда, к могилам своих родных, друзей, святых и мучеников, сходились верующие праздновать дни их памяти, воссылать к Богу общие молитвы и совершать агапы (см.). Такое назначение К. требовало некоторого убранства, в котором и проявились первые зачатки христианского искусства. Это придает К. независимо от их церковно-археологического значения высокий художественно-исторический интерес. Вопреки распространенному прежде мнению эти первохристианские кладбища устраивались под землею отнюдь не из страха преследований со стороны язычников, не из желания скрыть от них могилы усопших и места молитвенных собраний. Это доказывается тем, что входы в К. были вначале не потаенные, но доступные для всех и каждого и вели к широким лестницам. Спустившись по такой лестнице, вошедший попадал в коридор, вырытый в черноватом, зернистом туфе, и затем вступал в запутанный лабиринт других подобных коридоров (ambulacres), то идущих прямолинейно, то изгибающихся, перекрещивающихся друг с другом и иногда до такой степени узких, что в них двое людей едва могут идти рядом (наибольшая ширина коридоров в римск. К. = 0,9 м). Потолок коридоров — плоский или слегка сводчатый. В их стенах с обеих сторон устроены углубления в длину человеческого роста, но невысокие, четырехугольной формы (loculi), расположенные в 3, 4 и до 7 ярусов. Тело покойника клалось в подобную нишу без гроба; ее отверстие замуровывалось большими кирпичами или закрывалось каменною плитою, которая плотно примазывалась к стене. На плите вырезывалось имя погребенного, с каким-либо благочестивым или нежным воззванием и теми или другими символическими знаками принадлежности этого лица к христианской общине. Порою встречаются ниши, вмещавшие в себе два трупа, которые клались таким образом, что ноги одного приходились рядом с головою другого (bisoma). Ниши, устроенные более чем для двух покойников, попадаются очень редко. Местами в стенах находятся двери, ведущие в крипты (cryptae) — отдельные склепы, игравшие роль семейных усыпальниц (cubicula). В них нередко встречаются каменные саркофаги, приставленные к стене или помещенные в ней под аркою с плоскою заднею поверхностью или имеющей вид небольшой апсиды. Такие гробницы под аркою (arcosolia) устраивались в самых коридорах очень редко, потому что затрудняли движение по ним. Вместо саркофага, который стоил довольно дорого и не всегда мог быть втащен в К., порою вырывалась гробница прямо в стене, осененной аркою; она прикрывалась сверху мраморною плитою (mensa), служившею над могилами святых и мучеников престолом при совершении таинства Евхаристии. Так как с увеличением христианской общины к таким могилам стало стекаться значительное число молящихся, то оказалось необходимым во избежание тесноты некоторые крипты расширить и повысить, другие соединить по нескольку в одну, через что образовались капеллы, более или менее удобные для богослужения и сходбищ членов общины. К. освещались маленькими лампадами, прикрепленными к стенам, а иногда, особенно в криптах — отверстиями, проделанными в потолке и доходящими до поверхности земли (lucernaria). Катакомбные ходы и пещеры идут под землею не в один, а в несколько этажей (alea), соединяющихся между собою посредством лестниц. Наибольшая глубина их — 25 м. Стены и своды в коридорах почти не имели украшений, кроме надписей и эмблематических изображений на плитах, заслонявших могилы; лишь изредка где-либо попадались подобные надписи и эмблемы, начертанные на стенах, да на сводах бывала нехитрая раскраска. Но стены и плафоны крипт, в особенности таких, которые содержали в себе гробницы епископов и мучеников и служили для молитвенных собраний, представляли более приглядный вид: в промежутках между локулами и аркосолиями являлись живописные изображения, а потолок покрывался последними в изобилии. Вышеупомянутые саркофаги, плиты, стенная и потолочная живопись вместе с мелкими вещами, найденными в К. при могилах, каковы глиняные и металлические лампады, стеклянные поминальные сосуды, кольца и пр., составляют драгоценный материал для изучении первых проявлений христианского искусства (см. Древнехристианское искусство). Когда поднялись гонения на христиан со стороны язычников, последователи новой религии старались обеспечить К. от осквернения и искали в них для себя безопасности; явные входы в них были завалены, большие лестницы разрушены, некоторые из ходов засыпаны. По объявлении христианства господствующею религией Римской империи тесные подземные крипты оказались уже недостаточными для многолюдных молитвенных собраний, которые поэтому стали происходить в просторных и роскошных базиликах. Равным образом и как кладбища К. сделались недостаточны для погребения почивших членов разросшейся церкви, хоронить которых все более и более входило в обычай под открытым небом, поблизости церквей. С половины IV в. устройство новых К. прекращается, хотя старые продолжают принимать новых покойников и пользоваться уважением, как усыпальницы святых. Нашествия варваров, следующие одно за другим, причиняют К. все большее и большее опустошение, побуждающее наконец Папу Павла I вскрыть гробницы знаменитых мучеников и святителей и перенести их мощи в главные римские церкви. Преемники этого Папы подражают его примеру. Лишенные своих святынь, К. приходят в полное забвение. Только во второй половине XVII в. случайно наталкиваются на них рабочие, возделывавшие один из виноградников на Via Salaria. С этого времени начинается ученое исследование К. Основателем его должен считаться Антонио Бозио, открывший до 30 цеметериев и описавший их в знаменитом сочинении "Roma sotterranea", вышедшем в свет уже после его смерти. После Бозио больше всего сделал для знакомства с К. Дж.-Б. де-Росси, которому, кроме других заслуг в этом отношении, принадлежит честь открытия и исследования К. св. Каликста на Via Appia — важнейших между всеми римскими К. и богатейших по найденным в них древностям. Число К. в Риме и его окрестностях простиралось, по-видимому, до 26, но из них доступны пока только 12 или 13. Они называются по именам тех святых, которые покоились в их криптах: св. Каликста (или Каллиста), св. Агнесы и др. Неаполитанские К. сохранились в менее поврежденном состоянии сравнительно с римскими. Они носят название церквей, выстроенных при их входах: S. Gennaro de'poveri, S. Maria della sanita, S. Maria della vita. Сиракузские К. были, собственно говоря, не христианские, нарочно устроенные кладбища, а естественные, впоследствии расширенные пещеры, которыми еще в греческую и римскую эпоху местные жители пользовались для погребения мертвецов; тем не менее, и в них найдено довольно много памятников, свидетельствующих о том, что здесь хоронились также и христиане. С упомянутыми и др. древними К. не имеют ничего общего парижские К., которые суть не иное что, как старинные каменоломни; но в них скучено множество человеческих костей, происходящих из упраздненных городских кладбищ и из могил, окружавших разрушенные в разное время церкви; тут же свалены смертные останки жертв Великой французской революции.

    Литература, A. Bosio, "Roma sotterranea" (1632); V. L. Perret, "Les С. de Rome" (1851-55, 6 т.); G. B. de Rossi, "Roma sotterranea" (1864-91, 4 т.); J. Spencer-Northcote et W.-R. Brownlow, "Rome souterraine" (1877); Roller, "Les С. de Rome" (1881): Kraus, "Real Encyclopädie der christlichen Altertümer" (1882-86, 2 т.); V. Schultze, "Die K., ihre Geschichte und ihre Monumente" (1882); А. фон-Фрикен, "Римские К. и памятники первоначального христианского искусства" (1872-85, 4 ч.); V. Schultze, "Die K. von S. Gennaro de'poveri in Neapol" (1877); Scherillo, "Le С. napolitane" (1869) и пр.

    А. С-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (итал. catacomba, от позднелат. catacumba — подземная гробница)

    подземные помещения искусственного или естественного происхождения, использовавшиеся в древности для совершения религиозных обрядов и для погребения умерших. Известны К. в окрестностях Рима, в Неаполе, на островах Сицилия, Мальта, в Египте (Александрия), Северной Африке, Передней и Малой Азии, на Балканах и др. Наиболее обширны римские К. (особенно широко использовались ранними христианскими общинами во 2—4 вв.) — разветвленные лабиринты узких галерей и небольших залов; некоторые из них украшены богатыми росписями позднеантичного и частично раннесредневекового времени. Сохранились сходные с К. сооружения Древней Руси в Киево-Печерской лавре (См. Киево-Печерская лавра). К. иногда называют большие заброшенные подземные выработки — бывшие каменоломни и т.п.

    Знамениты К. Одессы и Аджимушкая (См. Аджимушкай),использовавшиеся в партизанской борьбе.

    Одно из помещений катакомб Петра и Марцеллина в Риме. 3 в. н. э. Так называемая «Крипта мадонны».

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. катако́мбы;
    2. катако́мб;
    3. катако́мбам;
    4. катако́мбы;
    5. катако́мбами;
    6. катако́мбах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Толковый словарь Даля

    жен., мн. подземные своды или погребальные пещеры.

  7. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  8. Толковый словарь Ожегова

    КАТАКО́МБЫ, -омб, ед. -а, -ы, жен. Подземные галереи, коридоры [первонач. те, в к-рых спасались христиане от преследований в Древнем Риме].

    | прил. катакомбный, -ая, -ое. Катакомбная церковь.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    -ко́мб, мн. (ед. катако́мба, , ж.).

    Обширные подземелья в древнем Риме и в других городах Римской империи, служившие первым христианам убежищем от преследований, местом богослужения и погребений (ист.).

    ||

    Подземные галереи с длинными запутанными ходами.

    Катакомбы тянутся под землей на несколько сот километров. Они имеют тысячи разветвлений . Множество выходов, шахт и колодцев соединяют лабиринты катакомб с поверхностью. Катаев, Одесские катакомбы.

    [итал. catacomba]

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    подземные своды, (собств.) погребальные пещеры первых христиан (с IV и затем IX века)

    Ср. Не далее как на третий день она уже совершенно спокойно работала и разгуливала себе по катакомбам, перекидываясь веселыми шуточками.

    Вс. Крестовский. Катакомбы Фары.

    Ср. Katacombe (нем.), catacomb (англ.), catacombes (фр.), catacombe (ит.), cataco(u)mbae (лат.) — cumbo, лежу; cubicula — гробницы.

    Ср. Catatumba, catatomba — catar (португ.), осматривать, tomba (ит.), гробница склеп, свод.

    Ср. Tumbula (tumulus, гроб) — гробик.

    Ср. τύμβος, гробница.

    См. перекидываться словами.

  13. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    мн.

    Система подземных помещений естественного или искусственного происхождения в виде разветвленных узких галерей (первоначально - место, где спасались от преследований христиане Древнего Рима).

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    КАТАКОМБЫ (итал. - ед. ч. catacomba), системы подземных помещений, обычно искусственного происхождения. Часто служили в древности для отправления культа и захоронений (в Риме, Керчи, Киеве и др.). Некоторые катакомбы (каменоломни) использовались в революционной и партизанской борьбе (Одесса, Аджимушкай).

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    мн.;
    ед. катакомба catacombsмн. ( ед. катакомба ж. ) catacombs.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    мн. ч.

    Katakomben f pl

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    катакомбы мн. Katakomben f pl

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    мн.

    catacombes f pl

  25. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  26. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    мн. (ед. катако́мба ж.)

    catacumbas f pl

  27. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  28. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж. мн.

    catacombe

  29. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  30. Энциклопедия Кольера

    (лат. catacumba, итал. catacomba), подземные гробницы, которые сооружали язычники, иудеи, христиане и сарацины; они состояли из коридоров и камер (крипт) для погребения. Христианские катакомбы известны в окрестностях Рима, в Неаполе, на островах Сардиния и Сицилия (Италия), в Александрии (Египет), на Мальте, а также в других областях Средиземноморья - в Передней и Малой Азии, на Балканах. Наиболее важны катакомбы, обнаруженные в Риме, вне черты древнего города. Термин "катакомбы" (происхождение слова неясно) применялся в древности к находившейся менее чем в 3 км к югу от Рима низине вдоль Аппиевой дороги между церковью св. Себастьяна и цирком Максенция. Христианское кладбище близ этого места с 4 в. называлось Coemeterium ad Catacumbas, и впоследствии катакомбами стали называть все гробницы такого типа. В настоящее время в окрестностях Рима известно более 40 катакомб, большинство из которых были заново обнаружены с начала 1800-х годов либо случайно, либо на основе данных древних Itineraria, или Путеводителей для первых паломников, посещавших гробницы мучеников. Некоторые катакомбы (например, обнаруженная в 1956 на Виа Латина, менее чем в километре от Порта Латина) относительно невелики, другие весьма обширны. Так, катакомба Домициллы на Виа Ардеатина представляет собой настоящий лабиринт коридоров длиной в 13 км, которые пересекают друг друга под разными углами и на нескольких уровнях. Протяженность ambulacra, т.е. галерей, в римских катакомбах, по скромным оценкам, составляет от 100 до 150 км, а возможно, превышает 500 км. В этих галереях и многочисленных соединенных с ними cubicula, т.е. отдельных погребальных камерах, насчитывается от 600 000 до 800 000 захоронений. Все они вырублены в пористом вулканическом туфе, на котором лежит римская Кампанья. Простейший тип погребального сооружения в катакомбах - loculus, прямоугольная ниша, вырубленная перепендикулярно стене коридора или склепа. После захоронения тела в одну из таких ниш вход в нее закладывали крупной черепицей или мраморными плитами. Для идентификации погребенного на закрывающих могилу плитах вырезали или наносили краской надпись либо запечатывали могилу оттиском монеты или какого-нибудь другого мелкого предмета на скрепляющем плиты свежем растворе. Иногда тело умершего помещали в углубление, выкопанное в полу коридора или склепа. Такой тип могил носит название forma. Более сложный тип погребального сооружения - sepulcrum a mensa, или "столовая гробница", представляющая собой вырубленную в стене прямоугольную нишу. В полу такой ниши делалось углубление, подобное гробу. Иногда встречаются гробницы с входом в виде арки - arcosolium. Самыми дорогостоящими были погребения в мраморных саркофагах. Стены катакомб, и особенно стены склепов, покрыты тысячами фресковых изображений на сюжеты Ветхого и Нового Завета. Они, а также бесчисленные обнаруженные здесь надписи служат источником ценных сведений о верованиях и обрядах римских общин христиан в первые века нашей эры. Самые ранние гробницы, судя по сохранившимся на них именам, располагались на территории частных кладбищ состоятельных римских семей. Две из самых древних, датированные первыми десятилетиями 2 в., - это катакомбы Домициллы и Присциллы. Первая катакомба возникла, возможно, в связи с тем, что Флавия Домицилла, принявшая христианство внучка императора Веспасиана, выделила своим вольноотпущенникам участок земли под кладбище. Вторая была так или иначе связана с богатым семейством Ацилиев, один из членов которого, Ацилий Глабрион, консул в 91 н.э., был казнен Домицианом, возможно, за свою приверженность христианству. Со временем эти частные кладбища перешли к христианской церкви. Вопреки распространенному представлению, римские катакомбы, как правило, не служили христианам убежищем в эпохи гонений, так как они были слишком хорошо известны римским властям. Не были катакомбы и местом богослужений христиан. Семьи могли посещать могилы своих родственников в годовщину их смерти, но в первые столетия в катакомбах не было помещений, пригодных для сколько-нибудь значительных собраний. Стремительнее всего катакомбы разрастались в 4 в., после того как Константин Великий положил конец гонениям на христиан. Для восстановления и украшения гробниц римских мучеников много сделал папа Дамас (366-384), и эти захоронения стали излюбленным местом паломничества. После разграбления Рима готами при Аларихе в 410, а затем вандалами в 455 катакомбы в значительной мере утратили свое назначение как место для захоронений. Чтобы положить конец осквернению и разграблению их мародерами, Павел I (757-767) и Пасхалий I (817-829) перенесли большинство останков из катакомб к церквам в границах города. Оживление интереса к катакомбам наблюдалось на протяжении 15 и 16 вв., однако лишь в 19 в., после новаторских работ Джузеппе Марки и великих открытий его ученика Джованни Баттиста де Росси началось научное изучение древнеримских кладбищ. Эту одну из важнейших отраслей археологии, занимающейся изучением раннего христианства, продолжает развивать ряд ученых, в частности сотрудники учрежденного папой Пием XI в 1925 Института христианской археологии при Понтифике.

  31. Источник: Энциклопедия Кольера



  32. Энциклопедический словарь

    КАТАКО́МБЫ -ко́мб; мн. (ед. катако́мба, -ы; ж.). [итал. catacomba]

    1. Обширные подземелья искусственного или естественного происхождения, состоящие из галерей, коридоров и небольших помещений (в древнем Риме и других городах Римской империи служили первым христианам убежищем от гонений, местом богослужений и погребений).

    2. Заброшенные каменоломни с длинными запутанными ходами. Одесские партизаны скрывались в катакомбах.

    Катако́мбный, -ая, -ое. К-ая жизнь. К-ое существование. К-ые погребения.

    * * *

    катако́мбы

    (итал., ед. ч. catacomba), системы подземных помещений, обычно искусственного происхождения. Часто служили в древности для отправления культа и захоронений (в Риме, Керчи, Киеве и др.). Некоторые катакомбы (каменоломни) использовались в революционной и партизанской борьбе (Одесса, Аджимушкай).

    * * *

    КАТАКОМБЫ

    КАТАКО́МБЫ (итал., ед. ч. catacomba), системы подземных помещений, обычно искусственного происхождения. Часто служили в древности для отправления культа и захоронений (в Риме, Керчи, Киеве и др.). Некоторые катакомбы (каменоломни) использовались в революционной и партизанской борьбе (Одесса, Аджимушкай(см. АДЖИМУШКАЙ)).

  33. Источник: Энциклопедический словарь



  34. Большой Энциклопедический словарь

  35. Источник:



  36. Толковый словарь Даля

  37. Источник: