«Дума»

Дума в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Дума»

Источники

  1. Большая Советская энциклопедия
  2. Словарь форм слова
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Толковый словарь Ожегова
  5. Толковый словарь Ожегова
  6. Малый академический словарь
  7. Толковый словарь Ушакова
  8. Толковый словарь Ефремовой
  9. Большой энциклопедический словарь
  10. Современная энциклопедия
  11. Современная энциклопедия
  12. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  13. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  18. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  19. Энциклопедический словарь экономики и права
  20. Энциклопедический словарь
  21. Музыкальная энциклопедия
  22. Библейская энциклопедия Брокгауза
  23. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  24. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
  25. Лермонтовская энциклопедия
  26. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"
  27. История слов
  28. История слов
  29. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"
  30. Этнографический словарь
  31. Тезаурус русской деловой лексики
  32. Большой Энциклопедический словарь

    Большая Советская энциклопедия

    наименование различных (представительных, выборных, законодательных, совещательных, административных) учреждений в царской России. См. Боярская дума, Городская дума, Государственная дума.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. ду́ма;
    2. ду́мы;
    3. ду́мы;
    4. ду́м;
    5. ду́ме;
    6. ду́мам;
    7. ду́му;
    8. ду́мы;
    9. ду́мой;
    10. ду́мою;
    11. ду́мами;
    12. ду́ме;
    13. ду́мах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ДУ́МА 2, -ы, ж. Название нек-рых государственных учреждений. Боярская д. (совет бояр). Государственная д. (1) нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации; 2) в России в 1906Ч1916 гг.: законосовещательное выборное представительное учреждение). Городская д. (выборный орган городского управления). Созыв, роспуск думы.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Толковый словарь Ожегова

    ДУ́МА, -ы, жен.

    1. Мысль, размышление. Думы о родине. Думу думать.

    2. Род украинской народной исторической песни. Казацкие думы.

    | уменьш. думка, -и, жен. и думушка, -и, жен. (к 1 знач.).

    II. ДУ́МА, -ы, жен. Название нек-рых государственных учреждений. Боярская д. (совет бояр). Государственная д. (1) нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации; 2) в России в 1906-1916 гг.: законосовещательное выборное представительное учреждение). Городская д. (выборный орган городского управления). Созыв, роспуск думы.

    | прил. думный, -ая, -ое (стар.) и думский, -ая, -ое. Думный боярин. Думный дьяк (в 1517 вв.: низший чин Боярской думы). Думская фракция.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Толковый словарь Ожегова

    ДУ́МА 1, -ы, ж.

  9. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  10. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    То, что заполняет сознание; мысль, размышление, раздумье.

    На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел. Пушкин, Медный всадник.

    Пименов снова погрузился в думу. Салтыков-Щедрин, Губернские очерки.

    [Горький] был властителем наших дум гораздо раньше, чем мы познакомились с его книгами. Павленко, А. М. Горький.

    2.

    Жанр исторического народного украинского эпоса, а также произведение этого жанра.

    ||

    Род стихотворений на гражданские, политические темы в русской поэзии 19 в. «Думы» Рылеева.

    3.

    Название различных органов центрального и местного управления в России.

    Боярская дума (совет бояр в Московской Руси).

    Городская дума (выборное представительное учреждение в царской России, которому по положению принадлежали законодательные функции).

  11. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  12. Толковый словарь Ушакова

    ДУ́МА, думы, жен.

    1. Размышление, мысль (поэт. устар. и обл.). Тяжкие думы.

    2. Род украинской народной песни (лит., Этногр.). Казацкие думы 17 века.

    || Род лиро-эпической поэмы (лит.). Думы Рылеева.

    3. Представительное собрание с законодательными или административными функциями в России (ист.). Боярская дума. Государственная дума. Городская дума.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Собрание, совет бояр, земских выборщиков и т.п. как законодательный или административный орган; Боярская дума (на Руси IX - XIII вв.).

    2.

    Название высшего законодательного представительного собрания (Государственная дума) или органов городского самоуправления (Городская дума).

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    ДУМА - 1) название представительных выборных законосовещательных учреждений (Государственная дума) или органов городского самоуправления (Городская дума) в России.

    2) Собрание, совет бояр, земских выборных и т. п. на Руси (Боярская дума, Земская дума).

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    ДУМА, законосовещательное представительное учреждение в России (смотри Боярская дума, Государственная дума); органы городского самоуправления (Городская дума).

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Современная энциклопедия

    ДУМА, лиро-эпическая украинская народная песня, исторического или бытового содержания. Возникли в казачьей среде в 15 - 17 вв. Исполнялись под аккомпанемент кобзы или бандуры.

  21. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  22. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    ду́ма "мысль", укр. ду́ма "народная песня" (первонач. "рассказ"; см. Соболевский, ЖСт., 1893, вып. 2, стр. 251), болг. ду́ма "слово", слвц. duma "раздумье, размышление, высокомерие", польск. duma "гордость". Заимств. из герм., ср. гот. dōms "суждение"; см. Mi. EW. 52; Уленбек, AfslPh 15, 486; Бернекер 1, 237; Лёве, KZ 39, 316; Мейе, Et. 162; Брюкнер 103; AfslPh 42, 142. Неубедительно сближение слав. слова с дым, греч. θῡμός "душа, мысль, дух", др.-инд. dhūmás; см. Младенов 154; РФВ 62, 262 и сл.; Стендер-Петерсен 485 и сл.; ZfslPh 13, 257; ср. Траутман, GGA, 1911, стр. 250 и сл.; Торп 198; Кипарский 171 (с библиографией). Из слав. заимств. лтш. duõma "мысль, мнение" (М. – Э. 1, 532 и сл.).

    • [Вайан (Gramm. сотр. 1, 199; RES 27, 1951, стр. 291 и сл.) выдвинул новую этимологию: слав. duma – отглаг. образование от до-оумѣти, т. е. из *doúma. – Т.]

  23. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  24. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    I жен. thought;
    meditation думу думать властитель дум II жен. duma, council, elective legislative assembly государственная дума городская думаж.
    1. (мысль) thought;

    2. лит. elegy, ballad;

    3. ист. council, duma;
    городская ~ city/ town council, municipal council;
    Государственная ~ State Duma.

  25. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    дума ж 1. (мысль) Gedanke m -ns, pl -n 2. лит. (ukrainisches) Volkslied n 1b 3. Duma f Государственная Дума Staatsduma f (тж. ист.)

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    1)(мысль) Gedanke m -ns, pl -n

    2)лит. (ukrainisches) Volkslied n

    3)Duma f

    Государственная Дума — Staatsduma f (тж. ист.)

  29. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  30. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    1) уст., поэт. pensée f

    2)лит. élégie f

    3)douma f

    городская дума — conseil municipal

    государственная дума — douma d'Etat

    боярская дума — douma des boyards

  31. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  32. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    1)pensamiento m; reflexión f(раздумье); meditación f(размышление)

    ду́мать ду́му — meditar vt, cavilar vt

    власти́тель дум — dueño de corazones

    2)лит. duma f(género de canciones épicas populares ucranianas y también de poesías rusas sobre temas cívicos y políticos)

    3)duma f

    Госуда́рственная Ду́ма — Duma del Estado

    городска́я ду́ма — duma de la ciudad (urbana)

  33. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  34. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)(мысль) pensiero m; riflessione тж. процесс

    думы и чаяния — aspirazioni f pl

    2)лит. duma(poema epico ucraino)

    3)ист. duma(consiglio dei boiari)

    4)(нижняя палата парламента; городской "парламент") Duma

    Государственная дума — Duma

    городская дума — Duma cittadina, consiglio / giunta comunale

  35. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  36. Энциклопедический словарь экономики и права

    - 1) представительное, выборное, законодательное, совещательное, административное учреждение, а т.ж. здание этого учреждения; 2) собрание, совет; 3) с 1993 г. - название органов представительной (законодательной) власти в ряде субъектов РФ (например, Московская городская Д.

    Государственная Д в Ставропольском крае и т.д.).

  37. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  38. Энциклопедический словарь

    ДУ́МА -ы; ж.

    1. Мысль (обычно глубокая, всепоглощающая). Остаться наедине со своими думами. Тяжкие, тягостные думы. Высокие думы. Думал свою думу. Все думы только о прошлом у кого-л. Властитель дум (о ком-л., влияющем на ход и характер мыслей других людей). // Раздумье, размышление. Погрузиться в думы. Предаваться думам.

    2. Эпико-лирический жанр украинского фольклора (обычно исторического содержания); произведения этого жанра, входившие в репертуар народных певцов - бандуристов и носившие обычно импровизационный характер; произведение этого жанра. Народные думы. Казацкая д. // В русской поэзии 19 в.: род стихотворений на гражданские, политические темы.

    3. Представительное выборное учреждение с законодательными, совещательными и административными функциями; здание такого учреждения. Государственная Д. (в России с 1906 по 1917 г.: высшее государственное представительное законосовещательное собрание, построенное на выборных началах; с 1993 г.: высшее государственное законодательное представительное собрание; нижняя палата парламента). Городская д. (выборный орган городского самоуправления).

    4. В Древней Руси и Московском государстве до 1700 г: собрание, совет бояр, земских, выборных и т.п. Земская д. Боярская д.

    Ду́мка (см.). Ду́мушка, -и; ж. Нар.-поэт. (1 зн.). Ду́мский, -ая, -ое (3 зн.). Д. депутат. Д-ая фракция. Д-ое здание. Ду́мный, -ая, -ое. Ист. (4 зн.). Д-ые бояре. Д-ые дворяне (чин в Боярской думе, выполнявший военные и придворные обязанности). Д. дьяк (нижний чин Боярской думы).

    * * *

    ду́ма

    1) название представительных выборных учреждений (Государственная дума) или органов городского самоуправления (Городская дума) в России.2) Собрание, совет бояр, земских выборных и т. п. на Руси (Боярская дума, Земская дума).

    * * *

    ДУМА

    ДУ́МА, наименование различных (представительных, выборных, законодательных, совещательных, административных) учреждений в России(см. РОССИЯ (государство)). С 1993 года думой стали называть органы представительной и законодательной власти в ряде субъектов Российской Федерации (Московская городская дума, Областная дума во Владимирской области. Государственная дума в Ставропольском крае). Государственной думой называется нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации — парламента страны.

  39. Источник: Энциклопедический словарь



  40. Музыкальная энциклопедия

    речитативный вид укр. эпического музыкально-поэтич. творчества. Tермин "Д." применяется в фольклористике c 30-x гг. 19 в. Hap. названия Д.: рыцарские (казацкие или молодецкие) песни, невольничьи плачи или псальмы, песни o старине. Происхождение Д. окончательно не установлено. Пo мнению укр. музыковеда-фольклориста Ф. M. Kолессы, Д.- высшая форма развития речитативного стиля древних похоронных причитаний, на к-рые оказала влияние староукраинская книжная поэзия. Oднако проф. композиц. приёмы, далёкие от нар. причитаний и др. видов укр. фольклора и pyc. былин, дают основание предположить, что Д. могли быть созданы ещё в период Kиевской Pуси придв. певцами, восхвалявшими в своих песнях (на торжеств. церемониях, во время тризны) подвиги князей. B 16-17 вв. слагателями Д. были музыканты-казаки, участвовавшие в воен. походах. Позднее Д. стали исполнять слепые странствующие нар. музыканты - кобзари под аккомпанемент бандуры (кобзы) или лиры. B нач. 18 в. создаются музыкантские братства (муз. цехи), взявшие на себя обучение кобзарей.

    Bыдающимися кобзарями 2-й пол. 19-1-й пол. 20 вв. были: A. Шут, O. Вересай, И. Kравченко-Kрюковский, M. Kравченко, И. Гончаренко, E. Mовчан, П. Hосач и Ф. Kушнерик.

    Пo содержанию Д. делятся на историческиe (o борьбе c турками, татарами, o страданиях казаков в турецкой неволе, o событиях нац.-освободит. войны 1648-54 и др.) и семейно-бытовыe. Hаиболее древними являются исторические Д., сохранившие подлинно эпич. стиль. Д. семейно-бытовые и новейшего времени (o B. И. Ленине, героизме сов. народа и др.) носят лирико-эпич. характер; нек-рые из этих Д. по содержанию близки балладам.

    Cтилевые особенности Д.: 1) свободная речитативная (нестрофическая) форма, содержащая от 6 до 17 слогов в стихе, 2) объединение разл. числа стихов (3-13) в тематич. комплексы, т.н. тирады, 3) соответствующий структуре стиха и форме тирады мелодико-речитативный напев. Hапевы Д. состоят из:

    a) речитатива на одном звуке в пределах кварты:

    б) мелодич. речитатива или семантически однозначных речитативных попевок:

    в) разл. длины мелодич. каденций в конце тирады или её отрезков, т.н. формулы окончаний:

    г) вступительной мелодич. формулы на слове "гей!", т.н. "заплачки":

    Pечитативные попевки, начальные и финальные мелодич. формулы украшены обычно мелизмами. Ладовую основу большинства Д. образует дорийский лад c повышенной IV ступенью, c нижним вводным тоном (VII) и субквартой (V). Повышенная IV ступень используется в качестве вводного тона в доминанту, вследствие чего, V ступень выполняет функцию временной тоники. Oпевание увелич. секунды, образовавшейся между III и IV ступенями, создаёт специфически "восточный" колорит или передаёт чувство страдания (по выражению кобзарей "придаёт жалости").

    Литература: Житецкий П., Mысли o народных малорусских думах, K., 1893; Kолесса Ф., Mелодiп украпнських народних дум, cepiя 1-2, Львiв, 1910-13 ("Mатерiали до ynpaпньскoп етнологiп НТШ", т. 13-14), Kипв, 1969; его же, Bарiанти мелодiй украiнських народних дум, пx характеристика i трупування, "Записки Hаукового товариства iм. Шевченка, т. 116, JIьвiв, 1913; его же. Пpo генезу украпнських народних дум, там же, т. 130-132, Львiв, 1920-22 (изд. отдельно, Львiв, 1922); его же, Формули закiнчення в украпнських народних думах, "Записки Hаукового товариства iм. Щевченка", т. 154, Львiв, 1935; его же, Pечитатива форми в украпнськiй народнiй поезiп, гл. II. Думи, в его кн.: Музикознавчi працi, Kипв, 1970, c. 311-51; Украпнськi народнi думи, т. 1-2, тексты 1-33, вступ. K. Грушевськоп, Kипв, 1927-31; Грiнченко M. O., Украпнськi народнi думи, в его кн.: Bибране, Kипв, 1959; Kирдан Б. П., Украинские народные думы (XV - нач. XVII вв.), M., 1962; Украинские народные думы, M., 1972.B. Л. Гошовский.

  41. Источник: Музыкальная энциклопедия



  42. Библейская энциклопедия Брокгауза

    Дума ("тишина", "молчание"):

    1) город в уделе Иуды (Нав 15:52), совр. селение Эд-Доме, располож. прим. в 17 км юго-зап. Хеврона;

    2) потомки Измаила (Быт 25:14; 1Пар 1:30), араб. племя, жившее в погран. области между Сирийской и Аравийской пустынями. Возм., это был район оазиса Думат-эль-джендел (совр. Эль-Джауф) на северо-востоке Аравии;

    3) согл. Ис 21:11, это, видимо, символич. обозначение Эдома (Сеир).

  43. Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза



  44. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Д’ума (молчание) —

    а) (Быт.25:14; 1Пар.1:30 ) — аналог. Адбеел;

    б) (Нав.15:52 ) — город удела Иудина на юго-запад от Хеврона;

    в) (Ис.21:11 ) — в оригинале игра слов: «пророчество о молчании» или «тяжесть молчания», что относится, как полагают, к Едому.

  45. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  46. Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    (быть может - молчаливый или молчание):

    а) (Быт.25:14 ) один из сыновей Измаила;

    б) (Нав.15:52 ) - город в колене Иудином недалеко от Хеврона. Селение под названием Дума доселе существует близ Дамаска, но это не то место, которое упоминается в кн. Навина. Робинсон отождествляет оный с настоящими развалинами Эд-Даулех в провинции Вади-Дельбех, в 9 верстах на ю.-з. от Хеврона;

    в) (Ис.21:11 ) область в Аравии, называемая также Думаф, или одно из Измаильских племен, происходивших из города Дума.

  47. Источник: Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.



  48. Лермонтовская энциклопедия

    «ДУМА», стих. зрелого Л. (1838), обнажающее обществ.-духовный кризис последекабрьского поколения; оно замыкает предшествующие нравств., социальные и филос. искания поэта, подводит итог прошлому душевному опыту, отражая бесцельность личных и обществ. усилий лермонт. поколения, направленных на достижение положит. ценностей. После «Думы» и др. близких по времени произв. («Не верь себе», «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно и грустно», «Герой нашего времени»), в к-рых энергично декларированы идеи отрицания, в творчестве Л. стали особенно заметны поиски выхода из идейного кризиса. Поэтому «Дума» генетически связана с предшествующими ей («Монолог», 1829, «Он был рожден для счастья, для надежд», 1832, «Гляжу на будущность с боязнью», 1837—38) и последующими стихами, в к-рых наметилось пристальное вглядывание в действительность с намерением найти социальную и идеологич. опору, причем не столько в прошлом («Бородино», «Песня про... купца Калашникова»), сколько в современности. Наиболее полно этот процесс выразился в «Родине», но прямое отношение к нему имеют «Не верь себе», «Памяти А. И. Одоевского», «Журналист, читатель и писатель», «Соседка», «Завещание» — в них знаменателен устойчивый интерес к противостоящей лирическому герою «толпе», к образу «простого человека», чье сознание ранее не принималось в расчет.Настроениям «Думы» созвучны лирика декабристов, созданная после восстания, поэтов-любомудров, поэтов кружка Н. В. Станкевича, филос. проза романтиков, дневники и письма А. И. Герцена, статьи В. Г. Белинского, 1-е «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Сходные переживания обнаруживает европ. интеллигенция, неудовлетворенная результатами Июльской революции 1830 («Ямбы» О. Барбье).Центр. идея «Думы» — осуждение обществ. инертности и духовной апатии «поколения», неспособного «угадать» свое предназначение и найти положит. гражд. и нравств. цели, — определила структуру стих. Кольцевая композиция подчеркивает беспросветное будущее поколения («Его грядущее иль пусто иль темно» — «И прах наш с строгостью судьи и гражданина / Потомок оскорбит презрительным стихом...»). Мысль о бездействии поколения (единств. действие — торопливое приближение к смерти), многократно варьируясь, оказывается замкнутой. Этот глубокий элегизм поддержан падающим ритмом, создаваемым укороченными стихами и последоват. уменьшением ударений в стихе.Личную трагедию Л. осмыслил и как трагедию поколения. Уже в первой строке («Печально я гляжу на наше поколенье!») лирич. «Я», социальное раздумье к-рого составляет предмет стих., становится частью «обличаемого» целого («наше»): «Все то, что присуще поколению, присуще и автору, и это делает его разоблачение особенно горьким» [Лотман (2), с. 79]. Однако энергия страстного отрицания противостоит полной поглощенности лирич. «Я» инертным «целым». Непокорность, непримиренность «Я» прорывается в резко оценочных эпитетах, осуждающих «мы» и контрастирующих с его этич. безразличием («Перед опасностью — позорно-малодушны, / И перед властию — презренные рабы!»). Лирич. «Я» как бы находится в двух сферах: включенное в круг «поколенья», оно подчеркнутым «неравнодушием», духовной мукой выводится за его пределы, выступая одновременно и осуждающим и осуждаемым. «Обличение» исходит от лица «Я», глядящего на «поколенье» и с высоты личного сознания («я гляжу»), и изнутри («на наше»). Двойной угол зрения создает ряд конфликтных ситуаций как между «Я» и «поколеньем», так и внутри «Я»; порываясь подняться над уровнем сознания «поколенья», лирич. «Я» осознает тщетность личных усилий, обнаруживая в себе пороки и слабости «поколенья», — в нем контрастно сочетаются порыв к борьбе и обреченность, чувство личной исключительности и переживание ее утраты. В финале стих. оба конфликта уступают место третьему — историч. конфликту: потомок презрительно отвергнет современное поколение; здесь высокое начало «Я» выступает от имени потомка. «Дума» становится «похоронной песнью» «поколенью» и себе как неотъемлемой его части.Так в одном из самых субъективных стих. Л. происходит объективация лирич. «Я», в чем выразилась важная тенденция зрелого творчества поэта. Потерянность «поколенья» в историч. жизни сопровождается ослаблением личного начала, неявным желанием индивидуальности раствориться в «поколеньи» («Толпой угрюмою и скоро позабытой / Над миром мы пройдем без шума и следа»; ср. также «Не верь себе»); лирич. «Я» получает характеристики, прежде (до «Думы») относившиеся всецело к «толпе». Если раньше Л. обвинял жизнь, к-рая постоянно обманывала его надежды, то здесь он словно сам не оправдал предназначения судьбы.

    Илл. Л. О. Пастернака. Сепия. 1891.

    Снятие характерного для романтизма противопоставления «Я» и «толпы» означает переосмысление традиций. С одной стороны, в согласии с традициями гражд. лирики (ср. «Я ль буду в роковое время...», 1824, К. Ф. Рылеева) причина внутр. опустошенности «поколенья» заключена в отказе от борьбы со злом, в сознат. исключении себя из историч. действа, с другой — очевидную трансформацию этих традиций знаменует снятие различий между сознанием «Я» и «поколенья». Обличит. формулы, как и обращение к суду потомства, осуществляемому «с строгостью судьи и гражданина», восходят к гражд. лирике, но распространены и на самого поэта.Поэтич. мысль «Думы» реализуется во внутреннем эстетич. движении от элегич. интонации печального размышления к мрачному трагич. обобщению, от высокой романтич. ноты к скорбной и горькой иронии. Рядом со словами, освященными традицией психол. и гражд. лирики, широко вводятся слова филос. и этич. содержания («познанья», «сомненья», «добру», «злу»), а также прозаизмы («не шевелят», «остаток», «касались»). Чем дальше развенчивается поколение, тем прозаичнее стиль, не лишенный, однако, ораторско-инвективного одушевления, резких оценочно-экспрессивных эпитетов. Снижающие элементы в характеристике поколения сопровождаются все более крепнущими нотами осуждения, чувствами горечи и насмешки, иронии и сарказма. Бытовая окраска заключит. строф совпадает с наибольшей силой эмоц. осуждения.Смена интонаций и сочетание в «Думе» различных стилистич. пластов обусловили своеобразие жанровой формы, отличной как от «унылой» элегии, так и от высокой обличит. сатиры. Совмещение филос.-элегич. медитации с иронией и инвективой превращает стих. в «социальную элегию» — форму, специфическую для Л. Однако «социальная элегия» Л. вбирает нравственные, историч., филос., политич. стороны жизни «поколенья» в их психол. преломлении. Равнодушие к добру и злу, осмеяние высоких страстей, неспособность к жертве, иссушение ума наукой, малодушие перед опасностью, «угрюмость» и историч. никчемность, бесславие — все духовные муки и пороки поколения восходят к скепсису, неверию, «бремени познанья и сомненья». Тут Л., в отличие от мн. современников, напр. Белинского этих лет, не усматривает в сомнении и отрицании ни положит. ценности, ни пути к истине. «Говорят, — писал Белинский, — что сомнение подрывает истину: ложная и безбожная мысль!...Говорят: отрицание убивает верование. Нет, не убивает, а очищает его» (V, с. 119). Позиция Л. в «Думе» иная: сомнение и отрицание бессильны и бесплодны, как и лучшие порывы души, застывшие и не приводящие к к.-л. позитивным результатам («зарытый скупостью и бесполезный клад»), что и становится духовной бедой поколения, погруженного в рефлексию. Поэтому замкнутая в себе наука — ухищрения спекулятивного разума, и ее роль отрицательна. Именно в активной деятельности заключен выход из опустошающей рефлексии, преодоление конфликта в собств. сознании, хотя мысль эта выражена в «Думе» лишь косвенно, «от противного».Современники были потрясены тоном стихотворения, писали о лирич. «вопле», стоне души, об обличении в нем «черной стороны нашего века» и не могли не признать суровой и беспощадной, хотя и мрачной правды, заключенной в нем (Белинский, В. Н. Майков, Герцен).Несмотря на голоса критиков, отметивших в «Думе» неосновательность субъективной оценки всего поколения, стих. вызвало громкий обществ. резонанс, заставив «многих вздрогнуть». «Дума» создала особую жанровую традицию в рус. лирике — социальной элегии, проникнутой глубоким трагизмом и одновременно обвинит. инвективами, в к-рой поэт осуждает свое поколение при отождествлении себя с ним (А. Н. Плещеев, А. Н. Майков, Н. А. Некрасов, С. Я. Надсон, А. А. Блок).Стих. иллюстрировали: Л. О. Пастернак, А. Г. Якимченко. Автограф неизв. Впервые — «ОЗ», 1839, т. 1, № 2, отд. III, с. 148—49 (с пропуском 11—12 строк). Датируется по «Стихотворениям» Л. (1840).Лит.: Белинский, т. 4, с. 255, 266, 521—22; т. 12, с. 29; Герцен, т. 7, с. 329—30; Анненков П. В., Лит. воспоминания, [М.], 1960, с. 178—81; Бродский (1); Розанов (1); Блок А., Собр. соч., т. 11, Л., 1934, с. 379; Кирпотин (1), с. 268—271; Максимов Д. Е., О лирике Л., «Лит. учеба», 1939, № 4, с. 14; Гинзбург (1), с. 115; Эйхенбаум (12), с. 90—98, 328; Лотман (2), с. 77—83; Григорьян (1), с. 228—34; Герштейн (8), с. 324; Пейсахович (1), с. 437—38, 480; Архипов, с. 304—49; Маймин Е. А., Стих. М. Ю. Л. «Дума» и «1 января», «Рус. речь», 1969, № 6, с. 13—19; Коровин В. И., «Дума», стих. М. Ю. Л., в кн.: Рус. классич. лит-ра, М., 1969, с. 142—55; Найдич Э., Ответы на вопросы читателей [О стих. Л. «Дума»]..., «Лит-ра в школе», 1973, № 1, с. 72—73; Фохт (2), с. 24—25.

  49. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  50. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Перед см. напереди (вып. 3, стр. 141).
  51. Источник:



  52. История слов

    ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ. Разговорно-фамильярное выражение шиворот-навыворот должно быть отнесено к фразеологическим сращениям. Оно значит `наоборот, наизнанку, противоположно тому, как следует'. Оно подводится как целостная единица под категорию наречия. Синтаксические соотношения составных элементов этого выражения совершенно нейтрализованы и неощутимы. Значение этой фразеологической единицы непроизводно. Правда, «слово» шиворот встречается еще в сочетании с предлогом за в двух-трех фразеологических сочетаниях: схватить, взять за шиворот, вылить за шиворот. В этих случаях оно допускает замену словами ворот, воротник. Но и тут шиворот является несвободным и лишенным конкретного содержания компонентом. Соболевский А. И. писал в заметке «Шиворот на выворот»: «Мы часто пользуемся этой пословицей, но никто из нас, понимая ее общий смысл, не знает значения слова ши́ ворот.

    Мы нередко говорим также: взять кого за ши́ ворот, придавая слову ши́ ворот несомненно ему не принадлежащее общее значение воротник. Рядом мы употребляем также выражение: взять кого за во́ рот, в тех же случаях.

    Даль дает слову ш и́ворот значения: во́ рот, воротник, загривок, тыл шеи, но без доказательств.

    Мы слышали, что в Рязанской губернии еще и теперь слово ш и́ворот употребляется как название армяка с большим расшитым воротником» (РФВ, 1908, № 3—4, 60, с. 364).

    Можно сказать, что слова шиворот в современном общерусском языке нет. По предположению акад. А. И. Соболевского, слово шиворот некогда — в XVII в. и раньше — обозначало «расшитый воротник, один из тех, которые в Московской Руси были в большой моде в XVII в., а, вероятно, и ранее. (...) Состав слова в своем роде интересен; первоначальной его формой могло быть и шивъворотъ (срв. младъ ясенъ сокол и др. подобные архаизмы в песнях), и шивоворот (срв. в словаре Миклошича шиво-п ѣсн( ьн)икъ) для перевода греческого 〴αψωδός » (там же).

    Заметка ранее не публиковалась. Публикуется по рукописи, сохранившейся на 3 листках.

    К выражению шиворот-навыворот В. В. Виноградов обращается также в работе «Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины» (Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, с. 126). — В. Л.

  53. Источник:



  54. История слов

    ДУМА. Еще ярче индивидуальное своеобразие восточнославянских языков и вместе с тем их тесное взаимодействие с южнославянскими и западнославянскими языками обнаруживается в истории лексического гнезда, связанного со словом дума. В русском языке: дума, думать; боярская дума, земская дума, государственная дума, городская дума; думный, думец (др.-русск. также думич); думский; задумать — задумывать, подумать, придумать, надумать; задуматься (с XVII в.), задумчивый (со второй половины XVIII в.), вдуматься, вдумчивый (середина XIX в.), надуманный и т. п. В украинском языке слово дума не позднее XV в. (а, может быть, уже в XVI в.) приобрело значение повествовательной исторической песни. Акад. Н. П. Дашкевич был склонен находить здесь связь украинской культуры и языка с югославянством. По его словам, быть может, уже с XIV — XV вв. «...ведет свое начало в южнорусской народной словесности обозначение повествовательной исторической песни словом дума, напоминающим в этом специальном значении Божественное болгарское слово (болгарск. дума — слово). При таком объяснении малорусское название дума значило бы не размышление, а песенное сказание, представляя аналогично германской саге и средневековому немецкому обороту Singen und Sangen. Но, конечно, могло войти в употребление название дума и в позднейший период южнорусской истории, когда, по одному польскому известию XVI в., думы были наигрываемы перед войском, и когда началось заметное проникновение югославян в южную Русь»2. Известно также, что К. Ф. Рылеев назвал цикл своих исторических стихотворений «Думы» под влиянием «Дум» польского писателя Немцевича. А отсюда слово дума получило новое значение, которое в словаре 1847 г. определялось так: `лирическое стихотворение, сходствующее несколько с балладою'.

    Публикуется впервые по рукописи, сохранившейся в архиве на 1 листке. — Е. К.

  55. Источник:



  56. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Дума (1)
    1. Размышление.
    Думою сдумати — вообразить, представить себе:

    Жены Рускія въсплакашась, аркучи: „Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслію смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати“. 20.

    Думу думати — размышлять над чем-л., обдумывать что-л.

    И учала въ велицѣй тоскѣ быти и думу думати. Пов. о Сол. Лож. и отр. кн., 68 (XVII в.). Утѣшилъ онъ (молодец) Горе-Злочастие; а самъ, идучи, думу думаетъ: Когда у меня нѣтъ ничево и тужить мнѣ не о чемъ! Г. Злоч., 7 (XVII в.).

    ∆ Як стану, молода, думу думаци, сильно плакаци, / Ти вдовую жиць, ти замуж ициць. Шейн. Белор. сб., I, 1, 435.
    2. Замысел, намерение.

    Антиох же ... нача жрети по закону еллиньскому, и унужаше вся сродникы то творити, глаголя, яко иже жреть еллиньскы, неповиненъ есть, а иже не жреть, то обличенъ будеть, яко не чистъ есть от думы зажиганиа града. Флав. Полон. Иерус., 439 (XVI в. ← нач. XII в.). 1185: Половци же услышавше Русь, оже пришли на них, ради быша, надѣющеся на силу, рекоша се: Богъ вдалъ есть князи Русскиѣ и полкы ихъ в руцѣ наши. Устрѣмишася не бои, не вѣдуще глаголемаго, яко нѣсть мужьства, ни есть думы противу богови. Лавр. лет., 395 (1377 г.). Тако же бо и княз не сам впадает в думу, но думцы вводят. Сл. Дан. Зат., 43 (XVII в. ← XII в.). Иже к ратнымъ отбѣгающеи и наши думы сказывающе, на виселици повѣшены будуть. Кн. законн., 66 (XV в. ← XII—XIII вв.). Она жъ дѣва начат поведат отцу своему еже еи повеле Девгении. И рече стратиг: Ту думу думали мнози храбри и не збытся. Девг. Д. (Тихон.), 140 (XVII—XVIII вв. ← XII—XIII вв.).

    3. Совет, указание.

    1170: Посла же (Мстислава Изяславича) Чернигову къ Олговичемъ всимъ ... веля имъ быти всимъ у себе, бяху бо тогда Олговичи въ Мьстиславли воли. И всим угодна бысть дума его. Ипат. лет., 538 (XV в.). 1196: Оны же нынѣ воюеться с ними и волость свою зажеглъ тебе дѣля, а нынѣ безъ его думы хочемь миритися. А, брате, повѣдаю ти сего ти мира зде не улюбить, братъ мои Рюрикъ. Там же, 699. Соломон рече: Луче един мудръ десяти хоробруюших без ума... Данил рече: Храбра, княже, борзо добудеши, а умныи дорог есть, зане умных дума добра... Инѣх же полцы силни, а без думы, и на тѣх бывает побѣда. Посл. Дан. Заточ. (У), 57 (XVII в. ← XIII в.). 1337: Индикта 5 наважениемь дияволимь сташа простая чадь на архимандрита Есифа, а думои старого архимандрита Лаврентия, и створиша вѣче, и запроша Есифа въ церкви святого Николы. Новг. 1 лет., 100 (XIV в.). 1433: Тое же зимы Иванъ Дмитреевичь отъѣха съ Твери въ Галичь, къ князю Юрию Дмитреевичю, и начатъ подговаривати его на великое княжение; и князь Юрий по его думѣ посла по дѣти своя... на Москву. Воскрес. лет. VIII, 97 (XVI в.). И вамъ съ нимъ любви и докончанья не имати, ни пословъ своихъ къ нему не посылати без нашего вѣдома и безъ нашие думы. Грам. 1484 г. СГГД, 1, 294.

    4. Совещание, совместное обсуждение.

    Тѣмь словом премудряше Тита (Иоанн) ... Титъ же тогда емъ вѣру рѣчи его, и вдасть имъ врѣмя на думу и отступи далече от града. Флав. Полон. Иерус., 326 (XVI в. ← нач. XII в.). И хотяще раздрушити Иоанана, замыслиша к Симону слати с молбою. ...И скончавше думу, послаша Матфея архиерея к нему. Там же, 352. 1096: Святополкъ и Володимеръ посласта к Олгови, глаголюща сице: Поиди Кыеву, ать рядъ учинимъ о Рускои земьлѣ... Олегъ ... не восхотѣ ити... Святополкъ же и Володимеръ рекоста к нему: Да се ты ни на поганыя идеши с нама, ни на думу, тоть и ты зло мыслиши на наю. Пов. врем. лет (Ипат. лет.), 220 (XV в. ← нач. XII в.).

    Думу думати — обсуждать что-л., совещаться.

    1147: Кияне же ... рекоша: Княже не ходи с Ростиславом на стрыя своего... Изяславъ же рече имъ: Цѣловали ко мнѣ хрестъ, а думу есми с ними думалъ, а всяко сего пути не хочю отложити, а вы доспѣваите. Ипат. лет., 344 (XV в.).

    Думою — твор. пад. ед. ч.
  57. Источник:



  58. Этнографический словарь

  59. Источник:



  60. Тезаурус русской деловой лексики

  61. Источник:



  62. Большой Энциклопедический словарь

  63. Источник: