(польск, teorban, от итал. tiorba — род лютни)
щипковый многострунный (30—40) музыкальный инструмент. Родствен бандуре (См. Бандура) и теорбе (См. Теорба). Был распространён (до 20 в.) в Польше, на Украине (торбан, панская бандура) и др. районах России.
-а, м.
Щипковый многострунный музыкальный инструмент, родственный бандуре.
В передней люди играли обыкновенно на торбане и курили. Герцен, Былое и думы.
— Что хорошего! по ярмаркам с торбаном ездить! пьяниц утешать! Салтыков-Щедрин, Господа Головлевы.
[От итал. tiorba]
м.
Струнный щипковый музыкальный инструмент, родственный бандуре.
ТОРБАН - украинский и польский щипковый музыкальный инструмент, родствен теорбе.
торба́н "муз. инструмент" (Мельников), укр. торба́н – то же. Неясно, дает ли сам предмет основание для сближения этого слова с то́рба (см.).
•
• [Заимств. из польск. tеоrbаn "вид лютни", которое происходит из ит. tiorba "большая лютня"; см. Брюкнер, стр. 568. – Т.]
ТОРБА́Н -а; м. [от итал. tiorba] Щипковый многострунный музыкальный инструмент, родственный бандуре.
* * *
торба́нукраинский и польский щипковый музыкальный инструмент, родствен теорбе.
* * *
ТОРБАНТОРБА́Н, украинский и польский щипковый музыкальный инструмент, родствен теорбе(см. ТЕОРБА).
(польск. teorbari, от итал. tiorba) - укр. и польск. струн. щипковый муз. инструмент. Разновидность басовой лютни - теорбы. Имел широкую и длинную шейку для басовых струн (т. н. байорки) и дополнит. головку для низких басовых струн (т. н. вторы; всего - 25-60 жильных струн), корпус более глубокий, чем у теорбы. Отличается от теорбы также наличием т. н. приструнков (короткие струны высокого регистра, расположенные вдоль деки), как у бандуры. Был распространен в 17-19 вв. среди польск. помещиков (входил в корол. капеллу лютнистов), казаческой старщины (поэтому Т. называли "панская бандура"), а также среди мещанства. В кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Т. получил популярность в России и даже звучал в трактирах. На Т. аккомпанировали народным песням (в т. ч. славлениям в честь хозяина), иногда танцам, а также исполняли профессиональную инструментальную музыку. При игре инструмент держали на коленях в горизонтальном положении, струны защипывали пальцами обеих рук. Были известны торбанисты Видорты (Грегор, его сын Каэтан и внук Франц), И. Кошовый и И. Александров.
Литература: Фаминцын А., Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа, СПБ, 1891; Лисенко Н., О торбане и музыке песен Видорта, "Киевская старина", 1892, март; его же, Народнi музичнi iнструменти на Украпнi, "Зоря", 1894, No 1, 4, 5-7, Кипв, 1955, Хоткевич Г., Музичнi iнструменти украпнського народу, Харкiв, 1930, с 143-55, Гуменюк А., Украпнськi народнi музичнi iнструменти, Кипв, 1967; Кaminski W., Instrumenty muzyczne na zieimach polskich, Kr., 1971.И. В. Мациевский, M. A. Полонтай.Большой Энциклопедический словарь. 2000.