Большая Советская энциклопедия

    1) технологический процесс шлифования и полирования природных и синтетических минералов. Шлифованием осуществляется съём основной массы минерала путём нанесения на поверхность заготовки граней для придания ей формы будущего изделия, полированием) поверхностям придаётся зеркальный блеск. В ювелирных изделиях О. достигается эстетическая форма, высокий световой эффект и специфический для данного минерала блеск, полностью или частично устраняются природные пороки (включения, трещины, выколы и др.). При О. рассчитываются углы наклона граней, обеспечивающие наиболее эффективное использование оптических свойств минералов (показателя преломления и явления полного внутреннего отражения). Идеальная О. алмаза в бриллиант круглой формы наилучшим образом выявляет природную красоту кристалла и даёт максимальный световой эффект. Основные элементы огранения круглого 57-гранного бриллианта показаны на рис. В связи с высокой стоимостью исходного сырья при изготовлении ювелирных изделий большое значение имеет сохранение максимальной массы минералов. Например, безвозвратные потери при изготовлении бриллиантов составляют при распиливании 2—6%, при обточке 16—25%, при О. 40—45%, общие потери 55—70%. При О. природных и синтетических самоцветов появляются большие возможности использовать цвет минералов и значительно разнообразить формы огранённых изделий. О. цветного непрозрачного поделочного камня (бирюзы, кварцитов, яшм, малахита и др.) подчёркивает красоту фактуры и придаёт куску камня простейшие формы (кабашон, роза, понделок и др.).

    Для технических целей из высокотвёрдых природных и искусственных минералов изготавливают различные инструменты (резцы, свёрла, волоки, фильеры, детали к точным приборам, стеклорезы и др.). При О. кристалл ориентируется т. о., чтобы рабочая поверхность инструмента соответствовала направлению максимальной твёрдости кристалла (как правило, алмаза). Усилие резания инструмента не должно совпадать с плоскостями спайности кристалла.

    2) Сочетания различных по форме и размеру граней, нанесённых на поверхность камня. О видах О. см. в ст. Гранильное дело.

    Лит.: Андреев В. Н., Огранка самоцветов, ч. 1—2, М., 1957—58; Киселева П. Н., Технические алмазы, М., 1964; Епифанов В. И., Песина А. Я., Зыков Л. В.. Технология обработки алмазов в бриллианты, М., 1971.

    А. Я. Песина.

    Основные элементы полной огранки бриллианта: 1 — площадка (верхняя грань, имеющая форму восьмиугольника, предназначена для улавливания основного светового потока, падающего на бриллиант); 2 — основные грани (принимают косые лучи и пропускают световой поток, отражённый от граней низа); 3 — верхние клинья (усиливают число отражений от верхней части бриллианта); 4 — нижние клинья верха (принимают косые лучи, входящие через основные грани верха); 5 — рундист (поясок, разделяющий бриллиант на верхнюю и нижнюю части); 6 — основные грани низа (отражают световой поток, создавая эффект «игры» бриллианта); 7 — клинья низа.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. огра́нка;
    2. огра́нки;
    3. огра́нки;
    4. огра́нок;
    5. огра́нке;
    6. огра́нкам;
    7. огра́нку;
    8. огра́нки;
    9. огра́нкой;
    10. огра́нкою;
    11. огра́нками;
    12. огра́нке;
    13. огра́нках.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ОГРА́НКА см. огранить.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ж.

    1.

    Действие по знач. глаг. огранить—огранивать.

    Огранка алмазов.

    2. спец.

    Характер шлифовки, обработки граней; совокупность граней чего-л.

    Все камни [колье] благодаря мастерскому подбору и красоте огранки сливаются в чарующую сверкающую гамму. Ферсман, Очерки по истории камня.

    Широкий тяжелый буфет занимал почти всю стену и радужно переливался огранкой толстых стекол. Гладков, Энергия.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ОГРА́НКА, огранки, мн. нет, жен. (спец.). Действие по гл. огранить-огранивать. Огранка камней.

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    процесс действия по гл. огранить

    2.

    Результат такого действия; грани, нанесенные на камень или стекло.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ОГРАНКА -1) придание ювелирному камню геометрически правильной или асимметричной формы многогранника шлифовкой и полировкой.2) Сочетание различных по форме и размеру граней, нанесенных на поверхность камня. Формы огранки: розой (от 12 до 72 граней), полубриллиантовая (от 12 до 32), бриллиантовая (от 48 до 240 и более), ступенчатая, клиньями, смешанная, кабошоном.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    огран|ка - ж. cut, cutting, facetting;
    ~щик м. diamond-cutter.

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Schliff m

  17. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  18. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    огранка ж Schliff m 1a

  19. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  20. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    talla f, tallado m

  21. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  22. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    sfaccettatura

  23. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  24. Энциклопедический словарь

    ОГРА́НКА -и; ж.

    1. к Ограни́ть. О. алмазов. У вас камни в огранку принимают?

    2. Характер шлифовки, обработки граней; совокупность граней чего-л. Замечательная о.! Видна рука мастера. Сложная о. Хрустальный бокал с изящной огранкой.

    * * *

    огра́нка

    1) Придание ювелирному камню геометрически правильной или асимметричной формы многогранника шлифовкой и полировкой.2) Сочетание различных по форме и размеру граней, нанесённых на поверхность камня. Формы огранки: розой (от 12 до 72 граней), полубриллиантовая (от 12 до 32), бриллиантовая (от 48 до 240 и более), ступенчатая, клиньями, смешанная, кабошоном.Виды и формы бриллиантовой огранки.

    * * *

    ОГРАНКА

    ОГРА́НКА,

    1) придание ювелирному камню геометрически правильной или асимметричной формы многогранника шлифовкой и полировкой.

    2) Сочетание различных по форме и размеру граней, нанесенных на поверхность камня. Формы огранки: розой (от 12 до 72 граней), полубриллиантовая (от 12 до 32), бриллиантовая (от 48 до 240 и более), ступенчатая, клиньями, смешанная, кабошоном.

    * * *

    ОГРА́НКА, механическая обработка (гранение и полировка) природных и синтетических драгоценных и полудрагоценных камней для ювелирных и технических целей. Огранка придает эстетическую форму, выявляет природную красоту камня и специфические для каждого минерала признаки: цвет, блеск, прозрачность, дисперсию света (способность минерала разлагать белый свет на разные цвета), плеохроизм(см. ПЛЕОХРОИЗМ), иризацию, опалесценцию(см. ОПАЛЕСЦЕНЦИЯ)и др. Самоцветное сырье обычно имеет невзрачный вид: когда английскому королю Эдуарду VII подарили крупнейший в мире алмаз «Куллинан»(см. КУЛЛИНАН), король был разочарован его сходством «с обычной стекляшкой» и сказал, что на улице «отшвырнул бы его в сторону, как простой булыжник». Технологию обработки определяют природная форма, размер кристаллов, их прозрачность, распределение окраски, оптические свойства и др. Обычно стремятся максимально сохранить массу камня, учесть неравномерность распределения окраски, наличие включений, трещин и других пороков. Огранке подвергаются драгоценные и полудрагоценные камни — алмаз(см. АЛМАЗ (минерал)), изумруд(см. ИЗУМРУД), рубин(см. РУБИН (минерал)), сапфир(см. САПФИР), шпинель(см. ШПИНЕЛЬ (минерал)), аквамарин(см. АКВАМАРИН), топаз(см. ТОПАЗ), турмалин(см. ТУРМАЛИН) и др., обладающие высокой твердостью, прозрачностью, красивым цветом и дисперсией; полупрозрачные и непрозрачные минералы с красивым цветом, рисунком и достаточной твердостью — агат(см. АГАТ), сердолик(см. СЕРДОЛИК), яшма(см. ЯШМА), бирюза(см. БИРЮЗА), малахит(см. МАЛАХИТ) и др., а также самоцветы с игрой цветов в отраженном свете (опалесценция, иризация) — опал(см. ОПАЛ), лунный камень(см. ЛУННЫЙ КАМЕНЬ), перламутр и др. Самоцветное сырье сначала пилится или колется для получения заготовок, которые гранятся, а затем полируются.

    Основные виды огранки

    Сочетание различных по форме и размеру граней, нанесенных на поверхность самоцвета, позволяет выделять основные виды огранок. Самая древняя — сфероидальная гладкая шлифовка поверхности камня, придающая ему чечевицеобразную, выпукло-вогнутую или выпукло-плоскую (кабошон) форму и позволяющая лучше выявить цвет или иризацию. Формы кабошонов используются для обработки опалов, сердоликов, лунного и солнечного камней, бирюзы, малахита и др. При ступенчатой (лестничной) огранке на лицевой и тыльной сторонах камня наносят различное количество ступенек с горизонтально расположенными ребрами. Известно много разновидностей ступенчатой огранки. Наиболее распространенные — клиновидная, когда каждая пара ступенчатых граней превращается в 4 клиновидные грани, и восьмиугольная «изумрудная» огранка, при которой наилучшим образом проявляется цвет камня. Для алмазов и других минералов с сильной дисперсией света применяется преимущественно бриллиантовая огранка, при которой камень покрывается многочисленными плоскими поверхностями — фасетами. При полной бриллиантовой огранке на лицевую (верхнюю) сторону (коронку), на которой расположена площадка (табличка), наносятся три пояса граней таким образом, что на лицевой стороне, вместе с площадкой, располагаются 33 грани. На тыльной стороне (павильоне) находятся 24 грани; таким образом., полная бриллиантовая огранка состоит из 57 граней. Полученный бриллиант имеет в плане круглую форму, его диаметр называется рундистом. Максимальное сверкание округлого бриллианта достигается при соблюдении точно рассчитанных пропорций граней павильона, обеспечивающих полное внутреннее отражение света. Входящий луч света должен полностью дважды отразиться от тыловых граней на противоположных сторонах камня и выйти из коронки, создавая максимальное сверкание. Сохраняя массу камня, его часто гранят слишком «мелким» или слишком «глубоким»; заметить эти дефекты огранки нелегко. Идеальными считаются следующие пропорции бриллиантовой огранки (в % от диаметра рундиста): высота верхней части — 14,4; нижней части — 43,3; общая высота — 57,7; диаметр площадки — 56,0. Мелкие алмазы, имеющие лишь один ряд (или пояс) граней, насчитывают на лицевой и тыльной сторонах по 8 граней и называются восьмигранниками. Звездчатая или двойная огранка несут два пояса граней. Существуют также фантазийные типы огранки, например, американская бриллиантовая огранка — 80 граней в четыре ряда (огранка 20 в.). Форма камней может быть овальной, грушевидной, сердцевидной, каплеобразной (для подвесок) — бриолет, панделок; эллипсовидной — маркиза или челночок, «маслина» или «оливка». Разработана также профильная огранка, использующая принцип автомобильных отражателей света, когда алмазы режутся на пластинки толщиной 1,5 мм, верхняя сторона представлена гладкой полированной плоскостью, а нижняя покрывается бороздками-отражателями с интервалом 0,9 мм между ними. При современной огранке стачивается от 20 до 50% массы исходного сырья.

    Историческая справка

    Огранка драгоценных камней кабошоном ведется с глубокой древности. Первое наиболее крупное обобщение «О полировке драгоценных камней», выполненное в Европе Теофилом, относится к 1100 году. В 12—13 вв. в Европе появляются шлифовальные мельницы. В 1456 в Брюгге впервые применен для огранки алмазов алмазный порошок. Бриллиантовая огранка появилась в Париже около 1600 года; до этого времени алмазным порошком лишь полировали естественные грани кристаллов алмаза или покрывали его многочисленными беспорядочно расположенными мелкими гранями. На этой основе древними индийскими мастерами была разработана огранка розой (граненая полусфера); в идеальном случае этот тип огранки насчитывает 24 треугольные грани и плоскую базу (сходную форму имеет знаменитый алмаз «Орлов»).

    В России до 18 в. преобладали кабошоны. Развитие искусства огранки связано с созданием в 1724 Петергофской (по указу Петра I) и в 1774 Екатеринбургской гранильных фабрик.

    О современных мировых центрах огранки см. в статье Алмаз(см. АЛМАЗ (минерал)).

  25. Источник: Энциклопедический словарь



  26. Геологическая энциклопедия

    (a.cutting, cut; н.Facetieren; ф.taille; и.hacer facetas, facetar) - 1) технологич. процесс обработки ювелирных камней шлифованием и полированием c целью придания им определённой формы. Шлифованием на поверхность заготовки наносятся грани, полированием граням придаётся зеркальный блеск. 2) Форма, к-рую камень имеет после обработки.

    O. достигается эстетич. форма ювелирных изделий, проявляются специфич. для данного минерала световой эффект, блеск, полностью или частично устраняются природные пороки (включения, трещины, выколы и др.). Исходное сырьё для изготовления ювелирных камней (каменных вставок, бус, подвесок и др.): природные и синтетич. самоцветы прозрачные c высоким показателем преломления и дисперсией света, a также цветные камни красивых расцветок и естеств. рисунка, полупрозрачные и непрозрачные; стекло бесцветное и окрашенное, прозрачное, имитирующее самоцветы. O. ювелирных камней заключается в придании им геометрически правильной или произвольной формы многогранника c симметрично расположенными на его поверхности гранями. При этом для конкретного сырья подбираются наиболее рациональная форма (для макс. сохранения массы минерала) и вид O., позволяющий получить макс. оптич. эффект "игры света" в камне. Для прозрачных минералов наиболее распространены виды O.: розой - от 12 до 72 боковых граней; простая полубриллиантовая - от 12 до 32 боковых граней; бриллиантовая - от 48 до 240 и более боковых граней (рис.).

     Виды и формы огранки самоцветов: a - розой c числом граней 12 (1), 18 (2), 72 (3); б - полубриллиантовая; в - бриллиантовая c числом граней 56 (1, 6, 7, 8), 100 (2), 72 (3,5), 240 (4); г - ступенчатая c числом граней 20 (1), 48 (2,4), 44 (3); д - клиньями c числом граней 32 (1), 44 (2); e - смешанная (88 граней); ж - кабошоном

    Виды и формы огранки самоцветов: a - розой c числом граней 12 (1), 18 (2), 72 (3); б - полубриллиантовая; в - бриллиантовая c числом граней 56 (1, 6, 7, 8), 100 (2), 72 (3,5), 240 (4); г - ступенчатая c числом граней 20 (1), 48 (2,4), 44 (3); д - клиньями c числом граней 32 (1), 44 (2); e - смешанная (88 граней); ж - кабошоном.

    Бриллиантовая O. придаёт камню макс. блеск и игру света. Классич. бриллиантовая (полная) O. содержит 56 боковых граней. Для камней квадратной, прямоугольной, ромбовидной и др. форм применяется ступенчатая O., клиньями или смешанная. Сферич. O. кабошоном используется для обработки непрозрачных или полупрозрачных минералов - бирюзы, лазурита, опала, лунного камня, a иногда и прозрачных, имеющих природные пороки, - сапфира, изумруда и др.

    Отличит. особенность большинства подвергаемых O. минералов - их высокая твёрдость, что обусловливает применение алмазного инструмента почти на всех этапах обработки. O. алмазов при изготовлении бриллиантов производится на чугунном диске (планшайбе), шарожированным алмазным порошком, c помощью квадранта и многочисл. приспособлений, позволяющих наносить грани под строго определёнными углами. При O. минералов-самоцветов грани наносятся на гранильном станке, имеющем приспособление для отсчёта граней (квадрант-угломер). Прозрачные минералы в зависимости от физ.-хим. свойств преломляют и отражают проходящий через них луч света под разл. углами, поэтому грани камней минералов располагают под строго определёнными углами.

    Для полировки самоцветов применяются планшайбы (круги) из сплавов олова и свинца, поверхность к-рых насекается заточенной стальной пластинкой. Риски, полученные путём насечки, задерживают полировальный порошок от сбрасывания во время вращения планшайбы. Полировальный порошок подбирается в зависимости от твёрдости обрабатываемого минерала, это - оксиды хрома, железа, алюминия, трепел и др. B ювелирной пром-сти наиболее простые виды O. ювелирных камней из синтетич. корунда получают на станках-полуавтоматах, позволяющих обрабатывать одновременно до 80 заготовок. Обработка ювелирных камней из синтетич. корунда в CCCP производится высокопроизводит. алмазным инструментом отечеств. произ-ва. Корундовые резцы (иглы) для звукозаписи гранятся тем же способом, что и ювелирные камни из синтетич. корунда.

    O. самоцветов для ювелирных изделий применялась уже в 3-м тыс. до н.э. (Древний Египет, гос-ва Двуречья). B античный период и в раннем средневековье O. заключалась гл. обр. в приполировке естеств. граней или поверхностей минерала. Исключит. роль сыграло изобретение в 1456 в Нидерландах гранильного станка. Это дало возможность ввести наиболее совершенный вид O.- бриллиантовую. B 19 и 20 вв. O. механизируется, появляются новые, более совершенные станки, приспособления и инструмент.

  27. Источник: Геологическая энциклопедия



  28. Большой энциклопедический политехнический словарь

    1) придание ювелирному камню путём шлифования и полирования формы правильного или асимметричного многогранника для усиления блеска. 2) Сочетание разл. по форме и размеру граней, нанесённых на поверхность камня. Типы О.: розой (от 12 до 72 граней), полубриллиантовая (от 12 до 32), бриллиантовая (от 48 до 240 и более), ступенчатая, клиньями, кабошоном (гладкое шлифование) и др. Классич. вид бриллиантовой О. - 56 граней (см. рис.).

    Виды и формы бриллиантовой огранки с числом граней 56 (1, 6, 7 и 8), 100(2), 72 (3 и 5) и 240 (4)

    Виды и формы бриллиантовой огранки с числом граней 56 (1, 6, 7 и 8), 100(2), 72 (3 и 5) и 240 (4)

  29. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  30. Русско-английский политехнический словарь

    огра́нка ж.

    1. (процесс) (ювелирных камней или стекла) (gem or glass ) cutting

    2. (форма) cut

    бриллиа́нтовая огра́нка — diamond cut

    огра́нка ро́зой — rose cut

    ступе́нчатая огра́нка — trap cut

    * * *

    cutting

  31. Источник: Русско-английский политехнический словарь



  32. Dictionnaire technique russo-italien

    ж.

    taglio m

    - бриллиантовая огранка

    - огранка драгоценных камней

    - огранка капелька

    - огранка лодочка

    - огранка маркиза

    - портретная огранка

    - огранка розочка

    - огранка слезинка

  33. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  34. Большой Энциклопедический словарь

  35. Источник: