Словарь Брокгауза и Ефрона

    акт (формальный контракт), устанавливавший зависимые отношения между вассалом (см.) и сеньором. Будущий вассал приближался к сеньору и протягивал к нему руки, стоя, если сеньор стоял, и становясь на колени, если сеньор сидел; сеньор брал руки вассала в свои и затем одарял его, обыкновенно конем и оружием (позднее — символической дачей одного солида). Протягивание рук означало отдачу себя в подчинение, во власть другого лица (se commendare, se tradere potestati, in vassalicum, patrocinio se commendare и т. д.); принятие рук — принятие подчинения. Согласно с этим, вассалитет устанавливал не личные, а вещно-правовые отношения между сеньором и вассалом, пожизненные и неуничтожимые без вины или согласия сеньора. Другой сеньор не мог принять к себе вассала, ушедшего без основания; если он это делал, старый сеньор мог требовать возвращения; за убийство своего вассала он мог взыскать пеню. Вторая часть обряда — одаривание, показывает, однако, что отношение К. не было отношением полного рабства или безусловной зависимости. Одаривая вассала, сеньор возвращал ему личную свободу или честь и отличал его этим от простого раба или крепостного. Отношения принимали характер нравственной зависимости, основанной на начале взаимной верности слову (fides) и благодарности одаренного. Они, поэтому, взаимны: на одной стороне обязанность защиты, на другой — помощи в определенных случаях. Поэтому, неисполнение своих обязанностей с одной стороны дает право другой отказаться от договора. Таким образом, если сеньор отказывал в защите, вассал мог его оставить. К тому же вел ряд поступков со стороны сеньора по отношению к вассалу, нарушающих нравственнее чувство верности. Иное объяснение символики, состоящее в том, что дар был сперва реальной, затем символической платой за отдачу личных услуг (рук), и что отношение имело характер, подобный обычному договору найма (Эренберг), едва ли вероятно. Соединение бенефициальных пожалований с вассалитетом произвело сближение К. с инвеститурой (см.) и несколько видоизменило самый строй акта. Протягивание и принятие рук осталось, но к нему присоединился поцелуй сеньором вассала и акт присяги; подарок коня, оружия или солида заменился передачей земли (инвеститурой), а если и сохранялся, то оружие служило только символом инвеституры. К. в этом смысле получила название homagium, hominium, по-нем. Huldo.

    Ср. Ehrenberg, "Commendatio und Huldigung nach fränk. Recht" (Веймар, 1847); Schröder, "Lehrbuch der deutschen Rechtsgeschichte" (Лейпциг, 1889).

    В. Н.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (лат. Commendatio — рекомендация, одобрение, от commendo — вверяю, передаю)

    1) в Древнем Риме присвоенное Юлием Цезарем, а затем Августом и его преемниками право рекомендовать сенату своих кандидатов на сохранившиеся республиканские должности. 2) В Западной Европе в период раннего средневековья договор, закреплявший акт отдачи себя под покровительство другому, более «сильному», становившегося патроном первого (коммендирующегося). Институт К., устанавливавший отношения личной зависимости коммендирующегося от патрона, оформлял различные реальные отношения. Один тип К. представлял собой акт признания вассалом своего подчинения власти сеньора, за чем следовала клятва верности и пожалование вассала бенефицием или феодом. Такая К. оформляла отношения Вассалитета внутри складывавшегося господствующего класса. Второй вид — К. разорявшихся свободных людей крупному землевладельцу. При этом отдача себя «слабым» человеком под покровительство более «сильному», богатому приводила не только к личной зависимости, но часто к материальной: коммендирующийся нередко становился держателем земли, принадлежавшей патрону. Такая К. юридически оформляла зависимость крестьянина от феодального землевладельца.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. комменда́ция;
    2. комменда́ции;
    3. комменда́ции;
    4. комменда́ций;
    5. комменда́ции;
    6. комменда́циям;
    7. комменда́цию;
    8. комменда́ции;
    9. комменда́цией;
    10. комменда́циею;
    11. комменда́циями;
    12. комменда́ции;
    13. комменда́циях.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Большой энциклопедический словарь

    КОММЕНДАЦИЯ (от лат. commendo - вверяю - передаю), в Зап. Европе в период раннего средневековья акт передачи себя под покровительство более "сильного", могущественного, богатого человека. Мог оформлять как отношения вассалитета внутри феодального класса, так и личную зависимость крестьянина от феодала.

  7. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  8. Энциклопедический словарь экономики и права

    (от лат. commendo - вверяю, передаю) -в Западной Европе в период раннего средневековья акт передачи себя под покровительство более "сильного", могущественного, богатого человека. Мог оформлять как отношения вассалитета внутри феодального класса, так и личную зависимость крестьянина от феодала.

  9. Источник: Энциклопедический словарь экономики и права



  10. Энциклопедический словарь

    комменда́ция

    (от лат. commendo — вверяю, передаю), в Западной Европе в период раннего средневековья акт передачи себя под покровительство более «сильного», могущественного, богатого человека. Мог оформлять как отношения вассалитета внутри феодального класса, так и личную зависимость крестьянина от феодала.

    * * *

    КОММЕНДАЦИЯ

    КОММЕНДА́ЦИЯ (от лат. commendo — вверяю, передаю), в Зап. Европе в период раннего средневековья акт передачи себя под покровительство более «сильного», могущественного, богатого человека. Мог оформлять как отношения вассалитета внутри феодального класса, так и личную зависимость крестьянина от феодала.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Советская историческая энциклопедия

    (от лат. commendatio - рекомендация, поручение) - 1) В Древнем Риме право, присвоенное Юлием Цезарем, а затем Августом и его преемниками рекомендовать сенату своих кандидатов на сохранившиеся респ. должности. В период упадка поздней Рим. империи К. означала отдачу отдельными лицами, а иногда и населением целой общины себя и своего имущества под патронат "сильнейших". 2) В Зап. Европе в период раннего средневековья договор, закреплявший акт отдачи себя под покровительство более сильного, становившегося патроном коммендирующегося. Институт К., устанавливавший отношение личной зависимости коммендирующегося от патрона, оформлял весьма различные реальные отношения. При всем многообразии их можно выделить два осн. типа. Первый (восходящий к дружинным отношениям) являлся одной из составных частей феод. договора между вассалом и сеньором и представлял собой акт признания вассалом своего подчинения власти сеньора, за к-рым следовала клятва верности (fidelitas) и пожалование вассала бенефицием или феодом. Такая К. оформляла взаимоотношения внутри складывавшегося господств. класса - отношения вассалитета. Второй вид - К. разорявшихся свободных людей крупному землевладельцу. При этом отдача себя "слабым" человеком под покровительство (mundium, патронат) более сильному и богатому приводила не только к личной зависимости, но часто связывалась с материальной зависимостью: коммендирующийся нередко становился держателем земли, принадлежавшей патрону. Такая К. юридически оформляла зависимость крестьянина от феод. землевладельца, играя тем самым большую роль в процессе закрепощения. Осн. источник - формулы.

  13. Источник: Советская историческая энциклопедия



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: