Большая Советская энциклопедия

    (от греч. diatonikós, буквально — растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от diá — через, вдоль и tónos — тон)

    семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны Средневековые лады, Натуральные лады, включая широко распространённые ионийский (натуральный мажор) и эолийский (натуральный минор).

    К области Д. принадлежат также лады и ладовые образования, которые могут трактоваться как часть диатонического звукоряда — Пентатоника, средневековые Гексахорды, ряд Тетрахордов и Трихордов. Все такие лады состоят только из тонов и полутонов. Диатоническими являются и любые интервалы и аккорды, которые могут быть образованы из звуков диатонических ладов.

    Д. составляет основу ладового мышления в народной и профессиональной европейской музыке. В более широком смысле к Д. относят любые лады, не включающие Хроматизмов, т. е. повышений или понижений основных ступеней. Это условно-диатонические лады (гармонический и мелодический Минор и Мажор и др.), переменно-диатонические лады. В некоторые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увеличенная секунда.

    Недиатонические элементы могут образовываться не только с помощью введения в Д. хроматизмов, но также и смешением разнородных диатонических элементов в одновременности и в последовании (полидиатоника). Ладогармоническое мышление современных композиторов часто бывает полидиатоничным.

    Лит.: Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Сохор А., О природе и выразительных возможностях диатоники, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 4, М. — Л., 1965; Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, 3 изд., М., 1966; Переверзев Н., Проблемы музыкального интонирования, М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Берков В. О., Гармония, 2 изд., М., 1970; Vincent J., The diatonic modes in modern music, Berk. — Los Ang., 1951.

    Ю. Н. Холопов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. диато́ника;
    2. диато́ники;
    3. диато́ники;
    4. диато́ник;
    5. диато́нике;
    6. диато́никам;
    7. диато́нику;
    8. диато́ники;
    9. диато́никой;
    10. диато́никою;
    11. диато́никами;
    12. диато́нике;
    13. диато́никах.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    жен., муз. переход через один тон (лад или строй) в другой, из твердого в мягкий лад и пр.>

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Система музыкальных звуков, образуемая последовательностью основных ступеней лада (в музыке).

  7. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  8. Большой энциклопедический словарь

    ДИАТОНИКА (от греч. diatonikos - букв. - растянутый), гептатоника (от греч. hepta - семь и tonos - тон), в музыке - 7-ступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Диатоничны многие древнегреческие, средневековые и другие натуральные лады. Как неполные диатонические системы могут трактоваться пентатоника, средневековые гексахорды и др. Диатоника - основа ладового мышления в европейской музыке.

  9. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  10. Энциклопедический словарь

    диато́ника

    (от греч. diatonikós, буквально — растянутый), гептатоника (от греч. heptá — семь и tónos — тон) (муз.), 7-ступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Диатоничны многие древнегреческие, средневековые и другие натуральные лады. Как неполные диатонические системы могут трактоваться пентатоника, средневековые гексахорды и др. Диатоника — основа ладового мышления в европейской музыке.

    * * *

    ДИАТОНИКА

    ДИАТО́НИКА (от греч. diatonikos, букв. — растянутый), гептатоника (от греч. hepta — семь и tonos — тон), в музыке — 7-ступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Диатоничны многие древнегреческие(см. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ЛАДЫ), средневековые(см. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ЛАДЫ) и другие натуральные(см. НАТУРАЛЬНЫЕ ЛАДЫ) лады. Как неполные диатонические системы могут трактоваться пентатоника(см. ПЕНТАТОНИКА), средневековые гексахорды(см. ГЕКСАХОРД) и др. Диатоника — основа ладового мышления в европейской музыке.

  11. Источник: Энциклопедический словарь



  12. Музыкальная энциклопедия

    (от греч. dia - через, вдоль и tonos - тон (целый тон), букв.- идущая по тонам) - семизвуковая система, все звуки к-рой могут быть расположены по чистым квинтам. Такова, напр., последовательность интервалов в др.-греч. диатонич. тетрахорде: е1 - d1 - с1 - h (два целых тона и полутон), в отличие от последовательности интервалов хроматич. тетрахорда е1 - des1 - с 1 - h (целых тонов нет). Диатонич. являются те интервалы и аккорды, к-рые могут быть получены в пределах цепи шести квинт (пример приводится в тональности C-dur):

    (иногда тритон как вариант чистой кварты или чистой квинты принимается не за диатонич., а за хроматич. интервал).

    Между количеством интервалов одного и того же вида и числом образующих этот интервал квинтовых шагов (Q) в чистой Д. существует строгая зависимость. Число, показывающее, сколько раз данный интервал встречается в системе, равно разности между общим количеством звуков системы и числом квинтовых шагов:

    ч. прима, ч. октава (0Q) встречается 7 раз (7-0),

    ч. квинта, ч. кварта (1Q) встречается 6 раз (7-1),

    б. секунда, м. септима (2Q) встречается 5 раз (7-2),

    б. секста, м. терция (3Q) встречается 4 раза (7-3),

    б. терция, м. секста (4Q) встречается 3 раза (7-4),

    б. септима, м. секунда (5Q) встречается 2 раза (7-5),

    тритон (6Q) встречается 1 раз (7-6).

    Интервалы считаются диатоническими и в тех случаях, когда они образуются хроматически изменёнными ступенями (напр., as-b - диатонич. целый тон, как вне контекста, так и в тональности, напр. в C-dur). То же касается и аккордов (напр., ges-b-des в C-dur - диатонич. аккорд на недиатонич. ступени). Поэтому Г. Л. Катуар различает аккорд хроматич. по существу (например, d-fis-as-c) и хроматич. по положению (например, des-f-as в C-dur). Диатоничны многие древнегреческие лады, а также средневековые лады и др. натуральные лады, включая широко распространённые ныне ионийский (натуральный мажор) и эолийский (натуральный минор):

    В более широком смысле к области Д. относят также т. н. условно-диатонические лады, переменно-диатонические лады, системы и звукоряды (см. Лад). В нек-рые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увелич. секунда.

    Ангемитонная пентатоника (по терминологии Катуара, "протодиатоника") и ср.-век. гексахорды могут трактоваться как неполные диатонич. системы.

    Иногда диатоническими называют 12-звуковые (12-ступенные) системы, каждая ступень в к-рых трактуется как самостоятельная. При этом в понятие Д. вкладывается другой смысл: Д. как совокупность осн. ступеней (А. С. Оголевец, M. M. Скорик).

    В др.-греч. музыке Д. была одним из трёх ладовых наклонений ("родов") наряду с хроматикой, использовавшей две малые секунды подряд, а также увелич. секунду, и энгармоникой, специфику к-рой составляли интервалы меньше полутона. В этом греч. музыка сходна с др. древними одноголосными культурами, в особенности Ближнего Востока и Средиземноморья.

    Многообразные формы Д. составляют основу зап.-европ. и русского нар.-песенного иск-ва, а также проф. европ. музыки (григорианский хорал), в особенности после утверждения многоголосия в качестве преобладающего типа муз. изложения. Гармонич. объединение голосов осуществляется в первую очередь с помощью связующего действия простейших консонансов - квинты и кварты, а кварто-квинтовая координация голосов способствует проявлению диатонич. отношений.

    Распространённая со времени Гвидо д'Ареццо система гексахордов (см. Сольмизация) фиксировала в рамках общей диатонич. системы ладовую переменность (в особенности в сменах

    -mоllе и

    -durum, то есть b и h). Аналогичная ладовая переменность свойственна и рус. церк. музыке (h внизу и b вверху, см. "обиходный звукоряд" в примере выше). С этим связана практика нотации голосов с разл. ключевыми знаками, напр. без знаков в верхнем голосе и с одним бемолем в нижнем.

    Г. де Mашо. Баллада 1. Ci comencent les balades ou il ha chant, такты 1-3.

    С установлением господства "гармонич. тональности" - мажора и минора (с 17 в.) получает широкое развитие новый вид Д., опирающийся на функц. систему трёх главных трезвучий - тоники, доминанты и субдоминанты, связанных между собой сильнейшим квинтовым родством. Предельная централизация лада на основе функц. гармонии приводит к образованию новых аккордово-гармонич. связей тонов лада (напр., в C-dur тон d связан с примой тоники через осн. тон доминанты g, тон е - принадлежностью к тонич. трезвучию, f - как осн. тон субдоминанты и т. д.), что реализуется в последованиях аккордов (теоретически обосновано Ж. Ф. Рамо). Недиатонич. элементы, хроматика образуются на базе Д. как мелодически, так и аккордово-гармонически путём альтерации, смешения разнородных диатонич. элементов в последовании и в одновременности (полидиатоника).

    В 19 - нач. 20 вв., с одной стороны, возрождается старинная Д. и широко вводится Д. нар. склада и близкая к ней (у Ф. Шопена, Ф. Листа, Э. Грига, К. Дебюсси, в особенности у рус. композиторов - М. И. Глинки, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского и др.).

    С др. стороны, осуществляется переход к хроматике как основе высотной структуры. Начало этому процессу положил "Тристан" Р. Вагнера. Полностью перешли к хроматике мн. композиторы 20 в., в особенности представители новой венской школы.

    А. К. Лядов. Восемь русских народных песен. III. Протяжная.

    В музыке 20 в. используются разнообразные виды Д.: Д. нар. склада, близкая к классич. мажору и минору; Д. в разл. модификациях, полиладовых, полидиатонич. сочетаниях (И. Ф. Стравинский, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Б. Барток). Часто Д. остаётся лишь в качестве основы, более или менее завуалированной (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, П. Хиндемит), либо фигурирует как составной элемент недиатонич. структуры (скобками отмечены поля диатоники):

    С. С. Прoкoфьев. "Обручение в монастыре" ("Дуэнья"). 2-я картина, окончание.Литература: Серов А. Н., Русская народная песня как предмет науки, "Музыкальный сезон", 1869/70, No 18, 1870/71, NoNo 6 и 13; Петр В. И., О составах, строях и ладах в древнегреческой музыке, К., 1901; Катуар Г. Л., Теоретический курс гармонии, ч. 1, М., 1924; Tюлин Ю. Н., Учение о гармонии, ч. 1, Л., 1937, 1966; его же, Натуральные и альтерационные лады, М., 1971; Оголевец А. С., Основы гармонического языка, М.-Л., 1941; Кастальский А. Д., Основы народного многоголосия, М.-Л., 1948; Способин И. В., Элементарная теория музыки, М., 1951, 1958; Кушнарёв X. С., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958; Берков В. О., Гармония, ч. 1, М., 1962; 1970; Скорик М. М., Прокофьев и Шёнберг, "СМ", 1962, No 1; Карклинь Л. A., Обобщать практический опыт, "СМ", 1965, No 7; Сохoр A. H., О природе и выразительных возможностях диатоники, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4, Л.-М., 1965; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Котляревський I. A., Дiатонiка i хроматiка як категорiп музичного мислення, Кипв, 1971; Бочкарева О., О некоторых формах диатоники в современной музыке, в сб.: Музыка и современность, вып. 7, М., 1971; Сигитов С., Ладовая система Белы Бартока позднего периода творчества, в сб.: Проблемы лада, М., 1972; Aristoxenus von Tarent, Melik und Rhythmik des classischen Hellenenthums, Bd 1-2, Lpz., 1883-93; Musici scriptores graeci, hrsg. von Carolus Janus, Lpz., 1895, Neudruck, Hildesheim, 1962; Die Harmonielehre des Kl. Ptolemaios, hrsg. von J. Dьring, "Gцteborgs hцgskolas еrsskrift", XXXVI, 1, Gцteborg, 1930; Musica Enchiriadis, в кн.: Gerbert M., Scriptores ecclesiastici de musica sacra potissimum, t. 1, St. Blasien, 1784, Mil., 1931; Guido d'Arezzo, Micrologus, ed. by J. Smits van Wesberghe, Rome, 1955; Rameau J.-Ph., Gйnйration harmonique, P., 1737; Riemann H., Geschichte der Musiktheorie im IX-XIX. Jahrh., Lpz., 1898; Gevaert F. A., Traitй d'harmonie thйorique et pratique, v. 1-2, P.-Brux., 1905-07; Ape1 W., The partial signatures in the sources up to 1450, "Acta musicologica", X - XI, 1938-39, p. 1-12, 19, 40-42; Gоmbosi O. J., Tonarten und Stimmungen der antiken Musik, Kph., 1939; Lоwinsky E., The goddes Fortuna in music, "MQ", XXIX. 1943, No 1; Handschin J., Der Toncharakter, Z., 1948; Vincent J., The diatonic modes in modern music, Berk.-Los Ang, 1951, Seаr1e H., Twentieth century counterpoint, L., 1954, Gerhard R., Die Reihentechnik des Diatonikers. "Stravinsky. Wirklichkeit und Wirkung", "Musik der Zeit", Neue Folge, H. 1, Bonn, 1958, Spiess L., The diatonic "chromatism" of the Enchiriadis treatises, "JAMS", XII, 1959, 1.Ю. H. Холопов.

  13. Источник: Музыкальная энциклопедия



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник:



  16. Толковый словарь Даля

  17. Источник: