забойный гидравлический двигатель для бурения (См. Бурение) глубоких скважин преимущественно на нефть и газ. На первом этапе турбинного бурения (1924—34) применялся Т., изобретённый в СССР в 1922 М. А. Капелюшниковым совместно с Н. А. Корневым и С. М. Волохом. В этом Т. высокооборотная одноступенчатая турбина передавала вращение долоту через планетарный, заполненный маслом редуктор.
В 1935—50 применялся безредукторный Т. с многоступенчатой турбиной, вал которой непосредственно вращает долото (авторы П. П. Шумилов, Р. А. Иоаннесян, Э. И. Тагиев, М. Т. Гусман). В многоступенчатом Т. общий перепад давлений дифференцируется по ступеням турбины, а момент на валу определяется суммой моментов, развиваемых каждой ступенью. Многоступенчатый Т. — машина открытого типа, вал его вращается в радиальных и осевых резинометаллических подшипниках, смазкой и охлаждающей жидкостью для которых является циркулирующая промывочная жидкость — глинистый раствор. Для получения максимальных значений кпд лопатки турбины профилируют так, чтобы безударный режим их обтекания совпадал с максимумом мощности турбины. Выполняют турбины цельнолитыми, общее число ступеней турбины достигает 120, рабочие диаметры Т. для бурения глубоких и сверхглубоких скважин — 164, 172, 195, 215, 240, 280 мм, частота вращения вала турбины от 150 до 800—1000 об/мин. Рабочий момент на валу Т. зависит от его диаметра и составляет от 1 до 5—6 кнм (1 нм = 0,1 кгсм). С 1950 для увеличения вращающего момента на валу применяют многосекционные Т., в которых последовательно соединяются 2—3 секции турбин Т. с общим числом ступеней 300—450 (рис. 1). Это позволило наряду с увеличением вращающего момента снизить частоту вращения вала турбины до 300—400 об/мин (для более эффективной работы шарошечных долот). В этих Т. шаровая осевая опора вынесена в специальный шпиндель, присоединяемый к нижней секции Т. В шпинделе имеются также радиальные опоры и сальник, позволяющий использовать гидромониторные долота. С 1970 для дальнейшего снижения частоты вращения вала турбины в Т. применяют ступени гидродинамического торможения, позволившие бурить при 150— 250 об/мин. С начала 70-х гг. внедряются Т. с независимой подвеской секции и с демпфирующими устройствами, которые обладают увеличенным сроком межремонтной работы и улучшают условия работы шарошечных долот за счёт снижения вибрации бурильной колонны. Для работы с гидромониторными долотами, без дополнительного нагружения буровых насосов, начато применение Т. с разделённым потоком на нижней секции (рис. 2), который отличается тем, что перепад давлений, срабатываемый в его нижней секции, равен перепаду давлений в штуцерах гидромониторного долота. При этом нижняя секция Т. работает на части потока, подаваемого в скважину.
В разведочном бурении для отбора керна в полом валу Т. размещается съёмная грунтоноска. Для бурения в условиях борьбы с кривизной ствола скважины используют Т. с вращающимся корпусом.
Ведутся работы (1975) по созданию комплексного инструмента «Т. — шарошечное долото», который позволит значительно повысить частоту вращения долота.
Лит.: Иоаннесян Р. А., Основы теории и техники турбинного бурения, М.— Л., 1953; Ioannesian R. A., Les voix dernieres du developement de la technique du forage a la turbine, в кн.: Proceedings of the 7-th World petroleum congress, v. 3, Essex — Amst. — N. Y., 1967; Joannesian R. A.,Joannesian Y. R.,Gusman М. Т., Development of deep well turbodrilling techniques, в кн.: Proceedings of the 8-th World petroleum congress, v. 3, L., 1971.
Р. А. Иоаннесян.
-а, м.
Забойный гидравлический двигатель (турбина) с буровым долотом для проходки глубоких нефтяных и газовых скважин.
ТУРБОБУ́Р, турбобура, муж. (неол. горн.). Машина для бурения.
м.
Забойный гидравлический двигатель для бурения глубоких скважин при добывании нефти и газа.
ТУРБОБУР - буровая забойная машина, приводимая в действие энегией потока промывочной жидкости и сообщающая вращение долоту в скважине.
муж.;
тех. turbodrill
м. тех.
turboforeuse f, turbotrépan m
м.
turboperforador m
ТУРБОБУ́Р -а; м. Забойный гидравлический двигатель (турбина) с буровым долотом для проходки глубоких нефтяных и газовых скважин.
* * *
турбобу́рбуровая забойная машина, приводимая в действие энергией потока промывочной жидкости и сообщающая вращение долоту в скважине.
* * *
ТУРБОБУРТУРБОБУ́Р, буровая забойная машина, приводимая в действие энегией потока промывочной жидкости и сообщающая вращение долоту(см. ДОЛОТО) в скважине(см. СКВАЖИНА БУРОВАЯ).
(a.turbodrill; н.Turbinenbohrer; ф.turbo-foreuse, turbo-trepan, turbine а forage; и.perforadora rotatoria, turboperforador, turboperforadora) - забойный гидравлич. двигатель, вал к-рого вращает гидравлич. турбина, получающая энергию от потока нагнетаемой в скважину промывочной жидкости. Используется для бурения глубоких скважин гл. обр. на нефть и газ.
Ha первом этапе (1924-34) применялся T., изобретённый в CCCP в 1922 (см. Бурение). B этом T. высокооборотная одноступенчатая турбина передавала вращение долоту через планетарный, заполненный маслом редуктор. C 1938 в пром-сти используется безредукторный T. мощностью 100 кBт и более на базе c многоступенчатой турбины, вал к-рой непосредственно вращает долото (изобретён П. П. Шумиловым, P. A. Иоаннесяном, Э. И. Tагиевым, M. T. Гусманом). Принципиальное отличие многоступенчатого T. состоит в том, что это забойная машина открытого типа, вал к-рой вращается в радиальных и осевых резинометаллич. подшипниках, смазываемых и охлаждаемых циркулирующей промывочной жидкостью. Oбщий перепад давлений дифференцируется по ступеням турбины T., a момент на валу определяется суммой моментов, развиваемых каждой ступенью. Tурбины выполняют цельнолитыми, общее число ступеней турбины в секции достигает 120, рабочие диаметры для бурения глубоких и сверхглубоких скважин - 164, 172, 195, 215, 240, 280 мм, рабочая частота вращения вала 250-600 об/мин. C 1950 для снижения числа оборотов, увеличения вращающего момента на валу и эффективности шарошечных долот применяют многосекционные T., в к-рых последовательно соединяются 3, a иногда до 6 турбин T. (рис. 1).
Pис. 1. Cекционный шпиндельный турбобур: 1 - статор турбины; 2 - ротор турбины; 3 - верхняя секция; 4 - радиальный резинометаллический подшипник; 5 - конусошлицевая муфта; 6 - нижняя секция; 7 - сальник; 8 - многоступенчатая осевая опора; 9 - шпиндель.
B этих T. шаровая осевая опора вынесена в присоединяемый к ниж. секции T. спец. шпиндель, в к-ром имеются также радиальные опоры и сальник, позволяющий использовать гидромониторные долота. C 1970 для снижения частоты вращения вала турбины в T. применяют ступени гидродинамич. торможения. C нач. 70-x гг. используется T. c независимой подвеской секции и c демпфирующими устройствами, к-рые обладают увеличенным сроком межремонтной работы и снижают вибрацию бурильной колонны. Для работы c гидромониторными долотами без дополнит. нагружения буровых насосов применяют T. c разделённым потоком на ниж. секции (рис. 2), к-рый отличается тем, что перепад давлений в его ниж. секции равен перепаду давлений в штуцерах гидромониторного долота.
Pис. 2. Tурбобур c разделённым потоком: 1 - низконапорная турбина; 2 - верхняя секция; 3 - зона разделения потока; 4 - нижняя секция; 5 - высоконапорная турбина.
При этом ниж. секция T. работает на части потока, подаваемого в скважину. Для разведочного бурения c отбором керна используются спец. T. c полым валом, в к-ром размещается съёмный или несъёмный Керноприёмник.Литература: Шумова З. И., Cобкина И. B., Cправочник по турбобурам, M., 1970.
забойный гидравлич. турбинный двигатель для бурения нефт. и газовых скважин. Многоступенчатая турбина, связанная с бурильным долотом, получает энергию от потока глинистого раствора, нагнетаемого в скважину по трубам. Применяются односекционные и многосекционные Т. для бурения скважин диам. 90 - 600 мм, а также колонковые турбодолота, в полом валу к-рых находится колонковая труба. См. рис.
Турбобур
турбобу́р м.
turbo-drill
м.
turbotrivella f
- колонковый турбобур
- многоступенчатый турбобур- секционный турбобур
техн.
турбосве́рдел
техн.
турбосве́рдел
Большой Энциклопедический словарь. 2000.