(араб.; правильнее "кадый", значит "судья") — так называется у мусульман духовное лицо, исполняющее также роль светского судьи и решающее дела на основании законов Корана и священных преданий. К., по компетенции, стоит ниже муфтия (см.), но вместе с ним принадлежит к высшему духовенству. Должность кадыя впервые учреждена Омаром. Первый К. (Абдаллах ибн-Науфаль) был назначен самим халифом (для Медины), но затем право назначать кадыев принадлежало также визирям и наместникам. Мусульманские юристы выработали следующие условия, необходимые мусульманину для занятия этой должности: принадлежность к свободному сословию, почтенный возраст, добронравие, знакомство с исламскими законами. Обязанности К. — решать уголовные дела, разбирать тяжбы, заботиться об исполнении приговоров, назначать опеку над малолетними, сумасшедшими и т. п., заведовать вакуфами (см.) и удостоверять завещания; если в районе нет имама (см.), то вместо него должен отправлять богослужение К. Ввиду сложности своих занятий, К. не может обойтись без помощников: он может выбирать сведущих и добросовестливых людей, нечто вроде присяжных (наибов), чтобы узнать их мнение до произнесения приговора; другие его помощники — секретари (эмины) и нотариусы (шахиды). Для разбора жалоб на К. Омейяды учредили особую апелляционную палату (незер-оль-мезалим), сперва под председательством халифа; со времен аббасида Мохтеди (868—869) стал назначаться особый председатель, из судей. В настоящее время в Турции К. — чиновники, состоящие на государственной службе и получающие жалованье. В Персии К. независимы от государства. Кâды ль-кодâт ("судья судей") — верховный К. для целой области. В настоящее время кадылькодат для Египта (в Каире) ежегодно присылается турецким султаном из Константинополя. Кады аскер (Казы-лешкер), т. е. "судья войска", — название двух чиновников, следующих в иерархии непосредственно за великим муфтием: один — румелийский, другой — анатолийский.
Ср. Kremer, "Gesch. der herrschenden Ideen des Islams" (Лпц., 1868); его же, "Kulturgeschichte des Orients unter den Chalifen" (B., 1875—77); Hammer, "Des Osmamschen Reiches Staatsverfassung und Staatsverwaltung" (1815); "Précis de jurisprudence mus. de Sidi Khalil" (trad. Perron, II., 1848—55). См. также "Хидая — Комментарий мусульманского права" (перев. с английского Н. И. Гродекова, т. II, кн. 20-я). Ср. Мусульманское право.
А. Крымский.
I
Ка́ди (араб. — судья; перс. и тюрк. — кази)
в мусульманских странах судья, осуществляющий судопроизводство на основе мусульманского права (Шариата), в средние века К. заменял также нотариуса, опекал сирот или назначал им опекунов, следил за приведением в исполнение приговоров по гражданским и уголовным делам. В 19 — начале 20 вв., по мере развития нового светского суда, функции К. ограничиваются разрешением вопросов семейного, религиозного и отчасти наследственного права. В некоторых мусульманских странах (например, Египет, Тунис, Турция) вместе с ликвидацией шариатского суда (в Турции — в 30-х, в Египте и Тунисе — в 50-х гг. 20 в.) был ликвидирован и институт К..
IIКа́ди
озеро в Хабаровском крае РСФСР, расположено на правом берегу р. Амур, в сев. отрогах Сихотэ-Алиня.Площадь 67 км2. Соединено протокой с р. Амур. С востока в К. впадает р. Када. Берега озера большей частью низменные, заболоченные.
нескл., м.
В мусульманских странах: судья, осуществляющий судопроизводство на основе мусульманского права (шариата).
[араб. kadi]
КА́ДИ, нескл., и КАДИЙ, кадия, муж. (араб.). Духовный судья у мусульман.
нескл.; = ка́дий
Судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата (в странах Востока).
КАДИ (араб.; тюрк. и перс. - кази) - в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата. В Турции, Египте и Тунисе вместе с упразднением шариатского суда ликвидирован в 30-50-х гг. 20 в. и институт кади.
КАДИ (арабское, тюркское и персидское - кази), в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата.
муж.;
араб. (духовное лицо у мусульман, несущее обязанности судьи) cadi, kadeekadi
м. нескл.
(судья у мусульман) cadí m, kadí m
(араб. - судья)
в мусульманских странах судьи шариатских судов и всех иных судебных органов. Однако в литературе, посвященной мусульманскому праву, шариату и фикху, под К. обычно подразумевается мусульманский судья, возглавляющий шариатский суд.
Лит.: Мец А. Мусульманский ренессанс. М.. 1966. С. 180-194; Сюкияй-нен Л.Р. Мусульманские суды в странах Арабского Востока. Государственный аппарат. М., 1984. С.98-120.
Сюкияйнен Л.Р.
КА́ДИ неизм.; м. [араб. cadi] В мусульманских странах: судья, осуществляющий судопроизводство на основе мусульманского права (шариата).
* * *
ка́ди(араб.; тюрк. и перс. — кази́), в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата.
* * *
КАДИКА́ДИ (араб.; тюрк. и перс. — кази), в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата(см. ШАРИАТ). В Турции, Египте и Тунисе вместе с упразднением шариатского суда ликвидирован в 30—50-х гг. 20 в. и институт кади.
(араб. - судья; в перс. и тюркских яз. - кази) - в странах зарубежного Востока мусульм. судья, разбирающий гражд. и уголовные дела и выносящий решения (приговоры) на основании шариата и адатов. К. выполняет также функции нотариуса, а кроме того, ведает делами по опеке, по выполнению духовных завещаний и по разделу наследства; он же наблюдает за вакфами (см. Вакф). С введением в 20 в. кодексов бурж. права в нек-рых странах мусульм. Востока обязанности К. в этих странах ограничиваются разбором дел, на к-рые еще распространяется действие мусульм. религ., семейного и отчасти наследственного права.
Кади
назначающий, приговаривающий. Так называют судью, либо государственного чиновника, который уполномочен вершить суд на основании законов шариата. Законность людского суда на основании Божественных повелений закреплена в следующих аятах Корана:
- «О Давуд! Воистину, Мы назначили тебя [Своим] наместником на земле. Так суди же среди людей по справедливости и не поддавайся чувствам, ибо они собьют тебя с пути Аллаха. Воистину, тем, кто сходит с пути Аллаха, уготовано суровое наказание за то, что запамятовали о дне расплаты» (38: 26);
- «Так суди же между ними согласно тому, что ниспослал Аллах, а не потворствуй их желаниям и остерегайся, дабы они и на малую толику не совратили тебя [с пути], ниспосланного тебе Аллахом. Если же они сойдут [с истинного пути], то знай, что Аллах хочет наказать их за некие грехи их, ибо, воистину, многие из людей - нечестивцы» (5: 49);
- «Внимающие лжи, пожирающие запретное! Если придут к тебе [такие на суд], то рассуди их или же отвернись от них. Если ты отвернешься от них, они не смогут повредить тебе в чем-либо. Если же станешь выносить судебное решение, то суди их по справедливости. Воистину, Аллах любит справедливых» (5: 42);
- «Воистину, Мы ниспослали тебе [, Мухаммад,] Писание как истину, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми посредством того, чему тебя учил Аллах. Так не будь же на стороне изменников» (4: 105).
По поводу законности судов имеется также много хадисов и по этому поводу в мусульманском обществе разногласий не существует. Более того, судебные разбирательства спорных дел и преступлений являются обязанностью для уммы (фард аль-кифая). В ранний период истории Ислама судебными функциями был наделен только пророк Мухаммад. Однако после того, как мусульман становилось все больше, он стал назначать для решения спорных проблем своих ближайших сподвижников: например, Муаза ибн Джабала или Али ибн Абу Талиба. Абу Бакр и Омар были назначены им судьями в Медине. В период халифата Омара, судьи в большинстве случаев назначались лично им и отправлялись в различные регионы Халифата. Но были и некоторые исключения из этого правила. Первоначально кадии разбирали дела в мечетях. Однако затем для них стали отводиться отдельные помещения и здания. В период правления династии Омейядов, кадии назначались халифами или наместниками провинций. В период правления Аббасидских халифов, впервые был введен титул верховного кади (Кади аль-Кудат) и после этого всеми делами судов и назначением судей занимался этот государственный орган. Первым верховным кадием стал выдающийся ханафитский правовед Абу Йусуф. В Кордовском халифате также был создан аналогичный орган под названием Кади аль-Джамаа. Согласно исламскому праву кадием может стать свободный совершеннолетний образованный мусульманин, который обладает здравым рассудком. Необходимо также, чтобы он не имел физических недостатков. В шафиитском, маликитском и ханбалитском мазхабах оговаривается, что судьей может быть только праведный, набожный и справедливый человек. Нечестивец не может быть кадием, так как в аяте Корана говорится: «О вы, которые уверовали! Если к вам придет нечестивец с какой-либо вестью, то разузнайте, [в чем дело], чтобы не поразить по неведению [невинных людей], а не то вам придется раскаиваться в том, что вы совершили» (49: 6). В ханафитском же мазхабе праведность, набожность и справедливость кадия не является обязательным условием. То есть любой мусульманин может исполнять эту функцию, если он назначен на должность судьи. Однако весьма нежелательно назначать на такую должность нечестивца, так как в этом случае ответственность за возможные недостатки в работе кадия будет нести тот человек, который назначил его на это место. Также в шафиитском, маликитском и ханбалитском мазхабах кадий обязательно должен быть мужчиной. В качестве доказательства они приводят коранический аят: «Мужья - попечители [своих] жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими» (4: 34). Но в ханафитском мазхабе женщины могут быть судьями. Дело в том, что согласно всем мазхабам их свидетельства во многих вопросах мусульманского права являются действительными, особенно по проблемам, относящимся к разделу муамала (См. Муамала). Показания женщины не имеют решающего значения только в исключительных случаях, когда речь идет об особых преступлениях, входящих в категорию хадда (См. Хадд). Кроме того, женщина может выдавать и фетвы, как это делала жена пророка Мухаммада Аиша. Несмотря на то, что нет прямых свидетельств того, что в период жизни сподвижников женщины были судьями, тем не менее, есть пример из жизни пророка, когда он назначил женщину по имени Самра бинт Нухайк аль-Асади на государственную должность в Медине, на которой она находилась до периода правления халифа Омара. На этой должности она участвовала в некоторых спорных делах, связанных с торговыми операциями. Различные позиции имеются между мазхабами и относительно того, должен ли судья обладать навыками ведения иджтихада или нет (См. Иджтихад). Шафииты, ханбалиты, некоторые ханафиты и маликиты считают, что судья должен быть обладать этими навыками. Аш-Шафии считал, что судьей обязательно должен быть муджтахид (См. Муджтахид). Другая часть маликитов и большинство ханафитов же считают, что судье необязательно быть муджтахидом. Достаточно, если он следует фетвам какого-то конкретного муджтахида. Шафииты также стоят на этой позиции, в случаях, если в округе нет муджтахида.