увеличение количества свежего заряда горючей смеси, подаваемой в Двигатель внутреннего сгорания, за счёт повышения давления при впуске. Н. обычно применяется с целью повышения мощности (на 20—45%) без увеличения массы и габаритов двигателя, а также для компенсации падения мощности в условиях высокогорья. Н. с «качественным регулированием» может применяться для «облагораживания» процесса, т. е. снижения токсичности и дымности отработавших газов. Агрегатный Н. осуществляется с помощью компрессора, турбокомпрессора или комбинированно (рис. 1). Наибольшее распространение получил Н. с помощью турбокомпрессора, для привода которого используется энергия отработавших газов.
Агрегатный Н. применяется почти на всех видах транспортных дизелей (См. Дизель) (судовых, тепловозных, тракторных); Н. на карбюраторных двигателях ограничивается возникновением детонации. К основным недостаткам агрегатного Н. относятся: повышение механической и тепловой напряжённости двигателя вследствие увеличения давления и температуры газов, снижение экономичности и усложнение конструкции. К безагрегатному Н. относятся: динамический (ранее называемый инерционным, резонансным, акустическим), при котором эффект достигается за счёт колебательных явлений в трубопроводах: скоростной, применяемый на поршневых авиационных двигателях на высотах больше расчётной и при скоростях более 500 км/ч (рис. 2): рефрижерационный, достигаемый испарением в поступающем воздухе топлива или какой-либо др. горючей жидкости с низкой температурой кипения и большой теплотой парообразования. Всё большее распространение на транспортных двигателях внутреннего сгорания получает динамический Н., который при несущественных изменениях в конструкции трубопроводов приводит к повышению коэффициента наполнения до ηv = 0,92—0,96 в широком диапазоне изменения частоты вращения двигателя. Увеличение ηv при Н. позволяет форсировать дизель по энергетическим показателям в случае одновременного увеличения цикловой подачи топлива или улучшить экономические показатели при сохранении мощностных (при той же цикловой подаче топлива). Динамический Н. повышает долговечность деталей цилиндро-поршневой группы благодаря более низким тепловым режимам при работе на бедных смесях.
М. А. Литинский, Г. И. Микерин.
Рис. 1. Система агрегатного наддува двигателей: а — с приводным компрессором; б — с турбокомпрессором; в — комбинированная; 1 — компрессор; 2 — зубчатая передача; 3 — коленчатый вал; 4 — газовая турбина.
Рис. 2. Схема воздухозаборного патрубка при скоростном наддуве: 1 — патрубок; 2 — обтекатель.
-а, м. спец.
Усиление подачи горючей смеси в двигатель внутреннего сгорания за счет повышения давления воздуха при впуске.
Двигатель с наддувом.
м.
Питание цилиндров поршневых двигателей машины воздухом, давление которого выше атмосферного.
НАДДУВ - 1) увеличение количества свежего заряда горючей смеси в цилиндре поршневого двигателя за счет повышения давления при впуске; один из способов повышения мощности двигателя.
2) Искусственное повышение давления газа в замкнутом пространстве (напр., в баке для вытеснения жидкости).
муж.;
тех. авиац. superchargeм. ав. supercharge.
(в двс) forced aspiration, boost, charging, forced induction авто, pressurization, supercharging
м. тех.
supercompresión f
НАДДУ́В -а; м. Спец. Усиление подачи горючей смеси в двигатель внутреннего сгорания за счёт повышения давления воздуха при впуске. Двигатель с наддувом.
* * *
надду́в1) увеличение количества свежего заряда горючей смеси, подаваемой в цилиндр поршневого двигателя, за счёт повышения давления при впуске; один из способов повышения мощности двигателя.2) Искусственное повышение давления газа в замкнутом пространстве (например, в баке для вытеснения жидкости).
* * *
НАДДУВНАДДУ́В,
1) увеличение количества свежего заряда горючей смеси в цилиндре поршневого двигателя за счет повышения давления при впуске; один из способов повышения мощности двигателя.
2) Искусственное повышение давления газа в замкнутом пространстве (напр., в баке для вытеснения жидкости).
1) Н. в двигателях внутреннего сгорания - увеличение кол-ва свежего заряда в цилиндре двигателя за счёт повышения давления при впуске. Н, обычно применяют с целью увеличения мощности, а также для компенсации её падения при подъёме установки с двигателем (напр., самолёта) на большую высоту. Т. н. агрегатный Н. осуществляется с помощью приводного компрессора, турбокомпрессора или комбинированно. Получает распространение безагрегатный Н. (динамический, скоростной и др.), позволяющий при несуществ. изменениях в конструкции трубопроводов форсировать двигатель или улучшать экономич. показатели его работы, сохраняя мощностные. См. рис.
2) Н. в ракетной технике - увеличение давления газа или пара в топливных ёмкостях с целью повышения их устойчивости, предотвращения кипения жидкостей, вытеснительной подачи топлива из заправочных ёмкостей в баки ракеты и из баков в двигатель. Газ высокого давления генерируется в аккумуляторах давления.
Системы агрегатного наддува двигателей: а - с приводным компрессором; б - с турбокомпрессором; 1 - компрессор; 2 - шестерённая передача; 3 коленчатый вал; 4 - газовая турбина
Схема воздухозаборного патрубка при скоростном наддуве: 1 - патрубок; 2 - обтекатель
НАДДУВ — (1) способ повышения мощности поршневых двигателей внутреннего сгорания путём увеличения массы воздуха, поступающего вместе с топливом в цилиндры вследствие повышения давления компрессором при впуске; (2) искусственное увеличение давления газа в целях повышения устойчивости конструкций, вытеснения жидкостей из топливных баков, предотвращения кипения жидкостей в условиях разрежения и др.
(в двс) forced aspiration, boost, charging, forced induction авто, pressurization, supercharging
* * *
надду́в м.1. (увеличение количества заряда горючей смеси в д. в. с.) supercharging
дви́гатель рабо́тает без надду́ва — the engine is normally aspirated, the engine operates unsupercharged
дви́гатель рабо́тает с надду́вом — the engine is supercharged
на дви́гателе применя́ется надду́в — the engine is supercharged
2. (создание внутреннего избыточного давления в замкнутом объёме, герметизация) pressurization
агрега́тный надду́в — compressor supercharging
безагрега́тный надду́в — non-compressor supercharging
динами́ческий надду́в — inertia supercharging
надду́в каби́ны ав. — cabin pressurization
скоростно́й надду́в — rammed-air supercharging
надду́в то́пливных ба́ков ав. — fuel-tank pressurization
* * *
pressure charging
м.
1)(в двигателе) sovralimentazione f
2)(герметизация) pressurizzazione f
- допустимый наддув
- наддув кабинытехн.
наддува́ння
- агрегатный наддув
- газотурбинный наддув- динамический наддув
- наддув кабины
- резонансный наддув
- скоростной наддув
техн.
наддува́ння
- агрегатный наддув
- газотурбинный наддув- динамический наддув
- наддув кабины
- резонансный наддув
- скоростной наддув
– способ подачи горючки в камеру сгорания.