Большая Советская энциклопедия

    в народной песне голос, звучащий одновременно с основным напевом. Нередко к основному голосу присоединяются несколько П. Различают П., образующиеся как ответвления основной мелодии, которые временами снова с ней сливаются (см. Гетерофония), относительно самостоятельные П., противостоящие основному голосу (см. Полифония), а также П. в виде выдержанных звуков в верхнем или нижнем регистре. В русской народной песне встречаются все эти виды П., в многоголосной песне донских казаков, украинцев и белорусов используются только П. в виде верхнего солирующего голоса (дискант, или подводка). П. свойственны и песенности др. народов (например, негритянским Спиричуэлс).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. 1. подголо́сок;
    2. подголо́ски;
    3. подголо́ска;
    4. подголо́сков;
    5. подголо́ску;
    6. подголо́скам;
    7. подголо́ска;
    8. подголо́сков;
    9. подголо́ском;
    10. подголо́сками;
    11. подголо́ске;
    12. подголо́сках.
    13. 2. подголо́сок;
    14. подголо́ски;
    15. подголо́ска;
    16. подголо́сков;
    17. подголо́ску;
    18. подголо́скам;
    19. подголо́сок;
    20. подголо́ски;
    21. подголо́ском;
    22. подголо́сками;
    23. подголо́ске;
    24. подголо́сках.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Ожегова

    ПОДГОЛО́СОК, -ска, муж.

    1. В музыке, пении: мелодия, голос, вторящие основной мелодии, голосу.

    2. перен. Человек, к-рый угодливо повторяет чьи-н. слова, мнения (презр.). Клеветники и их подголоски.

    | прил. подголосочный, -ая, -ое (к 1 знач.; спец.). Подголосочное пение.

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    -ска, м.

    1.

    Голос, вторящий основному в пении.

    Лукашка подтягивал резким подголоском. Л. Толстой, Казаки.

    ||

    Тот, кто вторит основному голосу в пении.

    Запевала — обыкновенно высокий тенор; к нему пристают два «голоса»: один тенор, другой бас . Подголосками называются остальные песенники. Мельников-Печерский, В лесах.

    Запеваем по очереди, поротно, — в каждой роте запевала и подголосок, мы подхватываем — стекла звенят. А. Н. Толстой, Бывалый человек.

    2. перен. презр.

    Тот, кто угодливо повторяет чьи-л. мнения, убеждения.

    Кулацкие подголоски.

    Было это время горячих споров с троцкистами и их подголосками о путях развития молодого Советского государства. Кованов, Призвание.

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ПОДГОЛО́СОК, подголоска, муж. В пении - вторящий ведущему основную мелодию.

    || перен. Тот, кто покорно или услужливо повторяет чужие мнения, утверждения (пренебр.).

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    1.

    Голос более высокого тона, поддерживающий, усиливающий голос, ведущий основную мелодию в пении.

    отт. Певец, вторящий ведущему основную мелодию.

    2.

    перен. разг.

    Человек, беспринципно, услужливо повторяющий чужое мнение.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ПОДГОЛОСОК - в народной песне голос, вариант основного, звучащий одновременно с ним.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    м. supporting/second voice;
    перен. пренебр. yes-man*.

  15. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  16. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    м. презр.

    sous-ordre m (pl invar), sous-fifre m (pl sous-fifres), écho m

  17. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  18. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м.

    1)segunda voz

    2) перен. презр. voto de reata (de amén), sacristán de amén

    клеветники́ и их подголо́ски — los calumniadores y sus turiferarios

  19. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  20. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    м.

    1)seconda voce

    2) перен. презр. scagnozzo m, tirapiedi m

  21. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  22. Энциклопедический словарь

    ПОДГОЛО́СОК -ска; м.

    1. Голос (звук), поддерживающий, усиливающий голос (звук), ведущий основную мелодию. Голоса и подголоски фортепьянной партитуры. Запеть чистейшим подголоском.

    2. Тот, кто вторит основному голосу в пении. В каждой роте есть запевала и п.

    3. Разг. О человеке беспринципном, услужливо повторяющем чужие мнения. / Об организации, стране и т.п.

    * * *

    подголо́сок

    в народной песне голос, вариант основного, звучащий одновременно с ним.

    * * *

    ПОДГОЛОСОК

    ПОДГОЛО́СОК, в народной песне(см. НАРОДНАЯ ПЕСНЯ) голос, вариант основного, звучащий одновременно с ним.

  23. Источник: Энциклопедический словарь



  24. Музыкальная энциклопедия

    термин, обозначающий разл. мелодич. линии (голоса) в рус. многогол. (хоровом и ансамблевом) исполнении песен, прежде всего лирических. Применяется в нар. певч. практике, вошёл и в муз. фольклористику. Производным от него является более общий термин "подголосочная полифония". П. связан со словом "голосить" в значении подпеть кому-либо на высоких нотах (в таких случаях говорят также "верещать") осн. напев или его вариацию (иск-во подголосника). Известны и др. нар. термины того же значения: "подводка" (в южнорус. обл., в укр. и белорус. Полесье), "дишкант" (на Дону), "тянуть на пистон" (Белгородчина), "горяк" (на Украине). Последние термины применяются лишь к верхним П., образующим относительно самостоят. мелодич. партию; нижние голоса в этих случаях "басуют" (Белгородчина), "басят" (Рязанщина) и т.п. Термин "надголосок" не употребляется - как верхние, так и нижние хор. голоса одинаково называются П. Верхний П. обычно поручается одному голосу, тогда как нижних может быть несколько. Т. н. осн. мелодия чаще всего ведётся средним голосом; нередко её исполняет запевала (на Дону - бас), хотя функции голосов на протяжении песни в нек-рых стилях могут меняться (напр., осн. мелодия может изредка переходить из голоса в голос). Во всех случаях П. называются голоса, отклоняющиеся от основного вверх или вниз. Это характерная нац. черта фольклорного многоголосия как акта "коллективного обнаружения музыки" (Б. В. Асафьев). П. либо поддерживает осн. мелодию (чаще всего снизу), либо оттеняет её, орнаментирует (сверху), либо противостоит ей, образует временный контраст.

    На рус. Севере одноголосная основа песни поётся унисонно или в октаву, тогда как П., избегая равномерного параллельного движения, варьируют тот же напев, словно украшают его, временами противопоставляют ему относительно самостоят. попевки (обычно сверху), заполняют паузы и скачки осн. голоса, часто сливаются с ним в унисон или октаву, тем самым ярче выявляя его ведущие обороты. Всегда обязательно унисонно-октавное завершение песни на конечном ладо-ритмич. устое. П. - "росток на основном напеве, то более, то менее рельефно ответвляющийся от основного ствола" (Асафьев). Иногда П. по самостоятельности и выразительности уравнивается с т.н. осн. напевом, и различить их бывает трудно. В севернорус. стилях преобладают П. - ответвления от осн. голоса (в сущности его близкие варианты):

    Из сборника Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд "Песни Пинежья", No 55.

    Из сборника А. М. Листопадова "Песни донских казаков", т. 3, No 19.

    В средне- и особенно южнорус. стилях П. зачастую более свободно контрапунктируют с осн. голосом (см. пример выше).

    Одни подголоски упрощают, "выпрямляют" осн. мелодию, другие, напротив, её орнаментируют, развивают и обогащают. Особыми видами П. являются педаль (гл. обр. на коротких участках песни) и т.н. бестекстовые П. - "вокализы" (напр., в Воронежской обл.), с частыми остановками на протянутом звуке тоники (нижней или верхней) и, реже, квинты либо VII натуральной ступени (в случае временного отклонения).

    В белорус. Полесье хор делится на две самостоят. партии: осн. напев звучит в нижнем, "басующем" голосе (в связи с мелодич. сжатостью З. В. Эвальд определила его как своего рода cantus firmus), к-рый в процессе многогол. распева может полифонически разветвляться, тогда как подводку ведёт верхний солирующий голос ("падводчык"). Один и тот же напев нередко лежит в основе неск. различных по характеру и мелодич. развитию лирич. многогол. песен (напр., в полесском с. Тонеж).

    На протяжении одной песни возможно постепенное усложнение хор. фактуры, активизация П. В целом же сложная, динамичная "механика" реального взаимодействия голосов в подлинном нар. хоре до конца ещё не изучена. Новейшая многоканальная звукозапись и др. технич. средства могут способствовать открытию истинного места и значения П. в нар. хор. пении разл. региональных стилей.

    Литература: Мельгунов Ю., Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные, вып. 1, М., 1879; Пальчиков Н., Крестьянские песни, записанные в селе Николаевка, Мензелинского уезда Уфимской губернии, М., 1888; Лопатин H. М., Прокунин В. П., Сборник русских народных лирических песен, ч. 1-2, М., 1889; Линева Е., Великорусские песни в народной гармонизации, вып. 1, СПБ, 1904; Гиппиус Е., О русской народной подголосочной полифонии в конце XVIII - начале XIX века, "Советская этнография", 1948, Nо 2; Руднева А., Русский народный хор и работа с ним, М., 1960, то же, 1974; Бершадская Т., Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни, Л., 1961; Попова Т., Русское народное музыкальное творчество, т. 1, М., 1962; Асафьев Б., Речевая интонация, М.-Л., 1965; Можейко З., Песенная культура белорусского Полесья. Село Тонеж, Минск, 1971; Образцы народного многоголосия, сост., общ. ред. и предисловие И. Земцовского, Л.-М., 1972.И. И. Земцовский.

  25. Источник: Музыкальная энциклопедия



  26. Большой Энциклопедический словарь

  27. Источник: