(санскр. Moksha — освобождение, искупление) — у индийских брахманов погружение в верховном божестве, слияние с ним; высшее блаженство, достижимое для человеческой души. Только те могут надеяться достичь его, кто приобрел полное знание природы божества, души и разума путем размышления, опыта, покаяния, следования наставлениям учителей (гуру) или уничтожил все свои страсти и освободил свою душу от всех земных желаний путем суровых аскетических упражнений.
С. Б—ч.
I
Мо́кша
этнографическая группа мордвы (См. Мордва).
IIМо́кша
река в Пензенской обл., Мордовской АССР (частично по границе с Горьковской обл.) и Рязанской обл. РСФСР, правый приток р. Оки. Длина 656 км, площадь бассейна 51 тыс. км2. Берёт начало на северо-западных склонах Приволжской возвышенности, течёт по холмистой местности, в низовьях по Окско-Донской равнине. Питание преимущественно снеговое. Половодье в верховьях в апреле, в низовьях в апреле — мае. Средний расход в 72 км от устья около 95 м3/сек,наименьший 8,5 м3/сек, наибольший 2360 м3/сек. Замерзает в ноябре — начале декабря, вскрывается в апреле. Основной приток Цна (левый). Сплавная. Судоходна от поселка Кадома. На М. — малые ГЭС; города Темников, Краснослободск.
МО́КША
1. -и, собир., жен., ед. мокша, -и, муж. и жен. Этническая группа мордва, составляющая коренное население южной и западной части Мордовии.
2. неизм. Относящийся к мокше, к их языку, национальному характеру, образу жизни, культуре, а также к территории их проживания, её внутреннему устройству; такой, как у мокши.
| прил. также мокшанский, -ая, -ое (к 1 знач.).
-и, ж., собир.
Этнографическая группа мордвы, а также лица, относящиеся к этой группе.
МО́КША, мокши, мн. нет, жен. Одна из двух больших групп, на которые делится мордовская народность, срн. ерзя.
ж.
то же, что мокшане
МОКША - этнографическая группа мордвы. Язык мокшанский.
МОКША (санскр.) - одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, высшая цель человеческих стремлений, состояние "освобождения" от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара) и т. д.
МОКША - река в Европейской части Российской Федерации, правый приток Оки. 656 км, площадь бассейна 51 тыс. км². Средний расход воды 184 м³
/с. Сплавная. Судоходна на 156 км от устья. В бас. Мокши - Мордовский заповедник.МОКША (санскритское), одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма; высшая цель человеческих стремлений, состояние "освобождения" от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара) и т.д. Смотри также Нирвана.
мо́кша название части морд. народа, морд. м. mоkšа, прилаг. mokšǝń, морд. э. Моkšо; см. Паасонен, Мordw. Chrest. 96. Отсюда заимств. тат. mukšу "мордвин", чув. mǝkšǝ – то же (Паасонен, Сs. Sz. 87). Сюда же, по-видимому, относится и Мо́кша – правый приток Оки в бывш. Пенз., Тамб., Ряз. губ. Однако на мокшанском языке эта река называется Jоv "река", что родственно фин. joki "река", эст. jõgi, венг. (стар.) jó – то же, саам. jоɔkо, род. п. jokō; см. Синнеи, Finn.-ugr. Sprachw. 31. Гидроним Мо́кша можно было бы объяснить и из слав. (ср. мокоша́, мо́крый), но для этого края, поздно заселенного вост. славянами, более вероятно иноязычное происхождение. От мо́кша произведено мокша́н "вид лодки на реке Мокше", возм., также макша́н "неповоротливый человек, ленивая кляча", олонецк. (Кулик.).
м., ж.
Mordve-Mokcha m, f
(санскр. moksa — освобождение, избавление) — основное понятие инд. «практической философии», высшая из целей человеческого существования, означающая избавление индивида от всех страданий, будущих перевоплощений (сансара) и механизмов действия «закона кармы», включая не только «вызревшие» и «вызревающие» семена прошлых действий, но и латентные потенции их «плодоношения». Понятие «М.» восходит уже к древним Упанишадам, развивается в «Бхагавадгите» и ряде др. разделов «Махабхараты» и обстоятельно разрабатывается брахманистскими и джайнской филос. школами, полемизировавшими по определению ее природы, возможности обретения при жизни адепта, а также средств ее реализации (в буддизме основной коррелят М. — нирвана). В течениях вишнуизма, шиваизма и шактизма достижение М. мыслится через освоение практик (культовых и йогических), реализующих единство адепта с божеством.
МО́КША -и; ж. собир.;МОКША́НЕ, -шан; мн. Этническая группа мордвы; представители этой группы.
◁ Мокша́нин, -а; м. Мокша́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Мокша́нский, -ая, -ое. М. язык.
* * *
мокшаI
этнографическая группа мордвы. Язык мокшанский.
II
(санскр.), одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, высшая цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бедствий эмпирического существования с его бесконечными перевоплощениями (сансара) и т. д.
МО́КША -и; ж. собир.;МОКША́НЕ, -шан; мн. Этническая группа мордвы; представители этой группы.
◁ Мокша́нин, -а; м. Мокша́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Мокша́нский, -ая, -ое. М. язык.
* * *
Мо́кшарека в Европейской части России, правый приток р. Ока. 656 км, площадь бассейна 51 тыс. км2. Средний расход воды 184 м3/с. Сплавная. Судоходна на 156 км от устья. В бассейне Мокши — Мордовский заповедник.
см. Мордва.
(избавление, освобождение) — предельная, окончат, цель стремлений индивидуума, мыслимая как избавление от всякой изменчивости, от перерождений, страданий и превратного бытия в сансаре. Представление о М. впервые засвидетельствовано в текстах упанишад; уже там эта идея выражается несколькими словами, а впоследствии появляется около 20 синонимов с буквальными значениями* затухание скорбей, сверхблаго, бессмертие, исход, свобода, самодовление, предельное блаженство, нестановление вновь и пр. Осмысление М. в философско-религиозных терминах и взгляды на средства ее обретения крайне разнообразны, настолько, что можно предполагать наличие разных конечных целей и методов их достижения. В отношении средств существовали такие альтернативы: либо
а) достаточно подавить всякую мирскую деятельность (карма) и избавиться от результатов прошлой деятельности, либо
б) необходимо еще обретение особого знания;
а) достаточно ли своих собственных усилий, или
б) необходимо наставление, обучение, или же в) деятельное соучастие бога.
Сама конечная цель могла пониматься: а) как вечное, неизменное бессознательное пребывание, "подобно деревяшке", в избавленности ото всех скорбей — в нъяе и вайшешике; б) как вечное бессодержательное сознавание и бытие в качестве "свидетеля", пребывание самодовлеющим и в себе самом — в санкхъе и йоге; в) как вечное бытие, сознание и блаженство при снятии всякой двойственности — в адвайта-веданте; г) как свобода и блаженство в боге, с сохранением отличий освобожденной души и бога — в др. школах веданты. Возможность прижизненной М. в теле одними школами признавалась, другими — отвергалась. М. не есть лишь регулятивная идея, ибо и в нашем веке засвидетельствованы случаи ее достижения, не подвергаемые сомнению в традиционной культуре.
А. Парибок
(санскр.) — освобождение от круговорота рождений и смерти, синоним нирваны. Как термин М. чаще употребляется в джайнизме, чем в буддизме. — Н. А. Канаева