«Витализм»

Витализм в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Витализм»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    так называется учение о "жизненной силе" как особом принципе или начале, управляющем явлениями, протекающими в живых организмах. Виталистами же назывались приверженцы этого учения. Таким признанием воодушевляющего живые организмы духовного принципа характеризуется учение анимистов или виталистов, среди которых можно отметить имена Платона, Аристотеля и в особенности Аретея (50 г. до Р. Х.), кажется, впервые употребившего выражение "жизненная сила", употреблявшееся с тех пор в течение всех последующих столетий вплоть до первой половины текущего века, в особенности представителями медицинской школы Монпельё. В физиологии Бурдаха (1837) мы встречаемся еще с отголосками учения виталистов; после изучения функций органов он выражает неуверенность, чтобы этим путем можно было когда-нибудь выяснить явления жизни. Бюффон утверждал, что в состав живых тел входит особое им присущее химическое начало, не встречающееся ни в одном из тел неодушевленной природы.

    Против учения анимистов, или, лучше, виталистов, стояло другое учение материалистического характера, а именно — атомистов с главой их Демокритом, по которому все явления жизни сводятся лишь на движение атомов. Не духовный принцип, но механическая необходимость определяют, по словам атомистов, мировой строй со всеми его жизненными явлениями. Пока в науке о жизни организмов господствовали только одни умозрения и отвлеченные гипотезы, до тех пор В. в биологии и физиологии имел бесспорный перевес. Но с применением с конца прошлого столетия к разработке явлений жизни экспериментального метода, вооруженного точными методами физического и химического исследования, биология и физиология начали обогащаться многочисленными фактами, доказывавшими как в общем, так и в частности, что и явления жизни, подобно всем остальным явлениям природы, подчиняются строго определенной закономерности, или детерминизму, по выражению Клода Бернара, т. е. что каждое жизненное психическое или телесное явление протекает только при строго определенных физико-химических условиях. Одновременно с этим было доказано, что в состав живых организмов не входит таких тел, которых бы не было в неодушевленном мире, что многие соединения, вырабатываемые метаморфозом веществ в организмах, получаются искусственно и лабораторным путем; было выяснено с весами в руках, что и в животных организмах ни один атом вещества не исчезает и не нарождается, а только превращается и что в них также применяется закон превращения сил. Ввиду таких огромных приобретений, толчок к которым был дан знаменитым Лавуазье, живые организмы становились в глазах исследователей полем игры все тех же общих физико-химических сил природы, находивших здесь благодаря своеобразному устройству живых тканей и органов особое применение и превращение. Этот механический взгдяд на явления жизни благодаря высокой научной продуктивности его за последние десятилетия совершенно вытеснил воззрение виталистов, и ныне физиологию, наиближе всего касающуюся явлений жизни, называют не чем иным, как прикладной физикой и химией живых организмов. Согласно с этим и всякое физиологическое исследование явлений жизни имеет в окончательном результате целью сводить их на физические и химические причины, т. е. на механические законы, управляющие ими.

    Вот против этого-то заключения, служившего путеводной нитью биологов и физиологов последних десятилетий, вооружился известный физиолого-химик проф. Бунге во вступлении к своей книге "Lehrbuch d. Physiologischen Chemie" (1887). В талантливом очерке "О витализме и механизме" (Vitalismus und Mechanismus) автор указывает на недостаточность механического метода как орудия исследования жизненных явлений и на полную несостоятельность его в деле объяснения активных сторон жизненных явлений. Бурге оспаривает современное учение о том, что в живых существах действуют только те же силы и вещества, как и в остальной неодушевленной природе, так как никакими физико-химическими законами нельзя объяснить главных активных сторон жизненных функций: явлений развития организмов и отдельных органов из первоначальной яйцевой клетки, явлений наследственной передачи и развития психических функций в обширном смысле слова. Столь же необъяснимым с точки зрения механической представляются, по мнению Бунге: непосредственные причины возникновения нервных импульсов, управляющих функциями органов, способность выбора клетками пригодного для них материала и отталкивания негодного, целесообразная деятельность фагоцитов, своеобразное всасывание пищевых веществ из пищеварительного канала и выработка железами секретов — противоположно законам простой физической диффузии и осмоса сквозь мертвые перепонки. Все, что есть активного в перечисленных жизненных явлениях, безусловно недоступно ни для физики, ни для химии, ни даже для гистологии, которая исследование с целого организма переносит на мельчайшую клетку или часть ее; но и тут приходится сталкиваться с теми же активными тайнами жизни, которые, по мнению Бунге, недоступны механическому способу исследования. В качестве существенного возражения против механической точки зрения неовитализм Бунге приводит тот факт, что явления внешнего мира не имеют ничего общего с нашими ощущениями и представлениями о них и что нам доступны лишь проявления собственного нашего сознания; отсюда вытекает главное требование неовитализма, чтобы мы, пользуясь внутренним чувством, исходили из внутреннего, непосредственно доступного нам мира явлений для объяснения более неизвестного нам мира внешних явлений. Материализм же делает как раз обратное. Наконец, многие элементы психической жизни совершенно лишены для нашего внутреннего чувства всякого пространственного оттенка, а следовательно, не могут быть выяснены из явлений движения; приняв же эту посылку за верную, пришлось бы заключить, что эти элементы психической жизни недоступны механическому объяснению.

    Из этого краткого очерка неовиталистического учения Бунге с очевидностью следует, что в живых организмах должны действовать такие силы, должны протекать такие явления, которые могут не иметь ничего общего с остальными явлениями неодушевленной природы, и если мы неспособны уловить этих специальных активных факторов жизни, то лишь потому, что для наблюдения одушевленной и неодушевленной природы мы пользуемся одними и теми же органами чувств, которые не воспринимают ничего другого, кроме разнообразных форм движения. Очевидно, что при помощи тех же чувств мы не в состоянии открыть в одушевленной природе ничего такого, чего бы не было в неодушевленной природе, и в то же время способны упустить их специфические активные факторы жизни, которые неуловимы для наших внешних чувств и могут быть доступны лишь внутреннему чувству нашего самосознания. Вот в какой новой форме воскрес ныне в науке старый витализм, и этот неовитализм находит защитников совершенно самостоятельных в лице таких видных деятелей, как Риндфлейш и Вирхов. Главная слабая сторона неовиталистического учения сводится к тому, что оно стремится познать непостижимое, т. е. сущность жизненных явлений, составляющую активную сторону их. Везде ставятся вопросы вроде следующих: почему и что побуждает организм проделывать весь ход своего развития, почему известные признаки передаются наследственно из поколения в поколение, почему в центре рождается при возбуждении нервный импульс, почему последний приводит в деятельность мышцу и т. д. и т. д. Между тем из современной теории познавания нам известно, что такие вопросы не могут предъявляться умом человека не только миру одушевленных, но и неодушевленных явлений, так как ответы на них могли бы быть даны при условии знания сущности вещей, что, как известно, недоступно нашим познавательным силам. Аналогичные вопросы, приложенные к явлениям электричества, магнетизма и т. д., остались бы столь же безответными, как и вышеуказанные вопросы, касающиеся активных сторон жизни. Следовательно, упрек, делаемый Бунге механическому способу в этом направлении, является делом простого недоразумения. Во-вторых, если явления осмоса, диффузии, всасывания протекают в живых тканях противоположно законам физики и химии, установленным для мертвых тканей, то это объясняется естественнее всего тем, что физико-химические свойства живых тканей иные, чем свойства тех же тканей в мертвом состоянии. Но разница эта трудно определима для нас, так как приступ к исследованию физико-химических свойств живых тканей или органов уже убивает их и уничтожает искомые свойства. В-третьих, явления выбора клетками разнообразных веществ могут быть основаны на неведомых — искомых физико-химических свойствах живой протоплазмы, и, наконец, в основе психических функций, какого бы характера они ни были, лежит процесс молекулярного движения частиц протоплазмы нервных центров, обнаруживаемый ныне даже гальванометром в серой коре мозговых полушарий. Вопреки внутреннему чувству, не улавливающему во многих ощущениях пространственного характера, совместно все же происходит процесс молекулярного движения нервных молекул; этим объясняется, почему психофизические способы исследования так прекрасно анализируют течение психических явлений во времени, время реакции, время, выпадающее на возникновение простейших ощущений и т. д.

    Неовитализм, таким образом, не в состоянии сдвинуть современных механических способов исследования жизненных явлений с их настоящего направления, приносящего изо дня в день огромные услуги науке о жизни.

    И. Тарханов.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (от лат. vitalis — жизненный, животворный, живой)

    идеалистическое течение в биологии, допускающее наличие в организмах особой нематериальной жизненной силы. В. берёт начало от первобытного Анимизма — представления об одушевлённости всех тел природы. Элементы В. обнаруживаются в представлениях величайших мыслителей античности: Платона — о бессмертной душе (психее) и Аристотеля (См. Аристотель) — об особой нематериальной силе «энтелехии», управляющей явлениями живой природы. После эпохи Возрождения идея одушевлённости неживых тел уступила место механическому пониманию явлений как неорганического так и органического мира. В 17 в. появилось дуалистическое учение, проводившее резкую грань между телами неживой природы и живыми существами. Я. Б. ван Гельмонт создал учение об «археях» — духовных началах, регулирующих деятельность органов тела. Более детально эту виталистическую концепцию развил в начале 18 в. немецкий врач Г. Шталь, полагавший, что жизнью организмов управляет душа, которая и обеспечивает их целесообразное устройство. В начале 19 в. отмечалось возрождение виталистической идеи как реакция на упрощённые механистические представления французских материалистов 18 в. (Д. Дидро, Ж. Ламетри и др.). Нематериальное начало жизни немецкий анатом И. Ф. Блуменбах называл формативным стремлением, немецкий естествоиспытатель Г. Р. Тревиранус — жизненной силой (vis vitalis — отсюда и название всего направления). Виталистические взгляды немецкого физиолога И. Мюллера, приписывавшего живым существам творческую силу, которая обусловливает их единство и гармонию, В. И. Ленин относил к физиологическому идеализму. Во 2-й половине 19 в. вульгарный механистический материализм снова сменился волной В., названного тогда неовитализмом. Его вдохновителем был немецкий биолог Х. Дриш, считавший, что сущность жизненных явлений составляет так называемая энтелехия (нечто, в самом себе несущее цель), которая действует вне времени и пространства и непознаваема. Существование непознаваемых жизненных факторов допускали и другие виталисты, называя их «жизненной энергией», «жизненным порывом», «доминантой». Отказываясь от объяснения жизненных явлений, В. демонстрирует бессилие идеализма в решении вопроса о сущности жизни, её происхождении и развитии. Источником возрождающихся время от времени виталистических воззрений является неудовлетворённость виталистов механистическими объяснениями жизненных явлений и неспособность применять для этих объяснений методологию диалектического материализма. Критикуя недостатки толкования сущности жизни и главных свойств живого механистического материализмом, В., по существу, сам не выходит за рамки метафизической, механистической методологии. Утверждая несводимость жизни к совокупности химических, физических и механических явлений, В. абсолютизирует качественное своеобразие жизненных явлений, привлекая для его объяснения вымышленные нематериальные факторы. Для В. характерно игнорирование исторического метода (например, отрицание Х. Дришем и его последователями теории Ч. Дарвина; телефиналистической трактовки эволюции современными идеалистами). Виталисты всегда использовали для обоснования своей позиции нерешённость тех или иных проблем (например, предполагавшуюся невозможность синтеза органических веществ вне организма и т.п.). По мере того как те или иные особенности живого получали научное, материалистическое объяснение, В. апеллировал к другим, ещё не изученным областям. В. идеалистически истолковывал не только природу живых организмов вообще, но и природу сознания. После победы эволюционных представлений в биологии В. проникает и в эту область в форме различных антидарвинистских концепций эволюции, например Психоламаркизм, творческая эволюция (французский философ А. Бергсон) и др.

    Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т 18; Тимирязев К. А., Витализм и наука, Соч., т. 5. М., 1938; Дриш Г., Витализм. Его история и система, М., 1915; Тейяр де Шарден П., Феномен человека, пер. с франц., М., 1965.

    Л. Я. Бляхер.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. витали́зм;
    2. витали́змы;
    3. витали́зма;
    4. витали́змов;
    5. витали́зму;
    6. витали́змам;
    7. витали́зм;
    8. витали́змы;
    9. витали́змом;
    10. витали́змами;
    11. витали́зме;
    12. витали́змах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Малый академический словарь

    , м.

    Идеалистическое течение в биологии, допускающее наличие в организмах особой нематериальной жизненной силы.

    [От лат. vitalis — жизненный]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    ВИТАЛИ́ЗМ, витализма, мн. нет, муж. (от лат. vitalis - жизненный) (научн.). Идеалистическое направление в биологии, объясняющее процессы жизни наличием в организмах особой "жизненной силы".

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Одно из направлений в биологии, объясняющее возникновение и существование всего живого наличием непознаваемых человеком нематериальных и иррациональных факторов: жизненной силы, души и т.п.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    ВИТАЛИЗМ (от лат. vitalis - жизненный) - течение в биологии, признающее наличие в организмах нематериальной сверхъестественной силы ("жизненная сила", "душа", "архей" и др.), управляющей жизненными явлениями. Элементы витализма присутствовали в философии Аристотеля (энтелехия); наиболее известные виталисты 17-19 вв. - Я. ван Гельмонт, Г. Шталь, И. Мюллер, Х. Дриш.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    ВИТАЛИЗМ (от латинского vitalis - жизненный), течение в биологии, признающее наличие в организме нематериальной, непознаваемой силы ("жизненная сила", "душа", "энтелехия" и другие), управляющей жизненными явлениями и обеспечивающей целостность организма. Виталистические воззрения зародились в древности и в различных формах периодически возрождаются.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  17. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  18. Сексологическая энциклопедия

    (от лат.vitalis - жизненный), идеалистическое течение в биологии, признающее наличие в организмах нематериальной сверхъестественной силы, якобы управляющей жизненными процессами.

  19. Источник: Сексологическая энциклопедия



  20. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    биол. vitalism

  21. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  22. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    м. биол.

    vitalismo m

  23. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  24. Медицинская энциклопедия

    (лат. vitalis относящийся к жизни, жизненный)

    одна из основных идеалистических концепций в биологии и медицине, объясняющая специфику органической жизни наличием особых нематериальных и непознаваемых факторов («жизненная сила», «порыв» и т.д.).

  25. Источник: Медицинская энциклопедия



  26. Биологический энциклопедический словарь

    ВИТАЛИЗМ

    (франц. vitalisme, от лат. vitalis — жизненный, животворный, живой), идеалистич. течение в биологии, допускающее наличие в организмах особой нематериальной жизненной силы. В. берёт начало от первобытного анимизма — представления об одушевлённости всех тел природы. Элементы В. обнаруживаются в представлениях крупнейших античных философов: Платона — о бессмертной душе (психее) и Аристотеля — об особой нематериальной силе «энтелехии», управляющей явлениями живой природы. После эпохи Возрождения идея одушевлённости неживых тел уступила место ме-ханистич. пониманию явлений как неорганич., так и органич. мира. В 17 в. появилось дуалистич. учение, проводившее резкую грань между телами неживой природы и живыми существами. Я. Б. ван Гельмонт создал учение об «археях» — духовных началах, регулирующих деятельность органов тела. Более детально эту виталистич. концепцию развил в нач. 18 в. Г. Шталь, полагавший, что жизнью организмов управляет душа, к-рая и обеспечивает их целесообразное устройство. В нач. 19 в. виталистич. идеи возродились как реакция на упрощённые ме-ханистич. представления франц. материалистов 18 в. Нематериальное начало жизни Г. Р. Тревиранус назвал жизненной силой (vis vitalis — отсюда и назв. всего направления). Виталистич. взгляды И. Мюллера, приписывавшего живым существам творческую силу, к-рая обусловливает их единство и гармонию, В. И. Ленин относил к физиол. идеализму. Во 2-й пол. 19 в. вульгарный механистич. материализм снова сменился волной В., названного тогда неовитализмом. Его вдохновителем был X. Дриш, считавший, что сущность жизненных явлений составляет т. н. энтелехия (нечто, в самом себе несущее пель), к-рая действует вне времени и пространства и непознаваема. Существование непознаваемых жизненных факторов допускали и др. виталисты, называя их «жизненной энергией», «жизненным порывом», «доминантой». Утверждая несводимость жизни к совокупности химич., физич. и механич. явлений, отделяя живую природу от неживой, В. абсолютизирует качественное своеобразие жизненных явлений, привлекая для его объяснения нематериальные факторы. Для В. характерно игнорирование историч. метода (напр., отрицание X. Дришем и его последователями теории Ч. Дарвина). В. идеалистически истолковывал не только природу живых организмов вообще, но и природу сознания. После победы эволюц. представлений в биологии В. проникает и в эту область в форме различных антидарвинистских концепций эволюции (напр., психоламаркизм, творческая эволюция А. Бергсона и др.). Возрождение время от времени виталистич. воззрений связано со сложностью жизненных явлений, нерешённостью тех или иных биол. проблем, реакцией на механистич. теории, исходными идеалистич. установками нек-рых философов и естествоиспытателей.

    .

  27. Источник: Биологический энциклопедический словарь



  28. История Философии: Энциклопедия

    ВИТАЛИЗМ

    (лат. vitalis — живой, жизненный) — (1) — течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма. Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем (конец 19 — начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась ‘машинная теория жизни’. С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма, явлений регенерации и т.д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. наз. ‘энтелехией’, фактором, ‘заключающем в себе цель’. Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя. (2) — концепция современной философии, преодолевающая традиционный комплекс представлений о смерти. Проект ‘нового’ В. был реализован в работах французского мыслителя второй половины 20 в. Биша, определившего жизнь как ‘совокупность функций, оказывающих сопротивление смерти’ и переставшего трактовать смерть как ‘неделимое мгновение’. Тремя ‘важнейшими нововведениями’ Биша в понимании проблем В. правомерно полагать следующие: ‘постулирование смерти как сущности, равнообъемной жизни; превращение смерти в глобальный результат совокупности частичных смертей; а главное, принятие в качестве модели ‘насильственной смерти’ вместо ‘естественной смерти’ (Делез). — Ср. с мыслью Фуко: ‘Биша релятивизировал идею смерти, сбросив ее с пьедестала того абсолюта, на котором она представала как событие неделимое, решающее и безвозвратное. Он ‘испарил’ ее, распределив по жизни в виде смертей частичных, смертей по частям, постепенных и таких медленных, что ‘по ту сторону’ они завершаются самой смертью. Однако же из этого факта он образовал одну из основополагающих структур медицинской мысли и медицинского восприятия; то, чему противостоит жизнь, и то, чему она подвергается; то, по отношению к чему она предстает как живое сопротивление, и, следовательно, жизнь; то, по отношению к чему она обнаруживается аналитическим образом, а, значит, является подлинной... На фоне такого мортализма и возникает витализм’.

  29. Источник: История Философии: Энциклопедия



  30. Философская энциклопедия

    ВИТАЛИЗМ

    (от лат. vita — жизнь) — биологическая и филос. концепция, согласно которой явления жизни обладают специфическим характером, в силу чего они радикально отличаются от физико-химических явлений. Виталист приписывает активность живых организмов действию особой «жизненной силы» («энтелехия» Г. Дриша, «жизненный порыв» А. Бергсона и т.п.). Противоположностью В. является биологический механицизм, утверждающий, что живое может быть объяснено в чисто физико-химических терминах.

  31. Источник: Философская энциклопедия



  32. Новейший философский словарь

    ВИТАЛИЗМ (лат. vitalis - живой, жизненный) - течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. В. берет свое начало от древнего анимизма. Элементы В. содержались в философском учении Платона о бессмертной душе, в мысли Аристотеля о наличии у живых организмов особых внутренних целевых причин. Наиболее полно система В. была изложена немецким эмбриологом Г.Дришем (конец 19 - начало 20 вв.). Методологической основой его В. явилась «машинная теория жизни». С позиций последней было трудно объяснить вскрытые факты регуляции процессов развития, способности отдельных клеток на самых ранних стадиях деления оплодотворенной яйцеклетки развиваться до полноценного организма, явлений регенерации и т.д. Механистические представления о природе клеточных делений и взаимосвязи клеток в многоклеточном организме не позволяли объяснить сущность процессов регенерации и регуляторный характер процессов развития. Эти процессы составляли, по убеждению Дриша, сущность явлений жизни. Но эта сущность определяется, по Дришу, т. н. «энтелехией», фактором «заключающем в себе цель». Данный фактор, будучи нематериальным и действующим вне пространства и времени, создает пространственную организацию живого, определяет ее целесообразность. Существование в живом нематериальных и непознаваемых факторов, определяющих его качественное отличие от неживого, признавали и другие представители В. (И.Рейнке, Р.Франсэ и др.). Для В. характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем, негативное отношение к тем биологическим теориям и концепциям, которые дают материалистическое объяснение явлениям жизни. Например, Дриш активно выступал против эволюционной теории Дарвина, концепции наследственности Г.Менделя.

  33. Источник: Новейший философский словарь



  34. Энциклопедический словарь

    ВИТАЛИ́ЗМ -а; м. [от лат. vitalis - жизненный] Направление в биологии, допускающее наличие в организмах особой нематериальной жизненной силы (души и т.п.), управляющей жизненными явлениями.

    * * *

    витали́зм

    (от лат. vitalis — жизненный), течение в биологии, признающее наличие в организмах нематериальной сверхъестественной силы («жизненная сила», «душа», «архей» и др.), управляющей жизненными явлениями. Элементы витализма присутствовали в философии Аристотеля (энтелехия); наиболее известные виталисты XVII—XIX вв. — Я. ван Гельмонт, Г. Шталь, И. Мюллер, X. Дриш.

    * * *

    ВИТАЛИЗМ

    ВИТАЛИ́ЗМ (от лат. vitalis — жизненный), течение в биологии, признающее наличие в организмах нематериальной сверхъестественной силы («жизненная сила», «душа», «архей» и др.), управляющей жизненными явлениями. Элементы витализма присутствовали в философии Аристотеля (энтелехия(см. ЭНТЕЛЕХИЯ)); наиболее известные виталисты 17—19 вв. — Я. ван Гельмонт(см. ГЕЛЬМОНТ Ян Баптист ван), Г. Шталь, И. Мюллер(см. МЮЛЛЕР Иоганнес Петер), Х. Дриш.

  35. Источник: Энциклопедический словарь



  36. Начала современного естествознания

    (от лат.vitalis — жизненный) — концепция в биологии, основывающаяся на якобы присутствующем в организме особом нематериальном начале, некоторой «жизненной силе», энтелехии (от греч. entelecheia — законченный, совершенный), направляющей жизненные явления, развитие организма. Наряду с ним существует неовитализм, отрицающий возможность причинно-механического объяснения жизненных процессов, приписывая им плановость, целенаправленность и внутреннюю, собственную закономерность.

  37. Источник: Начала современного естествознания



  38. Естествознание. Энциклопедический словарь

    (от лат. vitalis - жизненный), течение в биологии, признающее наличие в организме нематериальной силы, управляющей жизненными явлениями.

  39. Источник: Естествознание. Энциклопедический словарь



  40. Энциклопедия социологии

    (от лат. vitalis - жизненный) - англ. vitalism; нем. Vitalismus. Учение в биологии, объясняющее все процессы жизнедеятельности действием особых нематериальных факторов, якобы заключенных в живых организмах (энтелехия, "созидающая сила", "порыв к форме" и т. д.).

  41. Источник: Энциклопедия социологии



  42. Толковый словарь по социологии

    (от лат. vitalis - жизненный) - англ. vitalism; нем. Vitalismus. Учение в биологии, объясняющее все процессы жизнедеятельности действием особых нематериальных факторов, якобы заключенных в живых организмах (энтелехия, "созидающая сила", "порыв к форме" и т. д.).

  43. Источник: Толковый словарь по социологии



  44. Большой Энциклопедический словарь

  45. Источник: