Толковый словарь Даля

    НЕЖЕ, нежели, неежели союз неесли, несли; чем, как, замшеть того чтобы;

    | не только, не токмо. Обычно следует за сравнительной степенью или за оборотом того же значения, но не всегда. Лучше в окно подать, нежели под окном стоять. Вешний день краше, нежели зимний. Живи прежде, неже умрешь. Думай (прежде), неже делать. Найдется у нас и более, неежели такая малость. Неежели по миру ходить, и у соседей выпрашивать стыдно. Больше верь делам, нежели словам. Нежто союз, см. нечто, нешто, ·т.е. неужто.

  1. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  2. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Славіи, -ія, -іе — соловьиный (1):

    Длъго ночь мрькнетъ, заря свѣтъ запала, мъгла поля покрыла, щекотъ славіи успе, говоръ галичь убуди. 10.

    Ср. Славиевъ.
    Невозможно бо врану славиева воспѣвати и славию вранова возглашати. Алф. 446, 3 (XVII в.).
    Ср. Л. А. Булаховский (Сл. о п. Иг.как памятник древнерусского языка. — В кн.:Сл. о п. Иг.“. Сб. исслед. и статей. М. — Л., 1950, с. 148): „Притяжательным прилагательным к церковно-славянизированному славий «соловей» считают славий в тексте: «щекотъ славий успе». Параллели этой форме, по-видимому, не встречаются в других славянских языках. Можно поэтому, вопреки принятому, видеть в этой форме не прилагательное, а имя существительное в родительном падеже мн. ч.“. Н. М. Дылевский (Лексические и грамматические свидетельства подлинностиСл. о п. Иг.“ ... — В кн.:Сл. о п. Иг.“ — памятник XII века. М. — Л., 1962, с. 238—239): „Однако «славий», по-видимому, все-таки очень редкая форма прилагательного, реально существовавшая и в древнерусском языке и не противоречащая его словообразовательным нормам. ... Форма «славиев» известна в топонимическом названии «Славиеви гори», древнем наименовании Родопского массива в южной части Болгарии, возникшем, вероятно, еще в XIII в. (см.: K. Jireček. Cesty po Bulharsku. Novočeská Bibliothéka. Cílso XXVII, v Praze, 1888, s. 291, — примеч. Н. М. Дылевского). Так называет Родопы в своем жизнеописании сербского деспота Стефана Лазаревича (1431 г.). и известный болгарский писатель и грамматик Константин Костенецкий — «и прошьдь Славиевы горы реченые» (см.: Ј. В. Јагић. Константин Философ и његов Живот Стефана Лазаревића деспота српскога. — Гласник Српског ученог друштва, књига XLII, у Београду, 1875, с. 299 и 306, — примеч. Н. М. Дылевского). ... «Славиев» — результат контаминации собственного имени «Слав» (деспота, владевшего Родопской областью в XII в.) и существительного «славий» (соловей)“.
    ◊ Славіи — им. пад. ед. ч. м. р.
  3. Источник:



  4. Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Неже (1)
    1. Нежели, чем:

    Братіе и дружино! луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти. 5.

    Нъ паче похулену быти, неже хулити. Изб. Св. 1076 г., 105 об. — 106. Блаженыи (Глеб) възъпи плачьмь горькыимь; ... Увы мнѣ, уне бы съ тобою умрети, неже уединену и усирену от тебе въ семь житии пожити. Ж. Бор. Глеб. (Сказ. Усп.), 20 (XII в. ← XI в.). Оному же зѣло бысть мила жена, и рече: Яко удобь ми есть живота лишитися, неже жены своея. Флав. Полон. Иерус., 228 (XVI в. ← нач. XII в.). 1015: Луче бы ми было с тобою умрети, неже въ свѣтѣ семь прелестнѣмь жити. Пов. врем. лет, 93 (1377 г. ← нач. XII в.). Не лгалъ бо ми Ростиславъ князь: лѣпше бы ми смерть, ниже Курское княжение; тако же и мужеви: лѣпше смерть, ниже продолженъ животъ в нищети. Сл. Дан. Зат., 10 (нач. XVII в. ← XII в.). Ту лѣпше ми волъ буръ вести в домъ свои, нѣже зла жена поняти. Там же, 28. Паче бо извѣстьнѣе очима видѣти, неже словесем сказаетсе. Шест. Ио. екз., 34 (1263 г.). Луче дряхлъ лицемъ, неже суровъ. Пчела, 27 (XIV в. ← XIII в.). Злѣ стражеть своими страстьми мучим и свѣстьми, иже кого обидѣлъ, неже бьем по тѣлу ранами и боденъ. Там же, 52. Онъ паче изволи въ дѣвственнои чистоте пребывати, неже плотскими сладострастиями и житеискими попечении обложитися. Ж. Авр. Смол., 104 (XVI в. ← XIII в.). Ино писано есть: лутче глаголати правду, неже неправду. Польск. дела III, 171 (1563 г.).

    ∆ Лучше не свыкатся, неже раставатся. Послов. Богд., 62 об. (1741 г.).
    2. Чтобы.

    Въпрос. Перво рекохъ научилъ еси, неже въ видѣньи явитися святому духу и животворящему, како подобаеть разумѣти. Ряз. кормч., 355 об. (1284 г.). Не подобаеть убо ко умъному [разсмотрѣнию] прилагати помышления, неже ко остротѣ помышление умъ наставляти. Палея толк., 44 об. (1406 г. ← XIII в.).

    3. Не только.

    Они же, слышавше, неже не вѣроваша, ни преобидѣша, но абие вси течаху на постъ, мужи, и жены, и дѣти. Пчела, 232—233 (XIV в. ← XIII в.).

    Ср. Даль (ТСЖВЯ): Неже... чем, как, замест того, чтобы; || не только, нетокмо.
  5. Источник:



  6. Толковый словарь Даля

  7. Источник: