«публика»

публика в словарях и энциклопедиях

Значение слова «публика»

Источники

  1. Словарь форм слова
  2. Толковый словарь Даля
  3. Толковый словарь Ожегова
  4. Малый академический словарь
  5. Толково-фразеологический словарь Михельсона
  6. Толковый словарь Ушакова
  7. Толковый словарь Ефремовой
  8. Словарь нумизмата
  9. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  10. Большой англо-русский и русско-английский словарь
  11. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  12. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  13. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  14. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  15. Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. Большой испано-русский и русско-испанский словарь
  17. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  18. Энциклопедический словарь
  19. Сводная энциклопедия афоризмов
  20. Энциклопедия социологии
  21. Толковый словарь по социологии
  22. Социология: Энциклопедия
  23. История слов
  24. История слов
  25. Тезаурус русской деловой лексики
  26. Толковый словарь Даля

    Словарь форм слова

    1. пу́блика;
    2. пу́блики;
    3. пу́блики;
    4. пу́блик;
    5. пу́блике;
    6. пу́бликам;
    7. пу́блику;
    8. пу́блики;
    9. пу́бликой;
    10. пу́бликою;
    11. пу́бликами;
    12. пу́блике;
    13. пу́бликах.
  1. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  2. Толковый словарь Даля

    жен., лат. общество, народ, люди, люд; у нас публикой зовут общество, кроме черни, простого народа. Много публики в театре было? А что скажут на это в публике? Публикация, публикование, объявление, оглашение, обнародование в ведомостях или особыми листами, или устно, иногда на торгу, с барабанным боем и пр. Публиковать о чем, объявлять всенародно, оглашать, обнародовать. -ся, страд. и ·возвр. О торгах публикуется в ведомостях. Недавно еще, отъезжающие за границу должны были публиковаться. Публичный, всенародный, оглашенный, явный, известный. Об этом говорят публично, гласно. Это шулер публичный, отъявленный.

    | Для публики, общества устроенный, народный, общенародный, всенародный, вселюдный;

    | всем обывателям собща, всей гражданской общине принадлежащий. Публичный нотариус, писец. Публичное гуляние, сад. Публичные здания, больницы, театры и пр. Публичное право, часть правоведения, о народных и международных правах и обязанностях. Публицист, писатель, более газетный, журнальный, по современным, общим вопросам, по народному праву.

  3. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  4. Толковый словарь Ожегова

    ПУ́БЛИКА, -и, жен.

    1. Люди, находящиеся где-н. в качестве зрителей, слушателей, пассажиров, а также вообще люди, общество. Театральная п. Читающая п. На публику делать что-н. (напоказ; разг. неод.).

    2. Общество или отдельные лица, объединённые по каким-н. общим признакам (разг. шутл. или неод.). Знаю я эту публику лентяи. Ну и п.!

  5. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  6. Малый академический словарь

    , ж. собир.

    1.

    Лица, находящиеся где-л. в качестве посетителей, зрителей, слушателей.

    [Дулебов:] Какая публика? Гимназисты, семинаристы, лавочники, мелкие чиновники! Они рады все руки себе отхлопать, по десять раз вызывают Негину. А. Островский, Таланты и поклонники.

    Председатель объявил перерыв в заседании суда, публика с шумом начала выходить из зала. Степанов, Семья Звонаревых.

    || разг. Люди, народ.

    [Бобров и Нина] остановились на самом краю платформы, где совсем не было публики. Куприн, Молох.

    2. разг. шутл. или неодобр.

    Общество или отдельные лица, объединенные по каким-л. общим признакам.

    — И вы хороший, и дочка ваша хорошая и все у вас тут добрые, веселые, радушные… Такая великолепная публика, что и сказать не умею! Чехов, Верочка.

    — Почему же твой Чистяков не выступит и другие? — Ты понятия не имеешь о нашей публике, — сказал Тулин. — Кому охота ссориться с Денисовым! Гранин, Иду на грозу.

    [От лат. publicus — общественный]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    (общество)

    Ср. Das Publicum, das ist ein Mann,

    Der alles weiss und gar nichts kann.

    С человеком публика сходство имеет,

    Который все знает и ничего не умеет.

    Ludwig Robert. Das Publicum. l, 19.

    Ср. Jeder, sieht man ihn einzeln, ist leidlich klug und verständig;

    Sind sie in corpore, gleich wird euch ein Dummkopf daraus.

    Каждый, отдельно взятый, сносно умен и понятлив,

    А как вместе они — будет пред вами глупец.

    Schiller. Gedichte.

    Ср. Le public! combien faut-il de sots pour faire un public?

    Публика! сколько нужно глупцов, чтоб составить публику?

    Chamfort.

    См. мужик умен.

  9. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  10. Толковый словарь Ушакова

    ПУ́БЛИКА, публики, мн. нет, собир., жен. (от лат. publicus - общественный). Лица, находящиеся где-нибудь в качестве зрителей, слушателей. «Публика повалила из залы к читальне.» Чехов. Театр полон публики. Лекция собрала много публики. На закрытые заседания суда публика не допускается.

    || Обычные посетители спектаклей, концертов, выставок, любители искусства (разг.). Публика хорошо знает и ценит актеров.

    || Вообще - люди, общество (разг.). Читающая публика. «Публика была, что называется, разношерстная.» А.Тургенев.

    || Укоризненно-насмешливое обращение к человеку, группе людей (прост. устар.). Ну, и публика!

  11. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  12. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    1.

    Лица, находящиеся где-либо в качестве зрителей, слушателей, посетителей.

    отт. Определенный круг зрителей, посетителей, читателей.

    2.

    Люди, народ, общество.

    отт. разг. Группа людей, имеющих что-либо общее.

  13. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  14. Словарь нумизмата

    Неаполитанская медная монета, чеканенная с 1599 г. до конца 180го века.

  15. Источник: Словарь нумизмата



  16. Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    пу́блика уже у Петра I; см. Смирнов 248. Через польск. publika или нем. Publikum (XVII в.) из ср.-лат. pūblicum (vulgus) "простой народ" (Клюге–Гётце 459); см. Преобр. II, 147; Христиани 53.

  17. Источник: Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера



  18. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен.;
    только ед.;
    коллект. audience;
    public играть/работать на публику ≈ to play to one's audienceж. собир.
    1. public;
    (в театре и т. п. тж.) audience;
    широкая ~ the general public, the public at large;

    2. разг. (люди, народ) people.

  19. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  20. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж

    Publikum n; Zuschauer m pl(зрители)

  21. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  22. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    публикаPublikum

  23. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    публика ж Publikum n 1; Zuschauer m pl (зрители)

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    публикаAudienz

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж.

    public m; audience f(слушатели)

    читающая публика — ensemble m des lecteurs

    театральная публика — public théâtral

    широкая публика — grand public

  29. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж.

    público m

    широ́кая пу́блика — amplio público

    рабо́тать (игра́ть) на пу́блику — tratar de granjearse a los espectadores; tratar de cautivar al público

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж. собир.

    1)pubblico m

    широкая публика — largo / grosso pubblico

    иметь успех / пользоваться успехом у публики — successo presso il pubblico

    делать что-л. на публику — fare qc per scena

    2)разг.(люди) gente f; popolo m

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Энциклопедический словарь

    ПУ́БЛИКА -и; ж. [от лат. publicus - общественный] собир.

    1. Лица, находящиеся где-л. в качестве посетителей, зрителей, слушателей. Благодарная п. Собрать на лекцию публику. Смех в публике.

    2. Разг. Люди, общество. Широкая п. Театральная, читающая п. Куда подевалась вся п.? Работать на публику (напоказ). / Разг. Неодобр. Об обществе и отдельных лицах, объединённых по каким-л. признакам. Ну и п.! Знаю я эту публику - болтуны.

  35. Источник: Энциклопедический словарь



  36. Сводная энциклопедия афоризмов

    Публика

    Искусство * Автор * Библиотека * Газета * Живопись * Книга * Литература * Мода * Музыка * Поэзия * Проза * Публика * Танец * Театр * ФантазияПублика -

    Интересуйся не количеством, а качеством твоих почитателей: не нравиться дурным для человека похвально. -


    • Сенека (Seneca)

    Публика, вечно сбитая с толку, в своем восторге воздвигает вам статуи и ломает их, чтобы ими же разбить вам голову. -


    • Вольтер (Voltaire)

    Нет другого средства отомстить публике, как заставить ее рукоплескать вам. -


    • Гольдони Карло (Goldoni)

    Есть два способа живо заинтересовать публику в театре: при помощи великого или правдивого. Великое захватывает массы, правдивое подкупает отдельных лиц. -


    • Гюго Виктор. Victor Hugo.

    Не удивительно ли, что публику, когда она хвалит нас, всегда считают компетентным судьей, но как только она нас порицает, признают неспособной говорить о произведениях ума. -


    • Лихтенберг Георг (Lichtenberg)

    Публика любит, чтобы с нею обходились как с женщинами, которым говори лишь то, что им приятно слышать. -


    • Гете (Goethe)

  37. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  38. Энциклопедия социологии

    (от лат. publicus - общественный) - англ. public; нем. Publikum. Формально не организованная группа, члены к-рой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте; именно с т. зр. этих интересов воспринимает П. информацию.

  39. Источник: Энциклопедия социологии



  40. Толковый словарь по социологии

    (от лат. publicus - общественный) - англ. public; нем. Publikum. Формально не организованная группа, члены к-рой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте; именно с т. зр. этих интересов воспринимает П. информацию.

  41. Источник: Толковый словарь по социологии



  42. Социология: Энциклопедия

    - регулятивный идеал демократической формы правления; социологический феномен; норма и принцип, во имя которого возможна критика демократических институтов; центральная категория либерально-демократической теории. Получила развитие в виде понятий "публичного пространства" (Арендт - ) и "публичной сферы", или "публичности" и "общественного мнения" (приведены основные варианты перевода на другие языки разработанного Хабермасом понятия die Offentlichkeit).

    Между этими концепциями есть три ключевых отличия. Во-первых, если Арендт мыслит П. как группу людей, видящих друг друга (как на греческой агоре), то, развивая ее идеи, Хабермас делает акцент не столько на видимости членов П. друг для друга, сколько на их слышимости друг для друга, возможной благодаря росту книгопечатания и складыванию массовой коммуникации. Для Арендт в описании П. важны пространственные метафоры (такие как "пространство появления", "город и его стены"). Хабермас предпочитает описывать ее как виртуальную общность, идентичность которой складывается с ростом печатных изданий и образована общностью тех, кто читает, пишет и интерпретирует. Во-вторых, если Арендт констатирует упадок публичной сферы в условиях модерности, то Хабермас отмечает возникновение в ходе Просвещения новой формы публичности - П. частных индивидов, вместе обсуждающих общественные проблемы, опираясь на текст печатно высказавшего свое мнение автора. В-третьих, для Арендт публичное пространство есть арена действий людей, совершаемых ими перед лицом друг друга. Тем самым публичность для нее связана с прямым взаимодействием индивидов, разделяющих ту или иную систему ценностей, что составляет залог того, что они правильно интерпретируют действия друг друга. Напротив, Хабермас мыслит публичную сферу как принципиально внеличностный феномен, в котором не столько осуществляются действия, сколько происходит коммуникация, обмен информацией, мнениями. В понимании Хабермаса публичная сфера десубстанциализируется.

    Нарастание сложностей осуществления принципов представительной демократии в Европе и Северной Америке привело в начале 20 ст. к критическому пересмотру понятия "П.", ярким выражением чего явилась работа У. Липмана "Публика-фантом". В полемике с этим элитистским и пессимистическим трудом Д. Дьюи в работе "Публика и ее проблемы", также признавая "утрату П.", попытался сформулировать концепцию радикальной демократии, согласно которой индивиды могут быть конституированы в качестве демократических граждан, если будут возрождены ранние американские демократические идеалы. Исследователи отмечают в связи с этим сильные ностальгические настроения, свойственные многим работам, посвященным П. и организованным вокруг следующего тропа: некогда публичная сфера существовала во всем своем цвете, сегодня, когда вкус к коллективному обсуждению и участию утрачен, она искажена и ослаблена. Для Арендт предметом ностальгии был дух античной агоры, для Дьюи - публичные собрания в городах Новой Англии в 18-19 вв., для Хабермаса - европейские кофейни. П. (независимые граждане) сама править не может, она может лишь контролировать действие административной власти, правительственных институтов и направлять их в необходимом направлении.

    Хабермас подразделяет "сильную", институциональную, и "слабую", неформальную, П. Первая - организованная, формальная - наделена прерогативами принятия и достижения решений. Вторая - неорганизованная, неформальная - есть "публичная сфера", формирующая общественное мнение, распознавая новые проблемы, которые нуждаются в широком рассмотрении людьми, свободными от бремени принятия решений. Поэтому основные черты "слабой" П. - открытость, спонтанность, плюрализм. Публичная сфера понимается поздним Хабермасом как открытая сеть перекрывающихся "субкультурных П.", имеющих подвижные временные, социальные, субстанциальные границы. В пределах гарантированных конституционными правами, структуры такой плюралистической сферы развиваются более или менее спонтанно. Течения публичной коммуникации направляются масс-медиа и проходят через различные П., неформально развивающиеся внутри организаций (Хабермас). Поэтому публичная сфера, с одной стороны, не может быть организована, администрирована, заключена в замкнутые общности, а с другой стороны, не может составлять единую и недифференцированную аудиторию. Публичная сфера состоит из множества подсфер, которые функционируют самостоятельно, но связаны друг с другом множеством нитей. Существование некоторых из них обусловлено географическими факторами (национальные, региональные, городские границы). В основе возникновения других может лежать интерес к определенной теме (социальной или образовательной политике, искусству или религии, науке или кинематографу и т.д.). Одни виды П. (дискуссии между собравшимися в кафе) более спонтанны, чем другие (добровольные объединения, читатели периодических изданий, участники общественных движений). П. отличаются также и по масштабу: от постоянных взаимодействий лицом-к-лицу до абстрактной публичной сферы, порожденной масс-медиа. Публичная сфера всегда есть, по выражению А. Феррара, публика публик. Коммуникативные потоки не подлежат регуляции с помощью четко фиксированных процедур, поэтому публичная сфера неограничена и гибка, представляя собою существенный ресурс для тематизации новых потребностей. Публичная сфера, согласно Хабермасу, есть неформальная сеть для обмена информацией и точками зрения. Подобно жизненному миру в целом, публичная сфера воспроизводится через коммуникативное действие, для которого достаточно владения родным языком. В основе участия в ней лежит общая постижимость повседневной коммуникативной практики. С жизненным миром - "резервуаром простых взаимодействий", откуда происходит публичная сфера, она связана иначе, нежели составляющие его основные подсистемы, такие как религия, система образования, семья (главные функции которых - воспроизводить жизненный мир). Повседневное использование языка для коммуникации создает социальное пространство. Публичная сфера связана с жизненным миром как отражение социального пространства. Если для традиционных обществ были характерны замкнутые метафоры социального пространства (форум, арена, сцена), то для сложных современных обществ есть смысл говорить о создаваемом электронными масс-медиа виртуальном социальном пространстве, расширяющем для каждого потенциального участника возможность вмешательства в процессы коммуникации. Публичную сферу можно определить поэтому как виртуальное пространство, в котором выделяются и обсуждаются общественно значимые темы и формируется общественное мнение. Поскольку публичная сфера не существует ни в формальных, системных контекстах, ни в приватных, - к примеру, семейных связях, ей необходима организационная поддержка. Публичная сфера поддерживается гражданским обществом - сетью ассоциаций, организаций и движений, черпающих свои цели и ценности из публичных дебатов.

    Хабермас выделяет три основных типа участников публичной сферы. Участники первого типа приходят в нее "извне": из организованных и формально структурированных контекстом в поисках главного ресурса, которым располагает публичная сфера - влияния. В этом случае публичная сфера инструментально используется членами политических партий, разного рода лоббистами, членами парламента или правительства. Участники второго типа пополняют публичную сферу "изнутри", ратуя за те или иные общественные интересы, институциональные реформы, новые права, отстаивая те или иные коллективные идентичности. Наконец, третий тип - журналисты, деятели масс-медиа, которые контролируют отбор тем, текстов и авторов, циркулирующих в публичной сфере.

    Публичный разум - понятие, введенное Д. Роулсом в работе "Политический либерализм" (1993), близкое понятию дискурсивной сферы, состоящей из т.наз. публичного знания, то есть общих оснований, на которых принимаются общие решения и ограничивающих "территорию", в пределах которой возможно публичное убеждение. Публичный разум не тождествен "перекрывающемуся консенсусу", отличаясь от (единожды) достигнутого совпадения мнений динамичностью, способностью порождать новые консенсусы. Подчинение суждений индивида доводам публичного разума продиктовано уважением к социальным идеалам (в этом смысле публичный разум есть переформулировка темы "общего блага").

    Публичный разговор - понятие, с помощью которого ученица Хабермаса С. Бенхабиб пытается оттенить существо постиндустриальной "новой публики" - не обладающей никаким местом в пространстве, потому что локализована сразу во множестве мест и в пределе включающей в себя бесконечное количество голосов. "Членство" в ней означает лишь отправку и получение электронных сообщений. В отличие от тех аналитиков, которые связывают будущее демократии с электронными медиа, Бенхабиб фиксирует следующее противоречие между резко возросшим доступом к публичным средствам коммуникации и ослаблением качества публичных дебатов. Публичная сфера сегодня - сфера нарциссической самопрезентации ( Нарциссизм).

    Граница между интимностью и публичностью в современную эпоху стерта. Р. Барт называет эту "публичность приватного" "новой общественной ценностью", подчеркивая, что "взрыв приватного на публике", то есть публичное потребление приватного, есть процесс глубоко амбивалентный. С одной стороны, он отрицает границу между двумя категориями, с другой стороны, он от нее существенно зависит. В итоге граница постоянно переопределяется. Публичность и интимность, общественное и частное, публичное и приватное взаимозависимы, составляют бинарную оппозицию. С возникновением государственных институтов модерности и становлением капиталистической экономики термин "приватное" стал относиться к широкому кругу феноменов: во-первых, к домашнему хозяйству, во-вторых, к экономическому порядку рыночного производства, обмена, распределения и потребления, в-третьих, к сфере гражданских, культурных, научных, художественных ассоциаций, функционирующих в рамках гражданского общества. Бинарная оппозиция "приватное/публичное" в последние три десятилетия подверглась серьезной критике со стороны феминистских авторов, настаивающих на ее пересмотре. Если в начале этого перосмысления речь по преимуществу шла о расширении участия женщин в жизни публичной сферы, то впоследствии внимание исследователей переключилось на защиту privacy в условиях роста государственной и негосударственной бюрократии в современных обществах. Приватное определяется как те аспекты жизни и деятельности, куда личность имеет право не допускать других, то есть не то, что исключают публичные институты, но то, что сама личность предпочитает держать подальше от публичного внимания (А. Янг).

    Е.Г. Трубина

  43. Источник: Социология: Энциклопедия



  44. История слов

    Внушить, воня. В сущности, та же далекость от мифологических и идейных основ церковной речи, тот же эстетический отбор звучных и понятных слов и выражений, но уже с оттенком игривой иронии, характеризуют отношение к «славенскому» языку со стороны тех продолжателей Карамзинского дела, которые стали приспособлять Карамзинский стиль к буржуазным вкусам 20—30-х годов... Любопытно вспомнить отзыв В. К. Кюхельбекера о стилистических замечаниях А. А. Бестужева по поводу церковнославянизмов: «Невежество... особенно обнаруживается в суждениях об языке и слоге, например, Бестужев не знает или не хочет знать, что внуши на славянском синоним глаголу внемли, что воня слово отнюдь не низкое, а принадлежащее церковному языку и пр.» (Дневник В. К. Кюхельбекера, 125).

    (Виноградов. Язык Пушкина, с. 53).

  45. Источник:



  46. История слов

    См. сцена

  47. Источник:



  48. Тезаурус русской деловой лексики

  49. Источник:



  50. Толковый словарь Даля

  51. Источник: