Словарь Брокгауза и Ефрона

    Анджело (Poliziano) — знаменитый итал. гуманист и поэт (1454—94). Род. в Монте-Пульчиано, от латинского названия которого происходит его литературное имя (его звали, собственно, Angelo degli Ambrogini); образование получил во Флоренции; обеспеченный благодаря покровительству Лоренцо Медичи, стал преподавать греческую и латинскую литературу, а также философию. 20-ти лет от роду он выступил с итальянскими стансами — "Stanze per la giostra", поражающими поэтическим одушевлением, изяществом образов, тонким пониманием природы. Подражая отчасти Феокриту, Вергилию и некоторым итальянским поэтам, П. все же написал нечто оригинальное и до неузнаваемости слил местами воедино свои заимствования из различных поэтов. Ему принадлежат также различные мелкие стихотворения — баллады, канцоны и т. д., — порою приближающиеся к народной поэзии, несмотря на свой классический наряд. Большой популярностью пользовалась и драматическая поэма П. "Orfeo", навеянная отчасти Вергилием, Овидием и Феокритом. Впоследствии П. превратил ее в трагедию с хорами, под названием "Orphei tragoedia" (некоторые ученые, впрочем, сомневаются в принадлежности этой переделки самому П.). П. писал также разнообразные сочинения на очень хорошем латинском языке, напр. буколические поэмы, а также греческие эпиграммы. Он обладал большой эрудицией, прекрасным знанием античных литератур; об этом свидетельствуют его "Комментарии к пандектам", его "Miscellanea" — собрание критических заметок к произведениям греческих и латинских авторов — и переводы с греч. на латин. язык. Объясняя античных писателей, П. старался употреблять новые критические приемы, строго анализировать текст, сличать рукописи. Резкие нападки на ученых старого закала и их метод доставили П. немало врагов и вызвали оживленную полемику. Как человек, П., подобно многим другим гуманистам, был не безупречен. Для устройства карьеры он был готов сближаться с сильными мира, каковы бы они ни были, при случае льстить им; он был близок к семейству Медичи в такую пору, когда они возбудили против себя общее негодование своим деспотизмом. Как знаток древних литератур, представитель широко понятой критики и мастер итальянского языка, П. занимает видное место среди писателей эпохи Возрождения. С П. познакомился во время своего пребывания в Италии Максим Грек, многим ему обязанный и впоследствии, уже находясь в Москве, с уважением и похвалой отзывавшийся о нем. Новейшие издания "Orfeo" и стихотворений П. появились в 1863 и в 1885 г. (оба — во Флоренции). Издание других его сочинений — "Prose volgare inedite e poesie latine edite e inedite" (Флоренция, 1867). См. Menche, "Historia vitae inque litteras meritorum A. Politiani" (Лпц., 1736); Bonafons, "De A. P. vita et operibus" (П., 1846); Ад. Гаспари, "История итал. литературы" (рус. перев. К. Бальмонта, т. II, М., 1897); Del Lungo, "La patria e gli antenati di A. P." (Флоренция, 1870); Aless. d'Ancona e Orazio Bacci, "Manuale della letter. italiana" (т. II, Флоренция, 1897).

    Ю. Веселовский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Poliziano; настоящая фамилия — Амброджини; Ambrogini)

    Анджело (14.7.1454, Монтепульчано, — 28 или 29.9.1494, Флоренция), итальянский поэт-гуманист, филолог. В незаконченной поэме в октавах «Стансы о турнире» (1478, изд. 1518) воплощён идеал совершенного человека эпохи Возрождения. П. написал несколько элегий на латинском языке и поднял жанры тосканской народной поэзии (риспетти, баллаты, майские песни) до уровня лучших образцов ренессансной любовной лирики. Автор исторического соч. «Записки о заговоре Пацци» (1478). Его пьеса в стихах «Сказание об Орфее» (пост. 1480) — первый образец светской ренессансной драмы на национальном языке.

    Соч.: Tutte le poesie italiane, [Mil., 1952]; Rime, [Roma, 1965].

    Лит.: Дживелегов А. К., «Орфей» в литературе и на сцене, в кн.: Полициано А., Сказание об Орфее, М. — Л.. 1933; Де Санктис ф., История итальянской литературы, т. 1, М., 1963; Lo Cascio R., Poliziano, [Palermo, 1970].

    Р. И. Хлодовский.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Полициано

    ПОЛИЦИАНО Анджело (Poliziano, настоящее имя Ambrogini Angelo, 1454—1494) — итальянский писатель, гуманист. Р. в Тоскане, в г. Монтепульчано, в семье юриста. Получил тщательное образование, окончив университет (Studie) во Флоренции, где преподавали молодые гуманисты. Рано проявил исключительные способности к стихосложению, начав писать греческие и латинские эпиграммы, элегии и пр. В 15 лет П. принялся за перевод «Илиады» на латинский яз. и выполнил его так удачно, что получил прозвище «гомеровского юноши». Дружественные отношения с «некоронованным государем» Флоренции Лоренцо Медичи способствовали укреплению положения П. Энциклопедическое образование позволило П. стать профессором латинской и греческой литературы во Флоренции (1480—1494); его содержательные и яркие лекции привлекали избранную аудиторию. Выдающимся памятником филологической критики того времени является сборник филологических заметок П. «Miscellanea» (Смесь, 1489). Тонким знатоком классических памятников, талантливым критиком проявил себя П. также в своих «Praelectiones» (Вступления, 1480—1486), представляющих собой собрание вступительных лекций Полициано к комментированным им античным писателям; некоторые из этих «Вступлений», написанные гекзаметром, известны под названием «Silvae» (Леса) в силу сходства с одноименным произведением Стация. В описаниях обычаев и суеверий горожан, в удачных картинах природы во всей силе сказался реализм П. (стихотворные «Вступления» к сельским поэмам Гесиода и Вергилия — «Rusticus» (1483) и о значении поэзии — «Nutricia» (1486)). Флорентийская тирания в лице Медичи нуждалась в талантливых поэтах для поддержания блеска двора и создания образцовых произведений, лишенных всякой политической тенденциозности, нежелательной для правительства. П. был как нельзя более пригоден для осуществления этих задач; по природе падкий до наживы, он не раз обращался в стихах за помощью, доходя до прямого попрошайничества в своих стремлениях получить более выгодные бенефиции. Лоренцо Великолепный, зная слабость клирика-поэта, удовлетворял его просьбы. Не без участия Медичи П. получил предложение написать пьесу об Орфее («La favola di Orfeo», напис. 1471, изд. 1494) для придворного спектакля в Мантуе. П. использует старую форму духовной мистерии (традиционный пролог, октава, отсутствие деления на акты, несменяемость декорации при многопланной сценической конструкции и пр.), изменяя эту форму для передачи чисто ренессансного языческого содержания. Античные образы сменяют в «Сказании об Орфее» привычный круг действующих лиц мистерии. Художественная отделка произведения отличается большой тонкостью и изяществом. «Сказание об Орфее» знаменует начало итальянской «ученой» комедии. Наиболее совершенное поэтическое произведение Полициано — поэма «Stanze per la giostra» (Стансы для турнира), написанная с целью прославления турнира, устроенного в 1475 Джулиано Медичи (брат Лоренцо) в честь своей возлюбленной. Поэма осталась незаконченной — написано 125 октав первой книги и 46 — второй. В этой поэме, не свободной от влияния латинских поэтов и особенно Клавдиана, П. дал законченный образец придворной поэзии со свойственной ей бессодержательностью, изысканным стилем и звучностью стиха. В «Стансах» звучат мотивы «золотого века», «возвращения к природе», столь популярные в позднейшей европейской литературе. Наряду с интересом к античной литературе Полициано характеризует и повышенный интерес к народной итальянской поэзии (ср. Лоренцо Медичи, см.), в духе которой им написан ряд превосходных лирических стихотворений.

    Образцом прозы П. служат его письма и дневник. Цицероновский стиль его писем живо сочетается с непринужденностью и остроумием.Библиография:

    I. Opera, Venezia, 1498, Р., 1512, Basel, 1554; A. Poliziano’s Tagebuch (1477—1479), hrsg. v. A. Wesselski, Jena, 1929; Сказание об Орфее, перев. С. В. Шервинского, ред. и комментарии А. К. Дживелегова, изд. «Academia», M.—Л., (1933).

    II. Mahly J., Angelus Politianus, Lpz., 1864; Micheli Р., La vita e le opere di A. Poliziano, Livorno, 1916; Rho E., La lirica di A. Poliziano, Torino, 1923; Vaccarelle G., Poliziano, Torino, 1925; Розанов М. Н., Анджело Полициано, вступ. ст. к указ. выше русскому переводу; Дживелегов А. К., «Орфей» в литературе и на сцене, там же.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Poliziano), Анджело (наст. имя - Амброджини, Ambrogini) (14.VII.1454 - 28.IX.1494) - итал. поэт-гуманист. Друг и придворный поэт Лоренцо Медичи, воспитатель его сыновей. В 1480-94 - проф. греч. и лат. лит-ры во Флорентийском ун-те. Вместе с Л. Медичи способствовал возрождению итал. поэзии в 15 в., положил начало светскому гуманистич. театру (пьеса "Сказание об Орфее", 1471, рус. пер., М.-Л., 1933). П. - автор поэмы "Стансы на турнир" ("Stanze di messer", не окончена, 1475, 1 изд. - Bologna, 1494), мн. стихов на древних яз., переводов греч. авторов на лат. яз. Написал по заказу Л. Медичи произв. "О заговоре Пацци" ("Della congiura dei Pazzi...", 1 изд., (s. 1.), 1478, новое изд. - Padova, 1958), к-рое, несмотря на тенденциозность (в интересах Медичи), является важным источником по истории заговора.

    Соч.: Tutte le poésie italiane, Mil., 1952.

    Лит.: Il Poliziano e il suo tempo, Firenze, (1957).

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия