Словарь Брокгауза и Ефрона

    особое наклонение в индоевропейских, а также и некоторых других языках, означающее, что подлежащее глагола, стоящего в этом наклонении, не само является носителем действия, выраженного данным глаголом, а побуждает другое лицо производить это действие. Так, санскр. pátami значит "я лечу", а К. pâtáyâmi = "заставляю лететь". Иначе такие глагольные образования называются в научной терминологии еще фактитивными глаголами (verba factitiva). Основа К. образуется в индоевропейских языках при помощи суффикса — eio (санскр. — ауа) и других близких к нему образований, к которым уже присоединяются личные окончания. В позднейшем санскрите возможно даже образование полной системы спряжения со всеми временами и наклонениями от основы К. Суффикс К. присоединяется всегда к основе, тождественной по вокализму корня с именными отглагольными основами на суффикс о, т. е. представляющей вторую полную ступень вокализма: санскр. vahámi = везу, греч. έχω из Fεχω, лат. veho представляют первую полную ступень, а К. санскр. vâháyâmi, греч. οχέομαι из Fοχέομαι — вторую. Тот же суффикс с родственными ему формами употребляется для образования итеративных (см.) глаголов, так что значение К. не всегда соединено с ним. Так, мы имеем остатки К. в русск. языке: топить = делать теплым, морить = заставлять умереть, но рядом находим итеративные формы совершенно одинакового образования: носить рядом с несу, возить рядом с везу.

    С. Булич.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Толковый словарь Ефремовой

    м.

    Семантическая категория, отражающая наличие в семантической структуре предложения каузатора (лексически выраженного или подразумеваемого), который мыслится как причина (инициатор) ситуации, описываемой предложением.

  3. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  4. Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  5. Источник:



  6. Справочник по этимологии и исторической лексикологии

  7. Источник: