Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Palladio, 1508—80) — знаменитый итал. архитектор последней поры эпохи Возрождения. В своих постройках отличался гениальной трактовкой архитектурных форм древнеримского зодчества и искусством соблюдать гармонию в распределении частей сооружения. Главной ареной деятельности П. был его родной город, Виченца. Здесь находится одно из его первых по времени произведений — базилика, начатая постройкой в 1549 г. и заменившая собой старую городскую ратушу. Это грандиозное здание построено из мрамора, в стиле Возрождения; в нижнем его этаже находятся помещения для магазинов, а в верхнем — обширное зало заседаний городского совета. Самым лучшим из дворцов, выстроенных П., следует считать палаццо Чьерегати (ок. 1566), в котором оба этажа украшены полуколоннами мягкой, изящной формы. В настоящее время в этом здании помещается городской музей. Меньшими достоинствами отличаются: палаццо Тьене, в котором художник чересчур гнался за грандиозностью, палаццо Барбарано (1570), обремененный излишними украшениями, и палаццо Вальморано (1566), страдающий изысканной эффектностью. Из прочих произведений П. в Виченце замечательны: Олимпийский театр, сооруженный в стиле древнеримских театров, видоизмененном сообразно вкусу эпохи Возрождения, и находящаяся за городом так наз. Ротонда — купальное здание, обставленное четырьмя ионическими портиками. Кроме Виченцы, П. трудился в Венеции, где под конец своей жизни состоял архитектором республики. Из его венецианских построек заслуживают быть упомянутыми церкви Спасителя (li Redentore, 1576) и С. Джорджо Маджоре, внешняя отделка которой была окончена уже по смерти П. афхитектором Скамоцци, а также недостроенный клуатр монастыря делла-Карита. Еще более, чем практической строительной деятельностью, П. прославился своим главным литературным трудом, весьма ценившимся долгое время трактатом об архитектуре (Quatro libri dell'architectura", 4 т., 1776—83). О жизни и трудах этого художника писали Томазо Теменца (1762), Антонио Магрини (1845), Дзанелла (1880), Л. Феррари (1880) и Барикелла (1880).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Палладио (Palladio; собственно — ди Пьетро, di Pietro) Андреа [30.11.1508, Падуя (?),— 19.8.1580, Виченца], итальянский архитектор. Сын каменщика. С 1524 занимался резьбой по камню в Виченце. Сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино, участвуя в строительстве его виллы в Криколи (Венето); под руководством последнего получил архитектурное и разностороннее гуманистическое образование. Для обмера античных памятников ездил в Верону, Рим, Сплит (Хорватия), Ним (Франция). Искусство П., основанное на глубоком изучении античного зодчества и впитавшее влияния венецианской ренессансной архитектуры, является одной из вершин культуры Позднего Возрождения. Первое значительное произведение П.— так называемая Базилика в Виченце: П. обстроил дворец Раджоне 13 в. мраморной двухъярусной аркадой (начата в 1549), сочетающей римскую величавость с венецианской свободой и ритмическим богатством. Там же П. возвёл многочисленные дворцы (палаццо: Тьене и Кьерикати, см. илл., — оба начаты в 1550; Вальмарана, начато в 1566; так называемая лоджия дель Капитанио, 1571), представляющие собой, как правило, кирпичные постройки с ордерным оштукатуренным фасадом. Античный ордер становится для П. не столько незыблемым нормативом архитектурного образа, сколько материалом для многообразнейших вариаций, с невиданной до сих пор гибкостью учитывающих конкретные условия строительства. Благодаря ордеру П. осмысляет стену не как аморфную массу кладки, а как тело, имеющее основание, среднюю несущую часть и завершение. С этим связано частое использование так называемого большого ордера, охватывающего несколько этажей. Развивая почти все сложившиеся до него разновидности палаццо и добавив к ним много новых, П. добивался естественной связи фасада с планом (преодолевая контраст фасада и внутреннего двора, характерный для палаццо Высокого Возрождения), а всего здания в целом — с городской застройкой. Концепция открытой архитектуры, гармонически сливающейся с окружающей средой, с особой силой проявилась в виллах П., проникнутых элегически-просветлённым чувством природы (виллы: «Ротонда» близ Виченцы, 1551—1567, окончена в 1580—91 архитектором В. Скамоцци; Барбаро-Вольпи в Мазере близ Тревизо, 1560—70, см. илл.). В церковных зданиях, принадлежащих к позднему периоду его творчества (венецианские церкви: Сан-Джорджо Маджоре, 1565—80, см. илл.; Иль Реденторе, окончена в 1592, см. илл.), П., совмещая на фасаде большой ордер с малым, сумел органически соединить мотив античного храмового портика с базиликальным внутренним пространством, исполненным ясного покоя. В театре Олимпико в Виченце (1580—85, окончен архитектором В. Скамоцци), являющемся одним из первых театральных зданий нового времени, амфитеатр сопоставлен с оптически-иллюзорной сценой (с 5 улицами, сходящимися в искусственно усиленной перспективе). П. прославился также трактатом «Четыре книги об архитектуре» (1570), где описал осуществленные и неосуществленные замыслы, изложил систему ордеров и реконструкции памятников античного зодчества (истолковав в ренессансном духе Витрувия); кроме того, П. опубликовал трактат «Римские древности» (1554) и «Комментарии к Юлию Цезарю» (1575). П. оказал огромное влияние на развитие европейского зодчества, вызвав к жизни течение в классицизме 17—18 вв. (см. Палладианство).

    Соч. в рус. пер.: Четыре книги об архитектуре, 2 изд., М., 1938.

    Лит.: Аркин Д. Е., Палладио в Виченце, в его кн.: Образы архитектуры, М., 1941; Всеобщая история архитектуры, т. 5, М., 1967, с. 290—308; Bolletino del Centro di studi d▓architettura «Andrea Palladio», с 1958 (изд. продолж.); Pane R., Andrea Palladio, Torino, 1961; Ackermann J., Palladio..., Harmondsworth, 1966.

    М. Н. Соколов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Palladio, Andrea)

    (1508-1580), выдающийся итальянский архитектор позднего Возрождения. На примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения (преимущественно в римском варианте) могут быть творчески переработаны и использованы, т.е. сделал классический язык архитектуры общедоступным и универсальным. Его опыт оказался особенно ценным для зодчих 17-18 вв. Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее название палладианства. Палладио родился 30 ноября 1508 в Падуе; вскоре семья переехала в Виченцу, где в основном и протекала его творческая деятельность. Гуманист Джанджорджо Триссино (1478-1550) стал его покровителем и убедил сменить имя архитектора Андреа ди Пьетро (Andrea di Pietro) на псевдоним Палладио (от греч. Палладион: так называлась статуя богини Афины Паллады, которая, согласно верованиям афинян, защищала город от врагов). Именно по совету Триссино будущий архитектор отправился учиться в Рим, а по возвращении знаменитый гуманист стал его первым заказчиком. В 1545 Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики в Виченце. Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (т.н. палаццо, или дворцов) и загородных резиденций (вилл). К раннему периоду творчества Палладио относятся проекты вилл Годи в Лонедо (1540) и Пизани в Баньоло (1544). В обоих случаях он создал прекрасные образцы сочетания архитектуры и природного ландшафта. Умение подчеркнуть гармоничность постройки, искусно разместив ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему и в дальнейшем при сооружении вилл Мальконтента (1558), Барбаро-Вольпи в Мазере (1560-1570), Корнаро (1566) и, наконец, виллы "Ротонда" (или Капра) в Виченце (1551-1567). Последняя по праву считается самой совершенной постройкой архитектора. Это квадратное в плане здание с ионическими шестиколонными портиками на каждом фасаде. Все четыре портика ведут к круглому центральному залу, перекрытому невысоким куполом под черепичной кровлей. В оформлении фасадов вилл и городских домов Палладио обычно применял большой ордер, как это можно видеть на примере палаццо Кьерикати в Виченце (1550). Огромные колонны возвышаются на стилобатах (каменных плитах под колоннами) - обычных, как в палаццо Вальмарана (начато в 1566) и в незаконченной Лоджии дель Капитанио (1571), или очень высоких, целиком поглощающих первый этаж, как в палаццо Тьене (1556). В конце своего творческого пути Палладио обратился к церковной архитектуре. Ему принадлежат церковь Сан Пьетро в Кастелло (1558), а также Сан Джорджо Маджоре (1565-1580) и Иль Реденторе (1577-1592) в Венеции. Незадолго до смерти архитектор создал проект театра Олимпико, который был впоследствии построен Виченцо Скамоцци. Умер Палладио в Виченце 19 августа 1580. Палладио завоевал огромную известность не только как архитектор, но и как автор трактата Четыре книги об архитектуре (1570), который был переведен на многие языки. В этом сочинении, представляющем собой ренессансную интерпретацию трактата Витрувия Десять книг об архитектуре, наряду с обмерами античных памятников Италии и Франции он поместил рисунки и схемы, иллюстрирующие разработанные им самим принципы архитектурной композиции. Его творчество оказало влияние на развитие классицистического направления в европейском зодчестве 17-18 вв. В Англии последователями Палладио стали И.Джонс и К.Рен, во Франции - архитекторы, работавшие по заказам французских королей Людовика XIV и Людовика XV, в Италии - В.Скамоцци.

    ЛИТЕРАТУРА

    Палладио А. Четыре книги об архитектуре. М., 1936 Всеобщая история ахритектуры, т. 5. М., 1967

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Палла́дио Андреа

    (Palladio), настоящая фамилия ди Пьетро (di Pietro) (1508—1580), итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца (палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце), загородной виллы («Ротонда» близ Виченцы, 1551—67), церковные здания (Иль Реденторе в Венеции, окончено в 1592). Творчески осмыслил ордерную систему, добивался связи здания с городской или природной средой. Творчество Палладио и его трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570) способствовали становлению и развитию палладианства.

    * * *

    ПАЛЛАДИО Андреа

    ПАЛЛА́ДИО (Palladio) (наст. фам. ди Пьетро, di Pietro) Андреа (1508—80), итальянский архитектор. Представитель Позднего Возрождения(см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)). На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца (палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце), загородной виллы («Ротонда» близ Виченцы, 1551—67), церковного здания (Иль Реденторе в Венеции, окончено в 1592). Творчески осмыслил ордерную систему, добивался связи здания с городской или природной средой. Творчество Палладио и его трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570) способствовали развитию палладианства(см. ПАЛЛАДИАНСТВО). * * *

    ПАЛЛА́ДИО (Palladio) Андреа (наст. имя Андреа ди Пьетро делла Гондола, di Pietro della Gondola) (30 ноября 1508, Виченца — 19 августа 1580, там же), итальянский архитектор, теоретик архитектуры. Крупнейший мастер эпохи Высокого и Позднего Возрождения в Северной Италии.

    Сын каменщика. Работал в Падуе в мастерской резчиков по камню. В 1524 переселился в Виченцу, где сблизился с гуманистом Дж. Дж. Триссино. Под его руководством начал изучать архитектуру (принял участие в постройке его виллы Криколи) и получил разностороннее гуманистическое образование. Изучая античные памятники, выезжал в Верону (1538—1540), Рим (1541—1548; 1550—1554) и другие города. С 1558 работал в Венеции.

    Базилика в Виченце

    Первой серьезной работой Палладио была так называемая Базилика в Виченце (1546—1549), перестроенная из Палаццо делла Раджоне 13 в. (городская ратуша, расположенная на центральной площади города). «Базиликой» эту постройку назвал сам архитектор, в задачу которого входило придать зданию новый облик. Окружив ядро ратуши с большим центральным залом (52 х 21 м) галереями в виде двухъярусной ордерной аркады (и соединив таким образом элементы лоджии(см. ЛОДЖИЯ) и архитектуры итальянского палаццо(см. ПАЛАЦЦО)), Палладио придал ей торжественный характер монументального общественного сооружения. Мотив трехпролетной арки повторяется во всех четырех фасадах. Широкая полуциркульная арка покоится на малых сдвоенных (парных) колоннах у арочного основания и обрамлена с двух сторон большими колоннами дорического ордера в первом этаже и ионического — во втором. Мотив соотношения верхнего и нижнего ордеров, а также широкий разлет арок повторяются в обоих этажах и придают базилике римскую монументальность. В этой постройке формируется одна из основных особенностей творческого метода Палладио — он создает новую систему пропорций ордеров и на ее основе придает особую конструктивную роль стене, которая словно пронизана ордером, придающим ей пластическую объемность и тектоническую ясность.

    Дворцовые постройки

    Зодчий создал новый тип дворца, развив идею атриумно-перистильного дома Витрувия(см. ВИТРУВИЙ), в котором пространство развито по глубинной оси. Сложившемуся в 15 в. строгому и замкнутому пространству флорентийского палаццо с четким плоскостным решением фасада Палладио придал более динамичное композиционное решение. Ранние дворцы в Виченце (палаццо Тьене, 155О-1551; Изеппо да Порто, 1552; Вальмарано, 1566) еще связаны с типом флорентийского палаццо 15 в. Ордерное решение фасадов плоскостное, а центральные, симметричные входу неперистильные дворы обстроены монументальным аркадами, в разнообразных решениях которых уже можно предугадать свободное и новаторское отношение к использованию ордерных элементов, которое будет присуще зрелым работам мастера. Индивидуально и самостоятельно в конструктивном решении палаццо Кьерикати, начатое в 1550. После Базилики это одно из самых монументальных сооружений Виченцы. В нем соединены черты небольшого дворца и общественного сооружения, применен тот же прием соединения элементов лоджии и палаццо. Два яруса больших дорических колонн в первом этаже и ионических во втором окружают в виде галерей анфилады залов с центральным большим залом во втором этаже, выходящем стеной на фасад. Благодаря глубоким лоджиям в первом и втором этажах стена фасада приобретает объемность и рациональную тектонику, в которой ощущается предвосхищение принципов классицизма(см. КЛАССИЦИЗМ).

    Виллы

    Созданные Палладио сельские резиденции — виллы — были приспособлены для ведения сельского хозяйства и отвечали потребностям аристократии области Венето (Венеции), вкладывавшей денежные капиталы в земельные угодья. Виллы Палладио чрезвычайно разнообразны в композиционном решении — от роскошных (Бадоэр во Фратта Полезина, 1565; Корнаро в Пьомбино, 1564; Фоскари в Мальконтента, 1560-е годы; Барбаро в Мазер, близ Виченцы, 1560—1570-е годы) до более скромных (Эмо в Фанцоло; Дзено в Чессальто, Сарачено в Финале, Пойяна в Пойяна, Маджоре, все 1560-е годы).

    В ориентации самого здания виллы, являющегося главным композиционным ядром по отношению к наиболее красивым местам окружающего ландшафта, всегда присутствует тонкий расчет. Постройка разворачивается фронтально к дороге, воде или долине. Фасад зданий дополнен портиком и окружен глубокими лоджиями, связь с садом осуществлена при помощи широких лестниц и пандусов. Композиция ансамбля строго симметрична — от парадного сада и подъездов через главный портик или аркаду, предшествующую парадным залам, к лоджии или портику противоположной стороны дома, выходящей во второй сад. Служебные постройки часто в виде боковых флигелей, в которых тоже используются элементы ордера, примыкают к центральному объему здания, составляя с ним единое целое в конструктивном и декоративном решениях. Подлинным шедевром Палладио является вилла Ротонда в Виченце (начата в 1561, достроена В. Скамоцци). Это первая центрическая купольная постройка светского назначения. Здание выстроено в пропорциях золотого сечения(см. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ) по типу бельведера(см. БЕЛЬВЕДЕР) с круглым, перекрытым куполом залом со световым фонарем и расположенными вокруг него по сторонам фасадов легкими ионическими шестиколонными портиками с лестницами. Выстроенная на холме изящная вилла доминирует в окружающем пространстве. Хозяйственные помещения заглублены в холм по сторонам главного подъездного пути. Композиционные приемы Палладио были восприняты европейской архитектурой и определили характер загородных резиденций неопалладианского типа в 17 и 18 столетиях.

    Культовые постройки

    Принципиально новое решение было присуще и трем культовым постройкам в Венеции — церквам Сан-Франческо делла Винья (проект Фасада 1562), Сан-Джорджо Маджоре на острове того же названия (проект 1565, завершена В. Скамоцци к 1610), Иль Реденторе (1576—1592) на острове Джудекка. Палладио трактует фасад, как бы налагая более узкий четырехколонный высокий портик, соответствующий центральному нефу базилики, на более широкий и низкий портик, охватывающий габариты боковых нефов. Подобное совмещение на фасаде как бы двух объемных портиков, разнообразное использование большого и малого ордеров четко выражает тектоническую структуру церквей, графический рисунок портиков четко читается с отдаленного расстояния. Пространство интерьеров имеет развитие за алтарем в виде длинного сводчатого хора, отделенного от алтарного пролета колоннадой: прямой и двухъярусной (Сан Джорджо Маджоре) или полукруглой (Иль Реденторе), напоминающей театральную кулису. Светский характер интерьерам церквей Палладио придает классическое спокойствие отделки из белого мрамора, сдержанность скульптурного и живописного декора.

    Поздние общественные постройки

    Строительство Лоджии дель Капитанио (1571), расположенной напротив Базилики в Виченце, совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто. Здание имеет триумфальный характер, композиционно напоминая римскую триумфальную арку, в скульптурном рельефе боковых фасадов изображены взятые у турок трофеи. Плоскость стены здесь утверждается иными средствами, чем в Базилике. Два этажа объединены мощными полуколоннами коринфского(см. КОРИНФСКИЙ ОРДЕР) ордера. Арки первого этажа, прямоугольные окна второго и маленькие квадратные третьего (аттикового(см. АТТИК)) разделены на фасаде горизонтальными линиями балконов. Сильно вынесенный карниз дополняет подчеркнутые горизонтальные членения стены, которые совершенно погашаются колоссальным ордером лоджии. Благодаря экспрессивному сочетанию вертикальных и горизонтальных членений пластическое решение фасада обретает почти барочную напряженность.

    Подлинным шедевром Палладио явился театр Олимпико, сооруженный для открытой им Олимпийской Академии в Виченце (1580—1585, окончен В. Скамоцци).

    Он представляет собой переосмысленный зодчим вариант античного театрального здания. Небольшой высокий амфитеатр, вмещающий 100 тысяч человек, с каменными скамьями-ступенями обнесен сверху колоннадой, увенчанной скульптурными статуями. Амфитеатр примыкает к сцене, приподнятой над полом зала и обнесенной стенами с трех сторон. Но в отличие от античного театра пространство сцены развито в глубину, сцена имеет постоянную богатую архитектурную декорацию (колоннады двух ордеров, пилястры, ниши, сандрики(см. САНДРИК), скульптурный декор из стукко(см. СТУККО)), зрительный зал и сцена перекрыты общим плоским потолком. Сквозь центральный проем в виде арки и четыре боковых проема, сделанных в заднике оптически-иллюзорной сцены, видны расходящиеся улицы города (или сходящиеся в искусственно усиленной перспективе). Элементы иллюзорной барочной перспективы, включенные в композиционное решение сцены, явились оригинальным нововведением зодчего, предвосхитив решения архитекторов и сценографов барокко(см. БАРОККО).

    В предельно ясных и лаконичных композициях построек Палладио проявилось творческое отношение выдающегося зодчего к античности. В них воплотился гармонический сплав рационального и эмоционального начал. Архитектуре и литературному наследию Палладио («Римские древности», 1554; комментарии с рисунками к Витрувию, изданные Д. Барбаро, 1556; «Четыре книги об архитектуре», 1570 и др.) суждено было сыграть исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и классицизма в 17 и 18 столетиях и вызвать к жизни направление в архитектуре классицизма — палладианство(см. ПАЛЛАДИАНСТВО).

  7. Источник: Энциклопедический словарь