«Земские финансы (дополнение к статье)»

Земские финансы (дополнение к статье) в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Земские финансы (дополнение к статье)»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    — На основании Высочайше утвержденных 8 июня 1893 г. правил оценки недвижимых имуществ для обложения земскими сборами (см. соотв. статью) министром финансов утверждена 4 июня 1894 г. подробная инструкция о порядке производства оценочных работ; 14 сент. 1905 г. утверждена новая инструкция. Законом 18 янв. 1899 г. изменены правила 1893 г., ввиду выяснившейся невозможности для уездных земских управ справиться с возложенным на них делом и дороговизны оценочных работ (в течение 5 лет ни в одной губернии работы не были закончены). Председательство в губернской оценочной комиссии возложено, вместо губернского предводителя дворянства, на губернатора, и в состав ее включены вице-губернатор и члены губернской земской управы. Собирание и разработка сведений, необходимых для установления общих оснований оценки недвижимых имуществ, и составление предположений об общих основаниях оценки возложены вместо уездных земских управ на губернские. Уездные оценочные комиссии освобождены от установления общих оснований оценки и призываются только к даче заключений по предположениям губернской комиссии. Установлен ежегодный отпуск из государственного казначейства по миллиону рублей для распределения между губернскими земствами по соображению с количеством земли, облагаемой земскими сборами, и числом отдельных владений. После окончания этих работ в данной губернии назначенная на губернию сумма поступает в распоряжение земства для расходования на общих с земскими сборами основаниях. 26 июня 1901 г. министром финансов утверждены новые правила расходования пособий на производство земских оценочных работ. С введением по положению 6 июня 1894 г. казенной продажи вина (см. соотв. статью) земства, подобно городам, лишились доходов, получавшихся от сборов с патентов на заводы и заведения для выделки и продажи вина, почему в возмещение этих сборов установлено временно вознаграждение из казны в размере, соответствующем среднему, полученному за последнее 5-летие сбору, а министру финансов предоставлено по соглашению с министром внутренних дел изыскать другие источники для вознаграждения городов и земств. Положение 8 июня 1898 г. о государственном промысловом налоге (см. соотв. статью) определяет земский сбор с торговых документов в следующих размерах: с цены промысловых свидетельств на торговые предприятия I и II разряда (включая и ярмарочные), на промышленные предприятия первых 5 разрядов, а также с цены промысловых свидетельств, выбираемых на пароходные предприятия — не свыше 15 %, а с цены всех прочих промысловых свидетельств — не свыше 10 %. Существующий в Царстве Польском сбор с торговых документов в пользу губернского земского дорожного сбора установлен со всех выдаваемых в Царстве, кроме г. Варшавы, промысловых свидетельств, в размере 10 % с их цены. На ходатайства, последовавшие со стороны многих земств об увеличении этих отчислений, министерство финансов ответило, что вопрос этот может быть разрешен лишь при общем пересмотре земского обложения торговли и промыслов. Законом 22 марта 1899 г. изменен порядок распределения сумм, поступающих в уплату поземельных сборов. Наибольшее значение из изданных за это время в области З. финансов имеет закон 12 июня 1900 г. о предельности земского обложения, мотивированный желанием предупредить чрезмерное обременение населения земскими сборами. По этому закону земские сборы с недвижимых имуществ не могут быть повышаемы по усмотрению земств более, нежели на 3 % в год, кроме случаев, когда увеличение сборов свыше нормы обусловливается увеличением числа или размеров недвижимых имуществ, подлежащих земскому сбору. Неиспользование норм повышения в одном или нескольких годах может служить основанием для повышения сметы в последующие годы. В тех случаях, когда выполнение внесенных в земские сметы расходов потребует увеличения сборов свыше 3 %, губернатор, если признает проектируемое земским собранием повышение сборов посильным для населения, утверждает сметы согласно предположениям земств; если же губернатор найдет повышение обложения непосильным для населения, то министры внутренних дел и финансов имеют право, при невозможности сократить какие-либо земские расходы, выдавать земским учреждениям воспособление из особого кредита (в 1903 г. израсходовано на это 420 тыс. руб.) и вместе с тем входит в государственный совет с представлениями об отнесения на будущее время некоторых земских расходов на средства казны. Тем же законом земские учреждения освобождены от некоторых расходов общегосударственного характера (помещения воинских присутствий, квартирное довольствие полиции и судебных следователей и др.), всего на сумму 1450 тыс. руб. По окончании оценок предельный размер земского обложения должен быть определен в процентном отношении исчисленной по оценочным данным ценности и доходности недвижимых имуществ. Другим законом того же 12 июня 1900 г. преобразованы земские сборы в Закавказье. Значительное количество законов и постановлении издано относительно земских дорожных капиталов главным образом по инициативе министерства финансов, видевшего в сооружении местных дорог одно из средств для облегчения сельскохозяйственного кризиса. Законом 3 июня 1895 г. земские учреждения всех 34 губерний и земские сборы в 14 неземских губерниях Европейской Россия освобождены от расходов на содержание крестьянских и мировых судебных учреждений и губернских статистических комитетов. Суммы земских сборов, освобождающиеся от этих расходов, обращаются в распоряжение губернского земства и губернских распорядительных комитетов на образование специальных дорожных капиталов, которые расходуются на улучшение существующих путей сообщения и на сооружение и содержание шоссейных дорог, имеющих значение для местных сельскохозяйственных, промышленных и коммерческих интересов. Благодаря этой реформе в распоряжение губернских земских учреждений 34 губерний на потребности дорожного дела предоставлено ежегодно свыше 6 млн. руб., а в распоряжение губернских распорядительных комитетов 14 неземских губерний — свыше 2 1/2 млн. руб. 6 ноября того же года м-ром финансов утверждены подробные правила о порядке образования, хранения и расходования дорожных капиталов в 34 земских губерниях. По закону 2 июня 1898 г. на составление дорожных капиталов производится ежегодно из доходов земства 34 губерний обязательное отчисление в размере, соответствующем процентному отношению суммы, ассигнованной по губернской и уездным земским сметам за 1895 г. на поименованные выше учреждения, к общему итогу доходов, исчисляемому по подлежащей земской смете. Законом 8 февраля 1899 г. предоставлено министру финансов, по соглашению с министром внутренних дел, выдавать из государственных средств губернским земским учреждениям наиболее нуждающихся губерний процентные (3,8 %) ссуды на устройство и улучшение местных путей сообщения с возвратом из поступлений дорожного капитала. Размер ссуды не должен превышать 70 % среднего за последние 3 года отчисления из земских сборов на образование дорожных капиталов. Законом 21 декабря 1898 г. установлено образование дорожных капиталов в губерниях Лифляндской и Эстляндской. 3 мая 1899 г. Высочайше утверждены правила о порядке составления, хранения и расходования дорожных капиталов в неземских губерниях. Положение 29 мая 1900 г. о ссудах на сельскохозяйственные улучшения открыло земству кредит на улучшения, имеющие значение для целой губернии или уезда; размер и условия ссуд определяются в каждом случае по соглашению министров земледелия, финансов и внутренних дел. Положением комитета министров 20 июня 1902 г. предоставлено министру внутренних дел, в виде временной меры, в течение 3 лет по ходатайствам губернских земских собраний разрешать губернским земствам заем из свободной наличности губернских продовольственных капиталов на мероприятия по улучшению крестьянского хозяйства. 9 июня 1897 г. министром внутр. дел утверждена инструкция по составлению земских смет в 34 губерниях. Законом 10 мая 1904 г. объединены с казенными недоимки земских сборов, числящиеся на крестьянских наделах (см. Поземельный налог).

    Статистика.

    В "Русских Ведомостях" (1902, № 1) подведен итог расходам на местные и государственные потребности, покрывавшиеся в 1900 г. земскими сборами во всей империи, за исключением Царства Польского, казачьих областей и Закаспийской области. Общая сумма земских расходов на 1900 г. составляла 10 6 922 тыс. руб., т. е. в среднем — 96,6 коп. на душу населения. По местностям расходы на 1900 г. распределяются так:

    Тыс. руб. На 1 душу (коп.) 34 земских губерний 88095 137,4 14 неземских губерний Европ. России 9637 39,8 Закавказский край 3411 70 Сибирь 2887 50,3 Степные области 815 33,6 Семиреченская область 305 30,8 Туркестанский край 1301 31,1 Лифляндия и Эстляндия*) 471 27,4 106922 96,6

    *) Исключительно на образование дорожного капитала, устройство и содержание мест заключения и заведений приказов общ. призрения.

    В земских губерниях расходы по расчету на душу населения превышают расходы прочих местностей в 3,2 раза, а самые высокие из них — Закавказского края — почти в 2 раза. Такая разница в значительной степени объясняется тем, что в этих губерниях из общих земских средств удовлетворяются многие потребности, удовлетворение которых в прочих местностях лежит частью на отдельных классах населения, частью на натуральной повинности. З. расходы растут непрерывно и значительно. За 1881—1900 гг. они по 48 губерниям Европейской России и по Сибири возросли с 43672 тыс. руб. до 100619 тыс. руб., т. е. увеличились на 130,4 %, причем в 34 земских губ. — с 37998 тыс. руб. до 88095 тыс. руб., или на 131,8 %, в 14 неземских губ. и Сибири — с 5674 тыс. руб. до 12524 тыс. р., или на 120,7 %. Размер прироста в обеих группах оказывается таким образом почти одинаковым: в земских губерниях среднее годовое увеличение составляет 6,5 %, в неземских — 6,3 %. На 1000 руб. расхода приходится:

    Земск. губ. 14 неземск. губ. Закавк. Сибирь Сред. Азия Медицинская часть 276 177 116 275 163 Народное образование 174 81 36 138 130 Дорожная повинность 111 299 161 43 81 Правительственные учреждения 78 95 582 368 385 Уплата долгов 113 25 7 — — Земское управление 99 20 15 7 — Разные 23 124*) — 33 60 Образование капиталов 31 — — — — Общественное призрение 17 79 12 21 — Экономические мероприятия 26 2 1 — 70 Ветеринарная часть 20 29 12 38 24 Места заключений 10 40 44 37 24 Запасная сумма 22 29 14 40 63

    *) На содержание православного духовенства в 9 западных губерниях.

    Общая сумма З. сборов (кроме Лифляндии и Эстляндии) достигла к исходу XIX века 76765 т. р., что на душу населения составляет 70,3 коп. Наибольшая сумма сборов — 60857 т. р. — приходится на 34 З. губернии (91,4 коп. на душу); в 14 незем. губ. земские сборы составляют 8062 т. р. (33,2 к. на душу), в Закавказье — 2879 т. р., или 59,2 к. на душу, в Сибири — 2620 т. р., или 45,7 к., в среднеазиатских владениях 2247 т. р., или 29,6 коп. В Закавказском крае сборы почти всецело (97,2 %) падают на "дымы", в Средней Азии — главным образом (85,9 %) на "кибитки". В Сибири небольшая часть (6,9 %) распределяется по душам. В остальных местностях источниками обложения служат: торговля и промышленность (дополн. к госуд. сбору), земля, торговые и промышленные помещения, недвижимые имущества в городах и жилые дома в уездах. Между этими предметами сборы, в процентах к общей сумме, распределяются так:

    Земск. губ. 14 неземск. губ. Сибирь С торговых документ. 7,5 17,9 17,9 С земли 70,2 71,2 67,0 С фабричных и промышл. помещений 13,4 4,0 3,3 С городских недвижимостей 7,5 6,9 4,9 С жилых домов в уездах 1,4 — — Подушный сбор — — 6,9

    Таким образом, главным источником З. обложения во всех губерниях, кроме указанных, служит земля.

    По З. сметам в 34 губерниях Европейской России на 1902 г. определены следующие расходы:

    Тыс. руб. Участие в расходах правительственных учреждений 5696 Содержание З. управления 8880 " мест заключения 904 Сост. дорожных капиталов 6157 Дорожная повинность 3716 Народное образование 17923 Обществ. призрение 1712 Медицинская часть 27165 Ветеринарная часть 2235 Расходы по содействию экономическому благосостоянию населения 2973 Уплата долгов 7278 Разные расходы 3056 Отчисление на образование капиталов 3746 Запасная сумма 1792 Всего 93233

    Доходы по тем же сметам определены на 1902 г.:

    Тыс. руб. Свободная наличность 1671 Недоимки 6205 Доходы с З. имуществ и оброчных статей 444 Сбор с документов на право торговли и промыслов 4209 Сборы с недвижимых имуществ 66698 Разные сборы 730 Разные поступления 1061 Пособия земству и возврат расходов 12252 Всего 93270

    К 1 января 1902 г. З. сборов в недоимке числилось в 34 3. губерниях 39655 тыс. руб. З. долгов к тому же времени насчитывалось 40283 тыс. руб., в том числе: казне 5875 тыс. руб., частным лицам 4628 тыс. руб., собственным капиталам 22512 тыс. руб., губернским земствам 7268 тыс. руб. К 1 января 1902 г. состояло З. капиталов по счетам 159514 тыс. руб., а находилось в наличности 96331 тыс. руб. Из 159 5 13 тыс. руб. приходилось на долю страхового капитала 75564 тыс. руб. (47,4 %), на капиталы медицинский и общественного призрения 16899 тыс. руб. (10,6 %), оборотный 16061 тыс. руб. (10,1 %), запасный 11445 тыс. руб. (7,2 %), а на остальные 39544 тыс. руб. (24,7 %). Общая стоимость З. недвижимых имуществ составляла к 1 января 1902 г. 64148 тыс. руб.

    В неземских губерниях было назначено З. расходов по сметам на 1902 и 1905 гг. (в тыс. руб.):

    1902 г. 1905 г. 14 неземских губерний 10092 14814 Закавказье 3966 4692 Сибирь 2887 3339 Степной край 874 971 Семиреченская область 331 381 Туркестан 1364 1407 Лифляндия и Эстляндия 491 503 Всего 20005 26107

    Из приведенной таблицы видно, что бюджет неземских губерний возрос сравнительно с 1902 г. на 6102 тыс. руб., или на 30 %. Главное увеличение произошло по смете 14 неземских губерний Европейской России — на 4722 тыс. руб., или 47 %: это увеличение объясняется сильным ростом бюджета губерний Белорусских и Юго-Западных, в которых в 1903 и 1904 гг. введено положение 1903 г. об управлении земским хозяйством. Бюджет этих 6 губерний возрос с 6248 тыс. руб. до 10319 тыс. руб., или на 65 %.

    Литература

    о З. финансах до 1896 г. указана в издании департамента окладных сборов: "Опыт систематического указателя русской литературы о З. повинностях" (1896); этим же департаментом издается с 1899 г. "Библиографический указатель З. оценочно-экономической литературы" (до 1905 г. вышло 5 вып.). См. П. Леруа-Болье, "Местные налоги" ("Народное Хоз.", 1900, VI, VII); "Доходы и расходы земств 34 губерний по сметам на 1895, 1900 и 1901 гг." (разработано в статистич. отделении департамента окладных сборов); "Свод сведений о З. доходах, расходах и капиталах" за 1893—1900 гг., изд. хоз. департамента мин. внутренних дел (1895—1903); этим же департаментом издан в 1903 г. "Свод сведений о доходах и расходах, назначенных по З. сметам 34 губерний на 1901 и 1902 гг."; Н. Домнин, "Доходы и расходы земств 34 губерний по сметам 1903 г." ("Саратовск. Земск. Нед.", 1903, XII; 1904, II, IV, VI — VII); M. Мыш, "Уcтав о З. повинностях" (3-е изд., 1900, и дополн. 1903 г.); В. Вирюкович, "З. финансы" ("Сев. Вестник" 1896, IX); С. Г—ин, "З. расходы" ("Нов. Слово", 1896, III, V); Н. Нечаев, "З. промысловое обложение" ("Русская Мысль", 1897, X); В. Д. Кузьмин-Караваев, "Предельность З. расходов и обложения" (1900); П. Майков, "По поводу нового издания устава о З. повинностях" ("Журн. Мин. Юстиции", 1900, II); К. Купалов, "З. повинности а и З. финансы" ("Нар. Хоз.", 1903, IV, V); его же, "З. бюджеты и недоимочность населения" ("Нар. Хоз.". 1903, VI); Т. И. Тихонов "З. реформа и З. хозяйство в Сибири и Туркестане" ("Нар. Хоз.", 1905, III, IV). Много статей по З. финансам имеется в З. периодических изданиях, особенно в "Саратовской Земской Неделе". По З. финансам в иностранных государствах: "Местное управление и местные повинности в Австрии", изд. департамента окладных сборов (1901); В. А. Лебедев, "Местные налоги в Италии" ("Русское Экономическое Обозрение", 1903, XI); Н. Авинов, "Местные финансы во Франции" ("Сарат. Земская Нед.", 1904, IX); "Органы местного управления и местные повинности во Франции", изд. дпт. окладн. сборов (1896); "Местное управление и местные повинности в Англии", изд. департамента окладных сборов (1897); Н. Цытович, "Местные расходы Пруссии в связи с теорией местных расходов" (Киев, 1898); К. Th. Eheberg, "Gemeindefinanzen" ("Handw. der Staatsw.", 2 изд., IV т., 1900). Там же указана литература на иностранных языках, а также во 2-м вып. курса профес. И. Х. Озерова, "Финансовое право" (М., 1905).

    Н

    . Ив—ко.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона