«Юго-Восточные железные дороги»

Юго-Восточные железные дороги в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Юго-Восточные железные дороги»

Источники

    Словарь Брокгауза и Ефрона

    общим протяжением 3244 версты — состоят во владении акционерного общества и составились путем слияния (в 1893 г.) частных железных дорог Грязе-Царицынской и Козлово-Воронежско-Ростовской и казенных Орловско-Грязской и Ливенской; последние переданы обществу Юго-восточных железных дорог в аренду на срок по соглашению министров путей сообщения и финансов и государственного контролера, но правительство имеет право изъять их из арендного владения не иначе как при одновременном выкупе прочих дорог общества. Тогда же обществу предоставлено было сооружение магистральной линии Балашов-Харьков (600 верст), с ветвями. С 1 февраля 1896 г. обществу Юго-восточных железных дорог переданы были в аренду участки казенной Донецкой дороги: Зверево-Дебальцево-Попасная-Лисичанск и Дебальцево-Хапенетовка, с примыкающей к этим участкам Луганской ветвью. Вскоре, однако, общество усиленно стало ходатайствовать об освобождении его от невыгодной аренды казенных дорог; с 1 января 1897 г. изъята из аренды общества узкоколейная Ливенская железная дорога, переданная правительством обществу Московско-Киево-Воронежской железной дороги, а в 1902 г. оно освобождено также от аренды Донецких участков. Об основной линии общества, Грязе-Царицынской, см. соотв. статью. Что касается Козлово-Воронежско-Ростовской линии, то концессия на первое ее отделение (Козлов-Воронеж) выдана была 12 августа 1866 г. без особых исследований и без всякой конкуренции, по ходатайству воронежского земства. "Дорога эта, — замечает А. А. Головачев ("История железнодорожного дела в России", стр. 71), — представляет первый пример спекулятивного предприятия со стороны государственно-общественного учреждения, и притом совершенно вопреки земскому положению и вообще существу подобных учреждений". К моменту слияния с Грязе-Царицынской железной дорогой акции Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги находились в руках французских банкиров.

    Образование общества Юго-восточных железных дорог явилось результатом нового направления русской железнодорожной политики в начале 90-х гг., под влиянием С. Ю. Витте. Неся огромные убытки по гарантии многих бездоходных частных дорог и не усматривая, с другой стороны, оснований ждать особых выгод от казенной эксплуатации, правительство остановилось на мысли использовать в интересах расширения сети и увеличения доходности ее те из существующих железнодорожных обществ, которые сумели поставить находившиеся во владении их дороги на должную высоту. Эти ожидания не оправдались: ряд неурожаев, общий экономический кризис, чрезмерное расширение строительных операций, больше рассчитанных на прилив новых средств из казны, чем на будущие доходы от сооружаемых линий, — все это привело к оскудению некогда благонадежных обществ. В последнее время правительство вынуждено ежегодно приплачивать значительные суммы (по гарантии) на покрытие обязательных платежей общества Юго-восточных железных дорог.

    Результаты эксплуатации за 1902 г.

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    | а) Данные о движении:                      | Число перевезенных (в   | Средний пробег (в       | Средняя выручка с       |

    |                                                          | тысячах)                         | верстах)                      | версты (в коп.)              |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Пассажиров                                       | 4298                               | 127                             | 0,8400                           |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Багажа и др. перевозок большой       | 3464                               | 411                             | 0,0590                           |

    | скоростью (пуд.)                                |                                       |                                    |                                     |

    |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | Грузов малой скорости (пуд.)             | 388928                            | 261                             | 0,0227                           |

    --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    ------------------------------------------------------------------------------

    | b) Валовой доход            | 33158000 руб.             |

    |----------------------------------------------------------------------------|

    | Расход                           | 21975900 руб.             |

    |----------------------------------------------------------------------------|

    | Чистый доход                 | 11182100 руб.             |

    ------------------------------------------------------------------------------

    Этого чистого дохода не хватало на покрытие обязательных платежей по процентам (на облигационные займы) и по аренде Орловско-Грязской линии, составивших в общем сумму 12272000 руб.

    Расходы по отделам:

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    | I. Правление общества, контроль сборов и общие расходы                      | 2588000 руб.             |

    |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | II. Управление дорогой, врачебная и материальная части                        | 864000 руб.               |

    |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | III. Надзор за путем и зданиями, содержание и ремонт их                        | 4779000 руб.             |

    |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | IV. Движение, телеграф и телефоны                                                        | 4142000 руб.             |

    |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | V. Тяга поездов, содержание и ремонт подвижного состава                    | 7843000 руб.             |

    |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | VI. Особые обязательные расходы                                                          | 718000 руб.               |

    |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | VII. Чрезвычайные расходы                                                                     | ?                               |

    |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | VIII. По финансовым оборотам                                                                 | 172000 руб.               |

    |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|

    | IX. Таксировка служебных перевозок                                                       | 870000 руб.               |

    ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Стоимость дорог общества на 1 января 1903 г. определена в 305 млн. руб., а вместе с Орловско-Грязской — в 344 млн. руб.

    М. Т.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона