Словарь Брокгауза и Ефрона

    р. Нижегородской губ., прав. прит. р. Теши. Берет начало в юго-вост. углу Нижегородского у. близ с. Старое Поле, протекает по границе Нижегородского у. с Арзамасским, прорезывает потом сев.-зап. угол последнего и затем течет по южн. части Горбатовского у. вплоть до границы с Муромским, где впадает в р. Тешу, прит. р. Оки. Дл. до 140 вер., шир. от 3 до 10 саж.; глуб. 1/2 — 4 арш. Заливная долина С. большею частью неширока (до 1 вер.), близ границы Арзамасского у. с Горбатовским в заливной долине р. образовался целый ряд больших озер, которые частью слились между собою, частью лежат отдельно. На берегу озера Широкого (6 вер. длиною и от 1 до 1 1/2 вер. шириною) расположено с. Пустынь, основанное, по преданию, отшельниками и бродягами. Берега С. низменные, песчаные, лесистые, местами болотистые и торфянистые. Течение С. медленное, загражденное во многих местах мельничными плотинами.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    река в Горьковской области РСФСР, правый приток р. Тёши (бассейн Оки). Длина 196 км, площадь бассейна 2730 км2. В верхнем и среднем течении в пойме встречаются карстовые воронки. Питание преимущественно снеговое. Половодье в апреле — мае. Средний расход воды в 71 км от устья 2,4 м3/сек. Замерзает в ноябре — начале декабря, вскрывается в апреле. Сплавная.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    DIM. of Сергей;

  5. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  6. Энциклопедия кино

    «СЕРЕЖА», СССР, Мосфильм, 1960, ч/б, 80 мин.

    Киноповесть. По одноименной повести В. Пановой.

    Сереже, герою фильма — шесть лет. Открытие мира — самая распространенная формула во всех описаниях этого дебюта Таланкина и Данелия, что, конечно, отражает его смысл, но далеко не весь. Это одновременно и открытие героя, который, несмотря на свой нежный возраст, предстает не как tabula rasa, а как самостоятельная личность, проходящая проверку в по-своему серьезных жизненных испытаниях. Счастливо придуман Пановой и передан режиссерами начальный эпизод, в котором Сережа сообщает окружающим потрясшую его новость: «У меня есть сердце!». А это ничто иное, как обнаружение «Я», начало рефлексии, исток вечного внутреннего диалога, сравнявшего эту кроху с Гамлетом.

    Авторская тонкость в том, что он не переходит в диалог внешний: никто из ребят не понимает сережиного восторга. Герой и должен был в этот момент остаться один. Стоит разомкнуть ситуацию вовне — масштаб и драматизм события исчезнут. Так и во всем фильме: присущие ему легкость, акварельность относятся к способу рассказа, а не к его сути.

    Сережа получает в подарок новенький велосипед. Велосипед снят с точки зрения мальчика, как в значительной степени и вся картина, и предстает сверкающим фетишем, волшебным, чуть ли не живым существом. Мальчик зачарован. История с велосипедом — печальная история любви, где Сережа опять один. И не столько от того, что соседские ребята надолго оседлали его машину, а он оказался в роли наблюдателя, сколько потому, что для них велосипед — всего лишь велосипед. Ситуация осложнена тем, что в сережиной душе с этой его любовью соперничает стыд показаться жадным.

    Эпизод почти лишен диалога, но так поставлен Таланкиным и Данелией, так сыгран юными исполнителями и прежде всего Борей Бархатовым, что вся психологическая подоплека происходящего ясна без слов. Режиссеры оттягивают ожидание катастрофы. Чего стоит этот забор, за которым вихляя скрываются гонщики. Кажется, что именно там, в недоступном для сереженых глаз месте сейчас случится что-то ужасное. И когда, наконец, велосипед превращается в груду железок, то громкие рыдания несчастного героя воспринимаются как знак избавления от невыносимой муки. В следующем эпизоде зритель видит Сережу, спокойно катающимся на отремонтированном велосипеде. Любовь ушла, и для него это теперь тоже всего лишь машина с педалями.

    Другое испытание, ставшее нешуточной проверкой на мужество — история с татуировкой. Ребята восхищаются моряком, приехавшим погостить в их поселок. Для них он идеал настоящего человека. Увидев его однажды без рубашки, они понимают, что «настоящий человек» должен быть татуирован и немедля берутся за дело. Сережа не отстает от старших, но, конечно, оказывается последним в очереди.

    Здесь режиссеры во второй раз удачно используют прием ожидания, когда основное действие отгорожено какой-то «ширмой», проницаемой лишь для звуков и нещадно провоцирующей воображение. Казалось бы, что после экзаменов на мужество и щедрость Сережу можно присоединить к многочисленному отряду его экранных сверстников, всегда готовых к полезным для общества делам и подвигам. Однако все его внутренние победы ничего не значат вовне, где они бессмысленны или даже вредны.

    В самом начале фильма у Сережи появляется отчим. О родном отце — ни слова. Сережа — ничей сын, он просто ребенок. Всем хорошим в себе Сережа никому не обязан. Традиция требовала, чтобы юный герой обязательно получил своего рода инициацию: от настоящего взрослого героя, от старого рабочего. В «Сереже» инициация тоже есть, но ироническая. Эта та же история с моряком и татуировкой.

    Нечто похожее на серьезный ритуал возникает в разговоре с отчимом о слове «надо». Однако Коростылев — это не учитель или духовник, а скорее адвокат Сережи во взрослом мире. Он единственный из старших, кто понимает, что имеет дело с самостоятельной личностью. Именно он всем стилем своих отношений с пасынком отрицает патерналистскую традицию. Сережина мама, напротив, старается ее сохранить. В этом суть горячего спора между ними после того, как их ребенок назвал «дураком» завзятого шутника дядю Петю. Фильм был отмечен большим призом «Хрустальный голобус» Карловарского фестиваля 1960 года, призом «Золотая голова Паленке» на фестивале в Акапулько (1960), был признан лучшим фильмом 1960 года по опросу журнала «Советский экран».

    В ролях: Боря Бархатов, Сергей Бондарчук (см. БОНДАРЧУК Сергей Федорович), Ирина Скобцева (см. СКОБЦЕВА Ирина Константиновна), Наташа Чечеткина, Сережа Метелицын, Юра Козлов, Николай Сергеев (см. СЕРГЕЕВ Николай Васильевич), Любовь Соколова (см. СОКОЛОВА Любовь Сергеевна), Василий Меркурьев (см. МЕРКУРЬЕВ Василий Васильевич), Александра Панова (см. ПАНОВА Александра Петровна), Павел Винник (см. ВИННИК Павел Борисович), Алеша Доценко, Кларина Фролова (см. ФРОЛОВА Кларина), Валентин Брылеев (см. БРЫЛЕЕВ Валентин Андреевич), Вячеслав Бровкин (см. БРОВКИН Вячеслав).

    Режиссеры: Георгий Данелия (см. ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич), Игорь Таланкин (см. ТАЛАНКИН Игорь Васильевич).

    Авторы сценария: Вера Панова (см. ПАНОВА Вера Федоровна), Георгий Данелия (см. ДАНЕЛИЯ Георгий Николаевич), Игорь Таланкин (см. ТАЛАНКИН Игорь Васильевич).

    Оператор: Анатолий Ниточкин (см. НИТОЧКИН Анатолий Дмитриевич).

    Художник-постановщик: В. Нисская.

    Композитор: Борис Чайковский (см. ЧАЙКОВСКИЙ Борис Александрович).

    Звукорежиссер: Лев Трахтенберг (см. ТРАХТЕНБЕРГ Лев).

  7. Источник: Энциклопедия кино