Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Герман, род. в 1864 г.) — голландский драматург и романист. Примыкает к социал-демократической партии; был одно время редактором журнала, отстаивавшего ее основные положения. Многие его произведения переводятся на иностранные яз.; роман его "Город бриллиантов" появился одновременно по-немецки и по-голландски. Г. — сторонник крайнего натурализма; он видимо стремится подражать первоначальной манере Золя, словно забывая, что французский романист к концу жизни писал уже в другом духе. Талант Г., его наблюдательность, прекрасное знакомство с изображаемой им средой, местами тонкий психологический анализ — все это заставляет мириться со многими шероховатостями и крайностями, попадающимися в его творчестве. Современное положение евреев в Голландии он затрагивает в драме "Гетто", романе "Город бриллиантов", повестях и рассказах "Шабаш", "Еврейская проделка", "Похороны" и др. Во всех этих произведениях обрисовка быта и типов местами замечательна, несмотря на несправедливо одностороннее отношение автора к евреям. Социал-демократические идеи Г. отражаются в драме из быта рыбаков: "Надежда", переведенной на все главные европейские языки, в том числе дважды на русский, и в "Oraet labora" (из жизни крестьян и пролетариата).

    См. статью Л. Грапнергауза о Г. в журнале "Das litterarische Echo" (1904, № 17).

    Ю

    . B.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Heijermans)

    Герман (1864—1924), голландский писатель; см. Хейерманс Г.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Гейерманс

    ГЕЙЕРМАНС Герман (Herman Heijermans, 1864—1924) — голландский писатель, один из главных представителей натурализма в голландской литературе; сын журналиста. Ко времени выступления Г. в лит-ре голландский мелкобуржуазный радикализм 80-х годов уже разложился: одна часть его сторонников примкнула к приверженцам эстетизма и «чистого искусства», другая — пришла к социализму. Г. сблизился с последней группой, вступил в соц.-дем. партию и основал ежемесячный художественный журнал «De jonge Gids», в к-ром и опубликовал свои первые рассказы и драмы. Излюбленной темой Г. является гибель мелкой буржуазии под напором крупного капитала. Г. и обрушивается в своих многочисленных драмах (некоторые из них переведены на русский яз.) на капитализм, вскрывая методы капиталистической эксплоатации, как напр. в драмах — «Ghetto» (Гетто, 1898) или «О Hoop van Zegen » (Гибель «Надежды», 1900); в драме «Het Zevende Gebod» (Седьмая заповедь) разоблачается вся ложь буржуазного брака, а в «Allerzielen» (Всех скорбящих) — фальшь церковного учения. Особенно заострены социальные проблемы в «Schakels», «Uitkomst» и «Eva Bonheur». Иногда герои Г. — иронизирующие, смеющиеся сквозь слезы философы (например Мотейс в «De opgaande Zon» — «Восходящее солнце»), или наивно детские натуры (старик Панкрас в «Schakels», больной Ян в «Uitkomst»). Некоторые персонажи его драм погибают молчаливо и покорно, другие, — как Рафаэль в «Гетто», матрос Геерт в «Гибели Надежды », — протестуют против гнета и призывают к сопротивлению.

    Кроме драм Г. написал ряд романов и рассказов: «Trinette» (1893); «Interieurs» (1897); «Kamert jeszonde» (1898); «Diamandstad» (1903) и 19 томиков рассказов — «Schetsen van Falkland» (1896—1915).

    Сила Г. — в реалистическом изображении бедственного положения и страданий мелкобуржуазных слоев (особенно еврейских) и рабочих: рыбаков в «Гибели Надежды », горняков в «Gluck auf», земледельческих рабочих в «Ora et labora», городского пролетариата в «Diamandstad» и «Droomkonnikje». Но по существу Г. в своих социальных воззрениях остается мелкобуржуазным протестантом. Он не понимал исторической роли рабочего класса и в его произведениях напрасно искать классово-сознательного промышленного пролетария.

    Как художник-натуралист Г. любит детали, стремится к точному и всестороннему воспроизведению среды, в которой выросли и действуют его герои. Его стиль слагался гл. обр. под влиянием французского натуралистического романа, сохраняя однако свои особенности. Драмы Г. отличаются сжатым построением, меткими характеристиками и живыми диалогами. Он является самым крупным драматургом в новейшей голландской литературе. На русской сцене шли: «Гибель Надежды » и «Всех скорбящих».Библиография:

    I. Седьмая заповедь, Бытовая ком., перев. Под редакцией М. Гельрота, изд. «Джалита», Ялта, 1904; Гибель «Надежды», Драма из жизни голландских рыбаков, перев. Под редакцией В. Засулич, изд. «Новый мир», СПБ., 1906 (переиздано «Театр. отд. Нар. ком. по просв.», П., 1918); Всех скорбящих, Драма, перев. А. Израильсона, изд. «Антик», М., 1907; То же, перев. Матерна и Воротникова, изд. «Театр. биб-ки Губполитпросвета МОНО»; То же, изд. «Моск. театр. изд-ва», М., 1925; Глаза, или необычайные переживания Иоба, изд. «Вестн. ин. лит-ры», СПБ., 1911; Город бриллиантов (сокр. изд.), перев. С. Ж., Под редакцией и с предисл. А. Г. Горнфельда, изд. «Всемирная литература», П., 1920.

    II. Ankersmit J. F., Ein sozialdemokratischer Theaterkritiker, В., «Neue Zeit», XIX, 1901, стр. 811—814; Его же, In memoriam H. Heijermans, «De socialist. Gids», дек., 1924, стр. 1025—1029.

  5. Источник: Литературная энциклопедия